Наумов
Александр Владимирович

Наумов Александр Владимирович

Кандидат искусствоведения (2001), доцент (2010), старший научный сотрудник Сектора истории музыки с 2021. Сферы научных интересов — музыка русского драматического театра первой половины ХХ века, история и теория вокального искусства, биографика отечественных музыкантов ХХ столетия

 

Образование и награды:

1999 Московская консерватория им. П. И. Чайковского, специальность: музыковедение

1999–2001 аспирантура МГК по специальности «музыковедение», науч. рук. докт. иск., профессор В. Н. Холопова

2001 Защита диссертации «Траурный марш: История и теория жанра»

2003 Лауреат международного конкурса молодых композиторов к 300-летию Санкт-Петербурга (камерная опера «Жена его» на сюжет из книги Бытия)

2005 ГКА им. Маймонида, специальность: концертно-камерное пение (класс Нар. арт. РФ, профессора А.П. Мартынова)

2008 Диплом Всероссийского конкурса молодых вокалистов в рамках форума-фестиваля «Славянский мир» (Москва, 2008)

2009 Диплом III международной конференции-конкурса «Наука о музыке: Слово молодых ученых» (Казань)

 

В прошлом

В 2000–2008 работал в ГКА им. Маймонида (курсы гармонии, анализа форм, истории русской музыки, класс сольного пения и оперной подготовки)

В 2001–2021 в МГК им. П. И. Чайковского на кафедре Истории русской музыки (исторические лекционные курсы, руководство студенческими и аспирантскими работами, лекторско-филармоническая практика)

В. 2010–2022 в МГК им. П. И. Чайковского на кафедре Истории и теории исполнительского искусства (лекционные курсы «История исполнительства» и «История вокально-исполнительских стилей» для вокалистов и дирижеров хора, руководство аспирантскими работами)

 

Ведет концертную и концертно-просветительскую деятельность.

Основные публикации

Отдельные работы (монографии)

Двести лет траурного марша. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2001. 192 с.

Рождение музыки из трагедии духа. «Гамлет» У. Шекспира в музыке драматического театра и кино. М.: Вузовская книга, 2010. 164 с.

Аренский и другие. М.: Вузовская книга, 2012. 54 с.

Александр Юрасовский. Дневник недописанной жизни. М.: Вузовская книга, 2017. 504 с.

Конспекты по истории вокального искусства XVII–XIX веков / Учеб. пособие. М.: ООО «Самполиграфист», 2017. 328 с.

С. А. Халатов. Воспоминания, встречи, впечатления / Вступ. статья, подгот. текста, дополн., коммент. М.: ООО «Самполиграфист», 2018. 632 с.

Композитор В. Дешевов: «Мы недостаточно бушуем…». Документальная биография / Сост., вступ. статья, коммент. М.: ООО «Самполиграфист», 2020. 544 с.

 

В соавт. с А. Е. Максимовой:

Русский музыкальный театр. Путь сквозь века: учеб. пособие. М.: ООО «Самполиграфист», 2020. 244 с.

 

Статьи в сборниках и журналах (всего около 70)

«Всенощное бдение» С. Рахманинова. Опыт толкования на музыкальный текст // Русская музыка. Рубежи истории: Мат-лы межд. науч. конф. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2005. С. 141–160.

Сфинксы. К вопросу о «вложенной интерпретации» // FESTSCHRIFT Валентине Николаевне Холоповой: мат-лы науч. конф. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2007. С. 90–99.

Точка или многоточие: знаки пунктуации в «Моцарте и Сальери» Н.А. Римского-Корсакова // Наука о музыке. Слово молодых ученых: мат-лы III Всеросс. науч.-практ. конф. Казань: КГК им. Н. Жиганова, 2009. С. 52–72.

Позиционность как критерий вокальной и хореографической эстетики // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Научно-аналитический и научно-образовательный журнал. Вып. 1 (11). Нижний Новгород: НГК им. М. И. Глинки, 2009. С. 50–53.

Концепция «ликований» А. Волынского и эстетические основы вокальной техники // Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и художественного образования: сб. науч. трудов ОГИИ. Вып. 7. Оренбург, 2010. С. 99–105.

«Песни беглого узника» (El Cimarron) Х.–В. Хенце. Опыт эстетического оправдания вокальных трудностей // Авангард, современная и новая музыка: творчество, исполнительство, педагогика: Сб. ст. по мат-лам межд. науч.-практ. конф. Пермь: ПГПУ, 2010. С. 167–174.

Три жизни «Гамлета» Н. Рахманова // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. Сб. науч. трудов МГИМ им. А. Г. Шнитке. Вып. III. М., 2010. С. 35–44.

