Зограф
Николай Георгиевич

Зограф Николай Георгиевич (1909–1968) – театровед, доктор искусствоведения (1953). В секторе театра с 1945 года.

После окончания московской школы учился в Ленинграде на Высших государственных курсах искусствоведения (1928–1930), после ликвидации которых доучивался в Московском государственном университете на отделение истории и теории искусства (1931). Увлеченный новыми формами театральной деятельности, пришел работать в Центральный совет театров рабочей молодежи (ТРАМ), а затем во Всесоюзный дом народного творчества и в недолго просуществовавший Научно-исследовательский институт самодеятельного искусства. К 1931 году относится и начало его литературно-критической деятельности. Первые статьи Зографа были посвящены работе ТРАМов.

В 1934 году стал аспирантом Государственной академии искусствознания в Ленинграде и начал работать в семинаре А.А. Гвоздева в пору, когда уже шел разгром «гвоздевской школы». Историю русского театра Зограф слушал у В.Н. Всеволодского-Гернгросса, западного – у С.С. Мокульского и А.И. Пиотровского. Уроки учителей приходилось приспосабливать к новым требованиям. Некоторые их них не противоречили научным устремлениям Зографа. Его исследования отмечены значительным вниманием к общественным и политическим началам.

После десяти лет работы в издательстве «Искусство» пришел в Институт. Его влекло к большим полотнам, к эпохальным исследованиям. Монографический очерк превращался под его пером в многофигурную композицию. Эта особенность Зографа проявилась уже в его первой значительной работе, посвященной Е.Б. Вахтангову (1939), которая была защищена в ИФЛИ в качестве кандидатской диссертации. Архивные материалы показывают, что многие злободневные формулировки вносились в рукопись уже в процессе печати, как и вымарывание имени арестованного Мейерхольда.

В 1942 году в Ташкенте Зограф задумал труд по истории русской режиссуры. Книга об актере и режиссере А.П. Ленском стала началом его работы над феноменом Малого театра как классической формы русской театральной культуры XIX века. Проникновение в существо национальных художественных традиций, в специфику взаимоотношений «актерского» и «режиссерского» театров представлялось ему первостепенной задачей. Он любил искусство театра за его способность творить художественные миры независимо от того, какими выразительными средствами они создавались.

Такие монографии Зографа как «Малый театр второй половины XIX века» и «Малый театр в конце XIX – начале XX века», выросшие на основе огромного массива архивных документов, до сих пор остаются основополагающими.

Зограф выступал автором, редактором и организатором коллективных трудов: «Очерки истории русского современного драматического театра» в 3 томах, «История русского драматического театра» в 7 томах, «Театральная энциклопедия» в 5 томах. В последние годы жизни, долго и тяжело болея, работал над книгой о первых русских частных театрах («Любительские и частные театры Москвы. 1860–1880 гг.»), которую закончить не успел.



Основные публикации

Избранная библиография

Монографии и коллективные труды:

Вахтангов: Очерк творчества. М.; Л.: Искусство, 1939. – 171 с.

Александр Павлович Ленский (1847–1908). М.; Л.: Искусство, 1944. – 62 с.

Евгений Багратионович Вахтангов (1883–1922). М.; Л.: Искусство, 1947. – 75 с.

Александр Павлович Ленский (1847–1908) М.; Л.: Искусство, 1944. – 62 с. Массовая библиотека.

Евгений Багратионович Вахтангов (1883–1922). М.; Л.: Искусство, 1947. – 74 с.

Московский Художественный театр // Очерки истории русского советского драматического театра. Т. 1: 1917–1934. М.: АН СССР. 1954. С. 61–84. В соавторстве с С.Н. Дурылиным.

Театр им. Евг. Вахтангова // Там же. С. 303–326.

Театр Революции // Там же. С. 349–363.

Театральная самодеятельность // Там же. С. 467–478, 750–757.

Александр Павлович Ленский. М.: Искусство, 1955. – 456 с.

Малый театр второй половины XIX века. М.: АН СССР, 1960. – 648 с.

Малый театр в конце XIX – начале XX в. М.: Наука, 1966. – 603 с.

Сценическое искусство // История русского драматического театра: В 7 т. / Редкол.: Е.Г. Холодов (гл. ред.) и др. Т. 4: 1846–1861. М.: Искусство, 1979. С. 157–219. 


Статьи в журналах и сборниках:

Два этапа в творчестве Вахтангова // Театр. 1937. № 7. С. 118–125.

Вступительная статья // Щедрин Н. (Салтыков М.Е.). «Смерть Пазухина» М.: Л.: Искусство, 1939. С. 3–28.

А.П. Ленский. К столетию со дня рождения // Театр. 1947. № 10. 59–62.

Пазухин // И.М. Москвин: Статьи и материалы / Под ред. И. Крути. М.: ВТО, 1948. С. 187–196.

Вступительная статья // Ленский А.П. Статьи. Письма. Записки. 2-е изд., допол. М.: Искусство, 1950. С. 5–15.

Режиссерские принципы А.П. Ленского // Ежегодник Института истории искусств. Театр. 1955. М.: АН СССР. 1955. С. 304–317.

Художник и народ [Вступительная статья] // Евг. Вахтангов: Материалы и статьи / Сост. и ред. Л.Д. Вендровская. М.: ВТО, 1959. С. 5–14.

Малый театр на рубеже веков // Вопросы театра. 1965. М.: ВТО, 1965. С. 185–203.