Полякова (Горячкина)
Елена Ивановна

Полякова (Горячкина) Елена Ивановна

Полякова (Горячкина) Елена Ивановна (1926–2007) – историк театра и театральный критик, искусствовед. Доктор искусствоведения (1970). С 1961 года – сотрудник Отдела театра, с 1991 по 1995 год его возглавляла.

В 1949 году окончила театроведческий факультет ГИТИСа. Работала заведующей отделом истории журнала «Театр» (1952–1961). После идеологического разгрома журнала в конце 1950-х годов пришла в академическую науку.

Елена Ивановна одной из первых исследовала работу МХАТ с советскими драматургами (1959). В монографиях о Станиславском, Москвине, Садовских она реконструировала и анализировала искусство актеров на широком фоне национальной жизни, будучи тонким знатоком русской художественной культуры и быта. 

Поляковой принадлежит заслуга возвращения в русскую культуру творческого и педагогического наследия Л.А. Сулержицкого. В 1970 году она выступила инициатором, составителем, редактором и автором вступительной статьи сборника «Леопольд Антонович Сулержицкий». 

В 1972 году опубликовала исследование «Станиславский – актер», в 1978 году – «Театр Льва Толстого. Драматургия и опыт её прочтения», в 1994 – «Зеркало сцены», в 1995 году – «И. М. Москвин (1874–1946)».

Исследования Е.И. Поляковой посвящены творческим портретам мастеров МХАТ, Малого театра, а также сценическому воплощению классики (А.Н. Островский, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой и др.). В круге её научных интересов находились также мастера изобразительного искусства (Н.К. Рерих, Б.М. Кустодиев, К.А. Сомов, К.С. Петров-Водкин, В.А. Симов, А.П. Остроумова-Лебедева и др.). В последние годы писала книгу о крупнейших спектаклях Художественного театра советской поры, которую не успела закончить.



Основные публикации

Избранная библиография

Монографии и коллективные труды:

Театр и драматург: Из опыта работы Московского Художественного театра над пьесами советских драматургов. 1917–1941.  М.; ВТО, 1959. – 305 с.

Спектакль Московского художественного академического театра «Бронепоезд 14-69».  М.: Наука, 1965. – 80 с.

Сулержицкий Л.А. Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания о Л.А. Сулержицком / Общ. ред. В.Я. Виленкина; Сост., ред., вступит. статья и коммент. Е.И. Поляковой. М.: Искусство, 1970. – 707 с.

Станиславский – актер. М.: Искусство, 1972. – 430 с.

Николай Рерих. М.: Искусство, 1973. –  303 с. (Жизнь в искусстве); 2-е изд., доп. – М.: Искусство, 1985. – 304 с. 

Станиславский. М.: Искусство, 1977. – 461 с.  (Жизнь в искусстве).

Театр Льва Толстого. Драматургия и опыты её прочтения. М.: Искусство, 1978. – 343 с.

Станиславский. М.: Прогресс, 1982. – 362 с.

Город Остроумовой-Лебедевой. М.: Советский художник, 1983.– 222 с. (Рассказы о художниках).

Садовские. М.: Искусство, 1986. – 344 с.  (Жизнь в искусстве).

Актерское искусство // История русского драматического театра: В 7 т. / Редкол.: Е. Г. Холодов (гл. ред.) и др. Т. 7: 1898–1917. М.: Искусство, 1987. С. 189–253.

Зеркало сцены: Эволюция сценического образа в русском театре XVIII–XIX вв. М.: Наука, 1994. – 350 с. 

И.М. Москвин (1874–1946). М.: Искусство, 1995. – 413 с.  (Жизнь в искусстве). 

Театр Сулержицкого: Этика. Эстетика. Режиссура. М.: Аграф, 2006. – 296 с. (Символы времени).

Stanislawski. Bonn: Keil Verlag, 1981. – 479 p.

Stanislavsky. Progress Publishers, 1982. – 361 p.


Статьи в журналах и сборниках:

Художник воинствующего гуманизма [Творческий портрет В.О. Топоркова] // Театр. 1950. № 4. С. 35–42.

Театр и жизнь. [Обзор новых спектаклей Белорусского театра им. Я. Купалы]  // Театр. 1951. № 2. С. 28–37.

Начало большой жизни [Итоги смотра творческой молодежи московских театров] // Театр. 1951. № 9. С. 14–26.

