Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник с 2003 г. Зав. сектором Византийского искусства с 2020 г. (в 2002—2013 гг. — Отдел Византийского искусства). Работает в институте с 2002 г.
Сфера научных интересов — византийское, древнерусское искусство
Также:
-
Старший научный сотрудник кафедры Всеобщей истории искусства Исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова с 2005 г.
-
Старший научный сотрудник отдела Истории архитектуры и градостроительства Древнего мира и Средних веков филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства с 2019 г.
-
Один из организаторов, постоянный член оргкомитета и редколлегии сборника материалов Международной конференции молодых специалистов «Актуальные проблемы теории и истории искусства», ежегодно и поочередно проводимой с 2010 г. историческими факультетами МГУ и СПбГУ
В прошлом:
-
Ведущий научный сотрудник отдела Средневековых рукописей ГосНИИР (1999–2005)
-
В 2004–2009 участвовала в международных исследовательских проектах: «Менологий Василия II» (Ватиканская библиотека; Элладская Церковь; издательская компания «Тестимонио», Мадрид) и «The Codex Sinaiticus Project» (Британская библиотека; Российская национальная библиотека; монастырь Св. Екатерины на Синае; Университетская библиотека Лейпцига)
Образование:
-
Отделение истории искусств исторического факультета Московского Государственного Университета, 1998 (специальность: искусствоведение)
-
Аспирантура Государственного института искусствознания, 1998–2001
-
Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Миниатюры Императорских менологиев и византийское искусство конца X — первой половины XI в.», 2003
-
Стажировки во Французской школе в Риме сроком на 1 месяц в 2001 и 2004 г.
-
Стажировка в Институте Варбурга в Лондоне сроком на 1 месяц в 2002 г.
-
Стажировка в отделе рукописей Ватиканской библиотеки сроком на 4 месяца 2004—2005 гг.
-
Стажировка в Афинах по стипендии фонда Онассиса сроком на 5 месяцев в 2005—2006 гг.
Основные публикации
Монографии:
Виноградов А.Ю., Захарова А.В., Черноглазов Д.А. Храм Святой Софии Константинопольской в свете византийских источников. СПб.: Издательство «Пушкинский дом», 2018.
Захарова А.В. Византия и Балканы. Сериате, 2013.
Попова О.С., Захарова А.В., Орецкая И.А. Византийская миниатюра второй половины X — начала XII в. М.: ГАММА-ПРЕСС, 2012.
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:
Маљцева С., Захарова А. Стара руска и српска црквена архитектура XI-XIII века: видови трансформациjе византиcjких образаца // Зборник Матице српске за ликовне уметности. Нови Сад, 2020. Т. 48. C. 13-29.
Захарова А.В. Искусство X века: Константинополь и Каппадокия // Византий и Византия: провинциализм столицы и столичность провинции / Под ред. А.Ю. Виноградова и С.А. Иванова. СПб.: Алетейя, 2020. С. 154-174.
Захарова А.В. Формирование иконографической программы византийского храма: взгляд с приграничных территорий // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Cб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП-Принт, 2019. С. 262-274.
Захарова А.В. Росписи Ишханского собора и византийское искусство X-XI вв. // Historical Tayk’. History, Culture, Confession. Collected papers / Eds. Z. Hakobyan, N. Garibian, A. Asryan. Yerevan, 2019. P. 366-387.
Zakharova A. Images of Saints in the Wall Paintings of Saint Sophia in Kiev // Deltion of Christian Archaeological Society. 2018. Vol. 39. P. 297-310.
Захарова А.В., Мальцева С.В. Новые данные о росписях X–XI вв. в Тао-Кларджети по материалам экспедиции Н.Л. Окунева 1917 г. // Византийский временник. 2018. Т. 102. С. 288-317.
Захарова А.В. Два золотых Евангелия: из второго Рима в первый и третий // Amant alterna Camenae. Сборник статей к 60-летию И.И. Тучкова/ Ред. Е.С. Кочеткова, М.А. Лопухова. [Труды Исторического факультета МГУ, 89. Серия II Исторические исследования, 45<]. Москва, 2017. С. 209-219.
Zakharova A., Maltseva S. The Materials of Nikolai Okunev’s Expedition of 1917 on the Wall-Paintings of Parkhali // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles. Vol. 7. Saint-Petersburg, 2017. P. 679-688.