Композитор драматического театра между театроведением и музыкознанием // Музыка в системе искусств: Сб. науч. трудов МГИМ им. А. Г. Шнитке. Вып. IV. М., 2011. С. 27–35.

Иди и смотри (балет «Лаура» Д. Кривицкого) // Музыкальная академия. 2011 № 1. С. 71–74.

«Полвека музыки в спектаклях МХАТ». Полвека спустя // Музыкальная жизнь (ВАК). 2011 № 12. С. 37–40.

Композитор–театр–эпоха. К вопросу о конфликте художественных парадигм в первой половине ХХ в. на примере творчества Р. Глиэра // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. Вып. 5. М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке, 2012. С. 66–73.

Музыка драматического театра: торжество профессионализма или оргия дилетантов? // Materiały VIII międzynarodowej naukowi–praktycznej konferencji «Aktualne problemy nowoczesnych nauk–2012» 07–15 czerwca 2012 roku. V. 21. Pedagogiczne nauki Muzyka i życie. — Przemyśl: Nauka i studia, 2012. Р. 97–102.

Музыка режиссерского выбора. Ф. Латенас в спектакле Р. Туминаса «Дядя Ваня» // Проблемы современной музыки: Сб. мат-лов V межд. науч.-практ. конф. Пермь: ПГПУ, 2012. С. 146–156.

К вопросу о жанровой природе музыки русского драматического театра первой половины ХХ в. // Materiały IX międzynarodowej naukowi–praktycznej konferencji «Strategiczne pytania swiatowej nauki–2013» 07–15 lutego 2013 roku. V. 12. Filozofia. Muzyka i życie. Przemyśl: Nauka i studia, 2013. Р. 56–61.

Музыка драматического спектакля в зеркале «системы Станиславского» и практики Московского Художественного театра первой половины ХХ века // Музыкальная академия (ВАК). 2013 № 1. С. 21–24.

«Фактор публикации» в истории музыки к спектаклям отечественного драматического театра первой половины ХХ в. // Актуальные проблемы искусствоведения, филологии и культурологии. Новосибирск: СибАК, 2013. С. 78–87.

Music of Russian XX century theatre as an object of source study // Papers of 2nd International scientific conference “Europian Applied Sciences: modern approaches in scientific researches” Stuttgart, Germany, 18–19th February, 2013. Р. 80–82.

Семь композиций в ожидании Фауста. Музыка Р. Вагнера по трагедии И.В. Гёте // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика: Сб. науч. ст. Вып. VI. М: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2013. С. 19–27.

Музыка русского драматического театра начала ХХ в.: у истоков новой жанровой модели // Сб. докладов межд. конф., посв. развитию междисциплинарных исследований. Донецк, 6 апреля 2013. Донецк: НИЦ «Знание», 2013. С. 24–29.

К вопросу о сущности и функциях «подбора» в музыке драматического театра // Сб. докладов межд. конф. «Консолидация научных исследований», «Диверсификация научных подходов как основание повышения качества исследований». Донецк, 14 сентября и 12 октября 2013. Донецк: НИЦ «Знание», 2013. С. 108–113.

От вокальной манеры к композиторскому стилю: романсы А.С. Даргомыжского 1830-х гг. // Два века феномена Даргомыжского: сб. мат-лов. Всеросс. науч.-практ. конф. Тула: ТКИ им. Даргомыжского, 2013. С. 58–66.

Наследие bel canto в ранних операх Р. Вагнера. // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика: сб. науч. ст. Вып. VI. М: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2013. С. 8–18.

Снова? Заново... Вновь! Об оратории Ю. Буцко на тексты Ивана Грозного // Проблемы современной музыки: сб. мат-лов VI межд. науч.-практ. конф. Пермь: ПГПУ, 2013. С. 48–57.

Антрактовой музыки ударник отставной. Из истории музыкально–театрального быта рубежа XIX–XX вв. // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии / Сб. ст. по мат-лам XXXIV межд. науч.-практ. конф. №3 (34). Новосибирск: СибАК, 2014. С. 106–118. https://cyberleninka.ru/article/n/antraktovoy-muzyki-udarnik-otstavnoy-iz-istorii-muzykalno-teatraln...

Он был театральный ударник… Памяти Станислава Недзейко // Музыкальная жизнь (ВАК). 2014 № 4 (1138). С. 72–73.

С.В. Рахманинов и Вл.И. Немирович–Данченко: из истории несостоявшегося сотрудничества // Научный вестник Московской консерватории (ВАК). 2014, № 2 (17). С. 194–201.

