Морозова
Екатерина Борисовна

Сектор искусства стран Азии и Африки
Морозова Екатерина Борисовна

Сектор искусства стран Азии и Африки. 

Театровед, театральный критик, педагог.

Кандидат искусствоведения (2004).

Старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, сектор искусства стран Азии и Африки (2004-2013)(2020- н.в.)

Сфера научных интересов: 

традиционный восточный театр, эстетика восточного театрального искусства, японский театр и кинематограф, мистериальный театр, национальный театр России, ритуальная культура, канон, традиционное искусство, перформативность восточного театра, театральная антропология, синтез западного и восточного театрального  искусства XX-XXI века .

Также:

  • В течение нескольких лет (с 2007 года) являлась членом комиссии «Традиции музыкальных культур и современность», входящих в состав «Научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия»
  • Член Учёного Совета ГИИ по музыке
  • Член редакционной коллегии электронного журнала ГИИ
  • Преподаватель кафедры истории зарубежного театра театроведческого факультета Российского института театрального искусства (ГИТИС) ( с 2004);

  • Член Экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска»; член жюри российских и международных театральных фестивалей, Москва.

  • Руководитель семинара по драматургии «НАЦДРАМА»(СТД);

  • Доцент кафедры Высшей школы сценических искусств, кафедра практического театроведения, менеджмента и театральных технологий; руководитель курса.(2019-2022);

  • 2011-2019 – зам. директора по организационно-творческим вопросам в  театре «Школа драматического искусства

  • Педагог Высшей школы деятелей сценического искусства «Школа Г.Г.Дадамяна»(с 2015); 

Биография:

1995 – окончила ГИТИС(РАТИ) курс Б.Н. Любимова

1993-1994 – студенческая стажировка в Японии (Токийский институт иностранных языков, г. Токио);

1995 - 2002 – аспирантура ГИИ (науч. рук. доктор иск. Н.Г. Анарина), сектор искусства стран Азии и Африки; 

1996 – рук. межд. отдел театра «Школа современной пьесы»

1996-1997 – сотрудник дирекции фестиваля «Золотая маска»

1997 -1998 – научная стажировка в Японии (Токийский институт иностранных языков, г. Токио).

2004 – Защита в ГИИ канд. диссертации «Японский театр Но: ритуал как первооснова сценического языка». Присвоено звание кандидат искусствоведения;

2004 -2013  - ст. научн. сотрудник ГИИ (сектор искусства стран Азии и Африки); 

2004 - по н.вр. – педагог кафедры истории  зарубежного театра  Российского института театрального искусства  - ГИТИС. 

2015 –по н.вр. – педагог Высшей школы деятелей сценического искусства «Школа Г.Г.Дадамяна»

2011-2019 – зам. директора по организационно-творческим вопросам в  театре «Школа драматического искусства»

2019 - 2022 – доцент Высшей школы сценических искусств, кафедра практического театроведения, менеджмента и театральных технологий; руководитель курса.

2020 – н.вр  – ст. научн. сотрудник ГИИ (сектор искусства стран Азии и Африки).

Автор научных работ по истории и эстетики восточного театрального искусства и кинематографа.

Участник российских и международных искусствоведческих конференций: Токио(Япония), Москва(РФ), Гонолулу(США), Афины(Греция) и др. Член жюри российских  и международных театральных фестивалей. 

Член жюри Международного кочевого театрального фестиваля «Желанный берег мой- 2005» по теме «Лики Чингисхана»(Улан-Удэ); «XI Международный театральный фестиваль «Гостиный двор» (Оренбург,2019); Всероссийский театральный фестиваль «Русская комедия»(Ростов- на Дону, 2020), член художественного совета в 2019, 2020, 2021г. во Всероссийском Фестивале национальных театров «Федерация»( Грозный, Чечня), член жюри V всероссийский фестиваля  «Волжские театральные сезоны»(Самара, 2020); «III Тихоокеанского международного фестиваля современной драматургии» (г. Владивосток, 2021); V Театральной Лаборатории  «Буинская Талия» (Буинск, Татарстан, 2021); член экспертного совета в Проекте Министерства Культуры РФ "Международные культурные центры», (Буинск, Татарстан,2021);  Член жюри V Межрегионального фестиваля «Волга - театральная» (Самара, 2021);  член жюри VI Республиканского кочевого фестиваля «Белая юрта»   (Абакан, Хакасия,2021); руководитель семинара по национальной драматургии «НАЦДРАМА VI» (проводимый под эгидой СТД Россия и отделения Хакасия) г. Абакан, Хакасия(2020, 2021), Театральный конкурс «Словотворение» (Севастополь, Крым 2021), Фестиваль Театральный фестиваль «Успех» (Брянск,2022), также Липецк, Челябинск, Магнитогорск, Элиста, и т.д.       

