Зоркая
Нея Марковна

Зоркая Нея Марковна

Нея Марковна Зоркая (1924-2006), доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1996), начинала свою жизнь в науке как театровед, закончив в 1947 театроведческий факультет ГИТИСа, курс А.К. Дживелегова и Г.Н. Бояджиева. Игровое кино, при всех его уникальных особенностях и возможностях, виделось Зоркой не антагонистом театра, а продолжением и развитием зрелищных форм. В последствии это ощущение внутренней родственности разных искусств позволило Зоркой написать фундаментальные работы «Зрелищные формы художественной культуры», «Фольклор. Лубок. Экран», «Кино. Театр. Литература. Опыт системного анализа» – о принципах взаимодействия искусств, о тех многовековых основах художественного творчества, из которых во многом и вырастают синтетические искусства, подобные театру и кинематографу. 

Зоркой было свойственно творческое отношение к методологии смежных гуманитарных наук, в частности, фольклористики и культурологии. В монографии «На рубеже столетий: у истоков массового искусства в России 1900-10 гг.» (1976) она применяет методы В. Проппа и вслед за его исследованием морфологии сказки выявляет «морфологию мелодрамы» в русском дореволюционном кино, успешно систематизируя огромный материал.

Еще в советские годы Зоркая стала одним из первых исследователей, обратившихся к проблемам медийного потенциала экранных форм, происхождению серийных фильмов, телепрограмм, принципов телевещания. В книге «Уникальное и тиражированное. Средства массовой информации и репродуцированное искусство» (1981) Зоркая сделала обзор наиболее актуальных тогда вопросов массового искусства и массовых вкусов, отчасти опираясь на знаменитые работы Вальтера Беньямина и развивая многие его идеи на материале отечественной культуры, добираясь до хитов кино и художественного телевидения 1970-1980-х. Зоркая показала, что исследование массовой культуры не менее увлекательно, нежели изучение высокого искусства, и требует не только особых методов, но и обостренной исследовательской интуиции, готовности становиться на точку зрения широкой публики, видеть социальные и психологические закономерности обращения массового кино и сериала к архетипическим образам и сюжетным моделям.    

В постсоветский период Зоркая стала летописцем отечественного кино, выпустив масштабные исторические исследования «Советские фильмы на зарубежном экране» и «История советского кино», охватившие основные вехи развития нашего кинематографа и показавшие все многообразие и смысловое богатство отечественного экранного искусства. Велик вклад Н.М. Зоркой в изучение российского немого кинематографа, а также в разработку проблемного поля популярного искусства. Но также значима и ее преподавательская деятельность и критика. Менее всего Нея Марковна была похожа на кабинетного ученого. Она не пропускала ни одного фестиваля, ни одной премьеры, и можно было видеть, с каким почтением и любовью общаются с ней наши выдающиеся режиссеры и сценаристы, практики киноискусства. В 1977 году была награждена премией Союза кинематографистов СССР. В 2006 году удостоена премии «Ника» за вклад в кинематографические науки, критику и образование.



Основные публикации

Творческий путь А. Д. Попова. М., 1954. 

Между прошлым и будущим: Заметки о современном западном искусстве. М., 1961.

Советский историко-революционный фильм. М., 1962. 

Евгений Вахтангов. М., 1963. 

Портреты. М., 1966. 

Михаил Ульянов. М., 1966. 

Лидия Смирнова. М., 1975. 

На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России в 1900–10 гг. М., 1976. 

Музы XX века. М., 1978. 

Уникальное и тиражированное: Средства массовой информации и репродукционное искусство. М., 1981. 

Зрелищные формы художественной культуры. М., 1981. 

Алла Демидова. М., 1982. 

Алексей Попов. М., 1983. 

Галина Яцкина. М, 1983. 

Советские фильмы на зарубежном экране. М.,1987. 

Soviet Cinema Today. New Dehli, 1988. 

The Illustrated History of Soviet Cinema. N.Y., 1989. N.Y, 1994. 

Иван Мозжухин. М.,1990. 

Сюжетные и зрелищные формы русской лубочной культуры конца XIX –начала XX века. М., 1992. 

Фольклор. Лубок. Экран. М.,1994. 

Крутится, вертится шар голубой. М., 1998. 

История советского кино. М., 2005. 

Кино. Театр. Литература. Опыт системного анализа. М., 2010.