Имамутдинова
Зиля Агзамовна

Сектор теории музыки
Имамутдинова  Зиля Агзамовна

zilimam@mail.ru

Кандидат искусствоведения, с 1997 г. Старший научный сотрудник. Работает в институте с 1991 года в Отделе музыки, позже — в Отделе современных проблем музыкального искусства (с 2013 г. переименован в Сектор теории музыки).

Сфера научных интересов — религиозные музыкальные традиции мусульманских народов (теория и история), религиозный ритуал в контексте художественной культуры исламского Востока, музыкальный фольклор, профессиональное творчество и художественная культура мусульманских народов России.

Ученый секретарь Сектора теории музыки Государственного института искусствознания.

Ученый секретарь Музыкальной секции Ученого совета Государственного института искусствознания.

Также:

  • Декан заочного и вечернего отделения Московского исламского университета (с 2013 г. переименован в Московский исламский институт), с 2005 г.
  • Чтение лекционного курса «Художественная культура исламского мира» в Московском исламском университете (институте), с 2004 г.
  • Участие в подготовке учебно-методических комплексов по образовательному направлению «Теология», осуществлявшейся Московским исламским университетом совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом в рамках программы «Развитие исламского образования в России» Министерства образования и науки РФ (под кураторством Управления внутренней политики Президента РФ), 2008—2011 гг.

Награды:

  • Медаль Совета муфтиев России «За духовное единение», 2009 г.
  • Медаль Юго-Восточного округа г. Москвы «За доблестный труд», 2011 г.

В прошлом:

  • Преподаватель теоретических дисциплин в Салаватском музыкальном училище (Башкортостан), с 1984 г.
  • Преподаватель кафедры истории музыки, кафедры композиции и полифонии Уфимского государственного института искусств (Башкортостан), с 1987 г.

Образование:

  • Факультет музыковедения Уфимского государственного института искусств, (специальность: музыковедение), 1984 г., диплом с отличием
  • Аспирантура Государственного института искусствознания, 1989—1991 гг., научный руководитель — М. Е. Тараканов
  • Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Развитие культуры башкирского народа и его устные музыкальные традиции», 1997 г.

Основные публикации

Монографии:

Культура башкир. Устная музыкальная традиция («чтение» Корана, фольклор). М., 2000.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Камерно-инструментальная музыка композиторов Башкирии // Музыка композиторов башкирской АССР (СССР) и округа Галле (ГДР). Сб. ст. Уфа, 1990.

Уфимская неделя // «Советская музыка». М., 1990, № 8.

Музыка и культовые формы ислама // «Советская музыка». М., 1991, № 11.

Интервью с М.Гагнидзе: Возможность слышать себя // Музыкальная академия. М., 1994, № 1. С. 30–35.

Музыкальные традиции в устной культуре башкир. Опыт обобщения // Музыка. Исследовательский сборник. Ред. М. Г. Арановский, сост. З. А. Имамутдинова. М.: Гос. институт искусствознания, 1995.

Bashkortostan; the Model of Culture in its Historical Development //Fifth Conference of the International Society for the Study of European Ideas. Memory, History and Critique: European Identity at the Millenium. Utrecht-Netherland, 19–24 August, 1996. Papers. Utrecht. CD-rom;

Джадидизм — религиозное течение обновления в среде мусульман Урало-Поволжья // Цветы необычайные. Народная художественная культура России рубежа веков. М., 2002.

Традиция культового речитирования как доминанта музыкальной культуры мусульман // М. Е. Тараканов: Человек и фоносфера. С.-П., 2002.

Кораническое Слово и религиозно-культовый ритуал мусульман (Урало-Поволжье) // Религиозный опыт народной культуры. Образы. Обычаи. Художественная практика. Сб. научных статей. Отв. ред. Н. Ю. Данченкова. М, 2003.

Islamic Symbols in the Artistic Culture of the Bashkirs // Islamic Art and Architecture in the European Periphery Crimea, Caucasus, and the Volga-Ural Region / Edited by Barbara Kellner-Heinkele, Joachim Gierlichs, and Brigitte Heuer. Abhandlungen fur die kunde des morgenlandes. Band 63. Deutsche Morgenlandische Gesellschaft, Harrassowitz Verlag. Wiesbaden, 2008. P. 145–155.

Чтение Корана и проблемы артикулирования // Вестник Челябинского государственного университета. Вып. 37, 2009. С.173–181.

О феномене мелодизированного чтения Корана (к проблеме музыкальной риторики сакрального текста) // Проблемы музыкальной науки. М., 2010, № 1 (6). С. 17–20.

Интердисциплинарные методы в изучении Корана // Этот многообразный мир музыки… Сборник статей к 80-летию М. Г. Арановского. М., 2010. С. 410–418.

Профессиональное и непрофессиональное в устных музыкальных традициях исламского Востока // Вестник Московского исламского университета. Вып. 2. М., 2010. С. 39–50.

Чтение Корана и проблема артикуляции // Голос в культуре. Личность. Жест. Звукотворчество. Вып. 2. Санкт-Петербург, 2010. С. 89–99.

Речевое и музыкальное в чтении Корана // Речь и музыка в традиционных музыкальных культурах. Сб. статей. М., 2011. С. 151–176.

К явлению фоносферы и музыкально-звукового мира мусульманского города // Звуковая среда современности. Сборник статей памяти М. Е. Тараканова. Ред.-сост. Е. М. Тараканова. М., 2012. С. 340–357.

