Кандидат искусствоведения, с 1997 г. Старший научный сотрудник. Работает в институте с 1991 года в Отделе музыки, позже — в Отделе современных проблем музыкального искусства (с 2013 г. переименован в Сектор теории музыки).
Сфера научных интересов — религиозные музыкальные традиции мусульманских народов (теория и история), религиозный ритуал в контексте художественной культуры исламского Востока, музыкальный фольклор, профессиональное творчество и художественная культура мусульманских народов России.
Ученый секретарь Сектора теории музыки Государственного института искусствознания.
Ученый секретарь Музыкальной секции Ученого совета Государственного института искусствознания.
Также:
- Декан заочного и вечернего отделения Московского исламского университета (с 2013 г. переименован в Московский исламский институт), с 2005 г.
- Чтение лекционного курса «Художественная культура исламского мира» в Московском исламском университете (институте), с 2004 г.
- Участие в подготовке
учебно-методических комплексов по образовательному направлению «Теология», осуществлявшейся Московским исламским университетом совместно сСанкт-Петербургским государственным университетом в рамках программы «Развитие исламского образования в России» Министерства образования и науки РФ (под кураторством Управления внутренней политики Президента РФ),2008—2011 гг.
Награды:
- Медаль Совета муфтиев России «За духовное единение», 2009 г.
- Медаль
Юго-Восточного округа г. Москвы «За доблестный труд», 2011 г.
В прошлом:
- Преподаватель теоретических дисциплин в Салаватском музыкальном училище (Башкортостан), с 1984 г.
- Преподаватель кафедры истории музыки, кафедры композиции и полифонии Уфимского государственного института искусств (Башкортостан), с 1987 г.
Образование:
- Факультет музыковедения Уфимского государственного института искусств, (специальность: музыковедение), 1984 г., диплом с отличием
- Аспирантура Государственного института искусствознания,
1989—1991 гг. , научный руководитель —М. Е. Тараканов - Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Развитие культуры башкирского народа и его устные музыкальные традиции», 1997 г.
Основные публикации
Монографии:
Культура башкир. Устная музыкальная традиция («чтение» Корана, фольклор). М., 2000.
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:
Уфимская неделя // «Советская музыка». М., 1990, № 8.
Музыка и культовые формы ислама // «Советская музыка». М., 1991, № 11.
Интервью с М.Гагнидзе: Возможность слышать себя // Музыкальная академия. М., 1994, № 1. С. 30–35.
Музыкальные традиции в устной культуре башкир. Опыт обобщения // Музыка. Исследовательский сборник. Ред.
Bashkortostan; the Model of Culture in its Historical Development //Fifth Conference of the International Society for the Study of European Ideas. Memory, History and Critique: European Identity at the Millenium.
Джадидизм — религиозное течение обновления в среде мусульман
Традиция культового речитирования как доминанта музыкальной культуры мусульман //
Кораническое Слово и
Islamic Symbols in the Artistic Culture of the Bashkirs // Islamic Art and Architecture in the European Periphery Crimea, Caucasus, and the
Чтение Корана и проблемы артикулирования // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 37, 2009. С.173–181.
О феномене мелодизированного чтения Корана (к проблеме музыкальной риторики сакрального текста) // Проблемы музыкальной науки. М., 2010, № 1 (6). С. 17–20.
Интердисциплинарные методы в изучении Корана // Этот многообразный мир музыки… Сборник статей к
Профессиональное и непрофессиональное в устных музыкальных традициях исламского Востока // Вестник Московского исламского университета. Вып. 2. М., 2010. С. 39–50.
Чтение Корана и проблема артикуляции // Голос в культуре. Личность. Жест. Звукотворчество. Вып. 2.
Речевое и музыкальное в чтении Корана // Речь и музыка в традиционных музыкальных культурах. Сб. статей. М., 2011. С. 151–176.
К явлению фоносферы и
Материалы конференций:
Традиция «чтения» Корана как стилевой фактор в музыкальной культуре мусульман
Роль джадидизма в процессах межкультурного взаимодействия в исламе // Форум российской интеллигенции «Религия, образование, культура: необходимость диалога». Уфа,
Коран как стилевая парадигма исламской культуры // Искусство и этнос: новые парадигмы. Материалы конференции памяти Ф.Валеева. Казань, 2001.
On the Phenomenon of Qur’ānic Cantillation // XXXVIth International Congress of Asian and North African Studies. August 27 to September 2, 2000. Book of Abstracts. Université de Montréal, 2000. — P. 178.
Чтение Корана.
Орнаментальность как универсалия культуры мусульман
Интердисциплинарные методы в изучении чтения Корана» // Информация. Время. Творчество». Материалы международной конференции «Новые методы в исследованиях художественного произведения» и международный симпозиум «Информационный подход к исследованию культуры и искусства». К
Phenomenology of the Musical Rhetoric of the Qur’an (О феноменологии музыкальной риторики Корана) // XXXVIIth ICANAS. Международный конгресс востоковедов. Труды. Т.2. М., 2007.
О музыкальной риторике Корана // Музыка народов мира: проблемы изучения. Материалы междунар. научн. конференций. Вып. I / Ред.-сост.
Музыкальная риторика Корана: традиция российских мусульман // Междун. конф. «Cultural Traditions in Egypt and the East from Antique to Globalization».
The Musical Rhetoric of the Qur’an. The Turkic Tradition // XXXVIIIth ICANAS. (XXXVIII Всемирный конгресс востоковедов). Ankara (Turkey), September, 10–15, 2007. Ankara, 2009.
Reading of the Holy Qur’an and Maqamat // Proceedings of International Musicological Symposium «Space of Mugham». 18–20 March 2009. Baku, Azerbaijan (англ.). P. 222–239.
Symbolism of Number in Islamic Culture // Study of Mongolian Symbolism. Guest and Perspectives. International Conference. 08–10 September, 2009 г., Ulaanbaator, Mongolia (англ.). С. 64–65.
Хафиз как реалия традиции чтения Корана // Музыка народов мира: проблемы изучения. Материалы междунар. научн. конференций. Вып. I / Ред.-сост.
Символика чисел в исламской культуре // Междунар.
Чтение Корана и макамат // Мир мугама. Материалы междунар. научн. симпозиума. 18–20 марта 2009 г. Баку, 2009. С. 227–234.
Reading of the Holy Qur’ān and Islamic Musical Tradition (the
«Religious Forms of Russian
Принципы симметрии в мелодизированном чтении Корана // Актуальные проблемы когнитивной музыкологии. Материалы междунар.
Проблемы преподавания учебного курса «Исламская художественная культура» // Творчество Баки Урманче и актуальные проблемы национального искусства. Материалы междунар.
The Transformation of Muslim Religious Musical Genres at the Beginning of the 21th Century: Maulid in Culture of the
Художественные традиции
Сборники статей:
Этот многообразный мир музыки. Сборник статей к
Речь и музыка в традиционных музыкальных культурах. Сб. статей.