Иванов
Владислав Васильевич

Сектор театра
Заведующий сектором
Иванов Владислав Васильевич

Заведующий Сектором (Отделом) театра с 1995 г. Работает в Институте с 1977 г. Доктор искусствоведения (1999).

Сфера научных интересов – отечественный театр ХХ века, публикаторская работа.

Награды:

  • Премия «Театральный роман», за пятый и шестой выпуск альманаха «Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века» (М.: Индрик, 2014). ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. 2016 г.
  • Диплом победителя конкурса книги 2015 года в номинации «Публикации» за шестой выпуск альманаха «Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века» (М.: Индрик, 2014). Государственный институт искусствознания.

  • Международная премия Станиславского в номинации «Театроведение» за цикл историко-театральных работ в альманахе «Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века» (2010).

  • Благодарность Министра культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу (2010).

  • Диплом победителя конкурса книги 2009 года за публикацию четвертого выпуска альманаха «Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века» (М.: Индрик, 2009). Государственный институт искусствознания.

  • Премия Правительства г. Москвы за монографию «Русские сезоны театра «Габима» (М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999) в номинации «Искусствоведение» (2005).

  • Диплом победителя конкурса на лучшую публикацию 2005 года за статью «Художественные «абсолюты» Алексея Грановского (2005). Государственный институт искусствознания.

  • Диплом победителя конкурса книги 2004 года за публикацию третьего выпуска альманаха «Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века» (М.: Артист. Режиссер. Театр, 2004). Государственный институт искусствознания.

  • Диплом победителя конкурса на лучшую публикацию 2003 года за статью «От реатеатрализации театра к театральной антропологии». Государственный институт искусствознания.

  • Диплом победителя конкурса на лучшую публикацию 2000 года за статью «Европейские гастроли на фоне „вопроса о дальнейшем существовании“ ГОСЕТа». Государственный институт искусствознания.

  • Премия министерства культуры РФ за монографию «Русские сезоны театра „Габима“» (М.: АРТ, 1999) (2000).

  • Вторая премия на Всесоюзном конкурсе студенческих работ за дипломное сочинение «А. Я. Таиров и А. А. Веснин: новое видение» (1972).


Образование:

  • Театроведческий факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского. 1967–1972. Специальность – театроведение. Руководитель курса П.А. Марков;

  • Аспирантура. ГИТИСа им. А. В. Луначарского, кафедра русского и советского театра. 1973–1976. Научный руководитель П.А. Марков;

  • Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Трагический спектакль в советском театре 1920-х годов». Государственный институт искусствознания (1979);

  • Защита диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения «Русские сезоны театра „Габима“». Государственный институт искусствознания (1999);

  • Работа с русскими архивами в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке по программе сотрудничества Государственного института искусствознания и Университета Южной Калифорнии (2001, 30 апреля – 1 июня);

  • Работа с русскими архивами в Париже по приглашению CNRS и посольства Франции в Москве (2004, 2 марта – 1 апреля).

Общественная активность:

  • член редакционного совета журнала «Искусствознание» (с 1997 г. по настоящее время);

  • член редколлегии международного журнала «Ari dello spettacolo / Performing arts» (Рим, Университет «Тор Вергата») (выходит с февраля 2016 г.);

  • заместитель председателя Ученого совета Научной библиотеки СТД РФ (с 1996 г. по настоящее время);

  • председатель секции справочно-библиографической работы Научной библиотеки СТД РФ (с 1996 г. по настоящее время);

  • член Ученого совета ГЦТМ им. А. А. Бахрушина (с 2010 г. по настоящее время);

  • член экспертного совета по искусствоведению РГНФ/РФФИ (с 2013 г. по настоящее время).

В прошлом:

  • Заведующий лабораторией по изучению творческого наследия Е. Б. Вахтангова. Театральный институт им. Б. В. Щукина (2002–2013);

  • Профессор кафедры искусствоведения Гуманитарной академии Натальи Нестеровой (2003–2008).

Основные публикации

Монографии:

Русские сезоны театра «Габима». М.: АРТ, 1999. – 317 с., ил.

ГОСЕТ: политика и искусство. М.: ГИТИС, 2007. – 464 с., ил.

Как редактор-составитель:

Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. Вып.1 / ред-сост. В. В. Иванов. М.: ГИТИС, 1996. — 287 с.

Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 2 / ред.-сост. В. В. Иванов. М.: УРСС, 2000. — 494 с.

Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2004. — 640 с.

Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4 / ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2009. — 888 c.

Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 5. — 876 с.; илл.

Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 6. — 902 с.; илл.

Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В.В. Иванов. Вып. 7. М.: Индрик, 2019. – 824 с.; илл.  

Sergej Michailovič Ejzenštein. Quaderni teatrali e piani di regia (1919–1925) / a cura di Ornella Calverese e Vladislav Ivanov. Rubbettino, 2004. 359 p.

Спектакли двадцатого века: Сб. статей / Ред. колл.:  А.В. Бартошевич (отв. ред.), В.В. Иванов, Т.К. Шах-Азизова. М.: ГИТИС, 2004.

Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства: В 2 т. / Ред.-сост. В.В. Иванов; над изданием работали М.В. Львова, И.Л. Сергеева, М.В. Хализева при участии М.Р. Литвин. М.: Индрик, 2011. Т. 1 – 519 с., ил.; Т. 2 – 686 с., ил.

Евгений Вахтангов в театральной критике / Ред.-сост. В.В. Иванов; над изданием работали М.В. Львова, М.В. Хализева. М.: Театралис, 2016. – 703 с.; ил.

«…Глядеть на вещи без боязни». К столетию Камерного театра. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию Камерного театра. 16–18 декабря 2014 года / Ред-сост. В.В. Иванов. М.: ГИИ, 2016 – 310 с.; ил.

Вахтанговцы после Вахтангова: В 2 т. Т. 1: Документы / Публ., сост. и коммент. В.В. Иванова. М.: Театралис, 2020. – 367 с., ил.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Человек в обществе, мир в человеке. Размышления о театре имени Руставели // Дружба народов. М., 1977. № 6. С. 227–242.

Театральные  мистерии  Яана  Томинга //   Литературное обозрение. 1979. № 11. С. 86–91.

Люди и идеи  в  драмах  Шиллера //  Театр. 1980.  № 2. С. 35–42.

Век жизни, мгновения судеб. [Режиссер Темур Чхеидзе] //  Литературное обозрение. 1980. № 9. С. 88–93.

«Из лирики – в трагедию».  Александр Блок и театр  20-х годов // Литературное обозрение. 1980. № 10. С.86–91.

«Отелло» на перекрестке  эпох // Театральная правда. Тбилиси, 1981. С. 355–362.

«Древо жизни»  Эймунтаса  Някрошюса //  Литературное обозрение. 1986. № 11. С. 89–94.

Горьковский  спектакль:  традиция  и  канон // Классика и современность (Проблемы советской режиссуры 60–70-х гг.) / Под ред. А.М. Смелянского. М.: «Наука», 1987. С. 224–266.

МХАТ  Второй  в  работе  над «Гамлетом».  Гамлет – Михаил Чехов //  Шекспировские чтения.  1985.  М.: «Наука», 1987. С. 216–243.

«Настроение  Индиго».  Тема и импровизации.  (Режиссура Анатолия  Васильева) //  Современная  драматургия. 1987. № 4. С. 248–258. (В соавторстве с Марией Ивановой)

«Отелло» Темура Чхеидзе // Вопросы театра. 1987. № 11. С. 142–155.

 «Дядя Ваня»:  конец и начало [Спектакль Някрошюса] //  Творчество. 1988. № 4. С. 27–29. (В соавторстве с Марией Ивановой)

Заметки  об «Эрике XIV».  Евг. Вахтангов // Театральная жизнь. 1988. №22. С. 20–22.

Заметки  об  «Эрике  XIV».  Михаил  Чехов // Театральная жизнь. 1988. № 23. С. 23–24.

Полночное  солнце. «Федра» Александра Таирова в отечественной культуре // Новый мир. 1989. №3. С. 233–244.

Ионас  Вайткус:  опыт  «серьезного  театра» // Искусство театра.  Вопросы теории и практики.  Свердловск, 1989. С.100–119.

Заметки на полях третьего тома.  (Перечитывая Маркова) // Театральная жизнь. 1991. №14. С. 20–21.

Michael Chekhov and  Russian  Existentialism //  Wandering stars: Russian émigré theatre.1905–1940. Ed. by Laurence Senelick University of Iowa Press, 1992. P.140–157.