История одного года [Ю.Ларионов – Кругосветов  в спектакле «Плоды просвещения». МХАТ]  // Театр. 1952. № 1. С. 69–79.

Жизнь спектакля.  [«Глубокая разведка» А. Крона во МХАТе] // Театр. 1952. № 12. С. 94–99.

На спектаклях Узбекского академического театра // Театр. 1953. № 5. С. 108–120.

История, классика, современность [Обзор спектаклей Казахского академического театра драмы] // Театр. 1953. № 6. С. 96–107.

«Опасный спутник» [пьеса А.Д. Салынского в Малом театр] // Театр. 1954. № 4. С. 166–167.

Право на смех [«Друзья-сочинители» Н.А. Венкстерн в Театре им. Ленинского комсомола, «Где эта улица, где этот дом» И. Дыховничного и М. Слободского в Театре Сатиры, «В сиреневом саду» Ц. Солодаря в Театр драмы и комедии]  // Театр. 1954. № 8. С. 44–55.

 «Сердце не прощает» [пьеса А. Софронова   во  МХАТе] // Театр. 1955. № 3. С. 82–84.

В двух киевских театрах [Обзор спектаклей Театра им . И. Франко и Русского драматического театра им. Леси Украинки в сезоне 1954–1955 гг.] // Театр. 1955. № 8. С. 100–112.

Книга о режиссерах [Рец. на книги: Цюрупа Э. К.А. Зубов. М.: Искуссвтво, 1953; Зоркая Н. Творческий путь А.Д. Попова. М.: Искусство, 1954; Комиссаржевский В. Хмелев за режиссерским столом. М.: Искусство, 1956]  // Театр. 1957. № 2. С. 96–101.

Ю. Кольцов – профессор Полежаев  [Беспокойная старость»; МХАТ// Театр. 1957. № 3. С. 150–151.

Альфред Мюссе. К столетию со дня смерти // Театр. 1957. № 5. С. 104–106.

Хозяйка каменного гнезда [«Каменное гнездо» Х. Вуолийки в Малом театре] // Театр. 1957. № 11. С. 153–154.

Театр, которым можно гордиться [Обзор спектаклей Узбекского академического театра драмы им. Хамзы] // Дружба народов. 1959. № 2. С. 197–205.

Ташкент – город театральный // Театр. 1958. № 8. С. 110–118.

Звезда земная и небесная [«Безымянная звезда» М. Себастиана в румынском Национальном театра им. Караджале] // Театр. 1959. № 1. С. 168–171.

 «Растеряева улица»  [пьеса Г. Успенского в Театре им. Ленинского комсомола] // Театр. 1959. № 3. С. 140–141.

Театр кубанской столицы  [На спектаклях Краснодарского краевого драматического театра] // Театр. 1960. № 7. С.116–122.

В этом споре победит жизнь [На спектаклях Харьковского театра драмы им. Т. Шевченко] // Театр. 1960. № 10. С. 74–78.

Ильинский – Аким // Театр. 1960. № 11. С. 63–64.

Легенда о Леонидова и правда Леонидова // Театр. 1961. № 2. С. 104–105.

Изнанка традиций [О рутине и сценических штампах как обратной стороне дурно понятых традиций] // Театр. 1961. № 3. С. 57–66.

Островский и Художественный театр // А.Н. Островский. Сборник статей и материалов / Ред.-сост. А.Л. Штейн. М.: ВТО, 1962. С. 291–354.

Том восьмой и последний [О последнем томе собрания сочинений К.С. Станиславского] // Театр. 1962. № 3. С. 64–69.

Через тринадцать лет [В. Якут – Пушкин. О возобновлении спектакля «Пушкин» А. Глобы в Театре им. М.Н. Ермоловой] // Театр. 1962. № 5. С. 122–124.

«На дне» [МХАТ] // Театр. 1962. № 12. С. 150–151.

День музея. К сорокалетию Музея МХАТ // Театр. 1963. № 10. С. 110–111.

Олег Ефремов // Труд актера. Вып. XI. М.: Советская Россия, 1963. С. 48–69.

Полвека и еще четверть: К семидесятилетию со дня рождения В. Топоркова // Театральная жизнь. 1964. № 6. С. 12–15.

Театр Беклешовой // Театр. 1965. № 4. С. 106–108.

Достоевский нынешнего года («Дядюшкин сон» в Театре им. Моссовета и «Униженные и оскорбленные» в Московском драматическом театре им. Н.В. Гоголя) // Театр. 1965. № 7. С. 57–62.

