Старикова
Людмила Михайловна

Сектор театра

Главный научный сотрудник Сектора (Отдела) театра. Работает в Институте с 1986 г. Доктор искусствоведения (1996).

Награды:

  • Премия Министерства культуры РФ (1997).

  • Международная премия Станиславского (2001).

  • Награждена Знаком «За достижения в культуре» (2002).

  • Золотая медаль Театрального фестиваля в г. Нови Сад на 13-м Триеннале книг и периодики о театре за книгу «Москва стародавняя. Герои жизни и сцены» (2003).

  • Премия города Москвы в области литературы и искусства (2004).

  • Диплом ГИИ за лучшую публикацию 2005 года: книгу «Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны. Документальная хроника 1741−1750. Вып. 2».

  • Диплом финалиста конкурса книги ГИИ 2011 года в номинации «Публикация» за книгу «Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны. Документальная хроника 1751−1761. Вып. 3. Кн. 1».

  • Диплом финалиста премии «Театральный роман» 2014 года за книгу «О Федоре Волкове. В поисках истины».

  • Диплом финалиста конкурса книги ГИИ 2016 года в номинации «Статья» за статью «К 250-летию Московского публичного регулярного театра».

  • Диплом победителя крнкурса книги ГИИ 2017 года в номинации «Статья» за статью «Театрально-зрелищная жизнь российских столиц в эпоху Анны Иоанновны» в журнале «Вопросы театра» (2017. № 3−4).

  • Диплом финалиста конкурса книги ГИИ 2018 года за монографию «Театр и зрелища российских столиц в XVIII веке».

  • Диплом лауреата Премии «Театральный роман» 2018 года за книгу «Театр и зрелища российских столиц в XVIII веке».

Также:

  • Член Ученого совета Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина.

  • Автор научно-исторической концепции экспозиции ГЦТМ им. А.А. Бахрушина «Театр в России XVIII века».

Образование:

  • ГИТИС им. Луначарского, факультет театроведения (специальность театроведение) 1971.

  • Соискательство в Государственном институте искусствознания на Секторе театра 1980–1986.

  • Защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Проблема фактологического изучения жизни и творчества Ф. Г. Волкова и русского театра его времени» 1986.

  • Защитила докторскую диссертацию на тему: «Театр в России ХУШ века. Опыт документального исследования» 1996.

В прошлом:

  • Научный и старший научный сотрудник Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина (1973–1986)

  • Преподаватель на кафедре истории театра в Школе-студии МХАТ (2000–2002)

Основные публикации

Книги:

Театральная жизнь старинной Москвы. Эпоха. Быт. Нравы. М.: «Искусство», 1988. – 336 c., илл.

Театр в России ХУШ века. Опыт документального исследования. М.: ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, 1997. – 152 с.

Москва Стародавняя. Герои жизни и сцены. М.: «АРТ» и «Янтарный сказ», 2000. – 384 с., илл.

Театральная жизнь в России в эпоху Анны Иоанновны. Документальная хроника 1730–1740. Вып. 1. М.: «Радикс», 1996. – 752 с. илл.

Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны. Документальная хроника 1741–1750. Вып. 2. Часть первая. М.: «Наука», 2003. – 864 с. илл.

Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны. Документальная хроника 1741–1750. Вып. 2. Часть вторая. М.: «Наука», 2005. – 632 с. илл.

Театральная жизнь России в эпоху Елизаветы Петровны. Документальная хроника 1751–1761. Вып. 3. Часть первая. М.: «Наука», 2011. – 877 с., илл.

Театр и зрелища российских столиц в XVIII веке. М.: ГЦТМ. 2018. – 584 с., илл.

Участие в коллективном труде по изданию учебника:

Раздел I. Русский театр от его истоков до конца ХУШ века // История русского драматического театра от его истоков до конца ХХ века. М., «ГИТИС», 2005. С. 12–79. (Издание 2-е, исправленное – М., «ГИТИС», 2009. С. 10–79).  

Раздел I. Русский театр от его истоков до конца ХУШ века // Хрестоматия по истории русского драматического театра от его истоков до конца ХХ века. «ГИТИС». М., (готовится к изданию).  

Статьи в Ежегоднике АН СССР и РАН «Памятники культуры. Новые открытия» в издательстве «Наука»:

Новые документы о первых русских актерах братьях Ф. и Гр. Волковых // ПКНО за 1981 год. Л.: «Наука», 1983. С. 171–181.

Два письма актера И.А. Дмитревского // ПКНО за 1982 год. Л.: «Наука», 1984. С.137–145.

Дневная записка 1786–1787 годов А.В. Орлова // ПКНО за 1983 год. Л.: «Наука», 1985. С. 143–159.

Первая русская балетная труппа // ПКНО за 1985 год. М., 1987. С. 102–107.

