Плотникова
Наталья Юрьевна

Сектор теории музыки

n_y_plotnikova@mail.ru

Доктор искусствоведения, с 1996 г. Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания (в отделе музыки, с февраля 2003 г. — в отделе современных проблем музыкального искусства)

Также:

  • С 1996 г. преподаватель кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (полифония, гармония, сольфеджио), с 2006 г. — доцент
  • В 2002–2003 учебном году прочитала спецкурс «Русская духовная музыка XIX-ХХ веков: обработки древних роспевов» для учащихся высших курсов Московской регентско-певческой семинарии
  • С 1998 г. сотрудничает с редакцией издания «Православная энциклопедия», выходящего по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В томах I-ХI опубликованы статьи, посвященные композиторам XIX — начала XX вв., авторам духовной музыки: Е. С. Азеев, А. В. Александров, Д. В. Аллеманов, А. А. Алябьев, А. И. Алякрицкий, А. И. Альбанов, А. А. Андреев-Оксар, И. Н. Анисимов, М. В. Анцев, А. С. Аренский, Ю. К. Арнольд, А. А. Архангельский, А. М. Архангельский, А. М. Астафьев, Н. Я. Афанасьев, Н. Бавыкин, Н. И. Бахметев, С. А. Богословский, А. Е. Варламов, К. К. Варгин (в соавторстве с А. А. Наумовым), А. Н. Верстовский, иеромонах Виктор (Высоцкий), И. В. Виноградов, Ф. В. Владимирский, П. М. Воротников, М. И. Глинка (в соавторстве с И. Е. Лозовой), Н. Д. Дмитриев, В. Евдокимов, А. П. Есаулов, А. А. Ильинский, А. Н. Иванов, М. М. Иванов, М. М. Ипполитов-Иванов, а также статьи «Валаамский распев», «Всенощное бдение», «Гармонизация» и др.
  • В 1996—1998 гг. — музыкальный редактор Музыкального радио «Орфей»; В июле—августе 2005 г. подготовила на радио «Орфей» цикл передач «По страницам русской духовной музыки XIX — начала ХХ века» (П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, А. А. Архангельский, А. Д. Кастальский, Вик. С. Калинников, С. В. Рахманинов)
  • С марта 1998 г. по декабрь 2007 г. в журнале «Культурно-просветительная работа» («Встреча») вела рубрику «Невидимая и сладкогласная», посвященную русской духовной музыке. За это время написано более 100 статей, посвященных композиторам XIX–XX веков, в том числе и нашим современникам, различным монастырским традициям русского церковного пения, песнопениям церковных праздников (перечень статей обычно помещался в 12-м номере журнала)
  • Создано более 20 аннотаций на компакт-диски различных православных издательств

Награды:

  • Премия Союза композиторов Москвы за цикл передач «Путешествия по святым местам русским» (радио «Орфей»)
  • Премия Министерства культуры РФ (1999) за нотное издание: «С. И. Танеев Духовная музыка» (М., 1999) (составление, вступительная статья, комментарии). В нем впервые были опубликованы все ранее неизданные духовные песнопения С. И. Танеева (в основном обработки древних церковных роспевов)

Образование:

  • Теоретическое отделение историко-композиторского факультета Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (1992, специализация: «Музыковедение»)
  • Аспирантура Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (очное отделение), 1992–1996
  • Защита диссертации на соискание степени канд. искусствоведения «Многоголосные формы обработки древних роспевов в русской духовной музыке XIX — начала XX веков», 1996
  • Защита диссертации на соискание степени доктора искусствоведения «Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: источниковедение, история, теория», 2013

Основные публикации

Монографии:

Плотникова, Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого роспевов (на материале стихиры «Совет превечный» из Службы Благовещения Пресвятой Богородице) : Исследование и публикация / Н. Ю. Плотникова. — М. : Композитор, 2004. — 200 с. — 12,5 п. л.

