Эйзенштейн
Сергей Михайлович

Эйзенштейн Сергей Михайлович

СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЭЙЗЕНШТЕЙН (1898-1948), кинорежиссер, доктор искусствоведения (1939), был назначен в июне 1947 года руководителем созданного им сектора кино Института истории искусств АН СССР. Ему оставалось жить меньше года.  Эти несколько месяцев оказались необычайно плодотворными для него как теоретика искусства кино. Он завершил статью о цвете в кино, проанализировал эстетические возможности стереоскопии кинематографа, написал серию очерков «Люди одного фильма», обобщил свой опыт работы над фильмом «Иван Грозный». Едва ли не самым важным для Эйзенштейна в то время было теоретическое обоснование метода «композиционной патетизации» средствами кино. Называлась эта работа – «Пафос».

Эйзенштейн – режиссер известных во всем мире фильмов «Стачка» (1924), «Броненосец “Потемкин”» (1925), «Октябрь» (1927), «Бежин луг» (1937), «Александр Невский» (1938), «Иван Грозный» (1944-1945). Теоретические работы Эйзенштейна стали основой для изучения искусства кинематографа не только в нашей стране, но и во многих университетах мира. Многократно переиздаются на разных языках его статьи о поэтике кино – «Монтаж», «Вертикальный монтаж», «Монтаж аттракционов», «Четвертое измерение в кино», «”Э!” – о чистоте киноязыка», «Будущее звуковой фильмы» и др. Будучи глубоко и всесторонне образованным человеком, Эйзенштейн находил созвучия своим размышлениям о кино в самых разных сферах, обнаруживал связь киномонтажа с композиционными принципами романного повествования, выявлял то общее, что есть в китайском иероглифе и приемах экранного искусства. Отдельным аспектом его творчества стало сотрудничество с Вс.Э. Мейерхольдом. И рождение «технического» искусства, и особенности построения экранных образов в понимании Эйзенштейна были заданы всей мировой историей развития искусства и являлись ее логическим продолжением и ответвлением.  

Эйзенштейн умел предвидеть логику эволюции экранного искусства и в некоторой степени предвосхитил образную природу телевидения в его младенческую пору. Не случайно и то, что организованный и возглавленный великим режиссером Сектор кино со временем был преобразован в сектор «Художественных проблем массмедиа». Похоже, что Мастер предопределил следующий виток спирали в развитии науки об экранных искусствах, когда киноведения уже недостаточно, необходимо знать и понимать природу многообразных визуальных медиа в целом. Многие современные исследователи поэтики и эстетики экранных искусств, их коммуникативных свойств, специфики их воздействия чувствуют себя правопреемниками теоретических прозрений Эйзенштейна.

Редко в одном художнике сотрудничают два творческих инстинкта: целостной гармонии и неудержимой склонности к ее разъятию «алгеброй», то есть методами теории, аналитики. Эйзенштейн же относится к тем редким гениям, в творчестве которых практика и теория непротиворечиво уживаются, подпитывая друг друга. Недаром известный философ Валерий Подорога, приступив к исследованию работ Эйзенштейна, заметил: «Есть одно произведение – «Произведение-Эйзенштейн». Пафосные фильмы Эйзенштейна, его концептуализация киноискусства, его педагогическая работа, его саркастические зарисовки образуют сложную целостность. Вклад Эйзенштейна в теорию кино соразмерен его вкладу в историю мирового кинематографа.



Основные публикации

Избранная библиография


Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т. Т. 1. М.: Искусство, 1964.   

Библиография работ С. М. Эйзенштейна, опубликованных на русском языке

1922

Письмо в редакцию. "Зрелища", журн., М., 1922, No 6, стр. 26. (Совместно с Н. М. Фореггером, В. З. Массом и С. И. Юткевичем. По поводу статьи И. А. Аксенова о приоритете А. Я. Таирова в изобретении особого вида декораций).

1923

Монтаж аттракционов. "Леф", журн., М., 1923, No 3, стр. 70 -- 75.

1924

"Чертово гнездо" ("Стачка"). (Беседа с С. Эйзенштейном). "Киногазета", М., 1924, 11 XI.

   Сергей Михайлович Эйзенштейн об авторском праве режиссера. "Зрелища", журн., М., 1924, No 72.

   "О Весте". "Зрелища", журн., М., 1924, No 83 -- 84.

1925

   Эйзенштейн о своих работах и планах (к выпуску "Стачки"). "Киногазета", М., 1925, 20. I.

   Беседа с режиссером С. М. Эйзенштейном. "Кинонеделя", журн., Л., 1925, No 4, стр. 17. (Об уходе Эйзенштейна из Пролеткульта).

   Письмо в редакцию. "Кинонеделя", журн., М., 1925, No 2. (Полемика с В. Ф. Плетневым в связи с уходом из Пролеткульта).

   Письмо в редакцию. "Кинонеделя", журн., М., 1925, No 10. (Продолжение полемики с В. Ф. Плетневым).

   Нужна ли критика? Ответ на анкету. "Новый зритель", журн., М., 1925, No 13, стр. 6.

   К вопросу о материалистическом подходе к форме. "Киножурнал АРК", М., 1925, No 4 -- 5, стр. 5 -- 8.

   Метод постановки "1905 год". (Беседа). "Кино", газ., М., 1925, 7. VII.

   "1905 год". (Беседа). "Вечерняя Москва", 1925, 22. VII.

   "1905". (Беседа). "Комсомольская правда", 1925, 5. VIII.

   Метод постановки рабочей фильмы. "Кино", газ., М., 1925, 11. VIII.

1926

   Что говорят о "Броненосце "Потемкин"". (Ответ на анкету). "Советский экран", журн., М., 1926, No 2, стр. 10.

   Что сказали о "Броненосце "Потемкин"". (Ответ на анкету). "Вечерняя Москва", 1926, 1. II.

   "Потемкин" сквозь германскую цензуру. "Советское кино", журн., М., 1926, No 3, стр. 14 -- 15.

   По кино Германии. (Беседа с С. М. Эйзенштейном и Э. К. Тиссэ). "Советское кино", журн., М., 1926, No 3, стр. 25 -- 26.

   Как ни странно, о Хохловой. "Кино", газ., М., 1926, 30. III. (Статья вошла в брошюру "А. Хохлова", М., Кинопечать, 1926, стр. 5 -- 9).

   Упадок кинопромышленности в Германии. (Беседа). "Вечерняя Москва", 1926, 26. IV.

   Германская кинематография. "Вестник работников искусств", журн., М., 1926, No 10, стр. 8 -- 9.

   Пять эпох. (К постановке картины "Генеральная линия"). "Правда", 1926, 6. VII.

   Дорогу советской кинокартине. (Ответ на анкету). "Рабочая Москва" 1926, 15. VII.

   О позиции Бела Балаша. "Кино", газ., М., 1926, 20. VII.

   Бела забывает ножницы. "Кино", газ., М., 1926, 10. VIII.

   "Генеральная линия". (Беседа). "Кино", газ., М., 1926, 10. VIII.

   Два черепа Александра Македонского. "Новый зритель", журн., М., 1926, No 35, стр. 10.

   Наши работы. (Беседа). "Молот", газ., Ростов н/Д, 1926, 6. X.

   "Генеральная линия". (Беседа). "Труд", газ., Баку, 1926, 25. XI.

   Письмо в редакцию. "Молот", газ., Ростов н/Д, 1926, 26. XI. (Благодарность участникам фильма "Генеральная линия").

1927

   Письмо в редакцию. "Новый зритель", журн., М., 1927, No 2. (Протест против комментариев редакции по поводу его письма в газ. "Молот").

   "Генеральная линия". (Беседа). "Советское кино", журн., М., 1927, No 2, стр. 7 -- 8.

   "Генеральная линия". (Беседа). "Красная газета", Л., 1927, 9. III.