Захарова А.В. Логика чуда. Переосмысление классической тектоники в Св. Софии Константинопольской и ее византийских описаниях // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7 / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. С. 205-221.
Захарова А.В. Росписи апсиды в церкви св. Анны в Трапезунде – неизвестный ансамбль конца 9 в. // Древнерусское искусство. Византийский мир: региональные традиции в художественной культуре и их проблемы их изучения. К юбилею Э.С. Смирновой. Москва, 2017. С. 375-386.
Черноглазов Д.А., Захарова А.В. Экфрасисы храмов в византийской литературе: эволюция композиционных приемов // Византийский временник. 2017. Т. 101. C. 248-263.
Захарова А.В. Миниатюры Евангелия Coislin 20 из Национальной Библиотеки в Париже и византийское искусство рубежа Χ–ΧΙ вв. // Хризограф. 2017. Вып. 4. C. 102-114.
Захарова А.В. Изображения святых в византийском декоративно-прикладном искусстве X-XΙ вв. // Афон – Светоч Православия: взаимодействие культур: Материалы Международной конф. 5-7 октября 2016 г. Санкт-Петербург: Институт имени И. Е. Репина, 2017. С. 53-66.
Виноградов А.Ю., Захарова А.В. Описание Святой Софии Константинопольской Михаила Солунского: перевод и комментарии // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП-Принт, 2016. С. 791-799.
Захарова А.В., Цыпкина А.Г. Малоизвестные росписи трапезундских храмов по материалам экспедиции Ф.И. Успенского 1916-1917 гг. // Византийский временник. 2016. Т. 100. C. 178-196.
Zakharova A., Sverdlova S. Original Wall Paintings at the Church of the Saviour in Chvabiani (Upper Svaneti, Georgia) and Byzantine Art at the Turn of the 10th to 11th cc.» // Zograf. 2016. No. 39. P. 11-23.
Герасименко Н.В., Захарова А.В., Сарабьянов В.Д. Изображения святых во фресках Софии Киевской. Подкупольное пространство // Искусство христианского мира. Вып. ΧΙΙΙ. М., 2016. С. 115-130.
Захарова А.В. Изображения мучеников в византийской монументальной живописи Χ–ΧΙ вв. // Труды Государственного Эрмитажа. Т. 74 : Византия в контексте мировой культуры. Материалы конференции, посвященной памяти А.В. Банк (1906-1984). СПб., 2015. С. 63-80.
Захарова А.В., Мальцева С.В. Византия как христианская античность // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5 / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. СПб.: НП-Принт, 2015. С. 176-187.
Захарова А.В. Монументальная живопись второй половины X – начала XI в. в Каппадокии // Византийский временник. 2015. Т. 74. C. 196-210.
Zakharova A. The choir of saints in the Middle Byzantine monumental decoration: the evidence of the 9th-11th c. wall-paintings in Cappadocia // Αφιέρωμα στον Ακαδημαϊκό Παναγιώτη Λ. Βοκοτόπουλο [Collection of articles in honor of academician Panayotis L. Vokotopoulos]. Athens, 2015. P. 341-346.
Захарова А.В. Изображения святых в монументальной декорации раннехристианских и византийских храмов до ΧΙ в. // Исторические исследования. 2015. № 2. С. 31-62.
Захарова А.В. Принципы группировки изображений святых в византийской монументальной живописи до и после иконоборчества // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4 / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой. – СПб.: НП-Принт, 2014. С. 109-122.
Герасименко Н.В., Захарова А.В., Сарабьянов В.Д. Изображения святых на хорах собора Св. Софии в Киеве. Новые атрибуции // Византийский временник. 2014. Т. 73. С. 219-236.
Захарова А.В., Мальцева С.В. Приделы в сербских храмах эпохи Душана Сильного (1331-1355) // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2013. № 3. С. 125-144.
Захарова А.В. Византийская живопись второй половины X – начала XI в. по миниатюрам рукописей // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сборник научных статей / Под ред. А.В. Захаровой. Вып. 2. СПб., 2012. С. 77-81.
Захарова А.В. Италия. Византийские мозаики в Италии // Православная энциклопедия. Т. 28. М., 2012. С. 260-268.
Захарова А.В. Фрески церкви Св. Николая в селе Манастир и основные направления в живописи Македонии XIII в. // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции. М., 2012. С. 123-136.