Плотникова, Н. Ю. Русская духовная музыка конца XIX — начала XX века: страницы истории. М., 2008.

Плотникова, Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — первой половины XVIII века. Службы Божии Василия Титова: Исследование и публикация / Н. Ю. Плотникова. — М. : изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2012. — 262 с. — 33 п. л.

Статьи в научных журналах:

Плотникова, Н. Ю. Певческая культура Новгородского архиерейского хора в XVIII веке / Н. Ю. Плотникова // Музыковедение. — 2010. — № 10. — С. 26–31. — 0,6 п. л.

Плотникова, Н. Ю. Коронация Екатерины I: к вопросу о музыкальном «оформлении» государственных торжеств в Петровскую эпоху / Н. Ю. Плотникова //Музыковедение. — 2011. — № 9. — С. 16–23. — 0,8 п. л.

Плотникова, Н. Ю. Новые страницы творчества Василия Титова: «Реквириальная» Служба Божия / Н. Ю. Плотникова // Обсерватория культуры. — 2011. — № 5. — С. 66–70. — 0,6 п. л.

Плотникова, Н.Ю. О канонической технике В. Титова / Н. Ю. Плотникова // Музыковедение. — 2011. — № 11. — С. 19–27. — 1 п. л.

Плотникова, Н. Ю. Службы Божии Василия Титова: итоги архивных исследований / Н. Ю. Плотникова // Музыкальная академия. — 2011. — № 2. — С. 28–31. — 0,5 п. л.

Плотникова, Н.Ю. «Царственный мастер» Василий Титов / Н. Ю. Плотникова // Музыка и время. — 2011. — № 5. — С. 32–56. — 3 п. л.

Плотникова, Н. Ю. Ярославль — крупнейший певческий центр России XVIII века / Н. Ю. Плотникова // Ярославский педагогический вестник. Т. I. Гуманитарные науки. — 2011. — № 4. — С. 235–240. — 0,6 п. л.

Плотникова, Н. Ю. Государевы певчие дьяки Петровской эпохи и их рукописное наследие / Приложение. Краткое описание рукописей из фонда Оружейной Палаты в РГАДА (Ф. 396. Оп. 2. Ч. 7) / Н. Ю. Плотникова // Музыкальная академия. — 2012. — № 2. — С. 28–37. — 1,3 п. л.

Плотникова, Н. Ю. Из истории партесного стиля: композитор Николай Калашников / Н. Ю. Плотникова // Музыка и время. — 2012. — № 11. — С. 23–27. — 0,7 п. л.

Н. Калашников. Концерт «Восприемлему Тебе, Христе» [ноты]. Расшифровка Н. Плотниковой / Н. Ю. Плотникова // Музыка и время. — 2012. — № 11. — С. 28–50. — 2,9 п. л.

Плотникова, Н. Ю. Традиции многороспевности в партесном стиле / Н. Ю. Плотникова // Музыковедение. — 2012. — № 8. — С. 23–35. — 1,2 п. л.

Плотникова, Н. Ю. Нотация партесного многоголосия / Н. Ю. Плотникова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». — 2013. — Вып. 1 (10). — С. 83–109. — 1,5 п. л.

Плотникова, Н. Ю. Певческая культура Великого Новгорода (по материалам партесных рукописей XVIII века) / Н. Ю. Плотникова // Новгородский исторический сборник. Вып. 13 (23). — Великий Новгород, 2013. — С. 345–357. — 0,8 п. л.

Плотникова, Н.Ю. «Пойте ребята хорошенько» (из истории Новгородского архиерейского хора XVIII — начала XIX века) / Н. Ю. Плотникова // Новгородский исторический сборник. Вып. 13 (23). — Великий Новгород, 2013. — С. 358–374. — 1 п. л.

Плотникова, Н. Ю. Творчество Николая Дилецкого: новые открытия / Н. Ю. Плотникова // Музыкальная академия. — 2013. — № 2. — С. 77–82. — 0,7 п. л.

