Дурылин
Сергей Николаевич

Дурылин Сергей Николаевич

Дурылин Сергей Николаевич (1886–1954) – религиозный писатель, литературовед, театровед. Доктор филологических наук (1944). Работал в секторе театра с 1944 года – со времени его создания.

Дурылин оставил заметный след в культуре Серебряного века. В его круг общения входили: Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.В. Розанов, Б.Л. Пастернак, Андрей Белый, сестры Анастасия и Марина Цветаевы, С.М. Соловьев, Л.Л. Кобылинский (Эллис), М.А. Волошин, Г.Г. Шпет, братья Э.К. и Н.К. Метнеры, Б.А. Садовский и многие другие. Печатался в журналах: «Весы», «Русская мысль», «Голос минувшего», «Нива», «Путь», «Труды и дни» и др. В 1911–1913 годах регулярно посещал Ритмический кружок Андрея Белого при издательстве «Мусагет». В 1911 году в «Мусагете» вышла «Антология», где Дурылин значился в числе авторов как Сергей Раевский. Занимался частной педагогической деятельностью, среди его учеников И.В. Ильинский, Б.Л. Пастернак и др. В позднейшей автобиографии Пастернак напишет о С.Н. Дурылине: «Это он переманил меня из музыки в литературу…». 

Около 1910 года в жизни Сергея Николаевича свершился перелом: он вернулся к «вере отцов», утраченной в гимназические годы. Дурылина В 1910–1914 годах он учился в Московском Археологическом институте; темой его выпускной работы стала иконография Святой Софии. В 1913 году была опубликована его книга «Рихард Вагнер и Россия. О Вагнере и будущих путях искусства», в которой он впервые использовал образ «незримого града Китежа» как подлинного основания русской духовной культуры. В этом же 1913 году в книгоиздательстве «Путь» вышла еще одна книга на китежскую тему – «Церковь невидимого града. Сказание о граде-Китеже». Летом 1916 года в «Богословском вестнике» о. Павла Флоренского была опубликована работа Дурылина «Начальник тишины», в которой впервые звучит тема Оптиной пустыни как реального воплощении «Града Незримого». Оптина пустынь давно манила его (он собирался принять там постриг, но оптинский старец Анатолий счел его не готовым к этому). 

В 1919 году Дурылин переселился в Сергиев Посад. Был рукоположен в целибатные священники в марте 1920 года.

20 июня 1922 года последовал арест, полгода – Бутырская и Владимирская тюрьмы и последующая ссылка в Челябинск, где до 1924 года он заведовал археологическим отделом Челябинского музея.

С 1924 года Дурылин начал вести записки «В своем углу», где фиксировал самые разные проявления своей жизни, включая переписку с друзьями, которые его не оставили – М.В. Нестеровым, М.А. Волошиным, К.Ф. Богаевским, Б.Л. Пастернаком, Р.Р. Фальком, Г.И. Чулковым; последняя тетрадь «Углов» была завершена в 1939 году, однако работа над корпусом текста в 1500 страниц продолжалась вплоть до 1941 года.

В конце 1924 года вернулся в Москву, работал внештатным сотрудником ГАХНа по «социологическому отделению». В 1927 году последовала новая ссылка – в Новосибирск, замененный на Томск, в 1930 году переведен в Киржач, затем, в 1933 году – возвращение в Москву.

Человек Серебряного века встраивался в советскую действительность с неизбежными потерями, но сохраняя человеческое и научное достоинство. В 1930–1940-е годы его культурной нишей стал театр. В середине 1930-х годов работал старшим научным сотрудником Музея Малого театра. Выступал как критик и историк театра. Опыт работы в толстовском «Посреднике» он приспособил к новым задачам и выпустил целую серию брошюр об актерах в «Массовой библиотеке». Оставаясь приверженцем Малого театра, он глубоко понимал искусство Камерного театра, о чем свидетельствуют стенограммы обсуждений в фондах ВТО (РГАЛИ). Ставил игру А.Г. Коонен в один ряд с исполнением М.Г. Савиной, П.А. Стрепетовой, М.Н. Ермоловой. Его монография о М.Н. Ермоловой (1953) до сих пор сохраняет свое научное значение.

 С 1938 года – сотрудник ИМЛИ, где в 1944 году ему было присвоено звание доктора филологических наук без защиты. С 1945 года Дурылин – профессор, заведующий кафедрой истории русского и советского театра ГИТИСа.