Рефлексы  [«Нос» Э. Някрошюса] //   Театр. 1992.   № 4. С. 24–28. (В соавторстве с Марией Ивановой).

Вопросы на полях // Театр. 1992. № 7. С. 9–13.

Michael Chekhov and  Russian  Existentialism //  Wanerng stars: Russian emigre theatre.1905-1940 / Ed. by Laurence Senelick. University of Iowa Press, 1992. P.140–157.

Искусство   быть.   Заметки   о   первом   Международном театральном фестивале имени А.П.Чехова //  Театр. 1993. № 3. С. 2–11. (В соавторстве с Марией Ивановой)

 «Милый лектор», он же «современный маркиз де Сад». Николай Евреинов. Театр и эшафот.  К  вопросу  о происхождении  театра  как  публичного института / Публ., вступит. текст и примеч. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века. М.: ГИТИС, 1996. С.14–44.

Бунт маргинала. Аналитический театр Бориса Фердинандова // «Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века». М.: ГИТИС, 1996. С. 211–241.

Превращения Тимона / Републ., вступит. текст и примеч. В.В.Иванов // Московский наблюдатель. 1998. №2. С. 92–103.

Русский театр импровизации и  «Семперантэ». Рукописный журнал «Semper Ante» / Публ.  и примеч. В.В. Иванова и А.С. Миляха. Вступ. текст А.С. Миляха // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. М.: УРСС, 2000. С. 52–84.

Лекции Рудольфа Штайнера о драматическом искусстве в изложении Михаила Чехова. Письма к В.А. Громову / Публ. С.В. Казачкова и Т.Л. Стрижак. Вступ. текст В.В. Иванова. Коммент. С.В. Казачкова, Т.Л. Стрижак и В.Г. Астаховой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. М.: УРСС, 2000. С. 85–92.

Театральные тетради С.М. Эйзенштейна («Заметки касательно театра» и другие записи) / Публ., вступит. текст, примеч. и текстология  М.К. Ивановой и В.В. Иванова. При участии И.Ю. Зелениной // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. М.: УРСС, 2000. С.190–279.

От ретеатрализации театра к театральной антропологии // Театр ХХ века: закономерности развития / Под ред. А.В. Бартошевича. М.: ГИТИС, 2003. С. 125–144.

Антонен Арто: опыт аннексии // Театр.  2003. №3. С.61–63.

Евгений Вахтангов и Михаил Чехов. Игра на краю или театральный опыт трансцендентального // Русский авангард 1910–1920-х годов и проблема  экспрессионизма / Редколлегия: Ю.Г. Коваленко и др. М.: Наука, 2003.  С. 464–478.

С.Ан-ский. «Меж двух миров («Дибук»). Цензурный вариант /  Публ., вступит. текст и глоссарий В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 3. М.: АРТ, 2004. С. 9–63; 517–518.

С.М. Эйзенштейн. «Интернациональный театр» / Публ., вступит. текст и примеч. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 3. М.: АРТ, 2004. С. 200–208; 537–539.

Сны о России, или Жизнь игрока. Никита Балиев [Воспоминания] / Публ., вступит. текст и примеч. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 3. М.: АРТ, 2004.  С. 214–238; 542–545.

Когда весь мир –  чужбина. Письма Рудольфа Унгерна Юрию Ракитину. 1926–1938 / Публ., вступит. текст и примеч. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 3. М.: АРТ, 2004. С. 278–302; 567–576.

Из двух углов. Переписка Николая Евреинова с Юрием и Юлией Ракитиными. 1928–1938 / Публ., вступит. текст и примеч. В.В. Иванова// Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 3. М.: АРТ, 2004. С. 243–278; 552–567.

«Бегу к стенке, с которой стреляют» Письма Вячеслава Хомицкого Николаю Евреинову. 1942–1943 / Публ., вступит. текст и примеч. В.В. Иванова //  Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 3. М.: АРТ, 2004. С. 330–345; 590–593.

S. An-sky. Between Two Worlds (The Dybbuk):  Censored Variant / Introduction by Vladislav Ivanov // The worlds of S. An-sky. A Russian Jewish Intellectual at the Turn of the Century / Ed. by Gabriella Safran and Steven J. Zipperstein. California, Stanford. Stanford University Press, 2006. P. 374–436.

