Сектор искусства стран Центральной Европы
Кандидат искусствоведения с 1975 года. С 1985 года старший научный сотрудник, с 2014 ведущий научный сотрудник. Работает в ГИИ с декабря 1961 года в Отделе искусства соцстран (с 2013 года – Сектор искусства стран Центральной Европы).
Член жюри Международного театрального фестиваля в г.Торунь (Польская Республика) в 2004-2008 г.г.
Член творческого Союза театральных деятелей РФ (СТД-ВТО) с 1965 г.
Награды:
-
Заслуженный деятель культуры ПНР (1972)
-
Почетный знак «За заслуги перед польской культурой» (1972)
-
Лауреат «Юбилейной медали Леона Шиллера» (1987), присуждаемой Союзом польских артистов театра и кино (SPATIF)
-
Президентская награда – орден «Крест Заслуги перед Польской Республикой» (1999)
-
Благодарность Министерства Культуры РФ. 2012
- Благодарность Дирекции ГИИ. 2012, 2017
Образование:
-
Кафедра русской филологии филологического факультета МГУ им.Ломоносова (1955). Специальность филолог-русист.
-
Аспирантура МГУ по кафедре славяноведения (1957-1960).
-
Стажировка в Варшавском, Краковском Ягеллонском, Вроцлавском Университетах (1961).
- Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения «Польский революционный рабочий театр 1920-1930-х годов. Эстетика. Драматургия. Сценическая практика». Государственный институт искусствознания, 1975.
Основные публикации
Монографии:
Беседы о театре социалистических стран. М., 1980
Ежи Гротовский. От Бедного театра к Искусству-проводнику. М., 2003
Театр Леона Шиллера. Режиссер и его время. М. 2004
Публикации в научных изданиях – коллективных трудах, сборниках, журналах (выборочно):
Польский театр и драматургия 2-ой половины ХIX века. Генезис социалистического искусства в странах Центральной и Восточной Европы. Т.II. М.1979
Режиссер – актер-зритель: поиски новых связей. Актуальные проблемы искусства социалистических стран Европы. М. 1978
Время и место Ежи Гротовского. Театр ХХ века. М. 2003
«Дзяды» Адама Мицкевича. Спектакли двадцатого века. М. 2004
«Реплика». Спектакли двадцатого века. М. 2004
Леон Шиллер и Крэг: диалог в начале века. Модерн и европейская художественная интеграция. М., 2004
Зенон Пшесмыцкий – польский теоретик символизма. Европейский символизм. СПб.2006
Прототип и образ в творчестве Станислава Выспянского. К вопросу о художественной интерпретации. Польская культура в зеркале веков. М., 2007
Циприан Камиль Норвид – предшественник символизма. Символизм и модерн – феномены европейской культуры. М., 2008
«Сверхчеловек» - утопия или реальность? Художественные центры Австро-Венгрии. СПб.2009
Год Гротовского. «Глиняные голуби». Вместо послесловия. «Вопросы театра. Proscaenium». М.2010
Театр тревоги нашей. Вестник славянских культур. Т.46. М., 2016
O czym są krakowskie “Dziady”? “Dialog”, Warszawa. 1973, №3
Nazajutrz po Spotkaniach. “Kultura”. Warszawa.1973, №31
Przestrzeń Grotowskiego. “Dialog”. Warszawa. №1, 1991
Krakowskie “Dziady” o czym są? Krytycy o Swinarskim. Katowice.2001
L’image du héros dans l’historiosophie du romantisme polonaise et du symbolism russe. La Philosophie de l’histoire des XIX et XX siècles. Pologne – Russie – Europe. Paris. 2011
Материалы конференций (за последние годы):
«Образ героя в историософии польского романтизма и русского символизма». Доклад на Международном симпозиуме «Философия и история XIX и XX в.в.: Польша-Россия-Европа. Франция. Нанси. Университет. 2011
«Мышление Шекспиром». Доклад на Творческой конференции Союза Польских писателей. Варшава, май 2016 г.
«Театр тревоги нашей». Постановки романтической драмы на современной сцене». Доклад на Научной конференции в Польском Культурном Центре, апрель 2018 г.
«Герой драмы Ст.И.Виткевича: утрата лица. От экспрессионизма к абсурдизму». Доклад на Конференции по экспрессионизму в ГИИ, Москва, май 2019.