Материалы конференций:

Традиция «чтения» Корана как стилевой фактор в музыкальной культуре мусульман Урало-Поволжья // Религии в Башкортостане: история и современность. Материалы V республиканской научно-практической конференции. Уфа, 26 ноября 1998 г. Тезисы докладов. Уфа, 1998.

Роль джадидизма в процессах межкультурного взаимодействия в исламе // Форум российской интеллигенции «Религия, образование, культура: необходимость диалога». Уфа, 24—25 ноября 2000 г. Материалы форума. М., 2001 — С. 63–64.

Коран как стилевая парадигма исламской культуры // Искусство и этнос: новые парадигмы. Материалы конференции памяти Ф.Валеева. Казань, 2001.

On the Phenomenon of Qur’ānic Cantillation // XXXVIth International Congress of Asian and North African Studies. August 27 to September 2, 2000. Book of Abstracts. Université de Montréal, 2000. — P. 178.

Чтение Корана. Регионально-этнические формы Евразии // Арало-Каспийский регион в истории и культуре Евразии. Материалы международной конференции (Актобе, 25–27 мая 2006 г.) Актобе, 2006.

Орнаментальность как универсалия культуры мусульман Урало-Поволжья // Восток в исторических судьбах народов России. Книга 3. Материалы V Всероссийского съезда востоковедов. (26—28 сентября 2006 г.) Уфа, 2006.

Интердисциплинарные методы в изучении чтения Корана» // Информация. Время. Творчество». Материалы международной конференции «Новые методы в исследованиях художественного произведения» и международный симпозиум «Информационный подход к исследованию культуры и искусства». К 70-летию Г. А. Голицина. Отв. М. В. Петров. ГИИ, МГК им. П. И. Чайковского. 28—30 июня 2007 г. М., 2007.

Phenomenology of the Musical Rhetoric of the Qur’an (О феноменологии музыкальной риторики Корана) // XXXVIIth ICANAS. Международный конгресс востоковедов. Труды. Т.2. М., 2007.

О музыкальной риторике Корана // Музыка народов мира: проблемы изучения. Материалы междунар. научн. конференций. Вып. I / Ред.-сост. В. Н. Юнусова, А. В. Харуто. М., 2008. С. 117–128.

Музыкальная риторика Корана: традиция российских мусульман // Междун. конф. «Cultural Traditions in Egypt and the East from Antique to Globalization». Египетско-Российский университет. ИВ РАН. 2008. Каир, Египет (тезисы, версии на русс., англ., арабском языках).

The Musical Rhetoric of the Qur’an. The Turkic Tradition // XXXVIIIth ICANAS. (XXXVIII Всемирный конгресс востоковедов). Ankara (Turkey), September, 10–15, 2007. Ankara, 2009.

Reading of the Holy Qur’an and Maqamat // Proceedings of International Musicological Symposium «Space of Mugham». 18–20 March 2009. Baku, Azerbaijan (англ.). P. 222–239.

Symbolism of Number in Islamic Culture // Study of Mongolian Symbolism. Guest and Perspectives. International Conference. 08–10 September, 2009 г., Ulaanbaator, Mongolia (англ.). С. 64–65.

Хафиз как реалия традиции чтения Корана // Музыка народов мира: проблемы изучения. Материалы междунар. научн. конференций. Вып. I / Ред.-сост. В. Н. Юнусова, А. В. Харуто. М., 2008. С 287–297.

Символика чисел в исламской культуре // Междунар. научно-практ. конф. «Идеалы и ценности ислама в образовании». 10—11 декабря 2009 г. Уфа, 2009. С. 27–30.

Чтение Корана и макамат // Мир мугама. Материалы междунар. научн. симпозиума. 18–20 марта 2009 г. Баку, 2009. С. 227–234.

Reading of the Holy Qur’ān and Islamic Musical Tradition (the Ural-Volga Region) // World Congress of Middle Eastern Studies. 19–24 July 2010, Barselona, Spanish (тезисы).

«Religious Forms of Russian Turkic-Muslims Art (Ural-Volga)» // 14th International Congress of Turkish Art. 19–21 September 2011. Paris, 2011 (тезисы, англ.).

Принципы симметрии в мелодизированном чтении Корана // Актуальные проблемы когнитивной музыкологии. Материалы междунар. научно-практ. конф. РИИИ. Санкт-Петербург, 2012. С. 70–71.

Проблемы преподавания учебного курса «Исламская художественная культура» // Творчество Баки Урманче и актуальные проблемы национального искусства. Материалы междунар. научно-практ. конф. 21—22 февраля 2012 г. Казань, 2012. С. 390–396.

The Transformation of Muslim Religious Musical Genres at the Beginning of the 21th Century: Maulid in Culture of the Ural-Volga Tatars and Bashkirs // Third Symposium of the ICTM Study Group for Music of the Turkic Speaking World. 1–2 December, Cambridge, UK (тезисы).

Художественные традиции мусульман-тюрков в контексте России: взгляд в историю // Ислам и государство в России. Материалы Международной научно-практической конференции, посв. 225-летию Оренбургского магометанского духовного собрания (22 октября 2013 г.). Уфа, 2013.

Сборники статей:

Этот многообразный мир музыки. Сборник статей к 80-летию М. Г. Арановского. Ред-сост. З. А. Имамутдинова совм. с А. А. Баевой, Н. О. Власовой и др. М., 2009.

Речь и музыка в традиционных музыкальных культурах. Сб. статей. Ред-сост. З. А. Имамутдинова совм. с Н. О. Власовой и др. М., 2011.