 «Дон Карлос» в России 1919 года (Театральный комментарий к «Крушению гуманизма» А. Блока) // Гетевские чтения. 2004–2006 / Под ред. Г. В. Якушевой. М.: Наука, 2007. С. 74–94

Ekstatyczny teatr Jewgienija Wachtangowa // Jewgienij Wachtangow – co zostaje po artyscie teatru?  Wroclaw, 2008. S. 247–293.

Русский Протей. Письма Б.С. Глаголина А.С. Суворину (1900–1911) и Вс.Э. Мейерхольду (1909–1928) / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4. М.: Индрик, 2009. С. 10–179.

Неизвестный театральный манифест.   Сахновский В.Г. Театральное скитальчество / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова //  Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4. М.: Индрик, 2009. C. 180–277.

Опыт театрального самоописания. Сахновский В.Г. Театр имени В.Ф. Комиссаржевской. К пятилетию его художественной работы. 1914–1919 / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова //  Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4. М.: Индрик, 2009. С. 278–301.

Горестный эпистолярий. Письма Ф.Ф.Комиссаржевского В.Г. Сахновскому, О.Д. Каменевой, А.В. Луначарскому и др. 1915–1919 / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4. М.: Индрик, 2009. С. 324–351.

В.Г. Сахновский о Вс.Э. Мейерхольде / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4. М.: Индрик, 2009. С. 352–370.

«Мне было завидно, что люди могут смеяться» Письма С.М. Михоэлса и С.Э. Радлова (1929–1934) / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 4. М.: Индрик, 2009. С. 506–532.

Boris Glagolin and the cinema (соавтор Анна Ковалова) // Studies in Russian and Soviet Cinema. Bristol, 2013. Vol.7. № 3. P. 265–293.

В.Г. Сахновский в Художественном театре (1926–1945). Театральный роман в письмах и дневниках. Приложение: Дело № 3458 / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова //  Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 495–681.

Парад искусств и границы театра. Г.Б. Якулов. Лекция. (1926)  / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова //  Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В.В. Иванов. М.: Индрик, 2014. С. 241–271.

«…огненное колесо душевной муки». Сизова М.И. Памяти Соломона Михайловича Михоэлса / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова //  Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В.В. Иванов. Вып. 5. М.: Индрик, 2014. С. 821–832.

Последний сезон Вахтангова // «Золотой сезон» советского театра. 1921/1922 / Сост. Е.В. Соколова. СПб.: «Левша. Санкт-Петербург», РИИИ, 2016. С. 6–19.

Письма Е.Б. Вахтангова Н.Г. Бруггер (1915) / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова // Вопросы театра. Proscaenium. 2017. № 1–2. С. 242–246.

Стилизация Михоэлса? Письмо С.М. Михоэлса / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова // Вопросы театра. Proscaenium. 2017. № 1–2. С. 247–252.

Переписка Б.В. Казанского и Вс. Э. Мейерхольда (1910–1933) / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В.В. Иванов. Вып. 7. М.: Индрик, 2019. С. 47–92.

Биография Михаила Разумного как плутовской роман. А.А. Кашина-Евреинова. Повесть о фантастической жизни актера Михаила Разумного. Письма Михаила Разумного Николаю Евреинову (1926–1949) / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В.В. Иванов. Вып. 7. М.: Индрик, 2019. С. 289–320.

Хроника несостоявшегося возвращения. Ф.Ф. Комиссаржевский – Е.К. Малиновская: письма 1917–1934; Приложение: Письмо Н.Я. Береснева Ф.Ф. Комиссаржевскому (1924) / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В.В. Иванов. Вып. 7. М.: Индрик, 2019. С. 369–418.

В.В. Иванов Из архива баронессы М.Д. Врангель // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В.В. Иванов. Вып. 7. М.: Индрик, 2019. С. 559–560.

«Здесь нудно и противно»: Переписка С.Л. Бертенсона и М.Д. Врангель (1936–1937) / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В.В. Иванов. Вып. 7. М.: Индрик, 2019. С. 561–582.

Как вахтанговцы пробовали «перековаться. Письмо Б.Е. Захава П.И. Новицкому (1934) / Публ., вступит. Статья и коммент. В.В. Иванова // Вопросы театра / Proscaenium. 2019. № 1–2. С. 400–411.