Приход в создаваемый Институт истории искусств был для Дурылина естественным продолжением его участия в ГАХН, упраздненной в конце 1920-х годов. С.Н. Дурылин был непременным участником обобщающих трудов по истории русского театра, предпринимаемых Институтом.



Основные публикации

Избранная библиография

Монографии и коллективные труды:

Островский на сцене Малого театра. Л.; М.: ВТО, 1938. – 96 с.

«Мастера советского театра в пьесах А.Н. Островского». Зарисовки В. Руднева. Текст С.Н. Дурылина. – М.: Всесоюз. Дом нар. творчества им. Н.К. Крупской, 1939. – 180 с.

 «На всякого мудреца довольно простоты» на сцене Московского Малого театра». М.; Л.: ВТО, 1940. – 130 с. 

Письма М.Н. Ермоловой / Вступит. статья и примеч. С.Н. Дурылина. М.; Л.: ВТО, 1939. – 189 с. 

Айра Олдридж (Ira Aldridge). М.; Л.: Искусство, 1940. – 192 с.

Николай Мариусович Радин. М.; Л.: Искусство, 1941. – 200 с.

М.С. Щепкин. Очерк жизни и творчества. М.: Молодая гвардия, 1943. – 64 с. 1943. (Серия «Великие люди русского народа».)

Екатерина Павловна Корчагина-Александровская. М.; Л.: Искусство, 1944. – 52 с.

Варвара Николаевна Рыжова. М.; Л.: Искусство, 1945. – 68 с.

Вера Николаевна Пашенная. М.; Л.: Искусство, 1946. – 54 с.

Павел Акинфиевич Хохлов. М.; Л.: Искусство, 1947. – 64 с.

Ольга Осиповна Садовская (1850–1919). М.; Л.: Искусство, 1947. – 80 с.

А.Н. Островский. Очерк жизни и творчества. М.: Искусство, 1949. – 190 с.

Василий Иванович Качалов. М.; Л.: Искусство, 1949. – 56 с.

Николай Капитонович Яковлев. М.; Л.: Искусство, 1949. – 87 с.

Пров Михайлович Садовский. Жизнь и творчество: 1874–1947. М.: Искусство, 1950. – 340 с.

Пушкин на сцене. М.: АН СССР, 1951. – 285 с.

М.Н. Ермолова: Очерк жизни и творчества (1853–1928). М.: АН СССР, 1953. – 650 с. 

Михаил Семенович Щепкин: Записки, письма, современники о М. С. Щепкине / Сост. А.П. Клинчин, авт. предисл. С.Н. Дурылин. М.: Искусство, 1952. – 368 c.

Московский Художественный театр. 1917–1920 // Очерки истории русского советского драматического театра: В 3 т. / Под ред. Н.Г. Зографа и др. М.: АН СССР, 1955. Т. 1. С. 61–85. (В соавторстве с Н.Г. Зографом).

Малый театр. 1917–1920 // Там же. С. 85–102.

Малый театр. 1921–1929 // Там же. С. 247–287.

Малый театр. 1930–1934 // Там же. С. 549–577.

Мария Николаевна Ермолова: Письма, из литературного наследия, воспоминания современников / Сост., авт. вступит. статьи и коммент. С.Н. Дурылин. М.: Искусство, 1955. – 493 с.

 Елена Митрофановна Шатрова. М.: Искусство, 1958. – 158 с. (в соавторстве с А.П. Клинчиным).

Малый театр // Очерки истории русского советского драматического театра / Под ред. Н.Г. Зографа. Т. 2. М.: АН СССР, 1960. С. 128–177. (В соавторстве с Т.М. Родиной).


Статьи в журналах и сборниках:

А.П. Ленский (1908–1933) // Театр и драматургия. 1933. № 9. С. 57–63.

 Первые дебюты Щепкина в Москве // Театр и драматургия. 1934. № 9. С. 35–37.

Гоголь-актер // Театр и драматургия. 1934. № 5. С. .52–59. 

Первые дебюты Щепкина в Москве [С неизданным письмом М.С. Щепкина М.Н. Загоскину] // Театр и драматургия. 1934. № 9. С. 35–37.

 А.П. Ленский в «Борьбе за престол» // Театр и драматургия. 1934. № 11–12. С. 42–46.

Любимый актер Чехова [А.Р. Артем] // Театр и драматургия. 1935. № 2. С. 17–25.

По мастерской Островского. Первая экскурсия // Театр и драматургия. 1935. № 5. С. 41–46; № 6. С. 43–47.

По мастерской Островского. Вторая экскурсия // Театр и драматургия. 1935. № 10. С. 20–25; 41–46; № 11. С. 39–43.