Театрально-зрелищная жизнь Москвы в середине ХУШ века // ПКНО за 1986 год. М.: «Наука», 1987. С. 133–188.

Новые документы об итальянской труппе в России в 30-е годы ХУШ века и русском любительском театре этого времени // ПКНО за 1988 год. М.: «Наука», 1989. С. 67–95.

Династия кукольников Якубовских в России I половины ХУШ века // ПКНО за 1989 год. М.: «Наука», 1990. С. 95–106.

Русский театр петровского времени, Комедиальная храмина и домашние комедии царевны Натальи Алексеевны // ПКНО за 1990 год. М.: «Наука», 1992. С. 137–156.

К истории домашних крепостных театров и оркестров в России конца ХУП – ХУШ веков // ПКНО за 1991 год. М.: «Наука», 1997. С. 53–65.

Следствие излишней доверчивости к авторитетам … // ПКНО за 1992 год. М.: «Наука», 1993. С. 143–146.

«Записка о возникновении и развитии театрального искусства в Москве со времен Алексея Михайловича по 19 век» А.Ф. Малиновского // ПКНО за 1993 год. М.: «Наука», 1995. С. 51–64.

Штрихи к биографиям первых русских актрис // ПКНО за 1994 год. М.: «Наука», 1996. С. 65–73.

Иностранные кукольники в России в I половине ХУШ века // ПКНО за 1995 год. М.: «Наука», 1996. С. 135– 158.

История Московской публичной антрепризы II половины ХУШ века // ПКНО за 1996 год. М.: «Наука», 1998. С. 95–140.

Документальные уточнения к истории театра в России петровского времени // ПКНО за 1997 год. М.: «Наука», 1998. С. 179–190.

Документальный комментарий к теме: «Ф.-К. Нейбер и Россия» // ПКНО за 1998 год. М.: «Наука», 1999. С. 129–138.

Герои жизни и сцены в России начала ХУШ века, или о «шуточных» свадьбах и нешуточной любви (в свете документальных источников) // ПКНО за 1999 год. М.: «Наука», 2000. С. 131–149.

Новый источник по истории театра в России ХУШ века (эпоха Елизаветы Петровны) // ПКНО за 2000 год. М.: «Наука», 2001. С. 97–159.

Неизданные документы о жизни и творчестве С.Н. и Е.С. Сандуновых // ПКНО за 2001 год. М.: «Наука», 2002. С. 128–157.

Некоторые документальные подробности из жизни «звезд» Московской сцены второй половины ХУШ века // ПКНО за 2002 год. М.: «Наука», 2003. С.199–210.

Из архивной россыпи (состав Московской труппы 1770 – 1790-х годов) // ПКНО за 2003 год. М.: «Наука», 2004. С. 283–304.

Документальные гипотезы (к биографиям русских актеров ХУШ века Е.С. Сандуновой и Я.Д. Шумского) // ПКНО за 2004 год. М.: «Наука», 2006. С. 233–241.

Московский Петровский театр нав грани ХУШ и ХIХ веков // ПКНО за 2005 год. М.: «Наука» (находится в печати).

К биографиям первых русских актеров Н.С. Бахтурина и П. Кожевникова // ПКНО за 2006 год. М.: «Наука», 2008. С. 341–351.

Статьи в журналах, альманахах, сборниках:

Статьи в «Историческом Лексиконе ХVШ век». М., 1996.:

«Забавная свадьба» (С. 13–15); Ф.Г. Волков (С. 152–157); И.А. Дмитревский (С. 261–264); Школьный театр в России ХУШ века (С. 275–277); П.И.Жемчугова (С. 301–307); “Совершив в январе 1797…” (С. 507–509); “Покончив с мятежными стрельцами” (С. 518); Развеселые ассамблеи, Модный силуэт (С. 527–529); “В начале 1723 года” (С. 607).

В «Историческом Лексиконе ХVП век». М., 1998.:

Москва ХVП века (С. 37–40); Первый российский театр (С. 43–46); “Дом, устроенный на европейский лад” С. 370).

Первая актриса российского театра Т.М. Троепольская. 1983. № 10. С. 138–139.

Жанр путешествия во времени и пространстве. 1988. № 9. С. 136–147.

Снова о Федоре Волкове. 1989. № 2. С. 76–88.

Первая труппа русского профессионального театра // Вопросы театра. М., 1987. № 11. С. 273–283.

Лосенко и русские актеры // Художник. М., 1988. № 7. С. 42–47.

К проблеме фактологического изучения истории русского театра ХУШ века // Старинные театры России ХУШ – первая четверть ХIХ века. Сборник научных трудов ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. М., 1993. С. 92–113.

История театра и архивы: метод исследования // Театральная книга между прошлым и будущим. Материалы первой научной конференции РГБИ. М., 1997. С. 118–127.