   "Генеральная линия". (Беседа). "Кино", газ., М., 1927, 12. III.

   "Генеральная линия". (Беседа). "Кинофронт", журн., М., 1927, No 4, стр. 29 -- 30.

   От Февраля к Октябрю. (Беседа). "Смена", газ., Л., 1927, 15. III.

   Мои постановки. (Беседа). "Кино" (ленинградское приложение), газ., 1927, 22. IV.

   "Генеральная линия". (Беседа). "Информационный бюллетень БОКС", М., 1927, No 9 -- 10, стр. 22 -- 23.

   Что говорят режиссеры. (Ответ на анкету). "Комсомольская правда", 1927, 21. IX.

   Будущее советского кино. "Красная панорама", журн., Л., 1927, No 40, стр. 7 -- 8.

   Кино и оборона страны. (Ответ на анкету). "Советское кино", жури., Л., 1927, No 7, стр. 6.

   Всякому свое (О партсовещании по вопросам кино). "Красная газета", Л., 1927, 20. X.

   Почему опоздал "Октябрь". "Кино", газ., М., 1927, 20. XII.

   С. М. Эйзенштейн об "Октябре". В брошюре "Октябрь", Теакинопечать, М., 1927, стр. 7 -- 8.

   Даешь Госплан. "Кинофронт", журн., 1927, No 13 -- 14, стр. 6 -- 8; в сокращ. в кн.: С. М. Эйзенштейн, Избранные статьи, М., Искусство, 1956 {В дальнейшем -- "Избранные статьи".}, стр. 83 -- 88.

   Об Октябре на экране. (Беседа). "Советский экран", журн., М., 1927, No 45, стр. 15.

1928

   Чего мы ждем от партсовещания по вопросам кино. "Советский экран", журн., М., 1928, No 1, стр. 6 -- 7.

   "Генеральная линия". "Комсомольская правда", М., 1928, 3. II. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   Литература и кино. (Ответ на анкету). "На литературном посту", журн., М., 1928, No 1, стр. 71 -- 73.

   За особый отдел. "Кинофронт", жури., М., 1928, No 1, стр. 2 -- 5.

   В боях за "Октябрь". "Комсомольская правда", М., 1928, 7. III.

   Как мы делали "Октябрь". "Вечерняя Москва", 1928, 8. III. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   За "Рабочий боевик". "Революция и культура", журн., М., 1928, No 3 -- 4, стр. 52 -- 56.

   Наш "Октябрь". "Кино", газ., М., 1928, 13. III.

   По ту сторону игровой и неигровой. "Кино", газ., М., 1928, 20. III.

   "Октябрь". (Отрывок из сценария). "Кино", газ., М., 1928, 13. III. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   За советское кино. "На литературном посту", жури., М., 1928, No 4, стр. 15 -- 18.

   Ждем. "Комсомольская правда", М., 1928, 1. IV. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   Будущее звуковой фильмы. Заявка. "Советский экран", журн., М., 1928, No 32, стр. 5; "Жизнь искусства", журн., Л., 1928, No 32, стр. 4 -- 5. (Творческая декларация, подписанная Эйзенштейном, В. И. Пудовкиным и Г. В. Александровым).

   Театральное барахло и новое орудие культуры. Анкета: "Как мы используем звуковое кино". "Советский экран", журн., М., 1928, No 34, стр. 6.

   Нежданный стык. "Жизнь искусства", журн., Л., 1928, No 34, стр. 6 -- 9.

   Как мы делаем "Генеральную линию". "Вечерняя Москва", 1928, 5. X.

   Почему катастрофически тускнеет советское кино. (Беседа). "Советский экран", журн., М., 1928, No 44, стр. 2.

   Двенадцатый. "Советский экран", журн., М., 1928, No 45, стр. 4 -- 5. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   Ле-Корбюзье у С. М. Эйзенштейна. (Под псевд.: Р -- К). "Советский экран", журн., М., 1928, No 46, стр. 5.

   Открытое письмо. "Известия", М., 1928, 11. XI, стр. 5. (Опровержение по поводу заметок в заграничной прессе о "бегстве" за границу).

   "Генеральная линия". "Гудок", газ., М., 1928, 21. XI.

   Раз, два, три -- паникеры мы. "Кино" (Ленинградское приложение), газ., 1928, 27. XI. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   Инструкторско-исследовательская мастерская при ГТК. (Беседа). "Советский экран", журн., М., 1928, No 48, стр. 4.

   "Генеральная линия". "Известия", М., 1928, 6. XII. (В соавторстве Г. В. Александровым).

   Моя первая фильма. "Советский экран", журн., М., 1928, No 50, стр. 10.

1929

   За кадром. Послесловие в кн. Н. Кауфман, Японское кино, М., Теакинопечать, 1929, стр. 72 -- 92.

   Предисловие к кн.: Г. Зебер, Техника кинотрюка, М., Теакинопечать, 1929, стр. 3 -- 8.

   "Генеральная линия". "Комсомольская правда", М., 1929, 3. II. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   О "Генеральной линии". (Беседа). "Кино", газ., М., 1929, 5. II.

   Отец Матвей. (Воспоминания о съемках фильма "Старое и новое"). "Советский экран", журн., М., 1929, No 7.

   Восторженные будни. "Рабочая Москва", газ., 1929, 22. II. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   Без актеров. (Авторецензия Эйзенштейна и Г. В. Александрова на кинокартину "Генеральная линия"). "Огонек", журн., М., 1929, No 10 (310), стр. 10 -- 11.

   ГТК -- ВУЗ. "Кино", газ., 1929, 12. III.

   Три года. "Литературная газета", М., 1929, 1. VII. (О фильме "Генеральная линия"; в соавторстве с Г. В. Александровым).

   О киношколе. "Рабис", журн., М., 1929, No 32, стр. 6 -- 7.

   Перспективы. "Искусство", журн., М., 1929, No 1 -- 2, стр. 116 -- 122.

   Кино четырех измерений. "Кино", газ., М., 1929, 27. VIII.

   Звуковое кино у нас. (Анкета). "Рабис", журн., М., 1929, No 38, стр. 4.

   О форме сценария. "Бюллетень киноконторы торгпредства СССР в Германии", Берлин, 1929, No 1 -- 2, стр. 29 -- 32. (Отрывки статьи опубликованы под названием "Эйзенштейн о сценарии" в журн. "Кино и жизнь", М., 1929. No 2, стр. 15).

   Форма сценария. "Литературная газета", М., 1929, 9. XII.

   Эксперимент, понятный миллионам. "Советский экран", журн., М., 1929, No 6, стр. 6 -- 7; см. также "Избранные статьи", стр. 379 -- 382. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

1930

   Жандармы в Сорбонне. (Под псевд.: Р. О. Рик). "Кино", газ., М., 1930, 10. III.

   Эйзенштейн о звуковом и цветном кино. (Беседа). "Вечерняя Москва", 1930, 13. VIII.

   Наши картины должны звучать и говорить. "За коммунистическое просвещение", газ., М., 1930, 18. IX.

1931

   Напомним мастерам. (Письмо в ГИК из Мексики). "Кино", газ., М., 1931, 1. IX.

   "Американская трагедия". (Под псевд.: Р. О. Рик). "Пролетарское кино", журн., М., 1931, No 9, стр. 59.

1932

   Окончательный монтаж -- в Москве. (Беседа с Эйзенштейном и Э. К. Тиссэ). "Вечерняя Москва", 1932, 9. V.

   Эйзенштейн вернулся в Москву. (Беседа). "Комсомольская правда", 1932, 10. V.

   Вклад в дело социализма. "За большевистский фильм", газ., М., 1932, 16. V.

   Самое забавное. (Творческая заявка на постановку комедии). "Советское искусство", газ., М., 1932, 9. VII.

   Догнать и перегнать. "Пролетарское кино", журн., М., 1932, No 15 -- 16, стр. 20 -- 32.

