Гудкова
Виолетта Владимировна

Сектор театра
Гудкова Виолетта Владимировна

Ведущий научный сотрудник Сектора (Отдела) театра.

С 1995 года – старший научный сотрудник Отдела изучения наследия Вс. Мейерхольда. С 2000 г. – старший научный сотрудник Сектора (Отдела) театра, с 2007 года – ведущий научный сотрудник. 

Сфера научных интересов: история и теория драматургии и режиссуры, история театра, литературоведение.

Награды:

  • 2019 – Лауреат премии «Театральный роман» за монографию: «Театральная секция ГАХН: история идей и людей» (М.: НЛО, 2019).

  • Награждалась дипломами Института — в связи с выходом книг.

Образование:

  • Факультет журналистики МГУ (специальность: театральная критика). 1966–1971.

  • Аспирантура ГИИ (1978–1980).

  • В 1981 г. защитила кандидатскую диссертацию «Драматургия Михаила Булгакова и советская сцена 1950–1970-х гг.»

  • В 2007 г. защитила докторскую диссертацию «Рождение советского сюжета: типология отечественной драмы 1920-х – начала 1930-х гг.».

Конференции, конгрессы, семинары:

  • Принимала участие в Международных булгаковских чтениях и конференциях (с 1982 по 2003 гг. – Киев, Москва, Санкт-Петербург, Будапешт, Париж, Рим, Ноттинген, Краков), Международной конференции “Мейерхольд в меняющемся мире” (Париж, 2000), Всеканадском конгрессе социальных и гуманитарных наук (Квебек 2001, Торонто 2006, Монреаль 2010), серии русско-французских исследовательских программ (Москва, СПб., Париж); ряде русско-германских проектов (статьи для курса изучения советской литературы 1920-х годов, изучение деятельности ГАХН), международных конференций в Бохуме (Германия), Риме (2017), Болонье (2019) и др.

  • Вела семинары в Сорбонне и Институте восточных рукописей (Париж), читала лекции в парижской Эколь Нормаль, университетах: ла Сапиенца (Рим), университетах гг. Милана, Витербо, Турина (Италия), Ватерлоо и Торонто (Канада), гуманитарных вузах Москвы (во ВГИКе, РАТИ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Литературном институте, РГГУ, Высшей школе экономики, а также других городов России (Санкт-Петербурге, Киеве, Перми, Томске, Якутске и др.). 

Основные публикации

Книги:

Время и театр Михаила Булгакова. М., 1988.

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Собачье сердце / Сост., вступит. статья В.В. Гудкова. М: Панорама,1995.

Олеша Ю. Книга прощания / Сост., текстологич. подготовка, вступит. статья, коммент. В.В. Гудковой. М.: Вагриус, 1999. 2 изд. – М.: ПРОЗАиК. 2015. Франц. пер.: Франц. пер.: «Le Livre des adieux». Anatolia. Editions du Rocher. 2006. 480 с.;

Олеша Ю. Сочинения: В 2 т. Т. 1. Книга прощания; Т. 2. Зависть / Сост., вступит. статья, коммент. В.В. Гудковой М.: Вагриус, 1999.

Ю. Олеша и Вс. Мейерхольд в работе над спектаклем «Список благодеяний». М.: НЛО, 2002.

 «Когда я вскоре буду умирать…» Переписка М.А. Булгакова с П.С. Поповым. 1926–1940 / Вступит. статья текстологич. подготовка, коммент. В.В. Гудковой. М.: Эксмо, 2003.

Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920-х – начала 1930-х годов. М.: НЛО, 2008.

Забытые пьесы 1920-х начала 1930-х годов. / Сост., вступит. статья и коммент В.В. Гудковой. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

Театральная секция ГАХН: история идей и людей. М.: НЛО, 2019.

Статьи и публикации:

О чем рассказывают «восемь снов» «Бега» // Вопросы театра. 1987. № 11. С. 230–249.

Судьба пьесы «Бег» // Проблемы театрального наследия М.А.Булгакова. Л., 1987. С. 39–60.

 «Зойкина квартира» М.А. Булгакова // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М.: СТД РСФСР. 1988. С. 96–124.

«Не все ли равно, где быть немым...» Парижская переписка М.А. Булгакова с братом, Н.А. Булгаковым / Вступит. статья, текстологич. подготовка текста, коммент. В.В. Гудковой // Дружба народов. 1989. № 2. С. 199–223.

