Доктор искусствоведения (2021)
ст.н.с. Отдела (Сектора) искусства стран Азии и Африки ГИИ (2003), Ученый секретарь Сектора искусства стран Азии и Африки (2004), заведующий Сектором искусства стран Азии и Африки (2014)
Профессор Института архитектуры и искусства Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) (2022)
Член Экспертного совета ВАК РФ по филологии и искусствоведению (2022)
Образование
Отделение истории искусства Исторического факультета Московского Государственного университета им. Ломоносова, 1993 (искусствовед, историк искусства)
Аспирантура Исторического ф-та МГУ им. Ломоносова (1993–1996)
Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Месопотамская глиптика Раннединастического и Аккадского периодов» (Исторический ф-т МГУ им. Ломоносова, 1997)
Зашита диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения «Архитектура ’большой османской мечети’: истоки, формирование, эволюция» (ГИИ, 2020)
Основные публикации
Монографии
Месопотамская глиптика III тысячелетия до н. э. М.: ЛИБРОКОМ, 2009.
Анатолийская мечеть XI–XV вв. Очерки истории архитектуры. М.: Прогресс-Традиция, 2017.
Эволюция архитектуры османской мечети. М.: Прогресс-Традиция, 2022.
Избранные статьи
Стилистические особенности аккадской глиптики // ВДИ, 1996. № 3. С. 89–98.
Изображения скорпиона в месопотамской глиптике III тыс. до н.э. // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 1997. № 2. С. 88–101.
К вопросу о магической функции месопотамских печатей // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира Исторического факультета МГУ. М.: Русский двор, 1998. С. 18–31.
Еще раз о шумерском «пире» // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира Исторического факультета МГУ. М.: Русский двор, 1999. С. 3–11.
Сюжетно-композиционные схемы в глиптике Двуречья III тыс. до н.э. // Вестник древней истории. 2000. № 3. С. 126–136.
Миксаморфные существа в шумерской глиптике: опыт семиотического анализа // Вестник древней истории. 2002. № 2. С. 114–120.
Месопотамские печати и их оттиски в свете проблемы «Сакральность и сохранность» // Искусство Востока. Вып. 4. Сакральность и сохранность. М., 2012. С.86—104.
Подлинники, имитации, подделки на ближневосточном антикварном рынке // Оригинал и повторение. Подлинник, реплика, имитация в искусстве Востока (Искусство Востока. Вып. 5). М., 2014. С. 71–93.
Турецкая мечеть: между неоклассикой и не-классикой // Искусствознание. 2014. № 3–4. С. 155–182.
Фактор исламской благотворительности в турецком градостроении // Исламоведение. 2014. № 4. С. 73–79.
«Сельджукский портал»: архитектурная декорация как средство политической риторики // Вестник СПбГУ. Серия 15. Искусствоведение. 2015. Вып. 1. С. 133–143.
Анатолийские мечети Великих Сельджуков: архитектурные и политические ориентиры // Искусствознание. 2015. № 3–4. С. 140–160.
Османский архитектурный историзм и поиски национального стиля // Вестник СПбГУ. Серия 15. Искусствоведение. 2016. Вып. 1. С. 92–103.
Роль куллие в планировке раннеосманской Бурсы // Вопросы всеобщей истории архитектуры. 2016. Вып. 6. С. 133–148.
Тюркская идея" и поиски национального стиля в османской архитектуре // От религиозного реформаторства к европеизации культуры мусульман. К 155-летию со дня рождения Исмаила Гаспринского. М.: ГИИ, 2016. С. 226–246.
Архитектура мечети как объект интерпретации // Вестник СПбГУ. Серия 15. Искусствоведение. 2018. Т. 8. № 1. С. 113–130.
«Большая османская мечеть» // Культура Востока. Вып. 3. «Визитные карточки» восточных культур. М.: ГИИ, 2018. С. 92–117.
Ак-текке в Карамане: к вопросу о происхождении композиции // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 11. 2018. С. 132–146.
Квадрифолий в планировке османских мечетей // Академический вестник УралНИИпроект. 2019. № 1. С. 56–62.
Мечеть Шехзаде в Стамбуле: к реконструкции первоначального замысла // Искусствознание. 2019. № 1. С. 250–279.