   Одолжайтесь! "Пролетарское кино", журн., М., 1932, No 17 -- 18, стр. 19 -- 29.

   В первую шеренгу. "Кино", газ., М., 1932, 6. IX.

   "Die erste Kolonne marschiert" {"Первая колонна выступает" (нем.).}. "Кино", газ., М., 1932, 18. IX.

   Основоположнику культур. (Приветствие в связи с 40-летием литературно-общественной деятельности А. М. Горького). "Кино", газ., М., 1932, 24. IX.

   На детективной работе. "Кино", газ., М., 1932, 18. X. Народ безмолвствует... "Кино", газ., М., 1932, 24. X. По ту сторону. "Вечерняя газета", Л., 1932, 26. X. В интересах формы. "Кино", газ., М., 1932, 12. XI.

1933

   Родится Пантагрюэль. "Кино", газ., М., 1933, 4. II.

   Кино -- это звучит гордо. "Кино", газ., М., 1933, 16. II.

   По местам! "Кино", газ., М., 1933, 10. III.

   Смерть блямбам! "Кино", газ., М., 1933, 28. III.

   Ошибка Георга Мелье. "Советское кино", журн., М., 1933, No 3 -- 4, стр. 63 -- 64.

   Через революцию к искусству -- через искусство к революции. "Советское кино", журн., М., 1933, No 1 -- 2, стр. 34 -- 36; в сокращ.: "Избранные статьи", стр. 363 -- 365.

   Введение. (Творческая страничка). "За большевистский фильм", газ., М., 1933, 15. IV.

   Вылазка классовых друзей. "Кино", газ., М., 1933, 22. VI и 28. VI.

   Гранит кинонауки. О методе преподавания предмета режиссуры. "Советское кино", журн., М., 1933, No 5 -- 6, стр. 58 -- 67; No 7, стр. 66 -- 74; No 9, стр. 61 -- 73.

   Москва. (Замыслы и планы). "Советское искусство", газ., М., 1933, 20. VII.

   Москва во времени. "Литературная газета", М., 1933, 11. VII.

   Кино и классики. (Ответ на анкету). "Литературная газета", М., 1933, 23. XII.

1934

   За высокую идейность, за кинокультуру! "Кино", газ., М., 1934, 22. I

   Партии я обязан всем. "Рабис", журн., М., No 1, 1934, стр. 22.

   Американская рабочая кинофотолига (В соавторстве с П. М. Аташевой и Э. К. Тиссэ). "Кино", газ., М., 1934, 10. II.

   О фашизме, германском киноискусстве и подлинной жизни. (Открытое письмо Геббельсу). "Литературная газета", 1934, 22. III.

   "Э!" О чистоте киноязыка. "Советское кино", журн., М., 1934, No 5, стр. 25 -- 31. (Отрывок вошел в "Хрестоматию кинорежиссуры". Сост. Ю. Геника, М., 1938, стр. 266 -- 270).

   Несравнимое. "Литературная газета", М., 1934, 18. VI.

   Сико. (Некролог о С. Палавандишвили). "Кино", газ., М., 1934, 28. VI.

   Метро, Москва, литература. "Правда", М., 1934, 17. VIII.

   Почему я ушел из кино. (Беседа). "Вечерняя Красная газета", Л., 1934, 22. VIII.

   Конец мансарде. "Известия", М., 1934, 19. VIII; см. также: "Избранные статьи", стр. 49 -- 50.

   Эйзенштейн в Театре Революции. (Беседа). "Вечерняя Москва", 1934, 20. VIII.

   Оружием кино. "Комсомольская правда", М., 1934, 7. XI.

   Наконец! "Литературная газета", М., 1934, 18. XI.

   Добить врага. "Комсомольская правда", М., 1934, 4. XII.

   Комсомольские кадры в кино. "Комсомольская правда", М., 1934, 21. XII.

   Комсомольцi в кiно. "Коммунiст", газ., 1934, 5. XII, стр. 4.

   Средняя из трех (1924 -- 1929). "Советское кино", журн., М., 1934, No 11 -- 12, стр. 54 -- 83.

   Поль Робсон. "Правда", М., 1934, 23. XII.

1935

   ГТК -- ГИК -- ВГИК. Прошлое -- настоящее -- будущее. "Советское кино", журн., М., 1935, No 1, стр. 54 -- 60; в сокращ.: "Избранные статьи", стр. 56 -- 64.

   Самое важное. "Известия", М., 1935, 6. I; см. также: "Избранные статьи", стр. 89 -- 94.

   В дни пятнадцатилетия... (О 15-летии советского кино). "За коммунистическое просвещение", газ., М., 1935, 15. I.

   Кино -- могучее орудие. "Радиопрограмма", газ., М., 1935, 18. II.

   Театр Мэй Лань-фана. "Комсомольская правда", М., 1935, 11. I.

   Чародею Грушевого сада. Сб. "Мэй Лань-фан и китайский театр", М.-Л., изд. ВОКС, 1935, стр. 17 -- 26.

   В шестнадцатый год. "Комсомольская правда", М., 1935, 11. I.

   Правда нашей эпохи. "Правда", М., 1935, 12. I.

   Выступление на Всесоюзном творческом совещании работников советского кинематографа. (11 -- 13 января 1935 г., Москва). "За большое киноискусство", М., Госфотокиноиздат, 1935, стр. 22 -- 49, 160 -- 165.

   Заключительное слово на Первом Всесоюзном совещании творческих работников. "Кино", газ., М., 1935, 12. I.

   Мы знаем, что мы должны делать. "Кино", газ., М., 1935, 15. I.

   "Крестьяне". (Рецензия на фильм Ф. М. Эрмлера). "Известия", М., 1935, 11. II.

   Письмо пионерам. "Знамя Трехгорки", газ., М., 1935, 8. IV.

   Апрельское постановление ЦК ВКП (б) -- основа творческого роста. "Кино", газ., М., 1935, 22. IV.

   С экрана в жизнь. "Комсомольская правда", М., 1935, 27. VI.

   Свой! (Некролог о А. Барбюсе). "Кино", газ., М., 1935, 5. IX.

   Вызываю на соцсоревнование. "За большевистский фильм", газ., М., 1935, 9. IX.

   Можем! "За большевистский фильм", газ., 1935, 9. IX; см. также "Избранные статьи", стр. 303 -- 305.

   Разумное мероприятие. "Кино", газ., М., 1935, 17. XI.

   Выполним обещание. "Кино", газ., М., 1935, 23. XI.

   Год в искусстве. (Ответ на новогоднюю анкету). "Советское искусство" газ., М., 1935, 29. XII.

1936

   Ответ на анкету "В 1936 году". "Известия", М., 1936, 1. I.

   Вместо выступления. (Письмо, оглашенное на дискуссии о формализме). "Кино", газ., М., 1936, 11. III.

   Это будет фильм о героическом детстве. "За коллективизацию", газ., М., 1936, 18. III.

   "Бежин луг". "Крестьянская газета", М., 1936, 31. III.

   Программа преподавания теории и практики режиссуры. "Искусство кино", журн., М., 1936, No 4, стр. 51 -- 58.

   Про себя и вслух. "Кино", газ., М., 1936, 6. V.

   Величайшая творческая честность. (А. М. Горький). "Кино", газ., М., 1936, 22. VI; см. также: "Избранные статьи", стр. 118 -- 119.

   Гениальный сценарий будущего. "Кино", газ., М., 1936, 17. VI.

   Письмо в редакцию. "Кино", газ., М., 1936, 17. VIII.

   Покарать убийц. "Советское искусство", газ., М., 1936, 23. VIII.

   Поль Робсон. "Рабочая Москва", газ., 1936, 20. XII.