В поисках новой выразительности [Театр-студия им. М.Н. Ермоловой] //Театр и драматургия. 1935. № 6. С. 31– 38. Подпись С. Николаев.

Драматизированный Пушкин // Театр и драматургия. 1936. № 8. С. 470–482.

«Борис Годунов» на сцене // Театр и драматургия. 1936. № 9. С. 515–528.

Маленькие трагедии // Театр и драматургия. 1936. № 9. С. 578–587.

Библиотека Пушкина-драматурга // Театр и драматургия. 1936. № 11. С. 678–680.

Письма М.Н. Ермоловой [К Л.В. Средину] / Публ., предисл. и коммент. С. Дурылина // Советский театр. 1936. № 7. С. 29–36; № 8. С. 28–35.

Первая встреча МХАТ с Горьким // Театр. 1937. № 5. С. 77–87.

Пять мастеров // Театр. 1937. № 8. С. 88–105. (В соавторстве Л. Щепкиным).

Горький на сцене (1902–1937) // Горький и театр: Сборник статей, М.; Л.: Искусство, 1938. С. 229–331.

«Горе от ума» на сцене Малого театра // «Горе от ума»: Сборник. М., 1938. С. 11–23.

 Щепкин и Сосницкий. Новые материалы // Театр. 1938. № 8. С. 68–85.

Вторая встреча МХАТ с Горьким // Театр.1938. № 9. С. 107–120.

Три портрета [Лилина, Качалов, Леонидов]// Театр 1938. № 10–11. С. 162–173.

Ермолова в ролях королевы Екатерины, Волумнии и королевы Маргариты // Мастера театра в образах Шекспира. Серия «Шекспир на сцене»: Сборник 2 / Под ред. М.М. Морозова. М.; Л.: ВТО. 1939. С. 124–131.

Пров Садовский // Театр. 1939. № 5. С. 57–64.

Л.М. Леонидов // Мастера МХАТ: Сборник / Ред. Н.Г. Зограф. М.; Л.: Искусство, 1939. С. 203–232.

Из литературного наследия М. Садовского / Ред. вступит. статья и примеч. С.Н. Дурылина // Театр. 1939. № 6. С. 62–76.

Мотивы драматургии Лермонтова // Театр. 1939. № 10. С. 15–30.

Ольга Осиповна Садовская // Семья Садовских: Сборник / Под ред. Вл. Филиппова. М.; Л.: ВТО, 1939. С. 157–212. 

Актер и образ // О театре: Сборник статей / Под общ. ред. С.С. Данилова и С.С. Мокульского Л.; М.: Искусство, 1940. С. 87–105.

Трагедия мыслителя [Остужев – Уриэль Акоста] // Театр. 1940. № 7. С. 100–103.

Центральный театр Красной армии // Театр. 1940. № 11. С. 94–98.

А.К. Тарасова // Театр. 1941. № 3. С. 37–38.

Сценическая история пьесы [«Мещане»] в советские годы // «Мещане» Горького. Литературная и сценическая история: Материалы и исследования // Общ. ред. С. Балухатого. М.; Л.: ВТО, 1941. С. 264–294. 

На путях к реализму // Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова: Сборник 1: Исследования и материалы / Под ред. Н.Л. Бродского, В.Я. Кирпотина, Е.Н. Михайловой, А.Н. Толстого. М.: ОГИЗ. С. 163–250.

Лермонтов и романтический театр // «Маскарад» Лермонтова: Сборник статей / Под ред. П.И. Новицкого. М.; Л.: ВТО. 1941. С. 15–42.

Лермонтов-драматург // Литература в школе. 1941. Кн. 4. С. 37–47.

Рыцарь театра [Рец. на книги об А.И. Южине-Сумбатове] // Октябрь. 1942. Кн. 5–6. С. 121–137.

МХАТ и Малый театр как носители русской национальной традиции в советском театре // 25 лет советского театра: Сборник. М.: ВТО, 1943. С. 28–37.

МХАТ во время войны [Обзор постановок] // Театр: Сборник статей и материалов / Редкол.: Б.В. Асафьев, М.С. Григорьев (отв. ред.) и др. М.: ВТО, 1944. С. 80–98.

Письма Л. Собинова / Предисл. и примеч. С.Н. Дурылина // Театр. 1945. № 2. С. 45–56.

Штампы историко-патриотической пьесы // Театр: Сборник статей и материалов / Безруких П.Е., Григорьев М.С., Калашников Ю.С., Марков П.А. (ред.). М.: ВТО, 1945. С. 28–33.