Красная – театральная площадь // Россия. 1997. Август. С. 86–88.

Издания ХУП–ХУШ веков. К проблеме изучения и реконструкции сценического оформления // Книга и сцена. Материалы второй научной конференции «Театральная книга между прошлым и будущим». М.: РГБИ, 1999. С. 23–28.

Первый спектакль на Руси // Мир детского театра. М., 1999. № 0. С. 76–88.

В зрительном зале Елизавета Петровна // Современная драматургия. М., 2000. № 2. С. 195–203.

Долгая дорога к Большому театру // Rossica. London. 2001. P. 6–10,    65–68.

О «школьном театре» // Московская школа. М., 2001. № 6. С. 14–16.

Звуки праздника // 4 чувства. Праздник в Петербурге ХУШ века. Каталог выставки. ГИМ. М., 2003. С. 37–56.

Федор Волков. Первая легенда русского театра // Актеры – легенды Петербурга. СПб., 2004. С. 78–83.

Федор Григорьевич Волков: от легенды – к факту, от факта – к гипотезе // Вестник РГНФ. М., 2005. № 3 (40). С. 160–168.

Ф.Г. Волков. От гипотезы к факту; от факта – к гипотезе // Театр. Эстрада. Цирк. М.: ГИИ, 2006. С. 31–40.

На пути профессионализации // Основание национального театра и судьбы русской драматургии. (К 250-летию создания театра в России). Материалы Международной научной конференции. Санкт-Петербургский научный центр РАН. СПб., 2006. С. 12–18.

Федор Григорьевич Волков // Вестник истории, литературы, искусства РАН Отделение историко-филологических наук. М., 2007. Т. 4. С. 399–409.

Последнее создание великого комедианта // Современная драматургия. 2018. № 3. С. 245−250.

О Сумарокове время замолвить нам слово // Современная драматургия. 2019. № 3. С. 251−255.

«Кадет Сумароков руку приложил» // Современная драматургия. 2019. № 4. С. 252−253.

К 250-летию основания Московского публичного регулярного театра // Вопросы театра / Proscaenium. 2015. № 3−4. С. 300−336.

Панорама театрально-зрелищной жизни русских столиц в Петровскую эпоху // Вопросы театра / Proscaenium. 2017. № 1−2. С. 141−169.

Театрально-зрелищная жизнь российских столиц в эпоху Анны Иоанновны // Вопросы театра / Proscaenium. 2017. № 3−4. С. 177−221.

Театрально-зрелищная жизнь российских столиц в эпоху Елизаветы Петровны. Императорские театры // Вопросы театра / Proscaenium. 2018. № 3−4. С. 198−243.

Театрально-зрелищная жизнь российских столиц в эпоху Елизаветы Петровны. Рождение «Русского для представлений трагедий и комедий театра» // Вопросы театра / Proscaenium. 2019. № 1−2. С. 212−253.

Фёдор Григорьев сын из костромичей Волковых. Новые документальные сведения – против мифов // Вопросы театра / Proscaenium. 2020. № 1−2. С. 230−251.

Джакомо Кваренги и русский театр в эпоху Екатерины II //

Искусствознание, 2012. № 1–2. С. 423–433.

О роли придворных церковных певчих в «русских комедиях» первой    половины XVIII века // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования. Вып. 1. М., 2016. С. 348−354.

Статьи об актерах и театральных деятелях в России ХУШ века в различных Энциклопедиях.

Auslandserfahrunger. Die Neuberin und das «vorliterarische» Theater in   St. Petersburg // Vernunft und Sinlichkeit. Beitrage zur Theaterepoche der Neuberin. Neuberin-Museum. Reichenbach. 1999. S. 200–212.

Giacomo Quarenghi e il teatro Russo all’epoca di Caterina II // Les liaisons fructueuses. Culture a confronto nell’epoca di Giacomo Quarenghi. Bergamo. 2009. P. 67–75.

Научный и ответственный редактор следующих книг:

Материалы по истории немецкого театра и немецко-русских театральных связей ХУШ – 1-й четверти ХIХ вв. в собрании А.А. Бахрушина. Аннотированный каталог. Автор-составитель Н.В.Телегина. М.: ГЦТМ, 2006.

Софронова Л.А. Российский феатрон: московский любительский театр ХУШ века. РАН. Институт славяноведения. М.: «Индрик», 2007.

Пезенти Мария Кьяра. Комедия дель арте и жанр интермедии в русском любительском театре ХУШ века. Институт русской литературы (Пушкинский дом). СПб.: «Балтийские сезоны», 2008. 

Участник научной группы, работающей над Историей русского искусства. Т. XI (1700–1729) – автор раздела «Театр»; Т. XII (1730–1761) – руководитель тома и автор раздела «Театр»; Т. XIII (1762–1796) т . XIV (1796–1801) – автор раздела «Театр».