1937

   Ошибки "Бежина луга". "Советское искусство", газ., М., 1937, 17. IV; см. также брошюру "О фильме "Бежин луг" С. Эйзенштейна", М., "Искусство", 1937, стр. 52 -- 62, и "Избранные статьи", стр. 383 -- 388.

   Письмо в редакцию. "Известия", М., 1937, 8. II. (Опровержение слухов в заграничной прессе об аресте Эйзенштейна).

   Образ громадной исторической правды и реалистичности. "За большевистский фильм", газ., 1937, 27. XII.

1938

   "Страну Советов" -- стране Советов. "Кино", газ., М., 1938, 17. II. (О фильме Э. И. Шуб и Э. К. Тиссэ).

   Фильм "Александр Невский". "Красный Октябрь", газ., Сызрань, 1938, 28. VI. (В соавторстве с Д. И. Васильевым).

   Еще о народно-героическом театре. "Театр", журн., М., 1938, No 7, стр. 156 -- 158.

   Александр Невский и разгром немцев. "Известия", М., 1938, 12. VII.

   Александр Невский (киносценарий, третий вариант). М., Госкиноиздат, 1938. (В соавторстве с П. А. Павленко).

   Над чем работают кинорежиссеры. (Ответ на анкету). "Пролетарская правда", газ., Калинин, 1938, 26. VIII.

   "Александр Невский". (Беседа). "Молот", газ., Ростов н/Д, 1938, 15. X.

   Мы готовы к любому заданию. "За большевистский фильм", газ., М., 1938, 11. XI.

   Как создавался фильм "Александр Невский". (Беседа). "Труд", газ., М., 1938, 11. XI.

   Патриотизм -- наша тема. "Кино", газ., М., 1938, 11. XI.

   "Александр Невский". (Беседа). "Советское искусство", газ., М., 1938, 12. XI.

   "Александр Невский". "Гудок", газ., М., 1938, 14. XI.

   Фильм о великом патриотизме русского народа. "Красная газета", Л., 1938, 29. XI.

   Заметки режиссера. "Огонек", журн., М., 1938, No 22, стр. 20 -- 21.

   "Перекоп". (Беседа). "Кино", газ., М., 1938, 2. XII.

   Мы и они. "Кино", газ., М., 1938, 5. XII.

   Жизнерадостный спутник. "Вечерняя Москва", 1938, 7. XII.

   Жизнь -- подвиг. (В. П. Чкалов). "Советское искусство", газ., М., 1938, 16. XII; "Кино", газ., М., 1938, 17. XII.

   В энтузиазме -- основа творчества. Сб. "Молодые мастера искусства", М., "Искусство", 1938, стр. 56 -- 57; в сокращ.: "Избранные статьи", стр. 54 -- 55.

1939

   Год подъема советской кинематографии. "Рабочий край", газ., Иваново, 1939, 1. I.

   Правильный принцип. "Кино", газ., М., 1939, 5. I.

   "Александр Невский". Сб. "Советский исторический фильм", М., Госкиноиздат, 1939, стр. 14 -- 25.

   Во славу Родины. "Советское искусство", газ., М., 1939, 4. II.

   С честью оправдаем высокую награду. "За большевистский фильм", газ., М., 1939, 8. II.

   Служим народу. "Известия", М., 1939, 11. П.; в сокращ.: "Избранные статьи", стр. 47 -- 48.

   Перед съемками картины о Фрунзе. "Кино", газ., М., 1939, 23. II.

   Гордая радость. "За большевистский фильм", газ., М., 1939, 23. III.

   Ленин в наших сердцах. "Известия", газ., М., 1939, 6. IV. (О фильме "Ленин в 1918 году").

   Хэлло, Чарли! Приветствие Ч. Чаплину в связи с его 50-летием. "Известия", М., 1939, 17. IV.; см. также "Избранные статьи", стр. 234 -- 235.

   Речь на собрании интеллигенции московских киностудий, посвященном итогам XVIII съезда партии. "Кино", газ., М., 1939, 23. IV.

   Величие советской авиации. "Вечерняя Москва", 1939, 1. V.

   25 и 15. "Кино", газ., М., 1939, 23. V; см. также: "Избранные статьи", стр. 125 -- 128.

   Органичность и пафос в композиции фильма "Броненосец "Потемкин"". Хрестоматия "Кинорежиссура", М., Госкиноиздат, 1939, стр. 83 -- 90; в сокращ.: "Избранные статьи", стр. 243 -- 251.

   Монтаж 1938. "Искусство кино", журн., М., 1939, No 1, стр. 37 -- 49; частично использована в хрестоматии "Кинорежиссура", М., Госкиноиздат, 1939, стр. 350 -- 358, и полностью перепечатана в кн.: Л. Кулешов, Основы кинорежиссуры, М., Госкиноиздат, 1941, стр. 310 -- 333; см. также: "Избранные статьи", стр. 252 -- 285.

   О строении вещей. "Искусство кино", журн., М., 1939, No 6, стр. 7 -- 20.

   Фильм о Ферганском канале. "Правда", 1939, 13. VIII; "Искусство кино", журн., М., 1939, No 9, стр. 6 -- 7. (В журнале опубликован и режиссерский, сценарий "Ферганский канал" по либретто П. А. Павленко и Эйзенштейна стр. 8 -- 20).

   Неузнаваем стал край. "Правда", М., 1939, 2. IX.

1940

   Гордость. "Искусство кино", журн., М., 1940, No 1 -- 2, стр. 17 -- 25.

   Неистовые художники. "Советское фото", журн., М., 1940, No 1.

   Родина обнимает своих достойных сыновей. "Литературная газета", М., 1940, 30. I.

   Советский исторический фильм. "Правда", 1940, 8. II; в сокращ.: "Избранные статьи", стр. 51 -- 53.

   Проблема советского исторического фильма. В брошюре: "Тезисы докладов на творческом совещании по вопросу исторического и историко-революционного фильма", М., Госкиноиздат, 1940, стр. 3 -- 15. (Тезисы доклада).

   Еще раз о строении вещей. "Искусство кино", журн., М., 1940, No 6, стр. 27 -- 32.

   Вертикальный монтаж. Статья первая. "Искусство кино", журн., М., 1940, No 9, стр. 16 -- 25.

   Воплощение мифа. "Театр", журн., М., 1940, No 10, стр. 13 -- 38. (То же в отдельной брошюре "Валькирия", выпущенной к спектаклю, и отрывки -- в журн. "Советский артист", М., 1940, No 142, стр. 2).

   Творческая встреча с Вагнером. "Огонек", журн., М., 1940, No 29, стр. 18.

   Рождение мастера. (А. П. Довженко). "Искусство кино", журн., М., 1940, No 1 -- 2, стр. 94 -- 95; более полный вариант: "Избранные статьи", стр. 120 -- 124.

   Не цветное, а цветовое. "Кино", газ., М., 1940, 29. V; см. также: "Избранные статьи", стр. 306 -- 310.

   Великая радость. "Трудовая газета", Рига, 1940, No 52, 24. VIII.

   Перед премьерой "Валькирии". "Вечерняя Москва", 1940, 21. IX.

   Над чем работают киностудии. (Ответ на анкету). "Известия", М., 1940, 27. XI.

   Привет Армении побед социализма! "Коммунист", газ., Ереван, 1940, 26. XI.

   Вертикальный монтаж. Статья вторая. "Искусство кино", журн., М., 1940, No 12, стр. 27 -- 35.

   Двадцать. Сб. "20 лет советской кинематографии", М., Госкиноиздат, 1940, стр. 18 -- 31; в сокращ.: "Избранные статьи", стр. 95 -- 104.

   Нам двадцать лет. Предисловие к юбилейному фотоальбому "Советское киноискусство 1919 -- 1939", М., Госкиноиздат, 1940, стр. 5 -- 7; в сокращ.: "Избранные статьи", стр. 105 -- 110.

1941

   За плодотворную работу. "За большевистский фильм", газ., М., 1941, 1. I.

