Айнбиндер
Ада Григорьевна

Сектор истории музыки
Айнбиндер Ада Григорьевна

Кандидат искусствоведения (с 2010 года). Старший научный сотрудник. Работает в институте с 2016 года.

Сфера научных интересов – жизнь и творчество П.И. Чайковского, история русской музыки XIX–XX веков, музыкальная текстология и источниковедение.

Также:

  • Заведующая отделом рукописных и печатных источников Государственного мемориального музея-заповедника П.И. Чайковского (основное место работы).

  • Преподаватель теоретического отделения Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (совместитель).

  • С 2017 года научный руководитель проекта «Академическое полное собрание сочинений П.И. Чайковского» (совместный проект Государственного института искусствознания и Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского).

  • Член редколлегии, консультант и автор статей Энциклопедии «Петр Ильич Чайковский» https://tchaikovsky.sias.ru/.

  • Член ICOM, общества П.И. Чайковского в Германии.

Образование: 

  • Теоретическое отделение Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (1998–2002).

  • Историко-теоретико-композиторский факультет Российской академии музыки имени Гнесиных. Специальность – музыковедение (2002–2007).

  • Аспирантура Российской академии музыки имени Гнесиных, специальность – музыкальное искусство (2007–2010).

  • В 2010 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Тема: «Личная библиотека П.И. Чайковского как источник изучения его творческой биографии». Научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Н.В. Заболотная.

Основные публикации

Монографии:

Петр Ильич Чайковский: Неугомонный фатум. М.: Молодая гвардия, 2022.


Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Более 70 статей, опубликованных в России, Германии, Швейцарии, в том числе:

  • П.И. Чайковский – читатель Л.Н. Толстого // Л.Н. Толстой и судьбы современной цивилизации. Ч. 1. Тула, 2003. С. 238–252.

  • Глинка, каким его слышал и исполнял Чайковский // М.И. Глинка К 200-летию со дня рождения. Материалы научных конференций. Т. I. М., 2006. С. 209–217.

  • ”Власть тьмы” и ”Плоды просвещения” Л.Н. Толстого в круге чтения П.И. Чайковского // Лев Толстой и Общество любителей российской словесности / Отв. ред. чл.-корр РАН Ю.Л. Воротников, сост. Р.Н. Клейменова. М.: Академия, 2008. С. 209–218.

  • Издания сочинений Н.А. Римского-Корсакова в личной библиотеке Чайковского // Петербургский музыкальный архив. Вып. 7. Римский-Корсаков. Сборник статей. СПб., 2008. С. 206–217.

  • К истории одного автографа М.П. Мусоргского // Процессы музыкального творчества. Вып. 10 / Отв. ред. и сост. Е.В. Вязкова. М.: РАМ, 2008. С. 160–167.

  • П.И. Чайковский – интерпретатор текстов собственных сочинений // Процессы музыкального творчества. Вып. 10 / Отв. ред. и сост. Е.В. Вязкова. М.: РАМ, 2008. С. 194–207.

  • Чайковский и английская культура // Русско-британские музыкальные связи / Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. СПб., 2009. С. 108–141.

  • Zur Genese des Librettos von Čajkovskijs Oper Die Jungfrau von Orléans // Tschaikowsky-Gesellschaft. Mitteilungen. Heft 18. Tübingen: Tschaikowsky-Gesellschaft e.V., 2011. S. 12–25.

  • Концертный жанр в творчестве Чайковского: ненаписанные страницы (наброски и эскизы неосуществленных замыслов 1890-х годов) // Музыка: задуманное, забытое, возвращенное... Сб. научных статей / Сост. и отв. ред. З.М. Гусейнова, Г.А. Некрасова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012.

  •  Vier unbekannte Briefe Čajkovskijs an Vadim Peresleni // Tschaikowsky-Gesellschaft Mitteilungen. Heft 19. Tübingen: Tschaikowsky-Gesellschaft e.V., 2012. S. 98–109.

  • Was Petr Il’ič Čajkovskij über seine Vorfahren aus der Linie Acier wusste und was er hätte wissen können // Pёtr Il‘ič Čajkovskij – Michel Victor Acier. Eine Künstlerfamilie zwischen Sachsen und Russland. Beiträge des Symposiums Dresden 2010 / Hrsg. von Lucinde Braun. Mainz, 2013. S. 183–204.

  • К истории постановки «Евгения Онегина» в Гамбурге под управлением Малера // Густав Малер и музыкальная культура его времени» М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. С. 181–188.

  • ”Что наша жизнь…”: к вопросу о мировоззрении П.И. Чайковского (Толстой — Фет — Шопенгауэр) // А.А. Фет. Материалы и исследования / Отв. ред. Н.П. Генералова, В.А. Лукина. СПб.: Контраст, 2013. Вып. 2. С. 32–62.

  • Großbritannien im Leben und Schaffen Čajkovskijs. Nach Dokumenten aus dem persönlichen Archive des Komponisten // Tschaikowsky-Gesellschaft Mitteilungen. Heft 21/1. Tübingen: Tschaikowsky-Gesellschaft e.V., 2014. S. 3–31.

  • С.И. Танеев как собиратель и пользователь своей библиотеки // Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1915–2015: Сборник статей к 100-летию со дня смерти. М., 2015. С. 130–136.

  • «…Воспоминания о страстности, жуткости испытанных ощущений…» К истории создания Концерта № 1 для фортепиано с оркестром // Наше наследие. № 113. М., 2015 URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/11304.php (в соавторстве с П.Е. Вайдман).