И другие пьесы автора «Бронепоезда» // Театр. 1965. № 8. С. 94–97.

Ах, Москва, Москва…» [«Дни нашей жизни» Л.Н. Андреева в Театре им. А.С. Пушкина] // Театр. 1966. № 5. С. 17–21.

 «Еретически гениальная пьеса» // Театр. 1966. № 8. С. 37–43.

 «О настоящей беде Московскому государству» [«Смерть Иона Грозного» в Центральном театре советской армии] // Театр. 1966. №10. С. 93–99.

Третий «Ревизор»  [МХАТ] // Театр. 1967. № 7. С. 17–27.

Драма, вернувшаяся в эпос [Аспаcия Папатонасию – Медея в спектакле. Театр им. В.В. Маяковского] // Театра. 1967. № 8. С. 137–139.

Артист Московского Художественного театра [Вечер памяти  М.Н. Тарханова] // Театр. 1968. № 1. С. 107–110.

Без кого нет театра… [«Мы его величество…» Театр им. Ш. Руставели] // Театр. 1968. №2. С. 40–42.

Николай Дмитриевич Телешов // Театр. 1968. № 4. С. 133–134.

Новгород, Кремль, 6 [Очерк о Новгородском городском театре] // Театр. 1968. № 8. С. 37–42.

«Управляющий казенным местом [К.С. Станиславский в роли Фамусова] // Театр. 1968. № 10. С. 43–52.

Через горы времени… [О спектаклях московских театров на историко-революционную тему за последние два сезона] // Театр. 1968. № 12. С.12–21.

Маленький человек большого мира [«Нахлебник» во МХАТе] // Театр. 1969. № 7 .С. 8–12.

«Астыпх» – «Снегурочка»  [Сухумский драматический театра им. Чанба] // Театр. 1969. № 8. С. 41–45.

«Бронепоезд 14–69» [МХАТ, реж. И.Я. Судаков] // Спектакли и годы: Статьи о спектаклях русского советского театра / Ред.-сост. А.Н. Анасатасьев, Е.П. Перегудова. М.: Искусство, 1969. С. 108–118.

«Глубокая разведка» [МХАТ, реж. М. Кедров] // Там же. С. 276–284.

Станиславский – Долбужинский – Бенуа // Театральные страницы: 1969 / Сост. и ред. Б.И. Зингермана. М.: Искусство, 1969. С. 152–218.

Столетие жизни. Вечер памяти Е.Д. Турчаниновой в Доме Актера // Театр. 1970. № 7. С. 116–118.

От водевиля к шекспировской комедии (Ранние роли К.С. Станиславского) // Вопросы театра. М.: ВТО, 1970. С. 123–137.

Памяти Николая Хмелева. К 25-летию со дня смерти // Театр. 1971. №3. С. 100–101.

Фаина Шевченко // Театр. 1971. № 10. С. 149–151.

На выставке художника Егорова // Театр. 1972. № 10. С. 127–131.

Яншин. К 75-летию со дня рождения // Театр. 1972. № 11. С. 143–146.

Гид – Карло Гольдони // Театр. 1972. № 11. С. 190–191.

К юбилею Андровской // Театр. 1973. № 7. С. 112–113.

Драматический театр им. С. Чанба (Москва. Гастрольное лето) // Театр. 1973.  № 12. С. 88–91.

Зритель – критик – историк [Рец. на книгу: Мацкин А.П. Портреты и наблюдения. М.: Искусство, 1973] // Театр. 1974. № 8. С. 84–87.

Театральная неделя Будапешта // Театр. 1975. № 3. С. 144–148.

Преданность: К столетию со дня рождения М.В. Добужинского // Театр. 1975. № 9. С. 106–114.

Истинная комедия [Сценическая история комедии Л.Н. Толстого «Плоды просвещения]  // Вопросы театра. 73. М.: ВТО, 1975. С. 226–275.

Мастера актерского цеха (М.Яншин, М. Прудкин, А. Кторов, М. Бабанова и др.) // Вопросы театра. М.: ВТО, 1977. С. 142–166.

Навеки данное театру [Л.Н. Толстой и театр] // Театр. 1978. № 8. С. 15–26.