Zakharova A. Text and Image relationship in Byzantine Illuminated Gospel Lectionaries // Bild und Text im Mittelalter / Hrsg. von K. Krause, B. Schellewald. Köln, Weimar, Wien, 2011 [=Sensus. Studien zur mittelalterlichen Kunst. Bd. 2]. P. 283-311.
Захарова А.В. Изображения групп святых в храмах Каппадокии эпохи Македонской династии // Христианское чтение. 2011. № 6(41). C. 194-222.
Zakharova A. Miniatures of the Imperial Menologia // Nea Rhome. Rivista di ricerche bisantinistiche. 2011. Vol. 7 (2010). P. 131-153.
Zakharova A. On Some Peculiarities in the Iconography of Miniatures in the Lectionary of Trebizond // Rivista di Storia della Miniatura. 2010. Vol. 14. P. 67–83.
Герасименко Н.В., Захарова А.В., Сарабянов В.Д. Изображения святых во фресках Софии Киевской. Западное пространство основного объема под хорами // Искусство Христианского мира. Вып. XI. М., 2009. С. 208–256.
Zacharova A. Los ocho artistas del Menologio de Basilio II // El Menologio de Basilio II. Città del Vaticano, Biblioteca Apostolica Vaticana, Vat. gr. 1613. Libro de estudios con ocasión de la edición facsímil, dirigido por Francesco D’Aiuto, edición española a cargo de Inmaculada Pérez Martín. Città del Vaticano, Atenas, Madrid, 2008 (Colección Scriptorium, 18). P. 131–195.
Zacharova A. Las restauraciones de las miniaturas en el siglo XVIII. Descripción de las intervenciones // Ibid. P. 299–305.
Захарова А. В. Ольга Сигизмундовна Попова, историк византийского искусства // Образ Византии. Сборник статей в честь О. С. Поповой / Отв. ред. А. В. Захарова. М., 2008. С. 7–20.
Захарова А.В. О некоторых особенностях иконографии миниатюр Трапезундского Евангелия // Образ Византии. Сборник статей в честь О. С. Поповой / Отв. ред. А. В. Захарова. М., 2008. С. 190–210
Герасименко Н.В., Захарова А.В., Сарабьянов В.Д. Изображения святых во фресках Софии Киевской. Часть I: Внутренние галереи // Византийский временник. Т. 66. 2007. С. 24–59.
Захарова А.В. История приобретения Синайской Библии Россией в свете новых документов из российских архивов // Монфокон. Исследования по палеографии, кодикологии и дипломатике. Т. 1. М.-СПб., 2007. С. 209–266.
Zakharova A. The Original Cycle of Miniatures in the Trebizond Lectionary and its Place in the Byzantine Tradition of the Lectionary Illustration // Nea Rhome 2 (2005) [= Ampelokepion. Studi di amici e colleghi in onore di Vera von Falkenhausen, II]. P. 169–192.
Захарова А.В., Орецкая И. А. Византийская империя. Раздел «Книжная миниатюра» // Православная энциклопедия. Т. 8. 2004. С. 267–277.
Захарова А.В. Византийские иллюстрированные праздничные лекционарии (тип lsel) // Византийский Временник. 2004. Т. 63. С. 242–250.
Захарова А.В. Фрески церкви Панагии Мавриотиссы в Касторье // Византийский Временник. 2000. T. 59. С. 189–197.
Материалы конференций:
Захарова А.В. Региональные интерпретации столичных образцов в византийской архитектуре XI века // Искусство и культура Средневековья: наследие и перспективы осмысления. Тезисы докладов международной конференции / под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. СПб.: НП-Принт, 2020. С. 60-61.
Захарова А.В. Икона Богородицы Павсолипи с острова Халки и византийская живопись позднепалеологовского периода // Византийское «содружество»: традиции и смена парадигм. Тезисы докладов ΧΧΙΙ всероссийской научной сессии визанитнистов РФ. Екатеринбург, 24-28 сентября 2019 г. Екатеринбург, 2019. С. 79-80.
Захарова А.В. Проблема индивидуальности византийского художника на примере миниатюр 11 в. // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве. К юбилею О.С. Поповой. Тезисы докладов международной конференции. Москва, 7–10 ноября 2018 года. М., 2018. С. 24-27.
