Кандидат искусствоведения, с 1988 г. Старший научный сотрудник сектора Искусства стран Азии и Африки Отдела Изучения региональных культур ГИИ, с 2002 г.
Также:
- Ведущий научный сотрудник
Научно-исследовательского центра методологии исторического музыкознания Московской консерватории, с 2011 г. - Член редколлегии Научного вестника Московской консерватории, с 2012 г.
- Рецензент статей по разделу «неевропейская музыка» издательства «Большая Российская энциклопедия»
- Сфера научных интересов включает области исследования музыкальных культур Восточной, Центральной и
Юго-Восточной Азии древности и средних веков, исторического музыкального инструментоведения, кампанологии, буддийской музыкальной иконографии - Чл. Всесоюзной (позднее Всероссийской) ассоциации востоковедов, с 1985 г.
- Д. чл. Ассоциации колокольного искусства России, с 1994 г.
Награды:
- Грант фонда «Культурная инициатива», 1993
- Благодарность издательства «Советская энциклопедия», 1989
- Благодарность ГЦММК им.
М. И. Глинки , 2007 - Благодарность ГИИ, 2012
- Медаль «В память
850-летия Москвы», 1997 - Ветеран труда, 2002
В прошлом:
- В 1976–77 концертмейстер Московского академического музыкального театра им. Станиславского и
Немировича-Данченко - В 1977–83 педагог
музыкально-теоретических дисциплин ДМШ № 7 (ныне им.Р. М. Глиэра ) - С 1983 научный редактор редакции Музыки издательства «Советская энциклопедия» (с 2002 «Большая Российская энциклопедия»), с 1997 руководитель группы Музыки
- В 2002–2010 заведующая
научно-редакционным отделом Государственного центрального музея музыкальной культуры им.М. И. Глинки (с 1999 сотрудничала по контракту) - В 2001–2005 главный редактор Энциклопедического центра издательства «Композитор»
- В 2011–2012 читала курс «Введение в этномузыкологию» в Академическом музыкальном колледже при Московской консерватории.
Руководитель
Коляда
Московская консерватория от истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь.
Кулаков В.А., Папе В.М. 2500 хореографических премьер XX века. 1900–1945. Энциклопедический словарь. Научная и энциклопедическая редактура
Главный редактор первой отечественной энциклопедия «Музыкальные инструменты» (М.:
Образование:
- Музыкальное училище при Московской консерватории (специальность: теория музыки, 1976 г.)
Историко-теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (диплом с отличием, 1982 г., специальность: музыковедение)- Курсы повышения квалификации Московского полиграфического института (теория и практика редактирования; 1984 г.)
- Японское отделение Курсов иностранных языков № 13 ГУНО Мосгорисполкома (1985 г.)
- Курсы арабского языка при Центре арабских и исламских исследований Института Африки РАН (1998)
- Соискатель Государственного института искусств им. Хамзы (Ташкент, 1987 г.)
- Защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствознания «Сущностные черты японской традиционной музыки. К проблеме исторической эволюции основных принципов музыкальной организации» (Ташкент, 1988)
Основные публикации
Монография:
Традиционная японская музыка. Энциклопедия. М.:
Статьи в научных сборниках и журналах:
К проблеме японцы и русская музыка // 100 лет русской культуры в Японии. М.: Наука, 1989. С. 258–280.
Современная музыкальная культура Японии в аспекте взаимодействия «Запад — Восток» //
Колокола Восточной Азии, их функции и семантика // Колокола. 1990. Сб. ст. М.: Наука, 1993. С. 236–270.
Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 82–88.
Музыка [Лаоса] // Лаос. Справочник. М.: Наука. Восточная литература. РАН, 1994. С. 249–256.
Музыка Японии в исторических взаимодействиях // Музыкальная академия. 2001. № 2. С. 156–165.
Музыкальный инструмент в японской культуре // Вещь в японской культуре. М.: Наука, Издательство восточной литературы, 2003. С. 202–215.
Било в традициях древних религий: христианство и буддизм // Гимнология. Вып. 3: Церковное пение в
(совм. с
Культовые музыкальные инструменты буддизма ваджраяны // Труды ГЦММК им.
К вопросу о генезисе горлового пения и обертонового музицирования // Тезисы научных докладов V Международного этномузыкологического симпозиума «Хоомей (горловое пение) — феномен культуры народов Центральной Азии».
Распространение струнных смычковых инструментов в Евразии как результат взаимодействия с культурами кочевников // Форум «Идель — Алтай». Материалы
Проблема смычковых инструментов в традиционной музыке Японии // Старинная музыка. 2012. № 1–2. С. 42–46.
Проблема происхождения музыкальных инструментов айну в свете исторических этнических процессов в Восточной, Северной и
«Музыка» двадцати пяти бодхисаттв (музыкальный аспект японской амидаистской живописи райго: дзу) // История и культура традиционной Японии 6. Ответств. ред.
История и география распространения древнетюркского термина «кобуз» («музыкальный инструмент») // Научный Татарстан. 2013. № 3. С. 26–35.
Буддийская музыкальная иконография. Введение в проблематику // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 4 (в печати).
О японском музыкальном кукольном театре Нингё дзёрури гэки (Бунраку) // Театр и зрелищные формы Востока. Вып. 2: Феномен игровой культуры. М. ГИИ (в производстве).
Особенности трансляции традиции в японской музыке. Феномен хикёку // Оригинал и его повторение в искусстве Востока. М. ГИИ (в производстве).
А также св. 500 статей в отечественных и зарубежных энциклопедических изданиях.