Савенко
Светлана Ильинична

Сектор истории музыки

savenkosi@mail.ru

Ведущий научный сотрудник Сектора истории музыки. Доктор искусствоведения (2002), профессор (2003). Работает в институте с 1990 в Отделе музыки (с 2013 г. — Сектор истории музыки) в должности старшего, затем ведущего научного сотрудника. С 1999 штатный совместитель (основное место работы — Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, кафедра истории русской музыки, профессор). С 2016 на основной работе в ГИИ. 

Область научных и исполнительских интересов — русская и зарубежная музыка ХХ‑XXI вв.; классическая русская музыка, авангард

Также:

  • Музыковед-исследователь, педагог, критик, певица
  • Ответственный редактор 20-го тома федерального проекта «История русского искусства» в 22 тт., с 2009 г.
  • Член Союза композиторов России, 1980

Награды:

Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры, 2012

В прошлом:

В 1972–1990 работала в Горьковской (Нижегородской) консерватории им. Глинки на кафедре истории музыки, где занимала должности старшего преподавателя, доцента, и.о. профессора.

Образование:

  • Теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, специальность: музыковед-теоретик, 1969. Аспирантура там же, 1972. Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения, 1978
  • Защита диссертации на соискание степени доктора искусствоведения, 2002
  • Cтипендия Фонда Пауля Захера (Paul Sacher Stiftung, Базель, Швейцария, 1992) ‑ изучение материалов Архива И. Ф. Стравинского

Основные публикации

С 1968 года опубликовано более 250 работ на русском, английском, немецком, польском и финском языках.

Книги:

С. И. Танеев. М. Музыка. 1984. 174 с., илл. 2-е издание: 1985.

«Иван Сусанин» М. И. Глинки. К 150-летию со дня премьеры (текст). // Сост. А. Наумов. М.: Музыка. 1986. 48 с., илл.

Мир Стравинского. М.: Композитор. 2001. 328 с., илл., нотн. прим.

Игорь Стравинский. Челябинск: Аркаим (серия «Биографические ландшафты»), 2004. 288 с., илл.

Игорь Стравинский. Хроника. Поэтика. Составление, комментарии, переводы, редактирование переводов, указатели, заключительная статья. М.: РОССПЭН, 2004. 368 с., илл. 2-е изд. 2012.

История русской музыки ХХ века: от Скрябина до Шнитке. М.: Музыка, 2008. 232с., илл. 2-е изд. 2012.

Igor Strawinsky. Physiognomie eines Komponisten. Verlag Ernst Kuhn — Berlin. 2014. 347 S., Notenbeispiele.

Научные статьи и главы коллективных трудов (с 2004 года):

Exegi monumentum… Propheten und Prophetien in der russischen Musik // Das klingende Wort der Prophetie / Hrsg. Hans-Peter Burmeister. Loccumer Protokolle 52/02. Loccum, Evangelische Akademie, 2004. S. 65–75.

Die Rezeption emigrierter Komponisten in der UdSSR // Musik zwischen Emigration und Stalinismus. Russische Komponisten in den 1930er und 1940er Jahren. Hrsg. Friedrich Geiger und Eckhard John. Stuttgart — Weimar: J. B. Metzler Verlag, 2004. S.158–167.

Владимир Тарнопольский: восхождение к зрелости // Музыка России: от средних веков до современности. Вып.1. Ред.-сост. М. Г. Арановский. М.: Композитор, 2004. С. 325–345.

Музыка Стравинского в зеркале русской зарубежной прессы // Мир искусств. Альманах ГИИ, вып.5. СПб.: Алетейя, 2004. С. 183–197.

Русская музыка ХХ века // Россия. Большая Российская энциклопедия. М.: БРЭ, 2004. С. 790–794.

Творчество Александра Кнайфеля и православная литургическая традиция. Бах на все времена // Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст. Сост. М. Катунян. М.: МГК, 2005 (Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб.47). С. 181–188; 218–225.