Основные публикации

Статьи и работа редактора и составителя: 

Японский театр. История, ритуал, традиция. // Театр и зрелищные формы Востока. От ритуала к спектаклю //(отв. редактор и составитель) М. ГИТИС, 2012.

Загадочные маски. // Театр и зрелищные формы Востока. Феномен игровой культуры: (музыка, маски, костюм, пространство) // (отв. редактор и составитель) М. ГИТИС, 2014

Сценическое пространство театра Но как пример ритуального мировосприятия японцев» //«Япония 2003-2004» Ежегодник. – М.:Макс Пресс, 2004 

«Игрища богов» //Исторический лексикон. История в лицах и событиях (V-XIII века) РАН, Академкнига. «Наука» М., 2006

Эстетика традиционного театра Но как художественный принцип в творчестве Акира Куросава  //Сравнительное изучений традиций (Серия «Исследования по искусству Востока») РАН.,ГИИ., вып.3 М.,2007

Театральность и сакральность в костюме японского театра Но //Границы сакрального пространства (Серия  «Исследования по искусству Востока» РАН.,ГИИ., вып.4. М., 2018

Энциклопедия «Театр России – XXI век» (сотрудник научной редакции, автор статей). БРЭ, 2020;

Национальная традиция как способ формирования сценического языка в современном российском театре. //XII Международные Михоэлсовские научные чтения. Москва. РГБИ.2022

Статья «Божеств и люди в пространстве древнего японского театра» (0,5). Журнал «Сцена» №3 (137) 2022г. www. the-stage.ru

Что отражается в зеркале? («зеркало и «отражение» как понятия таинства знания в японской театральной традиции) // Сборник по результатам ХII Международной конференции Мистико-эзотерические движения в теории и  практике: эзотеризм в философии, литературе и искусстве.  (готовится к печати). 

Выступление на конференциях (последние годы):

Конференция «Традиции восточного театра в европейской режиссуре». ГИТИС, май 2021г. Доклада «Эстетическая категория «пустота» в восточной театральной традиции и ее интерпретации в европейском театре».

«Восточный  и западный театр - границы свободы актерского искусства" (размещена на youtube); лекция представлена в рамках III Международного театрального фестиваля «Метадрама».

Двенадцатые Международные Михоэлсовские чтения «Национальный театр в контексте многонациональной культуры» (25-26 ноября 2021)  - доклад «Национальная традиция как способ формирования сценического языка в современном театре»;

Международная он-лайн школа по физиологии выразительного движения «Реабилитация движения. Искусство. Педагогика» (24,25 ноября) – доклад «Эстетическое в физиологии актера восточного театра» ;

XII Международная конференция «Мистико-эзотерические движения в теории и практике: эзотеризм в философии, литературе и искусстве» (3-5 февраля 2022 г.)  «Что отражается в зеркале?( «зеркало» и «отражение» как понятия таинства знания в японской театральной традиции). 

Видеолекция для в рамках лектория Международного Чеховского фестиваля «Восточный театр XXI века: традиция и новаторство».

Публичная лекция в рамках он-лайн  мероприятие научно-образовательного центра "Ориентир", действующего в Институте философии человека.  Тема лекции - доклада  « Пространство театра Но как модель японского мировидения» (12 мая 2022г., Санкт-Петербург).

ИноДрама: Китай. Фестиваль современной зарубежной драматургии (7.10-8.10.2022). Публичная лекция: «Истоки и традиции современного китайского театра».  

Постоянный автор журнала «Сцена», «Страстной бульвар, 10»


Педагогическая деятельность:

Повышение квалификации: «Организация научно-исследовательской работы студентов и аспирантов в художественном вузе» (72 ч.) 2024 г.

Научное руководство аспирантами по программе подготовки 5.10.3. Виды искусства (Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура)

Лекции для всех курсов образовательных программ. Модуль: «Специфика  написания и оформления научного текста».