   Наши творческие задачи. "За большевистский фильм", газ., М., 1941, 12. II.

   Предисловие к книге Л. В. Кулешова "Основы режиссуры", М., Госкиноиздат, 1941, стр. 3 -- 4. (Статья первоначально была опубликована в журн. "Советский экран", М., 1940, No 23, стр. 12).

   Вертикальный монтаж. Статья третья. "Искусство кино", журн., М., 1941, No 1, стр. 29 -- 38.

   [О "тайнах" кинотехники]. "Иллюстрированная газета", М., 1941, 2. III.

   Памятные дни. "Известия", М., 1941, 18. III.

   Вперед! "За большевистский фильм", газ., М., 1941, 21. III.

   Оправдать доверие. "Кино", газ., М., 1941, 21. III.

   Фильм об Иване Грозном. "Известия", газ., М., 1941, 30. IV.

   Наследники и строители мировой культуры. "Правда", 1941, 30. IV.

   Три режиссера. "Искусство кино", журн., М., 1941, No 5, стр. 32 -- 37.

   "Иван Грозный". "Вечерняя Москва", 1941, VI.

   Еще более укрепим военную мощь нашей страны. "За большевистский фильм", газ., М., 1941, 3. VI.

   Заметки о молодых кинематографистах. "Правда", 1941, 16. VI; см. также: "Избранные статьи", стр. 65 -- 68:

   Фильм, фальсифицирующий историю. "Интернациональная литература", журн., М., 1941, No 5, стр. 233.

   "Диктатор". "Комсомольская правда", М., 1941, 28. VI (вариант статьи, помещенной в газ. "За большевистский фильм", М., 1941, 1. VII); полностью см.: "Избранные статьи", стр. 236 -- 242.

   Правое дело. "Кино", газ., М., 1941, 27. VI.

   Организованность и дисциплина. "За большевистский фильм", газ., М., 1941, 1. VII.

   Фашистские зверства на экране. "Красный воин", газ., М., 1941, 11. VII.

   Громите, сокрушайте подлых захватчиков. "Красный флот", газ., М., 1941, 19. VII.

   Гитлер зажат в клещи. "Кино", газ., М., 1941, 18. VII.

   Кино против фашизма. "Правда", 1941, 8. X.

   Речи на еврейских антифашистских митингах. Брошюра "Братья евреи всего мира", М., Госполитиздат, 1941, стр. 25 -- 26.

1942

   "Иван Грозный". Фильм о русском Ренессансе XVI века. "Литература и искусство", газ., М., 1942, 4. VIII. (На ту же тему беседа в газ. "Труд", М., 1942, 20. VIII).

   Друзья за океаном. "Литература и искусство", газ., М., 1942, 15. VIII.

1944

   Спектакль волнует и трогает. "Казахстанская правда", Алма-Ата, 1944, 6. VIII.

   "Иван Грозный". Киносценарий. М., Госкиноиздат, 1944.

   Диккенс, Гриффит и мы. Сб. "Гриффит", М., Госкиноиздат, 1944, стр. 39 -- 88; полностью: "Избранные статьи", стр. 153 -- 204.

1945

   Наша работа над фильмом. "Известия", газ., М., 1945, 4. II.

   Charlie the Kid {Чарли-ребенок (англ.).}. В сб. "Charle Spencer Chaplin" {"Чарльз Спенсер Чаплин" (англ.).}, М., Госкиноиздат, стр. 137 -- 158; полностью: "Избранные статьи", стр. 205 -- 233.

   Как создавали фильм. (Беседа). "Вечерняя Москва", 1945, 15. II.

   Как мы снимали фильм "Иван Грозный". "Бюллетень ВОКС", М., 1945, стр. 3 -- 6.

   Освобожденная Франция. "Советское искусство", газ., М., 1945, 19. IV; см. также: "Избранные статьи", стр. 114 -- 117.

   Возрождение. "Литературная газета", М., 1945, 23. VI; см. также: "Избранные статьи", стр. 69 -- 71.

   Крупнейший государственный деятель. "Огонек", журн., М., 1945, No 9 -- 10, стр. 14.

   Крупным планом. "Искусство кино", журн., М., 1945, No 1, стр. 6 -- 8.

1946

   О фильме "Иван Грозный". (Письмо в редакцию). "Культура и жизнь", газ., М., 1946, 20. X.

   Как я стал режиссером. Сб. "Как я стал режиссером", М., Госкиноиздат, 1946, стр. 276 -- 292; см. также: "Избранные статьи", стр. 355 -- 362.

1947

   Поставщики духовной отравы. "Культура и жизнь", газ., М., 1947, 31. VII.

   Советскому милиционеру. "На боевом посту", газ., М., 1947, 12. XI, стр. 2.

1948

   Зритель -- творец. "Огонек", журн., М., 1948, No 26; см. также: "Избранные статьи", стр. 72 -- 76.

   О стереокино. "Искусство кино", жури., М., 1948, No 2, стр. 5 -- 7; см. также: "Избранные статьи", стр. 321 -- 328.

1949

   30 лет советского кинематографа и традиции русской культуры. "Искусство кино", журн., М., 1949, No 5, стр. 7 -- 11.

1950

   "Двенадцать апостолов". "Искусство кино", журн., М., 1950, No 4, стр. 13 -- 16; см. также: "Избранные статьи", стр. 366 -- 378.

1951

   "Александр Невский". Сценарий. Сб. "Избранные сценарии советского кино", т. 3, М., Госкиноиздат, 1951, стр. 349 -- 384. (В соавторстве с П. А. Павленко).

1952

   Единая. (Мысли об истории советской кинематографии). "Искусство кино", журн., М., 1952, No 11, стр. 10 -- 14. В сокращ. "Избранные статьи", стр. 77 -- 82.

   Всегда вперед. "Искусство кино", журн., М., 1952, No 1, стр. 107 -- 109. См. также: "Избранные статьи", стр. 412 -- 416.

1954

   Вопросы композиции. Сб. "Вопросы кинодраматургии", вып. 1, М., "Искусство", 1954, стр. 116 -- 140; см. также: сб. статей "О киносценарии", М., "Искусство", 1956, стр. 65 -- 93, и в кн.: В. Нижний, На уроках режиссуры С. М. Эйзенштейна, М., "Искусство", 1958, стр. 174 -- 202.

1955

   Пушкин и кино. "Искусство кино", журн., М., 1955, No 4, стр. 75 -- 77.

   Примеры изучения монтажного письма. "Искусство кино", журн., М., 1955, No 4, стр. 78 -- 89.

   Пушкин -- монтажер. Шары чугунные. "Искусство кино", журн., М., 1955, No 4, стр. 90 -- 96.

1956

   От автора. Сб. "Избранные статьи", стр. 41 -- 44.

   О романе-фильме "Мы, русский народ". Сб. "Избранные статьи", стр. 111 -- 113.

   ПРКФ. В сб. "Избранные статьи", стр. 129 -- 145.

   Люди одного фильма. (Ломовы и Горюнов). Сб. "Избранные статьи", стр. 146 -- 149.

   Большевики смеются. (Мысли о советской комедии). Сб. "Избранные статьи", стр. 294 -- 299.

   Волки и овцы. (Режиссер и актер). Сб. "Избранные статьи", стр. 300 -- 302.

   Цветовое кино. Сб. "Избранные статьи", стр. 311 -- 320.

   Патриотизм -- наша тема. Сб. "Избранные статьи", стр. 389 -- 391.

   Истинные пути изобретания. ("Александр Невский"). Сб. "Избранные-статьи", стр. 403 -- 411.

   "Броненосец "Потемкин"". Монтажные листы фильма. Сб. "Вопросы киноискусства", М., Изд-во АН СССР, 1956, стр. 201 -- 231.