Материалы конференций:

Забытое имя: композитор конца XIX — первой трети XX века С. В. Панченко // Периферия в культуре. Материалы международной научной конференции. Новосибирск, 1994.

Певческий сборник Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // История и культура Ростовской земли. Ростов, 1994.

Опыты и замыслы М. И. Глинки в русской духовной музыке // Дни славянской письменности и культуры. Материалы Всероссийской научной конференции. Владивосток, 1998.

Древнее церковное пение в переложениях прот. Петра Турчанинова // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы. М., 1998

К вопросу о партесных гармонизациях знаменного роспева (на примере стихиры службы Благовещению «Совет превечный») // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та. Материалы. — М., 1999. — C. 231–234. — 0,5 п. л.

Партесные рукописи в собрании Оружейной палаты в РГАДА // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского ин-та. Материалы. — М., 2003. — С. 485–493. — 0,6 п. л.

Певческие традиции Валаамского монастыря // Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура. Материалы Второй международной научной конференции 29 сентября — 1 октября 2003 года. Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, СПб., «Сатис», 2004. С. 317–331.

Неизменяемые песнопения Всенощного бдения в памятниках партесного многоголосия конца XVII—XVIII вв. // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного ун-та. Материалы. — Т. 2. — М., 2005. — С. 426–431. — 0,4 п. л.

Полифонические формы в русской духовной музыке нового направления конца XIX — начала XX века // От Гвидо до Кейджа: Полифонические чтения. Сб. статей по материалам науч. конф. 24 фев. 2005 года. Ред.-сост. Н. И. Тарасевич; сост. Т. Ф. Генова. М.: ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова, 2006. С. 171–185.

«Пение яко цветы духовныя принесем». Обзор певческих рукописей ГАТО // Музыка Тверского края. По материалам музыкально-краеведческих чтений 2007–2008 / Страницы музыкальной истории Верхневолжья. — Вып. 2. Науч. ред. Н. К. Дроздецкая. — М., 2009. — С. 8–24. — 0,6 п л.

К проблеме региональных традиций в партесном стиле (на материале ярославских рукописей из Синодального певческого собрания ГИМ) // Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского) (Гимнология. Вып. 6). — М. : Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2011. — С. 480–491. — 0,4 п. л.

Певческая книга «Трезвоны» (по материалам партесных рукописей ГИМ и РГАДА) // История освещает путь современности. К 100-летию со дня рождения В. В. Протопопова: материалы международной научной конференции / ред.-сост. Т. Н. Дубравская, Н. И. Тарасевич. — М. : Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2011. — С. 208–220. — 0,8 п. л.

«Реквириальная» Служба Божия Василия Титова: открытия и загадки // Unity and Variety in Orthodox Music: Theory and Practice. Proceedings of the Fourth International Conference on Orthodox Church Music. University of Eastern Finland. Joensuu, Finland. 6–12 June 2011. The International Society for Orthodox Church Music. — 2013. — P. 393–406. — 0,6 п. л. То же, на англ. яз: The «Requiem» Divine Liturgy by Vasily Titov: Findings and Enigmas // Там же. — P. 407–420.

Сотрудничала с Издательским Советом Русской Православной церкви, для которого написаны статьи к изданиям:

«Праздники нотного пения» (2002);

«Пение при всенощном бдении древних роспевов» (2003), и др.,

а также с Издательством Православного Центра «Живоносный источник» (статья «Певческий обиход Соловецкого монастыря» // Обиход церковных песнопений: древняго роспева: Соловецкаго монастыря: в 3-х частях. — М.: 2004. С. 3–10).

Коллективные труды:

Музыкальная медиевистика // История русской музыки: В 10-ти т. Т. 10 Б. 1890–1917-е годы. М.: Музыка, 2004. С. 523–555.

Музыка Петровской эпохи (рукопись)// История русского искусства, том X. История русского искусства».