«Царь Эдип» и «Царь Феодор» А. Ильинского в контексте истории музыки драматического театра рубежа XIX–XX вв. // Музыка в парадигме художественных связей: Сб. ст. и мат–лов. М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова–Иванова, 2014. С. 237–246.

«…и всегда приятно с Вами разговаривать». Письма А.А. Карцева к Р.М. Глиэру в собрании РГАЛИ // UNIVERSUM: филология и искусствоведение. Электронный научный журнал. 2014 № 7 (9) http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1458

Несколько страниц из личного дела Августа Кегеля, тромбониста, или еще раз о немцах в России // Вопросы музыкознания: теория, история, методика. Вып. 7: сб. ст. М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2014. С. 132–136.

Ранние романсы Р. Глиэра в контексте русской камерно–вокальной музыки рубежа XIX–XX вв.: к проблеме академизма // UNIVERSUM: филология и искусствоведение. Электронный научный журнал. 2014 № 10 (12) http://7universum.com/ru/philology/archive

Вокальная стилистика хоровых сцен в поздних операх К.В. Глюка. К постановке проблемы // Universum (электронное издание). 2014 № 2 (4). http://7universum.com/ru/philology/archive/category/2–8).

Антики и ориенталии. Некоторые особенности хорового письма в опере К.В. Глюка «Ифигения в Тавриде» // Современные научные исследования: методология, теория, практика: мат-лы. межд. науч.-практ. конф. Челябинск: Сити–принт, 2014. С. 112–121.

П.И. Чайковский на руинах Р. Вагнера. «Пиковая Дама», Берлин, 1947 год // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. Вып. 7. М.: МГИМ им. А.Г. Шнитке, 2014. С. 51–66.

От «Отче наш» до «отца народов» и далее: о хоровой музыке C.В. Евсеева // Вопросы теории музыки. Электронный журнал ГИИ. 2015 № 12. http://sias.ru/upload/iblock/a10/2015_12_naumov.pdf

Античные эпиграфы. «Орестея» С.И. Танеева в «Медее» Н.П. Охлопкова // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: Сб. ст. по мат-лам. L межд. науч.-практ. конф. № 7 (50). Новосибирск: СибАК, 2015. С. 107–124. http://sibac.info/19430

От песни к опере и обратно: «Эрос и Психея» Е. Жулавского на русской сцене начала ХХ в. // Музыкальный театр: история и современность. Научные труды Белорусской государственной академии музыки. Вып. 34. Минск, 2015. С. 165–173.

Многоликий ориентализм Р.М. Глиэра (к 140–летию со дня рождения) // Вопросы музыкознания. Теория. История. Методика. Вып. 8. М.: МГИМ им. Шнитке, 2015. С. 38–44.

«Прометей» поверженный. Из МХАТовской скрябинианы // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи: Сб. ст. по мат-лам. LIII межд. науч.-практ. конф. №10 (53). Новосибирск: СибАК, 2015. С. 59–68. http://sibac.info/19973

В диалоге времен: музыка Г. Н. Попова к спектаклям Б. Н. Ливанова в Московском художественном театре // Музыковедение (ВАК). 2016 № 10. С. 18–24.

В. Н. Крюков. “Незнакомка”: симфонический Пролог и музыка к драме // Сб. ст. по мат-лам межд. науч. конф. «Союз искусства и науки». (РИНЦ) Красноярск, КГИИ, 2016. С. 52–57.

Путями парадокса и гротеска. О стиле вокальной лирики Вс. П. Задерацкого // Наука и мир. (РИНЦ) 2016 № 11 (39) ч. 1. С. 92–94. http://scienceph.ru/d/413259/d/science_and_world_no_11_39_november_vol_i.pdf

К проблеме «смешанных чувств»: из практики камерно-вокального исполнительства // Science of Europe. 2016 № 7 (7). С. 44–50.

Е. Ф. Карри — респондент и адресат. Из переписки начала ХХ века // Вестник СПбГУ (ВАК). 2017 Т. 7. Вып. 4. С. 395–402.

По Сибири навстречу Японской войне. Из переписки Е. Ф. Карри 1904–1905 годов // Художественная культура России вчера, сегодня, завтра: региональный аспект: мат-лы Всеросс. (с межд. участием) науч. конф. 2–3 ноября 2017. (РИНЦ) Красноярск: КГИИ, 2017. С. 149–157.

Музыка С. И. Танеева и А. Н. Скрябина в драматическом театре ХХ века // С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и ученик: Сб. ст. по мат. межд. науч.-практ. конф. навстречу 150-летию Московской консерватории. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2018. С. 228–235.

Накануне исхода. Иностранные музыканты на службе Московской конторы Императорских театров во второй половине XIX — начале ХХ века // Временник Зубовского института. 2018 № 1 (20). С. 3–19.