Повести Михаила Булгакова. Вступит. статья, научная подготовка текста, коммент. В.В. Гудковой // Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. М.: Худ. лит., 1989–1990. Т. 2.

Письма Михаила Булгакова / Преамбула, текстологич. подготовка, коммент. В.В. Гудковой// Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. М.: Худ. лит., 1989–1990. Т. 5.

Quality of life in Russia via images of a House (1920–1990s) // Advancing Quality of Life in a Turbulent World (CD) Philadelphia Conf.. November 10–14, 2004.

Дети и старики: Антропологическая развертка нового времени // Театр. 2006. № 4. С. 130–138.

Структура и особенности отечественной пьес 1920-х гг. драматургическая поэтика «советского сюжета» // Toronto Slavic Quaterly. 2006. May.

Старинные шуты в социалистическом сюжете: образ «другого народа» // Новое литературное обозрение, 2007. № 85 (3). С. 151–178.

Тема смерти в советских сюжетах 1920-х гг. Отношения мира живых и мира мертвых // Современная драматургия. 2007. № 2. С. 213–220.

Анатомический театр Алексея Балабанова (Экранизация ранней прозы Михаила Булгакова) // Искусство кино. 2009. № 4. С. 14–21.

«Семантика театрального представления: театральная теория в ГАХН» // «Искусство как язык – языки искусства. Русская эстетика и теория искусства 1920-х годов в контексте европейских дискуссий». Рурский университет Бохума. 2010. С. 54– 62.

Die Semantik der Theaterauffuhrung zur Theatertheorie an der GAChN // Kunst als Sprache – Sprachen der Kunst. Russisce Asthetik und Kunsttheorie der 1920-er Jahre in der Europaischen Diskussion. Bochum. 2010.

Театроведение 1920-х годов: поиск метода // История театра в архивных и книжных собраниях. Девятые научные чтения: Театральная книга между прошлым и будущим. Доклады, сообщения. М.: Три квадрата. 2011. С. 123–133.

Тема антисемитизма в творчестве Т.А. Майской // Национальный театр в контексте многонациональной культуры. Седьмые Михоэлсовские чтения. М.: Три квадрата. 2012. С. 138–149.

Les salons litteraires et theatraux a Moscou dans les annees vingt // Creer, ensemble. Paris. Edicions L’ Entrэtemps. 2013. P. 225–239 [Сб. статей по материалам Международной научной конференции «Художественные сообщества в XX веке». Организаторы: Институт мировой литературы РАН, Лаборатория зрелищных искусств Национального центра научных исследований Франции (ARIAS). Москва. ИМЛИ, 2010, 6 октября].

Непутешествие как литературный факт. Образы Франции в произведениях советских писателей 1920–1930-х гг. // XVIII-е Лотмановские чтения. Россия и Франция XVIII–XX вв. М.: ИВГИ. 2013. С. 308–332 [Сб. докладов по материалам XVIII-х Лотмановских чтений: «Россия и Франция: компаративные исследования» (Москва, Институт Высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского (РГГУ) совместно с Университетом Париж - IV Сорбонна].

Лирический спектакль формалиста Мейерхольда: как сделан «Список благодеяний» // Методология и практика русского формализма. Бриковский сборник. Вып. 2. Материалы международной научной конференции. Моск. Гос.Ун-тет печати им. Ивана Федорова. М.: Азбуковник. 2014. С. 364–370.

Смена караула или Новый театральный зритель 1920-начала 1930-х гг. // Новое литературное обозрение. 2014. № 123. С. 104–130.

Die Semantik der Theaterauffuhrung: Die Theatertheorie an der GAChN // Kunst als Sprache – Sprachen der Kunst: Russische Asthhetik und Kunsttheorie der 1920er Jahre in der europaischen Diskussion. Hamburg Felix Meiner Verlag. 2014. S. 309–321.

Судьба одного спектакля // Современная драматургия. 2015. № 3. С. 235–255.

Кому мешали ученые или как разгоняли Теасекцию ГАХН // Новое литературное обозрение. 2015. № 134. С. 170–201.

Как рождался спектакль «Оптимистическая трагедия» // «…Глядеть на вещи без боязни». К столетию Камерного театра. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию Камерного театра. 16–18 декабря 2014 года / Ред-сост. В.В. Иванов. М.: ГИИ, 2016. С. 103–119.