«У Мейерхольда волчьи глаза», или «Органы порядка – остановитесь». Выступление В.Н. Яхонтова в защиту ТиМа (1928) / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова  // Вопросы театра. Proscaenium. 2020. № 1–2. С. 125–148.

«Смута Луначарско-Свидерская»: Письма З.Н. Райх и Вс.Э. Мейерхольда (1928) / Публ., вступит. статья и коммент. В.В. Иванова и М.В. Хализевой // Вопросы театра / Proscaenium. 2020. № 3–4. С. 330–371.

Материалы конференций:

Michael Chekhov and Russian Existentialism // Wandering Stars: Russian emigre Theatre,1905–1940/ Ed. by Laurence Senelick. University of Iowa Press,1992. P. 140–157.

Утопия библейского театра. Станиславский – режиссер «Габимы» // Искусство и религия. Материалы научной конференции, состоявшейся в Государственном институте искусствознания 19–21 мая 1997 года. М.: ГИТИС, 1998. С.74–85.

Эйзенштейн и Мейерхольд // Мейерхольд, режиссура в перспективе века. Материалы симпозиума критиков и историков театра. Париж, 6–12 ноября 2000 г./ Редакторы-составители Beatrice Picon-Vallin, Вадим Щербаков. М.: ОГИ, 2001. С. 307–315.

Ритмометрический театр Бориса Фердинандова// Искусство движения. История и современность. Материалы научно-практической конференции. М.: ГЦТМ, 2002. С. 65–76.

«Самое Главное» в постановке Шарля Дюллена в контексте биографии Николая Евреинова // От текста – к сцене. Российско-французские театральные взаимодействия XIX–XX веков. М.: ОГИ, 2005. С. 69–78.

An-sky, Evgeny Vakhtangov, and The Dybbuk // The worlds of S. An-sky. A Russian Jewish Intellectual at the Turn of the Century / Ed. by Gabriella Safran and Steven J. Zipperstein. California, Stanford. Stanford University Press, 2006. P. 252–265, 480–481.

Первые московские спектакли ГОСЕТа и театральная критика. Марков П. «Бог мести»: (Еврейский камерный театр)/ Публ. В. В. Иванова // Национальный театр в контексте многонациональной культуры. Четвертые Михоэлсовский чтения. М.: Фаир-Пресс, 2006. С. 14–32.

Переписка Юрий Ракитина и Николая Евреинова как биографический источник // Юрий Львович Ракитин. Жизнь, творчество, воспоминания: Сборник докладов международной встречи. Белград – Нови Сад, 17–20 апреля 2003 г. Нови Сад – Београд, 2007. С. 113–122.

Некоторые проблемы функционирования русского театра в диаспоре // Художественная культура русского зарубежья. 1917–1939. М.: Индрик, 2008. С. 284–290.

Ekstatyczny teatr Jewgienija Wachtangowa // Jewgienij Wachtangow – co zostaje po artyscie teatru? Wroclaw, 2008. S. 247–293.

Evgenueni Vakhtangov et Mikhaїl Tchekhov. Le jeu aux limites ou l’épreuve de la transcendendance au théâtre // Mikhaїl Tchekhov / Michael Chekhov. De Moscow à Hollywood. Du theater au cinéma / Sous la direction de Marie-Christine Autant-Mathieu. L’Entetemps édition 2009. P. 101–115.

К вопросу об историко-теоретических рамках понятия «творческое наследие». К выходу в свет издания «Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства» // История театра в архивных и книжных собраниях: материалы девятых научных чтений «Театральная книга между прошлым и будущим», Москва, 24–25 ноября 2010 г. / Сост. А. А. Колганова. Москва: Три квадрата, 2011. С. 142–149.

О пользе документа в театроведении // Документирование театрального наследия: к 90-летию Российской государственной библиотеки искусств: Международная научная конференция: доклады, сообщения, публикации / сост. А. А. Колганова. М.: Новое издательство, 2013. С. 16–25.

От Февраля к Октябрю: исходя из безграничной свободы…// Театр и революция. Революция в театре. Коллективная монография по материалам Международной научной конференции «Бахрушинские чтения-2017 «Театр революции: К 100-летию революции». ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. 28–29 октября 2017.  М.: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, 2019. С. 7–18.