«Борис Годунов»–1937. Из музыкальной истории Московского Художественного театра // Музыковедение (ВАК). 2018 № 8. С. 38–45.

А. Ю. Симон — композитор МХТ // Музыкальная академия (ВАК). 2018 № 2. С. 67–73.

«Тяжелая, подавляющая пышность». «Мольер» Московского Художественного театра в жизни и творчестве Р. М. Глиэра // Южно-Российский музыкальный альманах (ВАК). 2018 № 3. С. 45–51.

Несколько штрихов к портрету Л. В. Собинова, Солиста Его Императорского величества // MUSICUS. 2018 № 3 (55). С. 31–36.

Из булгаковиады Р. М. Глиэра. Дело о квадратных аршинах // Временник Зубовского института. 2019 № 1 (24). С. 62–81.

Музыкальная киносибириада (1939–1940) В. Н. Крюкова // Художественные традиции Сибири. Мат-лы межд. науч. конф. (РИНЦ) Красноярск: КГИИ, 2019. С. 232–238.

Изгнание «Трахинянок». О музыке Александра Шеншина к неосуществленной постановке Московского Художественного театра // Музыкальная Академия (ВАК). 2019 № 3 (767). С. 138–149.

Лидия Редега — балетмейстер Художественного театра // Балет (ВАК). 2019 № 5 (281). С. 44–47.

Обобщение пройденного: музыка Р. М. Глиэра к спектаклю МХАТ «Женитьба Фигаро» (1927) // Музыковедение (ВАК). 2019 № 9. С. 26–32.

«Похищение огня». О неосуществленной сценической версии «Прометея» А. Н. Скрябина в Московском Художественном театре (1925–1927) // Временник Зубовского института (ВАК). 2019 № 4 (27). С. 42–59.

Неизвестный балет Р. М. Глиэра? «Клеопатра» в музыкальной студии МХАТ (1925) // Учёные записки РАМ им. Гнесиных (ВАК). 2020 № 1 (32). С. 42–51.

Блаженство или смерть?.. «Ганнеле» Герхарта Гауптмана в музыке 1890-х годов // Искусство музыки: теория и история. 2021. № 24. С. 38–101. URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/2fb/imti_2021_24_38_101_naumov.pdf

«В преддверии Саца». Н. А. Маныкин-Невструев — композитор и дирижёр Московского Художественного театра 1900-х годов // Манускрипт (ВАК). 2021. Т. 14. Вып. 1. С. 195–201.

От Блока до Эсхила: опыты «слова на музыке» в Московском Художественном театре рубежа 1910–1920-х годов // Поэтический театр в России XX–XXI веков: сб. ст. по мат. межд. науч. конф. (РИНЦ) М.: ГИТИС, 2021. С. 6–17.

Сдайся мечте невозможной… О музыке к незавершенной постановке драмы «Роза и крест» в Московском Художественном театре // Вопросы театра / Proscaenium (ВАК). 2021 № 2. С. 10–31.

Полина Виардо читает Шуберта // Музыковедение (ВАК). 2022 № 4. С. 3–8.

От критики к практике: музыка в раннем литературном наследии Вл. И. Немировича-Данченко // Обсерватория культуры (ВАК). 2022 № 19 (2). С. 182–192.

«Чистка» в Московской консерватории 1930 года: по материалам архива Н. Г. Райского // Universum: Филология и искусствознание. Эл. Журнал (РИНЦ). 2022 вып. 4 (94). https://7universum.com/ru/philology/archive/category/494

Отурандочивание драматургии и растурандочивание музыки. О «Женитьбе» Ю. А. Завадского и Н. И. Сизова (1924) // Искусство музыки: теория и история. 2022. № 26.

Музыка В. Я. Шебалина к спектаклю «Наша молодость» (1930). Опыт отражения эпохи // Вестник музыкальной науки (ВАК). 2022. Т. 10 № 3.

Павел Чесноков. Дневник доброй надежды // Временник Зубовского института (ВАК). 2022 № 2.

Иноязычные версии «Хованщины» М. П. Мусоргского в контексте вокально-исполнительской стилистики второй половины ХХ века // Текст. Музыка. Перевод. Сб. ст. по мат-лам межд. науч. конф. (РИНЦ) / Ред.-сост. А. И. Бояркина. РГПУ им. А. И. Герцена, 2022.


Педагогическая деятельность:

Повышение квалификации: «Опера в музыкальном театре» 72 часа 11-15.03 2024 РАМим Гнесиных

Научно-педагогический стаж: 28 лет

Научное руководство аспирантами по программе подготовки  5.10.3. Виды искусства (Музыкальное искусство)