Ведущий научный сотрудник Сектора истории музыки. Доктор искусствоведения (2002), профессор (2003). Работает в институте с 1990 в Отделе музыки (с 2013 г. — Сектор истории музыки) в должности старшего, затем ведущего научного сотрудника. С 1999 штатный совместитель (основное место работы — Московская государственная консерватория им.
Область научных и исполнительских интересов — русская и зарубежная музыка ХХ‑XXI вв.; классическая русская музыка, авангард
Также:
Музыковед-исследователь , педагог, критик, певица- Ответственный редактор
20-го тома федерального проекта «История русского искусства» в 22 тт., с 2009 г. - Член Союза композиторов России, 1980
Награды:
Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры, 2012
В прошлом:
В 1972–1990 работала в Горьковской (Нижегородской) консерватории им. Глинки на кафедре истории музыки, где занимала должности старшего преподавателя, доцента, и.о. профессора.
Образование:
Теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории им.П. И. Чайковского , специальность:музыковед-теоретик , 1969. Аспирантура там же, 1972. Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения, 1978- Защита диссертации на соискание степени доктора искусствоведения, 2002
- Cтипендия Фонда Пауля Захера (Paul Sacher Stiftung, Базель, Швейцария, 1992) ‑ изучение материалов Архива
И. Ф. Стравинского
Основные публикации
С 1968 года опубликовано более 250 работ на русском, английском, немецком, польском и финском языках.
Книги:
«Иван Сусанин»
Мир Стравинского. М.: Композитор. 2001. 328 с., илл., нотн. прим.
Игорь Стравинский. Челябинск: Аркаим (серия «Биографические ландшафты»), 2004. 288 с., илл.
Игорь Стравинский. Хроника. Поэтика. Составление, комментарии, переводы, редактирование переводов, указатели, заключительная статья. М.: РОССПЭН, 2004. 368 с., илл.
История русской музыки ХХ века: от Скрябина до Шнитке. М.: Музыка, 2008. 232с., илл.
Igor Strawinsky. Physiognomie eines Komponisten. Verlag Ernst Kuhn — Berlin. 2014. 347 S., Notenbeispiele.
Научные статьи и главы коллективных трудов (с 2004 года):
Exegi monumentum… Propheten und Prophetien in der russischen Musik // Das klingende Wort der Prophetie / Hrsg.
Die Rezeption emigrierter Komponisten in der UdSSR // Musik zwischen Emigration und Stalinismus. Russische Komponisten in den 1930er und 1940er Jahren. Hrsg. Friedrich Geiger und Eckhard John. Stuttgart — Weimar:
Владимир Тарнопольский: восхождение к зрелости // Музыка России: от средних веков до современности. Вып.1. Ред.-сост.
Музыка Стравинского в зеркале русской зарубежной прессы // Мир искусств. Альманах ГИИ, вып.5. СПб.: Алетейя, 2004. С. 183–197.
Русская музыка ХХ века // Россия. Большая Российская энциклопедия. М.: БРЭ, 2004. С. 790–794.
Творчество Александра Кнайфеля и православная литургическая традиция. Бах на все времена // Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст. Сост. М. Катунян. М.: МГК, 2005 (Научные труды МГК им.
Постмодернизм: между элитой и массами // Искусство ХХ века: элита и массы / Сост. и ред.: Б. Гецелев, Т. Сиднева. НГ
а)«Оттепель» и музыкальная жизнь
Фантом постмодернизма // Русская музыка: рубежи истории. М.: МГК, 2005. Научные труды МГК им.
Современная музыка на филармонической эстраде // Музыкальное просветительство — век XXI. Материалы
«Весна священная»: к проблеме синтеза искусств // Вестник истории, литературы, искусства. Т.I. М.: Собрание; Наука, 2005. С.146–156.
Стравинский и Пикассо // Пикассо и окрестности. М.: Прогресс — Традиция, 2006. С. 278–286.
«Музыкальная поэтика» Стравинского: к истории создания // Стравинский в контексте времени и места / Ред.-сост.