Постмодернизм: между элитой и массами // Искусство ХХ века: элита и массы / Сост. и ред.: Б. Гецелев, Т. Сиднева. НГК. Н. Новгород, 2004. С. 43–50.

а)«Оттепель» и музыкальная жизнь 50-60-х годов б)Арво Пярт в)Валентин Сильвестров г)Авет Тертерян д)Постсоветское музыкальное пространство: общие тенденции е)В ракурсе постмодерна // История отечественной музыки второй половины ХХ века. Учебник. Отв. ред. Т. Н. Левая. СПб.: Композитор, 2005. С. 13–38; 284–349; 429–446; 541–554.

Фантом постмодернизма // Русская музыка: рубежи истории. М.: МГК, 2005. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 51. С.7–16.

Современная музыка на филармонической эстраде // Музыкальное просветительство — век XXI. Материалы конференции-семинара (май 2005). Вологда, 2005. С. 45–51.

«Весна священная»: к проблеме синтеза искусств // Вестник истории, литературы, искусства. Т.I. М.: Собрание; Наука, 2005. С.146–156.

Стравинский и Пикассо // Пикассо и окрестности. М.: Прогресс — Традиция, 2006. С. 278–286.

«Музыкальная поэтика» Стравинского: к истории создания // Стравинский в контексте времени и места / Ред.-сост. С. И. Савенко. М.: МГК, 2006 (Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб.57). С. 186–203.

Das Wort im Spätwerk Dmitrij Šostakovičs // Dmitri Schostakowitsch. Das Spätwerk und sein zeitgeschichtlicher Kontext. Hrsg.: Manuel Gervink, Jörn Peter Hieckel. Hochschule für Musik Carl Maria von Weber. Dresden: Michel Sandstein Verlag, 2006. S. 43–48.

Музыкальный текст как предмет интерпретации: между молчанием и красноречивым словом // Западное искусство: ХХ век. Проблемы интерпретации. ГИИ, РАН, ФАКК. М.: URSS, 2007. С. 147–158.

Поэзия и правда в музыке // Гармония и дисгармония в искусстве. Сб. статей. Н.Новгород, НГК им. М. И. Глинки. 2007. С.186–194.

Утопия национального в русской музыке первой половины ХХ века // Искусство и цивилизационная идентичность. Отв. ред. Н. А. Хренов. М. Наука. 2007. С. 280–288.

Stravinsky and Russian Music of the 20th Century // Musikološki Zbornik XLIII/2 (2008) Ljubljana P. 93–98.

Schostakowitschs Zweite Sinfonie als absolute Musik // Der Komponist als Erzähler. Narrativität in Dmitri Schostakowitschs Instrumentalmusik. Hrsg. on Melanie Unseld und Stefan Weiss / Ligaturen. Musiwissenschaftliches Jahrbuch der Hochschule für Musik und Theater Hannover. Bd.2. Georg Olms Verlag. Hildesheim — Zürich — New York 2008. S.135–146.

Музыкальный Протей: взгляд из XXI века // Musicus (журнал Санкт-Петербургской консерватории) СПб. 2008. № 1. С. 35–38.

Freiheiten des Klangs. Zur Lage der Neuen Musik in Russland // Osteuropa. 59 Jg. Heft 4 / April 2009. S. 93–108.

Творчество А. Н. Скрябина в прессе русского зарубежья // А. Н. Скрябин в пространствах культуры ХХ века. Сост. А. С. Скрябин. М. Композитор 2009. С. 149–152.

Римский-Корсаков и Стравинский: «отцы и дети» // Наследие Н. А. Римского-Корсакова в русской культуре. Гос. институт искусствознания, ГЦММК им. Глинки. М. 2009. С. 68–76.

«Государственное музыкальное строительство»: лозунги и реальность 1917—1920 гг. (к истории вопроса) // Наследие. Вып.1. Сб. статей, материалов, писем и воспоминаний. М.: Научно-изд. центр «Московская консерватория» 2009. С. 311–326.