Захарова А.В. Формирование иконографической программы византийского храма: новый взгляд с приграничных территорий // Актуальные проблемы теории и истории искусства – 2018: Тезисы докладов VIII Международной конференции / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. СПб., 2018. С. 105-107.
Maltseva S., Zakharova A. The Materials of Nikolai Okunev’s Expedition of 1917 on the Wall-Paintings of Parkhali // International conference “Georgia – Byzantium – Christian East”. Abstracts of Papers. Tbilisi, 2017. P. 170-171.
Zakharova A. Identification of Individual Images of Saints in the 11th Century Wall Paintings of St Sophia in Kiev // Proceedings of the 23rd International Congress of Byzantine Studies, Belgrade, 22 – 27 august 2016. Thematic sessions of free communications. Belgrade, 2016. P. 561-562.
Захарова А.В., Казарян А.Ю. История искусства и архитектуры на XXIII Международном Конгрессе византийских исследований в Белграде // Византийский временник. 2016. Т. 100. C. 342-347.
Захарова А.В. Малоизвестные росписи трапезундских храмов по материалам экспедиции Ф. И. Успенского (1916-1917 гг.) // Империя ромеев во времени и пространстве: центр и периферия. Тезисы докладов XXI Всероссийской научной сессии византинистов. Белгород, 20-23 апреля 2016. С. 91-93.
Захарова А.В. Росписи Ишханского собора и византийское искусство X-XI вв. // Historical Tayk. History, Culture, Confession. Mesrop Mashtots Institute of Ancient Manuscripts – The Matenadaran; National Academy of Sciences of the Republic of Armenia; Armenian National Committee of Byzantine Studies. June 22-24, 2016. Abstracts. Yerevan, 2016. С. 69-71.
Виноградов А.Ю., Захарова А.В. Архитектура Св. Софии Константинопольской в зеркале византийских источников // Актуальные проблемы теории и истории искусства – 2015: тезисы докладов 5-й международной конференции. СПб., 2015. С. 37-38.
Захарова А.В., Мальцева С.В. Византия как христианская античность // Актуальные проблемы теории и истории искусства – 2014: тезисы докладов 5-й международной конференции. – СПб., 2014. С. 57-58.
Захарова А.В. Миниатюры Евангелия А15 из Лавры св. Афанасия на Афоне в контексте византийского искусства комниновского периода // Палеография, кодикология, дипломатика. Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов. Материалы Международной научной конференции в честь 75-летия Б.Л. Фонкича. М., 2013. С. 100.
Захарова А.В. Принципы группировки изображений святых в византийской монументальной живописи до и после иконоборчества. Некоторые замечания // Актуальные проблемы теории и истории искусства – 2012: тезисы докладов международной конференции / под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. СПб., 2012. С. 30-31.
Захарова А.В. Византийская живопись второй половины X — начала XI в. по миниатюрам рукописей // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сборник научных статей / Под ред. А. В. Захаровой. Вып. 2. СПб., 2012. С. 77–81.
Zakharova A. The Groups of Saints in the Wall-paintings of Cappadocia during the Macedonian Period // Proceedings of the 22nd International Congress of Byzantine Studies. Sofia, 22–27 August, 2011. Vol. III. Abstracts of Free Communications. Sofia, 2011. P. 320.
Zakharova A. Text and Image relationship in Byzantine Illuminated Gospel Lectionaries // Bild und Text im Mittelalter / Hrsg. von K. Krause, B. Schellewald. Köln, Weimar, Wien, 2011. P. 283–311.
Zakharova A. Interdisciplinary Approach to the Study of Illuminated Manuscripts: the Case of the Trebizond Lectionary // Le arti a confronto con il sacro. Metodi di ricerca e nuove prospettive di indagine interdisciplinare. Atti delle giornate di studio, Padova, 31 maggio — 1 giugno 2007 / A cura di v. Cantone e S. Fumian. Padova, 2009. P. 39–46, 244–248.
Zakharova A. Between Mount Sinai and St Petersburg: the Transfer of the Codex Sinaiticus to Russia // Proceedings of the 21st International Congress of Byzantine Studies. London, 21–26 August, 2006. Vol. III. Abstracts of Communications. Aldershot, 2006. P. 134–135.
Zakharova A. Miniatures of the Imperial Menologia // XXe Congrès International des Études Byzantines. Pré-actes. III. Communications libres. Paris, 2001. P. 30.