Сектор искусства стран Азии и Африки.
Театровед, театральный критик, педагог.
Кандидат искусствоведения (2004).
Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, сектор искусства стран Азии и Африки (2004-2013)(2020- н.в.)
Сфера научных интересов:
традиционный восточный театр, эстетика восточного театрального искусства, японский театр и кинематограф, мистериальный театр, национальный театр России, ритуальная культура, канон, традиционное искусство, перформативность восточного театра, театральная антропология, синтез западного и восточного театрального искусства XX-XXI века .
Также:
- В течение нескольких лет (с 2007 года) являлась членом комиссии «Традиции музыкальных культур и современность», входящих в состав «Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия»
- Член Учёного Совета ГИИ по музыке
- Член редакционной коллегии электронного журнала ГИИ
-
Преподаватель кафедры истории зарубежного театра театроведческого факультета Российского института театрального искусства (ГИТИС) ( с 2004);
-
Член Экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска»; член жюри российских и международных театральных фестивалей, Москва.
-
Руководитель семинара по драматургии «НАЦДРАМА»(СТД);
-
Доцент кафедры Высшей школы сценических искусств, кафедра практического театроведения, менеджмента и театральных технологий; руководитель курса.(2019-2022);
-
2011-2019 – зам. директора по организационно-творческим вопросам в театре «Школа драматического искусства
-
Педагог Высшей школы деятелей сценического искусства «Школа Г.Г.Дадамяна»(с 2015);
Биография:
1995 – окончила ГИТИС(РАТИ) курс Б.Н. Любимова
1993-1994 – студенческая стажировка в Японии (Токийский институт иностранных языков, г. Токио);
1995 - 2002 – аспирантура ГИИ (науч. рук. доктор иск. Н.Г. Анарина), сектор искусства стран Азии и Африки;
1996 – рук. межд. отдел театра «Школа современной пьесы»
1996-1997 – сотрудник дирекции фестиваля «Золотая маска»
1997 -1998 – научная стажировка в Японии (Токийский институт иностранных языков, г. Токио).
2004 – Защита в ГИИ канд. диссертации «Японский театр Но: ритуал как первооснова сценического языка». Присвоено звание кандидат искусствоведения;
2004 -2013 - ст. научн. сотрудник ГИИ (сектор искусства стран Азии и Африки);
2004 - по н.вр. – педагог кафедры истории зарубежного театра Российского института театрального искусства - ГИТИС.
2015 –по н.вр. – педагог Высшей школы деятелей сценического искусства «Школа Г.Г.Дадамяна»
2011-2019 – зам. директора по организационно-творческим вопросам в театре «Школа драматического искусства»
2019 - 2022 – доцент Высшей школы сценических искусств, кафедра практического театроведения, менеджмента и театральных технологий; руководитель курса.
2020 – н.вр – ст. научн. сотрудник ГИИ (сектор искусства стран Азии и Африки).
Автор научных работ по истории и эстетики восточного театрального искусства и кинематографа.
Участник российских и международных искусствоведческих конференций: Токио(Япония), Москва(РФ), Гонолулу(США), Афины(Греция) и др. Член жюри российских и международных театральных фестивалей.
Член жюри Международного кочевого театрального фестиваля «Желанный берег мой- 2005» по теме «Лики Чингисхана»(Улан-Удэ); «XI Международный театральный фестиваль «Гостиный двор» (Оренбург,2019); Всероссийский театральный фестиваль «Русская комедия»(Ростов- на Дону, 2020), член художественного совета в 2019, 2020, 2021г. во Всероссийском Фестивале национальных театров «Федерация»( Грозный, Чечня), член жюри V всероссийский фестиваля «Волжские театральные сезоны»(Самара, 2020); «III Тихоокеанского международного фестиваля современной драматургии» (г. Владивосток, 2021); V Театральной Лаборатории «Буинская Талия» (Буинск, Татарстан, 2021); член экспертного совета в Проекте Министерства Культуры РФ "Международные культурные центры», (Буинск, Татарстан,2021); Член жюри V Межрегионального фестиваля «Волга - театральная» (Самара, 2021); член жюри VI Республиканского кочевого фестиваля «Белая юрта» (Абакан, Хакасия,2021); руководитель семинара по национальной драматургии «НАЦДРАМА VI» (проводимый под эгидой СТД Россия и отделения Хакасия) г. Абакан, Хакасия(2020, 2021), Театральный конкурс «Словотворение» (Севастополь, Крым 2021), Фестиваль Театральный фестиваль «Успех» (Брянск,2022), также Липецк, Челябинск, Магнитогорск, Элиста, и т.д.Основные публикации
Статьи и работа редактора и составителя:
Японский театр. История, ритуал, традиция. // Театр и зрелищные формы Востока. От ритуала к спектаклю //(отв. редактор и составитель) М. ГИТИС, 2012.