1957

   Творческая лаборатория режиссера. Рисунки к "Ивану Грозному" (с текстами Эйзенштейна). "Искусство кино", журн., М., 1957, No 2, стр. 135 -- 144.

   "Que viva Mexico!" {"Да здравствует Мексика!" (исп.).} (Либретто, послесловие и рисунки к "мексиканскому фильму"). "Искусство кино", журн., М., 1957, No 5, стр. 109 -- 117.

   Как я учился рисовать. (Из автобиографических записок). "Культура и жизнь", М., 1957, No 6, стр. 29 -- 34 (с рисунками в тексте); также в английском, испанском, немецком и французском изданиях журнала.

   "Октябрь". Сценарий. (Фрагменты первой и второй редакции). "Искусство кино", журн., М., 1957, No 10, стр. 107 -- 129. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   Лекции по режиссуре (прочитанные во ВГИКе в середине 30-х годов). Обработанные и сокращенные в кн.: В. Нижний, На уроках режиссуры, (С. М. Эйзенштейн во ВГИКе), М., изд. ВГИК (на правах рукописи), 1957; то же в этой же книге, М., "Искусство", 1958.

1958

   Заметки о Маяковском. "Искусство кино", журн., М., 1958, No 1, стр. 73 -- 75 (с рисунками в тексте и на вкладыше).

   Автобиографические заметки. "Культура и жизнь", журн., М., 1958, No 5, стр. 41 -- 43 (с рисунками в тексте); то же в немецком, английском изданиях журнала.

1959

   Сцена из "Бориса Годунова" в раскадровке С. Эйзенштейна. "Искусство-кино", журн., М., 1959, No 3, стр. 111 -- 130.

   Ферганский канал. Режиссерский сценарий и комментарии. Сб. "Вопросы кинодраматургии", вып. 3, М., "Искусство", 1959, стр. 291 -- 352.

   Мои рисунки. Сб. "Мосфильм", вып. 1, М., "Искусство", 1959, стр. 207 -- 212 (с рисунками, на стр. 208 -- 212, 215 -- 218, 220 -- 234).

1960

   Динамический квадрат. Сб. "Вопросы киноискусства", вып. 4, М., Изд-во АН СССР, 1960, стр. 218 -- 237.

   Мистер Линкольн мистера Форда. "Искусство кино", журн., М., 1950, No 4, стр. 135 -- 140.

   Цвет -- чистый -- яркий -- звонкий. (Из автобиографических записок). "Литературная газета", М., 1960, 9. VII.

   Страницы жизни. (Автобиографические записки). "Знамя", журн., М., 1960, No 10, стр. 147 -- 176; No 11, стр. 145 -- 190.

   "Броненосец "Потемкин"". (Автобиографические записки). "Советский экран", журн., М., 1960, No 21, стр. 18 -- 19.

1961

   Цвет и музыка. Цветовая родословная "Москвы 800". Сб. "Мосфильм", вып. 2, М., "Искусство", 1961, стр. 239 -- 245 (с рисунками).

   Было бы немыслимо жить. Сб. "Своим оружием", М., Госполитиздат, 1961, стр. 279 -- 286.

   Из переписки С. Прокофьева и С. Эйзенштейна. "Советская музыка", журн., М., 1961, No 4, стр. 105 -- 113.

   Об искусстве и о себе. (Из автобиографических записок). Предмет неистощимый. "Неделя", газ., М., 1961, 29. IV.

   "Пушкин". (Режиссерская разработка сценария). В кн.: И. Вайсфельд, Мастерство кинодраматурга, М., "Советский писатель", 1961, стр. 214 -- 224.

   Рисунки. Альбом со статьями "Как я учился рисовать" (стр. 15 -- 24) и "Несколько слов о моих рисунках" (стр. 191 -- 196), М., "Искусство", 1961.

   Кроме того, рисунки С. Эйзенштейна публиковались отдельно в следующих изданиях:

   "Искусство кино", журн., М., 1957, No 2, стр. 135 -- 144. "Творчество", журн., М., 1957, No 4, стр. 14 -- 15. "Театр", журн., М., 1957, No 6, стр. 142 -- 143. "Советский цирк", журн., М., 1958, No 1, стр. 25 -- 27. "Советский экран", журн., М., 1962, No 2, стр. 10 -- 11.

1962

   Автобиографические записки. "Искусство кино", журн., М., 1962, стр. 129 -- 133 (с рисунками).

   Скандал в Сорбонне. (Из автобиографических записок). "Неделя", раз., М., 1962, 23. IX

   Неравнодушная природа. (Отрывки). "Искусство кино", журн., М., 1962, No 11, стр. 92 -- 122.

   Сценарные разработки. Из дневников. Неоконченные теоретические работы. Сб. "Вопросы кинодраматургии", вып. 4, М., "Искусство", 1962, стр. 343 -- 390.

   Монологи царя Ивана из сценария "Иван Грозный". (Фрагменты). В оратории для хора, чтеца, солистов и большого симфонического оркестра

   

   

   

Почти полная  библиография



   Эйзенштейн С. М. Избранные произведения: В 6 т. Т. 1.

   М.: Искусство, 1964.

   

Библиография работ С. М. Эйзенштейна, опубликованных на русском языке

1922

   Письмо в редакцию. "Зрелища", журн., М., 1922, No 6, стр. 26. (Совместно с Н. М. Фореггером, В. З. Массом и С. И. Юткевичем. По поводу статьи И. А. Аксенова о приоритете А. Я. Таирова в изобретении особого вида декораций).

1923

   Монтаж аттракционов. "Леф", журн., М., 1923, No 3, стр. 70 -- 75.

1924

   "Чертово гнездо" ("Стачка"). (Беседа с С. Эйзенштейном). "Киногазета", М., 1924, 11 XI.

   Сергей Михайлович Эйзенштейн об авторском праве режиссера. "Зрелища", журн., М., 1924, No 72.

   "О Весте". "Зрелища", журн., М., 1924, No 83 -- 84.

1925

   Эйзенштейн о своих работах и планах (к выпуску "Стачки"). "Киногазета", М., 1925, 20. I.

   Беседа с режиссером С. М. Эйзенштейном. "Кинонеделя", журн., Л., 1925, No 4, стр. 17. (Об уходе Эйзенштейна из Пролеткульта).

   Письмо в редакцию. "Кинонеделя", журн., М., 1925, No 2. (Полемика с В. Ф. Плетневым в связи с уходом из Пролеткульта).

   Письмо в редакцию. "Кинонеделя", журн., М., 1925, No 10. (Продолжение полемики с В. Ф. Плетневым).

   Нужна ли критика? Ответ на анкету. "Новый зритель", журн., М., 1925, No 13, стр. 6.

   К вопросу о материалистическом подходе к форме. "Киножурнал АРК", М., 1925, No 4 -- 5, стр. 5 -- 8.

   Метод постановки "1905 год". (Беседа). "Кино", газ., М., 1925, 7. VII.

   "1905 год". (Беседа). "Вечерняя Москва", 1925, 22. VII.

   "1905". (Беседа). "Комсомольская правда", 1925, 5. VIII.

   Метод постановки рабочей фильмы. "Кино", газ., М., 1925, 11. VIII.

1926

   Что говорят о "Броненосце "Потемкин"". (Ответ на анкету). "Советский экран", журн., М., 1926, No 2, стр. 10.

   Что сказали о "Броненосце "Потемкин"". (Ответ на анкету). "Вечерняя Москва", 1926, 1. II.

   "Потемкин" сквозь германскую цензуру. "Советское кино", журн., М., 1926, No 3, стр. 14 -- 15.

   По кино Германии. (Беседа с С. М. Эйзенштейном и Э. К. Тиссэ). "Советское кино", журн., М., 1926, No 3, стр. 25 -- 26.

   Как ни странно, о Хохловой. "Кино", газ., М., 1926, 30. III. (Статья вошла в брошюру "А. Хохлова", М., Кинопечать, 1926, стр. 5 -- 9).