Das Wort im Spätwerk Dmitrij Šostakovičs // Dmitri Schostakowitsch. Das Spätwerk und sein zeitgeschichtlicher Kontext. Hrsg.: Manuel Gervink, Jörn Peter Hieckel. Hochschule für Musik Carl Maria von Weber. Dresden: Michel Sandstein Verlag, 2006. S. 43–48.
Музыкальный текст как предмет интерпретации: между молчанием и красноречивым словом // Западное искусство: ХХ век. Проблемы интерпретации. ГИИ, РАН, ФАКК. М.: URSS, 2007. С. 147–158.
Поэзия и правда в музыке // Гармония и дисгармония в искусстве. Сб. статей. Н.Новгород, НГК им.
Утопия национального в русской музыке первой половины ХХ века // Искусство и цивилизационная идентичность. Отв. ред.
Stravinsky and Russian Music of the 20th Century // Musikološki Zbornik XLIII/2 (2008) Ljubljana P. 93–98.
Schostakowitschs Zweite Sinfonie als absolute Musik // Der Komponist als Erzähler. Narrativität in Dmitri Schostakowitschs Instrumentalmusik. Hrsg. on Melanie Unseld und Stefan Weiss / Ligaturen. Musiwissenschaftliches Jahrbuch der Hochschule für Musik und Theater Hannover. Bd.2. Georg Olms Verlag. Hildesheim — Zürich — New York 2008. S.135–146.
Музыкальный Протей: взгляд из XXI века // Musicus (журнал
Freiheiten des Klangs. Zur Lage der Neuen Musik in Russland // Osteuropa. 59 Jg. Heft 4 / April 2009. S. 93–108.
Творчество
«Государственное музыкальное строительство»: лозунги и реальность
Музыкальная жизнь современной России и творчество В.Тарнопольского //Музыкальная культура и жизнь: новые реалии. Научные труды Белорусской гос. академии музыки. Вып.20. Минск.2009. С. 86–104.
Новое издание «Свадебки» // Музыкальная академия. 2010. № 1.
Рецензия на книгу: Dorothea Redepenning. Geschichte der russischen und der sowjetischen Musik, Bd. 2: Das 20.Jahrhundert. Laaber Verlag. 2008.//Opera musicologica. Научный журнал СПб. консерватории. № 1 [7] б 2011. С. 116–130.
Игорь Стравинский и симфонии духовых // Fioretti musicali: материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой.
Неомифология Карлхайнца Штокхаузена // Миф и художественное сознание ХХ века. Отв. ред.
Звук и отзвук: приметы воскрешения ауры //Художественная аура: истоки, восприятие, мифология. Отв. ред.
Об истолковании классического в музыкальном творчестве ХХ века. // Западное искусство ХХ века: судьбы классики в европейском искусстве. М.: ГИТИС. С. 252–264.
Хаос как проблема музыкального искусства. // Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках. Н.Новгород, 2011. С. 401–406.
Вторая симфония Шостаковича как абсолютная музыка // Дмитрий Шостакович. Исследования и материалы. Вып.4. М.: DSCH. 2012. С. 75–84.
Малеровские следы в современной отечественной музыке. // Густав Малер и музыкальная культура его времени. В честь
Vesna Svyashchennaya in Its Homeland: Reception of The Rite in Russia and the Soviet Union // Avatar of Modernity. The Rite of Spring Reconsidered. Edited by Hermann Danuser and Heidy Zimmermann. A Publication of the Paul Sacher Foundation. Boosey & Hawkes, London 2013. P. 240–262. ISMN 979-0-
Stravinsky: the View from Russia. //Stravinsky and his World. Ed. by Tamara Levitz. Princeton Univ. Press. Princeton and Oxford. 2013. P. 255–271. ISBN: 978-0-
Концертная деятельность:
С 1972 выступает в концертах. Пела в ансамбле «Мадригал», в ансамбле с
Дискография:
Арнольд Шенберг в России. Московская государственная консерватория им.
Валентин Сильвестров. Диалоги и посвящения. Solyd Records. 2006.
Webern. Complete Songs with Piano. NAXOS. 2007.
Валентин Сильвестров. «Ступени». Московская государственная консерватория им.
Борис Гецелев. Trio cantabile для сопрано, виолончели и органа // Новая музыка в Музее музыкальной культуры имени
Джон Кейдж (1912–1992). Московская государственная консерватория им.