Загадочные маски. // Театр и зрелищные формы Востока. Феномен игровой культуры: (музыка, маски, костюм, пространство) // (отв. редактор и составитель) М. ГИТИС, 2014
Сценическое пространство театра Но как пример ритуального мировосприятия японцев» //«Япония 2003-2004» Ежегодник. – М.:Макс Пресс, 2004
«Игрища богов» //Исторический лексикон. История в лицах и событиях (V-XIII века) РАН, Академкнига. «Наука» М., 2006
Эстетика традиционного театра Но как художественный принцип в творчестве Акира Куросава //Сравнительное изучений традиций (Серия «Исследования по искусству Востока») РАН.,ГИИ., вып.3 М.,2007
Театральность и сакральность в костюме японского театра Но //Границы сакрального пространства (Серия «Исследования по искусству Востока» РАН.,ГИИ., вып.4. М., 2018
Энциклопедия «Театр России – XXI век» (сотрудник научной редакции, автор статей). БРЭ, 2020;
Национальная традиция как способ формирования сценического языка в современном российском театре. //XII Международные Михоэлсовские научные чтения. Москва. РГБИ.2022
Статья «Божеств и люди в пространстве древнего японского театра» (0,5). Журнал «Сцена» №3 (137) 2022г. www. the-stage.ru
Что отражается в зеркале? («зеркало и «отражение» как понятия таинства знания в японской театральной традиции) // Сборник по результатам ХII Международной конференции Мистико-эзотерические движения в теории и практике: эзотеризм в философии, литературе и искусстве. (готовится к печати).
Выступление на конференциях (последние годы):
Конференция «Традиции восточного театра в европейской режиссуре». ГИТИС, май 2021г. Доклада «Эстетическая категория «пустота» в восточной театральной традиции и ее интерпретации в европейском театре».
«Восточный и западный театр - границы свободы актерского искусства" (размещена на youtube); лекция представлена в рамках III Международного театрального фестиваля «Метадрама».
Двенадцатые Международные Михоэлсовские чтения «Национальный театр в контексте многонациональной культуры» (25-26 ноября 2021) - доклад «Национальная традиция как способ формирования сценического языка в современном театре»;
Международная он-лайн школа по физиологии выразительного движения «Реабилитация движения. Искусство. Педагогика» (24,25 ноября) – доклад «Эстетическое в физиологии актера восточного театра» ;
XII Международная конференция «Мистико-эзотерические движения в теории и практике: эзотеризм в философии, литературе и искусстве» (3-5 февраля 2022 г.) «Что отражается в зеркале?( «зеркало» и «отражение» как понятия таинства знания в японской театральной традиции).
Видеолекция для в рамках лектория Международного Чеховского фестиваля «Восточный театр XXI века: традиция и новаторство».
Публичная лекция в рамках он-лайн мероприятие научно-образовательного центра "Ориентир", действующего в Институте философии человека. Тема лекции - доклада « Пространство театра Но как модель японского мировидения» (12 мая 2022г., Санкт-Петербург).
ИноДрама: Китай. Фестиваль современной зарубежной драматургии (7.10-8.10.2022). Публичная лекция: «Истоки и традиции современного китайского театра».
Постоянный автор журнала «Сцена», «Страстной бульвар, 10»
Педагогическая деятельность:
Повышение квалификации: «Организация научно-исследовательской работы студентов и аспирантов в художественном вузе» (72 ч.) 2024 г.
Научное руководство аспирантами по программе подготовки 5.10.3. Виды искусства (Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура)
Лекции для всех курсов образовательных программ. Модуль: «Специфика написания и оформления научного текста».