Музыкальная жизнь современной России и творчество В.Тарнопольского //Музыкальная культура и жизнь: новые реалии. Научные труды Белорусской гос. академии музыки. Вып.20. Минск.2009. С. 86–104.

Новое издание «Свадебки» // Музыкальная академия. 2010. № 1.

Рецензия на книгу: Dorothea Redepenning. Geschichte der russischen und der sowjetischen Musik, Bd. 2: Das 20.Jahrhundert. Laaber Verlag. 2008.//Opera musicologica. Научный журнал СПб. консерватории. № 1 [7] б 2011. С. 116–130.

Игорь Стравинский и симфонии духовых // Fioretti musicali: материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой. Научно-изд. центр «Московская консерватория», 2011. С. 167–174.

Неомифология Карлхайнца Штокхаузена // Миф и художественное сознание ХХ века. Отв. ред. Н. А. Хренов. М.: ГИИ, Канон+. С. 645–659.

Звук и отзвук: приметы воскрешения ауры //Художественная аура: истоки, восприятие, мифология. Отв. ред. О. А. Кривцун. М.: Индрик. 2011. С. 546–556.

Об истолковании классического в музыкальном творчестве ХХ века. // Западное искусство ХХ века: судьбы классики в европейском искусстве. М.: ГИТИС. С. 252–264.

Хаос как проблема музыкального искусства. // Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках. Н.Новгород, 2011. С. 401–406.

Вторая симфония Шостаковича как абсолютная музыка // Дмитрий Шостакович. Исследования и материалы. Вып.4. М.: DSCH. 2012. С. 75–84.

Малеровские следы в современной отечественной музыке. // Густав Малер и музыкальная культура его времени. В честь 150-летия со дня рождения Густава Малера и 125-летия со дня рождения Альбана Берга. Материалы международной научной конференции. Отв. ред. И. А. Барсова. М. Научно-издательский центр «Московская консерватория». 2013. С. 268–278. ISBN 978-5-89598-287-7.

Vesna Svyashchennaya in Its Homeland: Reception of The Rite in Russia and the Soviet Union // Avatar of Modernity. The Rite of Spring Reconsidered. Edited by Hermann Danuser and Heidy Zimmermann. A Publication of the Paul Sacher Foundation. Boosey & Hawkes, London 2013. P. 240–262. ISMN 979-0-060-12554-6, ISBN 978-0-85162-823-3.

Stravinsky: the View from Russia. //Stravinsky and his World. Ed. by Tamara Levitz. Princeton Univ. Press. Princeton and Oxford. 2013. P. 255–271. ISBN: 978-0-691-15987-4.

Концертная деятельность:

С 1972 выступает в концертах. Пела в ансамбле «Мадригал», в ансамбле с Г. И. Козловой (орган), участвовала в фестивале «Альтернатива» и в концертах новой музыки Алексея Любимова. С 1997 выступает как солистка ансамбля «Студия новой музыки» Московской консерватории, а также с пианистом Юрием Полубеловым. Исполнительские интересы связаны главным образом с музыкой ХХ-XXI века, от классики до современных российских и зарубежных композиторов. Ряд произведений был исполнен Савенко впервые, включая опусы, написанные специально для нее. Принимала участие в фестивалях «Московская осень», «Московский форум», «Звуковые пути» (СПб.), Венецианской биеннале, Berliner Festwochen, Gaudeamus, гастролировала на Украине, в Белоруссии, Словакии, Германии, Нидерландах, Швейцарии, Великобритании, Норвегии, Израиле и США.

Дискография:

Арнольд Шенберг в России. Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. 2005.

Валентин Сильвестров. Диалоги и посвящения. Solyd Records. 2006.

Webern. Complete Songs with Piano. NAXOS. 2007.

Валентин Сильвестров. «Ступени». Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. 2007.

Борис Гецелев. Trio cantabile для сопрано, виолончели и органа // Новая музыка в Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки. / Борис Гецелев. Органные сочинения. ГЦММК им. Глинки, 2010.

Джон Кейдж (1912–1992). Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского. 2012.