Доктор искусствоведения, с 1996 г. Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания (в отделе музыки, с февраля 2003 г. — в отделе современных проблем музыкального искусства)
Также:
- С 1996 г. преподаватель кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени
П. И. Чайковского (полифония, гармония, сольфеджио), с 2006 г. — доцент - В 2002–2003 учебном году прочитала спецкурс «Русская духовная музыка
XIX-ХХ веков: обработки древних роспевов» для учащихся высших курсов Московскойрегентско-певческой семинарии - С 1998 г. сотрудничает с редакцией издания «Православная энциклопедия», выходящего по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В томах
I-ХI опубликованы статьи, посвященные композиторам XIX — начала XX вв., авторам духовной музыки:Е. С. Азеев ,А. В. Александров ,Д. В. Аллеманов ,А. А. Алябьев ,А. И. Алякрицкий ,А. И. Альбанов ,А. А. Андреев -Оксар,И. Н. Анисимов ,М. В. Анцев ,А. С. Аренский ,Ю. К. Арнольд ,А. А. Архангельский ,А. М. Архангельский ,А. М. Астафьев ,Н. Я. Афанасьев , Н. Бавыкин,Н. И. Бахметев ,С. А. Богословский ,А. Е. Варламов ,К. К. Варгин (в соавторстве сА. А. Наумовым ),А. Н. Верстовский , иеромонах Виктор (Высоцкий),И. В. Виноградов ,Ф. В. Владимирский ,П. М. Воротников ,М. И. Глинка (в соавторстве сИ. Е. Лозовой ),Н. Д. Дмитриев , В. Евдокимов,А. П. Есаулов ,А. А. Ильинский ,А. Н. Иванов ,М. М. Иванов ,М. М. Ипполитов -Иванов, а также статьи «Валаамский распев», «Всенощное бдение», «Гармонизация» и др. - В
1996—1998 гг. — музыкальный редактор Музыкального радио «Орфей»; В июле—августе 2005 г. подготовила на радио «Орфей» цикл передач «По страницам русской духовной музыки XIX — начала ХХ века» (П. И. Чайковский ,Н. А. Римский -Корсаков,С. И. Танеев ,А. А. Архангельский ,А. Д. Кастальский , Вик. С. Калинников,С. В. Рахманинов ) - С марта 1998 г. по декабрь 2007 г. в журнале «
Культурно-просветительная работа» («Встреча») вела рубрику «Невидимая и сладкогласная», посвященную русской духовной музыке. За это время написано более 100 статей, посвященных композиторамXIX–XX веков, в том числе и нашим современникам, различным монастырским традициям русского церковного пения, песнопениям церковных праздников (перечень статей обычно помещался в12-м номере журнала) - Создано более 20 аннотаций на
компакт-диски различных православных издательств
Награды:
- Премия Союза композиторов Москвы за цикл передач «Путешествия по святым местам русским» (радио «Орфей»)
- Премия Министерства культуры РФ (1999) за нотное издание: «
С. И. Танеев Духовная музыка» (М., 1999) (составление, вступительная статья, комментарии). В нем впервые были опубликованы все ранее неизданные духовные песнопенияС. И. Танеева (в основном обработки древних церковных роспевов)
Образование:
- Теоретическое отделение
историко-композиторского факультета Московской государственной консерватории им.П. И. Чайковского (1992, специализация: «Музыковедение») - Аспирантура Московской государственной консерватории им.
П. И. Чайковского (очное отделение), 1992–1996 - Защита диссертации на соискание степени канд. искусствоведения «Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX — начала XX веков», 1996
- Защита диссертации на соискание степени доктора искусствоведения «Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория», 2013
Основные публикации
Монографии:
Плотникова,
Плотникова,
Плотникова,
Статьи в научных журналах:
Плотникова,
Плотникова,
Плотникова,
Плотникова, Н.Ю. О канонической технике В. Титова /
Плотникова,
Плотникова, Н.Ю. «Царственный мастер» Василий Титов /
Плотникова,
Плотникова,
Плотникова,
Н. Калашников. Концерт «Восприемлему Тебе, Христе» [ноты]. Расшифровка Н. Плотниковой /
Плотникова,
Плотникова,
Плотникова,
Плотникова, Н.Ю. «Пойте ребята хорошенько» (из истории Новгородского архиерейского хора XVIII — начала XIX века) /
Плотникова,
Материалы конференций:
Забытое имя: композитор конца XIX — первой трети XX века
Певческий сборник Ростовского
Опыты и замыслы
Древнее церковное пение в переложениях прот. Петра Турчанинова // Ежегодная Богословская конференция Православного
К вопросу о партесных гармонизациях знаменного роспева (на примере стихиры службы Благовещению «Совет превечный») // Ежегодная Богословская конференция Православного
Партесные рукописи в собрании Оружейной палаты в РГАДА // Ежегодная Богословская конференция Православного
Певческие традиции Валаамского монастыря // Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. Материалы Второй международной научной конференции 29 сентября — 1 октября 2003 года.
Неизменяемые песнопения Всенощного бдения в памятниках партесного многоголосия конца
Полифонические формы в русской духовной музыке нового направления конца XIX — начала XX века // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. Сб. статей по материалам науч. конф. 24 фев. 2005 года. Ред.-сост.
«Пение яко цветы духовныя принесем». Обзор певческих рукописей ГАТО // Музыка Тверского края. По материалам
К проблеме региональных традиций в партесном стиле (на материале ярославских рукописей из Синодального певческого собрания ГИМ) // Актуальные проблемы изучения
Певческая книга «Трезвоны» (по материалам партесных рукописей ГИМ и РГАДА) // История освещает путь современности. К
«Реквириальная» Служба Божия Василия Титова: открытия и загадки // Unity and Variety in Orthodox Music: Theory and Practice. Proceedings of the Fourth International Conference on Orthodox Church Music. University of Eastern Finland. Joensuu, Finland. 6–12 June 2011. The International Society for Orthodox Church Music. — 2013. — P. 393–406. — 0,6 п. л. То же, на англ. яз: The «Requiem» Divine Liturgy by Vasily Titov: Findings and Enigmas // Там же. — P. 407–420.
Сотрудничала с Издательским Советом Русской Православной церкви, для которого написаны статьи к изданиям:
«Праздники нотного пения» (2002);
«Пение при всенощном бдении древних роспевов» (2003), и др.,
а также с Издательством Православного Центра «Живоносный источник» (статья «Певческий обиход Соловецкого монастыря» // Обиход церковных песнопений: древняго роспева: Соловецкаго монастыря: в
Коллективные труды:
Музыкальная медиевистика // История русской музыки: В
Музыка Петровской эпохи (рукопись)// История русского искусства, том X. История русского искусства».