Михалкович
Валентин Иванович

Михалкович Валентин Иванович

Валентин Иванович Михалкович (1937- 2006) окончил Белорусский государственный университет (1959) и ВГИК (1968). До прихода в ГИИ (тогда – Институт истории искусств) работал в Госфильмофонде (1963–1966), и журнале «Искусство кино» (1968–1970). Ему была в равной степени свойственна любовь к конкретике художественной формы и к ее теоретическому осмыслению. В монографии «Изобразительный язык средств массовой коммуникации» автор обобщает достижения отечественной теории кино, синтезирует их с рядом идей Ю.М. Лотмана, уточняет многие, казалось бы, аксиоматические положения о происхождении кино и его делении на игровое и документальное. В результате книга формирует глубокое представление о взаимосвязи искусства кино с классическими искусствами, с культурным ландшафтом второй половины XIX века, а также показывает закономерности дальнейшего развития языка экрана.

«Очерк теории телевидения» – одна из наиболее фундаментальных работ о природе этого экранного медиа. Со свойственной ему широтой и свободой мышления Михалкович пишет о древней природе идеи «дальновидения», о предвосхищении мифологией многих телевизионных приемов, об связи телевидения с архаическим сознанием, с религиозным мышлением, с потребностью человека не только в самом творческом акте, но и визуализации образов моделирования мироздания, управления культурными и общественными процессами. Работая в эпоху жестких информационных ограничений, ученый, тем не менее, самостоятельно открывает ту область изучения экранных искусств, которая позже кристаллизуется в западной науке и будет обозначаться как «археология медиа», «предыстория кино». По сути, Михалкович создает предысторию и философию телевидения как формы творческой коммуникации и создания художественной материи.

Параллельно с изучением экранных искусств В.И. Михалкович развивал и научное знание о фотографии как искусстве. Одну из ключевых работ о художественной фотографии середины ХХ века – «Поэтика фотографии» (1989) – он написал в соавторстве с Валерием Тимофеевичем Стигнеевым, знатоком истории фотографии, автором многих книг об истории отечественного фотоискусства, долгие годы работавшем в ГИИ.

На протяжении всей своей научной деятельности Михалкович продолжал писать развернутые серьезные критические статьи об отдельных фильмах и тенденциях в киноискусстве. Он как никто умел видеть смыслы в том, что казалось многим чисто развлекательным, бездумным и легкомысленным на экране. Например, анализ «Молчания ягнят» вскрывал такие содержательные пласты этого триллера, которые оставались совершенно не замеченными не только широким зрителем, но и профессиональной аудиторией до статьи Михалковича в «Искусстве кино». Его рецензии на фильмы Александра Сокурова, Константина Лопушанского, Александра Кайдановского и других постсоветских режиссеров стали эталонами киноведческих текстов, объединяющих в себе методы академической науки и остроту взгляда, меткость формулировок критика-публициста. В 2000 году В.И. Михалкович стал лауреатом премии Гильдии киноведов и кинокритиков России.

В своей последней монографии «Избранные российские киносны» (2006) ученый в ракурсе психоанализа рассматривает вершины отечественного авторского кино, объединенные образами сновидческой реальности, выходом за границы рациональной картины мира, обращением к экзистенциальным вопросам человеческого бытия. В этой книге, состоящей из анализа нескольких работ Тарковского, Г. Чухрая, Сокурова, Лопушанского, Рогожкина, Михалкович начал разрабатывать новые принципы изучения эстетики экранного произведения, методы подробного анализа покадровой структуры фильма. В своей работе ученый исходил из ощущения того, что кино, как и другие искусства, существует во внутреннем диалоге с философией и что к его анализу применимы методы эстетики и культурологии. Подходы В.И. Михалковича к исследованию кино и телевидения продолжают оставаться актуальными и развиваются в наши дни в трудах молодых поколений ученых.