   Упадок кинопромышленности в Германии. (Беседа). "Вечерняя Москва", 1926, 26. IV.

   Германская кинематография. "Вестник работников искусств", журн., М., 1926, No 10, стр. 8 -- 9.

   Пять эпох. (К постановке картины "Генеральная линия"). "Правда", 1926, 6. VII.

   Дорогу советской кинокартине. (Ответ на анкету). "Рабочая Москва" 1926, 15. VII.

   О позиции Бела Балаша. "Кино", газ., М., 1926, 20. VII.

   Бела забывает ножницы. "Кино", газ., М., 1926, 10. VIII.

   "Генеральная линия". (Беседа). "Кино", газ., М., 1926, 10. VIII.

   Два черепа Александра Македонского. "Новый зритель", журн., М., 1926, No 35, стр. 10.

   Наши работы. (Беседа). "Молот", газ., Ростов н/Д, 1926, 6. X.

   "Генеральная линия". (Беседа). "Труд", газ., Баку, 1926, 25. XI.

   Письмо в редакцию. "Молот", газ., Ростов н/Д, 1926, 26. XI. (Благодарность участникам фильма "Генеральная линия").

1927

   Письмо в редакцию. "Новый зритель", журн., М., 1927, No 2. (Протест против комментариев редакции по поводу его письма в газ. "Молот").

   "Генеральная линия". (Беседа). "Советское кино", журн., М., 1927, No 2, стр. 7 -- 8.

   "Генеральная линия". (Беседа). "Красная газета", Л., 1927, 9. III.

   "Генеральная линия". (Беседа). "Кино", газ., М., 1927, 12. III.

   "Генеральная линия". (Беседа). "Кинофронт", журн., М., 1927, No 4, стр. 29 -- 30.

   От Февраля к Октябрю. (Беседа). "Смена", газ., Л., 1927, 15. III.

   Мои постановки. (Беседа). "Кино" (ленинградское приложение), газ., 1927, 22. IV.

   "Генеральная линия". (Беседа). "Информационный бюллетень БОКС", М., 1927, No 9 -- 10, стр. 22 -- 23.

   Что говорят режиссеры. (Ответ на анкету). "Комсомольская правда", 1927, 21. IX.

   Будущее советского кино. "Красная панорама", журн., Л., 1927, No 40, стр. 7 -- 8.

   Кино и оборона страны. (Ответ на анкету). "Советское кино", жури., Л., 1927, No 7, стр. 6.

   Всякому свое (О партсовещании по вопросам кино). "Красная газета", Л., 1927, 20. X.

   Почему опоздал "Октябрь". "Кино", газ., М., 1927, 20. XII.

   С. М. Эйзенштейн об "Октябре". В брошюре "Октябрь", Теакинопечать, М., 1927, стр. 7 -- 8.

   Даешь Госплан. "Кинофронт", журн., 1927, No 13 -- 14, стр. 6 -- 8; в сокращ. в кн.: С. М. Эйзенштейн, Избранные статьи, М., Искусство, 1956 {В дальнейшем -- "Избранные статьи".}, стр. 83 -- 88.

   Об Октябре на экране. (Беседа). "Советский экран", журн., М., 1927, No 45, стр. 15.

1928

   Чего мы ждем от партсовещания по вопросам кино. "Советский экран", журн., М., 1928, No 1, стр. 6 -- 7.

   "Генеральная линия". "Комсомольская правда", М., 1928, 3. II. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   Литература и кино. (Ответ на анкету). "На литературном посту", журн., М., 1928, No 1, стр. 71 -- 73.

   За особый отдел. "Кинофронт", жури., М., 1928, No 1, стр. 2 -- 5.

   В боях за "Октябрь". "Комсомольская правда", М., 1928, 7. III.

   Как мы делали "Октябрь". "Вечерняя Москва", 1928, 8. III. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   За "Рабочий боевик". "Революция и культура", журн., М., 1928, No 3 -- 4, стр. 52 -- 56.

   Наш "Октябрь". "Кино", газ., М., 1928, 13. III.

   По ту сторону игровой и неигровой. "Кино", газ., М., 1928, 20. III.

   "Октябрь". (Отрывок из сценария). "Кино", газ., М., 1928, 13. III. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   За советское кино. "На литературном посту", жури., М., 1928, No 4, стр. 15 -- 18.

   Ждем. "Комсомольская правда", М., 1928, 1. IV. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   Будущее звуковой фильмы. Заявка. "Советский экран", журн., М., 1928, No 32, стр. 5; "Жизнь искусства", журн., Л., 1928, No 32, стр. 4 -- 5. (Творческая декларация, подписанная Эйзенштейном, В. И. Пудовкиным и Г. В. Александровым).

   Театральное барахло и новое орудие культуры. Анкета: "Как мы используем звуковое кино". "Советский экран", журн., М., 1928, No 34, стр. 6.

   Нежданный стык. "Жизнь искусства", журн., Л., 1928, No 34, стр. 6 -- 9.

   Как мы делаем "Генеральную линию". "Вечерняя Москва", 1928, 5. X.

   Почему катастрофически тускнеет советское кино. (Беседа). "Советский экран", журн., М., 1928, No 44, стр. 2.

   Двенадцатый. "Советский экран", журн., М., 1928, No 45, стр. 4 -- 5. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   Ле-Корбюзье у С. М. Эйзенштейна. (Под псевд.: Р -- К). "Советский экран", журн., М., 1928, No 46, стр. 5.

   Открытое письмо. "Известия", М., 1928, 11. XI, стр. 5. (Опровержение по поводу заметок в заграничной прессе о "бегстве" за границу).

   "Генеральная линия". "Гудок", газ., М., 1928, 21. XI.

   Раз, два, три -- паникеры мы. "Кино" (Ленинградское приложение), газ., 1928, 27. XI. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   Инструкторско-исследовательская мастерская при ГТК. (Беседа). "Советский экран", журн., М., 1928, No 48, стр. 4.

   "Генеральная линия". "Известия", М., 1928, 6. XII. (В соавторстве Г. В. Александровым).

   Моя первая фильма. "Советский экран", журн., М., 1928, No 50, стр. 10.

1929

   За кадром. Послесловие в кн. Н. Кауфман, Японское кино, М., Теакинопечать, 1929, стр. 72 -- 92.

   Предисловие к кн.: Г. Зебер, Техника кинотрюка, М., Теакинопечать, 1929, стр. 3 -- 8.

   "Генеральная линия". "Комсомольская правда", М., 1929, 3. II. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   О "Генеральной линии". (Беседа). "Кино", газ., М., 1929, 5. II.

   Отец Матвей. (Воспоминания о съемках фильма "Старое и новое"). "Советский экран", журн., М., 1929, No 7.

   Восторженные будни. "Рабочая Москва", газ., 1929, 22. II. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

   Без актеров. (Авторецензия Эйзенштейна и Г. В. Александрова на кинокартину "Генеральная линия"). "Огонек", журн., М., 1929, No 10 (310), стр. 10 -- 11.

   ГТК -- ВУЗ. "Кино", газ., 1929, 12. III.

   Три года. "Литературная газета", М., 1929, 1. VII. (О фильме "Генеральная линия"; в соавторстве с Г. В. Александровым).

   О киношколе. "Рабис", журн., М., 1929, No 32, стр. 6 -- 7.

   Перспективы. "Искусство", журн., М., 1929, No 1 -- 2, стр. 116 -- 122.

   Кино четырех измерений. "Кино", газ., М., 1929, 27. VIII.

   Звуковое кино у нас. (Анкета). "Рабис", журн., М., 1929, No 38, стр. 4.

   О форме сценария. "Бюллетень киноконторы торгпредства СССР в Германии", Берлин, 1929, No 1 -- 2, стр. 29 -- 32. (Отрывки статьи опубликованы под названием "Эйзенштейн о сценарии" в журн. "Кино и жизнь", М., 1929. No 2, стр. 15).