Иван Михайлович Москвин. (К 70-летию И.М. Москвина) // Там же. С. 115–126.

Заграничные гастроли. Из литературного наследия Л.В. Собинова / Предисл. и примеч. С.Н. Дурылина // Театр. 1945. М.: ВТО, 1945. С. 115–126.

Качалов–Чацкий // Театральный альманах, кн. 1(3), Сборник статей и материалов / Под ред. П.Е. Безруких, М.С. Григорьева, Ю.С. Калашникова и П.А. Маркова. М.: ВТО, 1946. С. 208–218.

 Художественный театр в 1917–1945 гг. // Театральный альманах, кн. 3(5), Сборник статей и материалов / Под ред. П.Е. Безруких, М.С. Григорьева, Ю.С. Калашникова и П.А. Маркова. М.: ВТО, 1946. С. 70–107.

Новая постановка // «Волки и овцы»: Сборник. М., 1946. С. 29–46.

Образы Тургенева и Островского // Актеры и роли: Сборник. М.; Л.: ВТО, 1947. С. 86–138.

Литература и сцена. Об инсценировках // Театр. 1947. № 2. С. 22–32.

Федя Протасов // И.М. Москвин: Статьи и материалы / Под ред. И. Крути. М.: ВТО, 1948. С. 149–172.

Москвин в советских пьесах // И.М. Москвин: Статьи и материалы / Под ред. И. Крути. М.: ВТО, 1948. С. 229–245.

Актеры русского театра и их мировое значение // Ежегодник Института истории искусств. Т. II. Театр. Музыка / Ред.: Б.В. Асафьев, С.С. Мокульский. М.: АН СССР, 1948. С. 5–74.

Белинский и русская драма // Театр. 1948. № 6. С. 15–22.

Художественный театр и советская культура // Театр. 1948. № 10. С. 6–23.

Театр жизненной правды [Малый театр] // Театр. 1949. № 10. С. 13–41. 

Пушкин и Щепкин // Театр. 1949. № 5. С. 69–80.

Дружба театров [Из истории Большого и Малого театров] // Театр. 1951. № 5. С. 84–95.

Гоголь и театр. К 100-летию со дня смерти Н.В. Гоголя // Известия АН СССР. 1952. Т. 9. № 2. С. 144–164.

Московский академический Малый театр (1921–1929) // Ежегодник Института истории искусства. Театр. М.: АН СССР, 1953. С. 57–106.

От «Владимира третьей степени к «Ревизору»: Из истории драматургии Гоголя // Ежегодник Института истории искусства. Театр. М.: АН СССР, 1953. С. 164–239.

Комедия «Плоды просвещения» // Творчество Л.Н. Толстого. Сборник статей / Ред.: М.Б. Храпченко и др. М.: АН СССР, 1954. С. 315–359.

Московский театр (1800–1855) // История Москвы: В 6 т. Т. 3. М.; Л.: АН СССР, 1954. С. 595–646. 

Из театральных воспоминаний // Римский-Корсаков: Исследования. Материалы. Письма: В 2 т. Т. 2 / [Редкол.: Д.Б. Кабалевский, М.О. Янковский (отв. ред.)]. М.: АН СССР, 1954. С. 319–333.

Артем. Станиславский. Чехов // К.С. Станиславский: Материалы. Письма. Исследования / Под общ. ред. акад. И.Э. Грабаря и др. Т. 1. (Театральное наследство). М.: АН СССР, 1955. С. 408–443.

А.А. Остужев // Ежегодник Малого театра. 1953–1954. М.: Искусство, 1956. С. 497–516.

Драма Л.Н. Толстого «Власть тьмы» // Творчество Л.Н. Толстого: Сборник статей. М.: Гослитиздат, 1956. С. 203–249.

Искусство высокой правды // Мария Петровна Лилина: Сборник материалов. М.: ВТО, 1960. С. 69–78.

Н.М. Радин // Николай Мариусович Радин: Автобиография. Статьи. Выступления. Письма. Статьи и воспоминания о Н.М. Радине / Коммент. М.Г. Козловой. М.: ВТО, 1965. С. 31–59, 345–346.

«Враги» [МХАТ им. А.М. Горького, реж. Вл.И. Немирович-Данченко, М.Н. Кедров] // Спектакли и годы: Статьи о спектаклях русского советского театра / Ред. и сост. А. Анастасьева и Е. Перегудовой. М.: Искусство, 1969. С. 199–207.