Крестьянская трагедия [«Власть тьмы», поставленная в народном театре села Чернь Тульской области] // Театр. 1978. № 8. С.36–40

Алексей Грибов // Мастера сцены – Герои социалистического труда: Сборник / Под общ. ред. Н.А. Абалкина. Вып. 1. М.: ВТО, 1979.  С. 105–130.

Именем Толстого: К итогам всероссийского смотра спектаклей драматических и детских театров РСФСР, посвященного 150-летию со дня рождения Л.Н. Толстого и прошедшего в Туле в ноябре 1978 г. // Театр. 1979. № 5. С. 85–99.

Геннадий Печников // Театр. 1979. № 7. С. 33–36.

Предисловие // Свободин А.П. Театральная площадь. М.: Искусство, 1981. С. 5–8.

Вступительная статья / Любовь Гуревич. Из воспоминаний о Блоке // Александр Блок: Новые материалы и исследования. Литературное наследство. Т. 92. Кн. 3. М.: Наука, 1982.  С. 333–349.

Посвящено Прову Садовскому // Театр. 1984. № 1. С. 11–29.

 «Анна Каренина» [Театр им. Евг. Вахтангова, реж. Р. Виктюк] // Театр. 1984. № 5. С. 81–93.

Точка опоры [Дискуссия о значении учения К.С. Станиславского  для современного театра]  // Театральная жизнь. 1984. № 8 . С. 14–15.

На темы прочитанной книги // Мацкин А.П. На темы Гоголя: Театральные очерки. М.: Искусство, 1984.  С. 368–374

В поисках утраченного единства [История создания и сценическая судьба драма Л.Толстого  «Живой труп»] // Театр. 1985. № 8 . С.100–114

Почва и судьба [Рец. на кн.: М.А. Чехов: Литературное наследие: В 2 т.. М.: искусство, 1986]  //  Театр. 1987. № 6. с. 124–130.

Живые, вопрошающие, неотступные… [«На дне». БДТ. Режиссер Г.А. Товстоногов]. Театр. 1988. № 8 с. 96–103.

Чем живы? [«Власть тьмы». Ленинградский театр драмы им. А.с. Пушкина] // Театр. 1988. № 4. С. 43–46.

Старинное братство молодых [О развитии традиций русской актерской школы в современном театре] //  Театр. 1990. № 10. С. 15–127.

Где тонко?: Заметки о тургеневской прозе и сегодняшней сцене  [«Дворянское гнездо» в театре «Красный факел»; «Дым» в Орловском театре им. И.С. Тургенева] // Театр. 1991. № 4. С. 47–53. 

Третий [О Л.А. Сулержицком] // Московский наблюдатель. 1992. № 3. С. 47–54. 

Прошлое живет в нас [О Театре Наций] //   Театральная жизнь. 1994. № 3. С. 25–26. 

«Из глубины…» [«Братья Карамазовы», МХТ] // Мир искусств: Альманах. М.: ГИТИС; ВНИИ искусствознания, 1991. С. 80–93.

«…и все наглядеться не могу…»  [Гроза», МХАТ им. А.П. Чехова] // Драматург. 1996.  №7. С. 202–203   

Последняя роль в первом спектакле, или Как Константин Сергеевич Станиславский играл Ивана Петровича Шуйского //  Театральная жизнь. 1998. № 8 . С. 43–3 с. обл.

Их мало, избранных [О Московском театре им. М.Н. Ермоловой и его художественном руководителе А.М. Лобанове] //Театральная жизнь 2000. № 6. С. 2–4.   

«Братья Карамазовы». Отрывки из романа Ф.М. Достоевского. Московский Художественный театр. 1910 // Спектакли двадцатого века: Сборник /  Ред. кол. А.В. Бартошевич (отв. ред.), В.В. Иванов, Т.К. Шах-Азизова.  М.: ГИТИС, 2004. – С. 36–40 .

«Власть тьмы» Л.Н. Толстого. Малый театр. Москва. 1956 // Там же. С. 232–236. 

Клуб добряков в Москве 1930-х годов. «Пиквикский клуб» в Художественном театре имени М. Горького // Вопросы театра. 2009. № 3–4. С. 258–281.

 «Руны»: Норвежские мотивы в Московском Художественном театре // Мир искусств: Альманах. М.: Русанов, 1997. С. 289–308. Перепечатано: Вопросы театра. 2010.  № 3–4. С. 166–204.

Завещанное [О спектаклях МХАТ 1930–1940-х гг.] // Вопросы театра. 2012. № 1–2.  С. 304–343.