   Форма сценария. "Литературная газета", М., 1929, 9. XII.

   Эксперимент, понятный миллионам. "Советский экран", журн., М., 1929, No 6, стр. 6 -- 7; см. также "Избранные статьи", стр. 379 -- 382. (В соавторстве с Г. В. Александровым).

1930

   Жандармы в Сорбонне. (Под псевд.: Р. О. Рик). "Кино", газ., М., 1930, 10. III.

   Эйзенштейн о звуковом и цветном кино. (Беседа). "Вечерняя Москва", 1930, 13. VIII.

   Наши картины должны звучать и говорить. "За коммунистическое просвещение", газ., М., 1930, 18. IX.

1931

   Напомним мастерам. (Письмо в ГИК из Мексики). "Кино", газ., М., 1931, 1. IX.

   "Американская трагедия". (Под псевд.: Р. О. Рик). "Пролетарское кино", журн., М., 1931, No 9, стр. 59.

1932

   Окончательный монтаж -- в Москве. (Беседа с Эйзенштейном и Э. К. Тиссэ). "Вечерняя Москва", 1932, 9. V.

   Эйзенштейн вернулся в Москву. (Беседа). "Комсомольская правда", 1932, 10. V.

   Вклад в дело социализма. "За большевистский фильм", газ., М., 1932, 16. V.

   Самое забавное. (Творческая заявка на постановку комедии). "Советское искусство", газ., М., 1932, 9. VII.

   Догнать и перегнать. "Пролетарское кино", журн., М., 1932, No 15 -- 16, стр. 20 -- 32.

   Одолжайтесь! "Пролетарское кино", журн., М., 1932, No 17 -- 18, стр. 19 -- 29.

   В первую шеренгу. "Кино", газ., М., 1932, 6. IX.

   "Die erste Kolonne marschiert" {"Первая колонна выступает" (нем.).}. "Кино", газ., М., 1932, 18. IX.

   Основоположнику культур. (Приветствие в связи с 40-летием литературно-общественной деятельности А. М. Горького). "Кино", газ., М., 1932, 24. IX.

   На детективной работе. "Кино", газ., М., 1932, 18. X. Народ безмолвствует... "Кино", газ., М., 1932, 24. X. По ту сторону. "Вечерняя газета", Л., 1932, 26. X. В интересах формы. "Кино", газ., М., 1932, 12. XI.

1933

   Родится Пантагрюэль. "Кино", газ., М., 1933, 4. II.

   Кино -- это звучит гордо. "Кино", газ., М., 1933, 16. II.

   По местам! "Кино", газ., М., 1933, 10. III.

   Смерть блямбам! "Кино", газ., М., 1933, 28. III.

   Ошибка Георга Мелье. "Советское кино", журн., М., 1933, No 3 -- 4, стр. 63 -- 64.

   Через революцию к искусству -- через искусство к революции. "Советское кино", журн., М., 1933, No 1 -- 2, стр. 34 -- 36; в сокращ.: "Избранные статьи", стр. 363 -- 365.

   Введение. (Творческая страничка). "За большевистский фильм", газ., М., 1933, 15. IV.

   Вылазка классовых друзей. "Кино", газ., М., 1933, 22. VI и 28. VI.

   Гранит кинонауки. О методе преподавания предмета режиссуры. "Советское кино", журн., М., 1933, No 5 -- 6, стр. 58 -- 67; No 7, стр. 66 -- 74; No 9, стр. 61 -- 73.

   Москва. (Замыслы и планы). "Советское искусство", газ., М., 1933, 20. VII.

   Москва во времени. "Литературная газета", М., 1933, 11. VII.

   Кино и классики. (Ответ на анкету). "Литературная газета", М., 1933, 23. XII.

1934

   За высокую идейность, за кинокультуру! "Кино", газ., М., 1934, 22. I

   Партии я обязан всем. "Рабис", журн., М., No 1, 1934, стр. 22.

   Американская рабочая кинофотолига (В соавторстве с П. М. Аташевой и Э. К. Тиссэ). "Кино", газ., М., 1934, 10. II.

   О фашизме, германском киноискусстве и подлинной жизни. (Открытое письмо Геббельсу). "Литературная газета", 1934, 22. III.

   "Э!" О чистоте киноязыка. "Советское кино", журн., М., 1934, No 5, стр. 25 -- 31. (Отрывок вошел в "Хрестоматию кинорежиссуры". Сост. Ю. Геника, М., 1938, стр. 266 -- 270).

   Несравнимое. "Литературная газета", М., 1934, 18. VI.

   Сико. (Некролог о С. Палавандишвили). "Кино", газ., М., 1934, 28. VI.

   Метро, Москва, литература. "Правда", М., 1934, 17. VIII.

   Почему я ушел из кино. (Беседа). "Вечерняя Красная газета", Л., 1934, 22. VIII.

   Конец мансарде. "Известия", М., 1934, 19. VIII; см. также: "Избранные статьи", стр. 49 -- 50.

   Эйзенштейн в Театре Революции. (Беседа). "Вечерняя Москва", 1934, 20. VIII.

   Оружием кино. "Комсомольская правда", М., 1934, 7. XI.

   Наконец! "Литературная газета", М., 1934, 18. XI.

   Добить врага. "Комсомольская правда", М., 1934, 4. XII.

   Комсомольские кадры в кино. "Комсомольская правда", М., 1934, 21. XII.

   Комсомольцi в кiно. "Коммунiст", газ., 1934, 5. XII, стр. 4.

   Средняя из трех (1924 -- 1929). "Советское кино", журн., М., 1934, No 11 -- 12, стр. 54 -- 83.

   Поль Робсон. "Правда", М., 1934, 23. XII.

1935

   ГТК -- ГИК -- ВГИК. Прошлое -- настоящее -- будущее. "Советское кино", журн., М., 1935, No 1, стр. 54 -- 60; в сокращ.: "Избранные статьи", стр. 56 -- 64.

   Самое важное. "Известия", М., 1935, 6. I; см. также: "Избранные статьи", стр. 89 -- 94.

   В дни пятнадцатилетия... (О 15-летии советского кино). "За коммунистическое просвещение", газ., М., 1935, 15. I.

   Кино -- могучее орудие. "Радиопрограмма", газ., М., 1935, 18. II.

   Театр Мэй Лань-фана. "Комсомольская правда", М., 1935, 11. I.

   Чародею Грушевого сада. Сб. "Мэй Лань-фан и китайский театр", М.-Л., изд. ВОКС, 1935, стр. 17 -- 26.

   В шестнадцатый год. "Комсомольская правда", М., 1935, 11. I.

   Правда нашей эпохи. "Правда", М., 1935, 12. I.

   Выступление на Всесоюзном творческом совещании работников советского кинематографа. (11 -- 13 января 1935 г., Москва). "За большое киноискусство", М., Госфотокиноиздат, 1935, стр. 22 -- 49, 160 -- 165.

   Заключительное слово на Первом Всесоюзном совещании творческих работников. "Кино", газ., М., 1935, 12. I.

   Мы знаем, что мы должны делать. "Кино", газ., М., 1935, 15. I.

   "Крестьяне". (Рецензия на фильм Ф. М. Эрмлера). "Известия", М., 1935, 11. II.

   Письмо пионерам. "Знамя Трехгорки", газ., М., 1935, 8. IV.

   Апрельское постановление ЦК ВКП (б) -- основа творческого роста. "Кино", газ., М., 1935, 22. IV.

   С экрана в жизнь. "Комсомольская правда", М., 1935, 27. VI.

   Свой! (Некролог о А. Барбюсе). "Кино", газ., М., 1935, 5. IX.

   Вызываю на соцсоревнование. "За большевистский фильм", газ., М., 1935, 9. IX.