«Замещение святынь»: некоторые аспекты архитектурной османизации Константинополя в XV–XVI вв. // Вопросы всеобщей истории архитектуры. Вып. 12. 2019. С. 142–160
Пространство мечети: «временная ритуализация» // Культура Востока. Вып. 4. Границы сакральных пространств / ред. Т.Е. Морозова. М.: ГИИ, 2019. С. 72–97.
Роль двора в архитектурной композиции мечети // Академический вестник УралНИИпроект. 2020. № 3. С. 34–39.
Еще раз о симуляции научной деятельности в гуманитарных дисциплинах // Вестник СПбГУ. Искусствоведение. 2021. Т. 11. Вып. 2. С. 327–349.
«Интерпретация классиков» как предмет рефлексии // Культура Востока. Вып. 5. Поиск созвучий. М.: ГИИ, 2021. С. 147–167.
Османские мечети как Templum Solomonis: Сулеймание Синана и проект Аль-Акса Кемалеттина // Искусствознание. 2021. № 3. С. 66–101
Материалы конференций
Сюжетно-композиционные схемы в глиптике Двуречья III тыс. до н.э. // Древние геммы и камни Востока. Тезисы докладов конференции. М.: Гос. Музей Востока, 1999. С. 14–16.
Антикварные имитации на восточном базаре как средство сохранения художественных традиций // Ислам в мультикультурном мире — 2011: Сборник материалов и тезисов I-го Казанского международного научного форума. 01–03 ноября 2011 г. Казань, 2011.
«Шакирин-джами» в Стамбуле: переосмысление османской мечети // Ислам в мультикультурном мире—2012: Сборник материалов и тезисов 2-го Казанского международного научного форума. 29–31 окт. 2012 г. Казань, 2012. С. 88–91
Искусствоведческое образование в условиях рынка: российский опыт // Вопросы искусствоведения XX—начала XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Независимости Республики Казахстан и 20-летию со дня основания кафедры «История и теория изобразительного искусства». Алматы, 5–6 апреля 2016 г. Алматы, 2016. С. 5–11.
Cultures-«catalysts» on the Silk Road: about the role of «Seljuk art» // Uluslararasi ipek yolu kültür diyaloğu (Culture dialogue of the Silk Road countries). International symposium. 5—6th May 2016 / ed. B. Demir. Erzurum, Turkey. Erzurum, 2016. P. 283–285.
«Тюркский тренд» в культовой архитектуре Турецкой республики // Традиционная культура тюркских народов в изменяющемся мире. Материалы I Международной научной конференции (12–15 апреля 2017). Казань: Ак Буре, 2017.С. 250–253.
Архитектурный патронат мечети: турецкий опыт // Современное искусство Востока. Сб. материалов международной научной конференции / Ред-сост. Д.Н. Воробьева. М.: Московский музей современного искусства, ГИИ, 2017. С. 451–458.
«Ottoman» vs «Turkish»: Rhetoric and Architectural Practice on the Eve of the Division of the Empire // Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 284. 2nd International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2018). P. 373–377.
The practice of substitution of shrines: Succession of the sacred topography of Constantinople / Istanbul // Using Landscape in the Middle Ages in the Light of Interdisciplinary Research. 6th International Conference on Mediaeval Archaeology, Zagreb, 6th June 2019 / ed. K. Botić. Zagreb: Institute of archaeology, 2019. P. 10.
О куполах Биюк Джами, или Мог ли ошибиться П.С. Паллас // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Сакральное и материальное. Международная научная конференция XXIII Боспорские чтения. Симферополь֪—Керчь, 2022. С. 92–100 (в соавт. с Э.Д. Зиливинской)
Учебные программы
Искусство Древнего мира // Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 — Изобразительное искусство и черчение: Для педагогических университетов и институтов. М., 2000. С. 19–24.
Европейское искусство средних веков и Возрождения. Программа курса Университета истории культур. М., 2000.
Искусство Востока. Программа курса Университета истории культур. М., 2001.
Методика работы с текстом. Программа курса Университета истории культур. М., 2004.
Искусство Востока. Программа курса Института «Гелос». М., 2009.
Педагогическая деятельность:
Повышение квалификации: «Организация научно-исследовательской работы студентов и аспирантов в художественном вузе» (72 ч.) 2024 г.
Лекции для всех курсов образовательных программ. Модуль: ««Специфика написания научного текста»