Ведущий научный сотрудник, кандидат искусствоведения (с 1992 г.)
Ведущий научный сотрудник Сектора изучения и публикации театрального наследия Вс. Мейерхольда с 2017 г. (по настоящее время). Работает в институте с 1980 г.
Заместитель директора по научной работе Государственного института искусствознания МК РФ с 2003 по 2016 г.
Сфера научных интересов — отечественная сценография и театр ХХ века.
Также:
- Член Общей редакционной коллегии издания «Истории русского искусства» в 22 томах (с 2006 г. по настоящее время)
- Член редакционного совета журнала «Вопросы театра. PROSCAENIUM» (с 2008 г. по настоящее время)
- • Член редакционного совета журнала «Сцена» с 2022 г.
Награды:
- Наградной знак «За достижения в культуре» Министерства культуры Российской федерации (2003)
В прошлом:
- В рамках международного сотрудничества участвовала в организации работы секции сценографии Международной федерации театральных исследований (FIRT) в Москве.
Образование:
- Театроведческий факультет ГИТИСа им.
А. В. Луначарского (1973–1979, специальность — театроведение, руководитель курсаП. А. Марков . - Аспирантура ГИТИСа им.
А. В. Луначарского (1979–1984). - Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствознания «Формирование принципов экспрессионизма в
театрально-декорационном искусстве Петрограда — Ленинграда1910–1920 -х годов» (1992).
Основные публикации
Монографии
Искания художников театра. Петербург — Петроград — Ленинград
Художники Малого театра. ХХ век. М.: 2014. — 375 с.; илл.
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах
«Дыханье века моего»// Театр. 1990. № 8. С. 127 — 137.
«Дыханье века моего». Художник театра Юрий Анненков // Вопросы театра. Выпуск 13. Сборник статей и публикаций / отв. ред.
Экспрессионизм в русском
Виктор Коленда. Художник театра
Ленинградские театральные
Театральные эксперименты «Союза Молодежи» // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. /ред.-сост.
Алексей Грипич. Петроградский театр Новой драмы. 1921 — 1924. Публикация, вступительная статья и примечания
«Штыки в землю!» («Победа над солнцем»).// Современная драматургия.1998. № 2. С. 160 — 163.
«Увидев чистую форму, я стал одиноким».
О крэговских кубах, «головинских мейерхольдах» и художнике Зандине // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. Вып. 2. Составление и научная редакция: Владислав Иванов. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 328 — 337.
«Борис Годунов»: постановочный план
Маски в театре и живописи
Элизиум // Большой. Журнал Большого театра. 2001. № 27. С. 3 — 8.
От Гофмана к Гоголю. Сценографические работы В. Дмитриева
О некоторых особенностях экспрессионистской образности в русской сценографии 1910 —
Легенда о «Саломее» // Русское искусство. 2004. № 1. С. 140 — 149.
Н. Чушкин.
«Единственный в своем роде». Николай Калмаков // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. Вып. 3.
Юрий Хржановский // Русское искусство. 2006. № 4. С. 92 — 97.
«… кто посетил сей мир в его минуты роковые» // Русский музей представляет /Юрий Хржановский. Альманах. Вып. 186. СПб.: Palace Editions, 2007. С. 19 — 28.
«К счастью есть русские». Раздел советского театра на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже 1925 года // Вопросы театра. Proscaenium. 2008. № 3–4. С. 152 — 192.
«Настроение кошмара и маскарада…» Письма
Блики времени // Вопросы театра. Proscaenium. М.: 2014. № 1–2, С. 111 — 118.
«Ручаюсь за исключительный эффект». Переписка
Реформатор театра // Александр Головин. К
Феномен Камерного театра // Камерный театр и его художники.
The European Premiere of the Russian Theatrical
Театральный дебют русского авангарда // Театр и театральность в народной культуре. М.: Государственный институт искусствознания, 2017. С. 342–358.
«Меня безумно влечет Ваш театр…» Письма художников В.Ф. Комиссаржевской и Ф.Ф. Комиссаржевскому (1906-1907). Публ., вступит. статья и коммент. // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. Вып. 7. Редактор-составитель В. В. Иванов. М.: «Индрик», 2019. С. 11–46.
«Реалистическая химера» Алексей Дикий. Режиссерский план спектакля «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина в Малом театре и статья «Мои взгляды на театр. Публ., вступит. статья, коммент. // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. Вып. 7. Редактор-составитель В. В. Иванов. М.: «Индрик», 2019. С. 459–486.
Русский театральный экспрессионизм // Земля дыбом. Из истории русского театрального экспрессионизма. СПб.: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. 2019. С. 13–61.
Театр Василия Поленова // Василий Поленов. К 175-летию со дня рождения. М. : Государственная Третьяковская галерея, 2019. С. 213–221.
«Анненков: театр чистого метода» // Юрий Анненков. Революция за дверью. Альбом-каталог. Музей русского импрессионизма. М., 2020. С. 78–121.
«…талант громадный» // Владимир Дмитриев. Живопись и театр. Каталог выставки В.В.Дмитриева в Театре мастерская Петра Фоменко. М., 2020. С. 5–35.
Коллективные труды:
Маска и маскарад в русской культуре