  • Чайковский-либреттист: к постановке проблемы // П.И. Чайковский. Забытое и новое. Исследования, материалы к биографии, воспоминания современников. Вып. 3 / Гос. мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Гос. институт искусствознания; ред.-сост. П.Е. Вайдман, А.Г. Айнбиндер. М.: Театралис, 2015. С. 32–46.

  • Чайковский-дирижер // П.И. Чайковский. Забытое и новое. Исследования, материалы к биографии, воспоминания современников. Вып. 3 / Гос. мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского; Гос. институт искусствознания; ред.-сост. П.Е. Вайдман, А.Г. Айнбиндер. М.: Театралис, 2015. С. 82–94.

  • Редакции и версии оперы «Евгений Онегин»: текстологические и эдиционные проблемы // Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. / Рос. акад. музыки; ред.-сост. И.П. Сусидко. Т. 1. М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. С. 303–312.

  • Страницы истории текста Концерта для скрипки с оркестром П.И. Чайковского // Чайковский: сборник статей / Сост. и отв. ред. Т.З. Сквирская. СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2021. С. 108–125 (в соавторстве с П.Е. Вайдман).

  • Tchaikovsky’s Operas as a Textual-Critical and Editorial Problem in the Context of the New Academic Edition // Čajkovskij-Analysen: Neue Strategien, Methoden und Perspektiven / Hrsg. v. L. Braun, Ch. Flamm, S. Keym und Ph.R. Bullock. Mainz u.a.: Schott, 2022 (Čajkovskij-Studien 18.). S. 219–226.


Академическое полное собрание сочинений П.И. Чайковского:

  • Чайковский П.И. Академическое полное собрание сочинений [Ноты]. Серия III: Концерты и концертные пьесы. Т. 1–4 / Науч. ред. П.Е. Вайдман, А.Г. Айнбиндер. Гос. ин-т искусствознания; Гос. мемориальный музей-заповедник П.И. Чайковского. Челябинск: MPI, 2015.

  • Чайковский П.И. Академическое полное собрание сочинений [Ноты]. Серия III. Концерты и концертные пьесы. Т. 5–6. Концерт для скрипки с оркестром: ре мажор: соч. 35 (ЧС 45) / Науч. ред. П.Е. Вайдман, А.Г. Айнбиндер. Гос. ин-т искусствознания; Гос. мемориальный музей-заповедник П.И. Чайковского. Челябинск: MPI, 2019.

  • Чайковский П.И. Академическое полное собрание сочинений. Серия XVII-А. Переписка: П.И. Чайковский — Н.Ф. фон Мекк. Переписка, 1876—1890: в 5 томах. Т. 4. 1882—1884 / Сост., науч.-текстолог. ред., коммент. П.Е. Вайдман, А.Г. Айнбиндер. Гос. ин-т искусствознания; Гос. мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского. Челябинск: Авто Граф, 2024.

  • Предисловие к Серии I: Сценические произведения. Оперы // Чайковский П.И. Академическое полное собрание сочинений [Ноты]. Серия I: Сценические сочинения. Т. 3. Ундина: опера в 3 действиях (ЧС 2). Реконструкция сохранившихся фрагментов. Партитура. Переложение для пения с фортепиано / Науч. ред. А.Е. Максимова; Гос. ин-т искусствознания; Гос. мемориальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Гос. акад. Мариинский театр. Челябинск: MPI, 2016. C. XIX–XXIV (в соавторстве с П.Е. Вайдман).

  • Предисловие  к серии XVII-A: Переписка // Чайковский П.И. Академическое полное собрание сочинений. Серия XVII-А. Переписка: П.И. Чайковский – Н.Ф. фон Мекк. Переписка, 1876–1890: В 5 т. Т. 1. 1876–1877 / Сост., науч.-текстолог. ред., коммент. П.Е. Вайдман; Гос. ин-т искусствознания; Гос. мемориальный музей-заповедник П.И. Чайковского. Челябинск: MPI, 2017. C. XVIII–XXI (в соавторстве с П.Е. Вайдман).


Коллективные труды:

  • Неизвестный Чайковский / Науч. ред. и сост. П.Е. Вайдман. М.: Юргенсон, 2009. 

  • П.И. Чайковский. П.И. Юргенсон. Переписка в двух томах. Т. 1 / Сост. и науч. ред. П.Е. Вайдман; текстолог. работа и коммент. П.Е. Вайдман и А.Г. Айнбиндер. М.: П. Юргенсон, 2011.

  • П.И. Чайковский. П.И. Юргенсон. Переписка в двух томах. Т. 2 / Сост. и науч. ред. П.Е. Вайдман; текстолог. работа и коммент. П.Е. Вайдман и А.Г. Айнбиндер. М.: П. Юргенсон, 2013.


Научное редактирование и составление сборников:

  • П.И. Чайковский. Забытое и новое. Исследования, материалы к биографии, воспоминания современников. Вып. 3 / Гос. мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского; Гос. ин-т искусствознания. М.: Театралис, 2015 (совместно с П.Е. Вайдман).

  • П.И. Чайковский. Забытое и новое. Исследования, материалы к биографии, воспоминания современников. Вып. 4 / Гос. мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского; Гос. ин-т искусствознания. М.: Театралис, 2020 (сост. совместно с Г.И. Белонович, науч. ред. Совместно с А.С. Виноградовой).