Населяя историю людьми: биографический метод как инструмент гуманитарной науки. Http://www. avtobiografija.com – Scholarly Insights into the Biography of the Writer. 2016. № 5. P. 17–37. (Международный электронный научный журнал. Глазго – Падуя).

«Идут совсем другие…» // Современная драматургия. 2016. № 2. С.198–202.

Театральная секция ГАХН в документах. Лица и судьбы // Документы по истории театра в книжных и архивных собраниях. Двенадцатые Международные научные чтения. Театральная книга между прошлым и будущим. М.: РГБИ. 2017. С. 9–27.

Евгений Шварц. Советские тридцатые: аналитические возможности волшебной сказки // Russica Romana. Rivista internazionale di Studi Russistici. Volume XX1V. 2017. Pisa – Roma. S. 187–202.

Театр как искусство в философской и театроведческой рефлексии ГАХН // Искусство как язык – языки искусства. Государственная Академия Художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов: В 2 т. Т.1 / Под ред. Н.С. Плотникова и Н.П. Подземской. М.: НЛО, 2017. С. 264– 288.

Инерция страха и попытки прорыва. Драматургия на втором съезде советских писателей // Новое литературное обозрение. 2017. № 145. С. 86–105.

Дискуссия о терминах в Теасекции ГАХН: к созданию аналитического языка театроведения // Междисциплинарный журнал «Шаги / Steps». М.: Школа актуальных гуманитарных наук (ШАГИ ИОН РАНХиГС). 2017. № 3. С. 24–44.

Театр / Публ., вступ., текстологическая подготовка и коммент. В.В. Гудковой // Искусство как язык – языки искусства. Государственная Академия Художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов: В 2. т. Т.2 / Под ред. Н.С. Плотникова и Н.П. Подземской. М.: НЛО, 2017. С. 585–614.

Драматургический вопрос. Инерция страха и попытки прорыва // Второй всесоюзный съезд советских писателей. Идеология исторического перехода и трансформация советской литературы. С-Пб.: Алетейя. 2018. С. 145–168.

Аметистовая жила Юрия Олеши // Олеша Юрий. Книга прощания. М.: Время. 2018. С. 3–19.

Михаил Булгаков: записки простодушного // Михаил Булгаков. Театральный роман. М.: Время. 2018. С. 3–21.

История идей и людей: как изучали театр в Теасекции ГАХН // Дружба народов. 2019. № 8. С. 212–230.

Metafizika puteshestviya: obrasy Italii i Rima v dnevnikach i socinenijaсh sovetskich literatorov // Roma e il mondo. Рим и мир. Scritti in onore di Rita Giuliani / A cura di Silvia Toscano, Yulija Nikolaeva, Paola Buoncristiano. Roma. Lithos edizioni. 2019. P. 557–574.

Проза М.А. Булгакова в прочтении Юрия Любимова и критическая рецепция спектаклей // «Юрий Любимов. Театр жизни». Международная научная конференция к 100-летию Ю.П. Любимова. М.: РГБИ. 2019. С. 103–115.

Михаил Булгаков как социальный диагност // Художественная культура. 2019. № 4. С. 460–479.

Советский драматургический канон // Вопросы театра / Proscaenium. 2019. № 3–4. С. 436–451.

Апология субъективности. О лирическом герое произведений М.А. Булгакова // Pro et contra. Булгаков М.А. / Отв. ред. О.В. Богданова. СПб.: РГХА, 2019. Т. 1. С. 163–174.

Критические дискуссии по поводу творчества М.А. Булгакова // Pro et contra. Булгаков М.А / Отв. ред. О.В. Богданова. СПб.: РГХА, 2019. Т.1. С. 41–64.

«Зойкина квартира» М.А. Булгакова // Pro et contra. Булгаков М.А. СПб.: РГХА, 2019. Т.1. С. 573 – 598.

Тривиализация уникального: исторические события в массовом сознании (на материале рецепции творчества М.А. Булгакова) / Коллективная монография. Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый. 2020. С. 144–157.

Русско-немецкие театроведческие связи: театральная теория на современной сцене // Сб. статей по материалам Одиннадцатых международных Михоэлсовских чтений на тему «Национальный театр в контексте многонациональной культуры». М., 2020. С. 190–203.

Нечистая сила при свете разума // Вопросы театра / Proscaenium. 2020. № 3–4. С. 214–225.