Доктор искусствоведения, с 1992 г. Ведущий научный сотрудник, с 1992 г. Работает с 1974 года в Секторе искусства социалистических стран; 8 лет (с 1988 года) проработала в Секторе музыки; с 1996 — в Отделе (секторе) искусства Центральной Европы
Сфера научных интересов — современная музыка ХХ века — отечественная и зарубежная. Более всего трудов по польской музыке ХХ века
Также:
- Многолетнее сотрудничество с Польским культурным центром и Отделом культуры Польского посольства в Москве. Организация и ведение концертов, лекций, проведение
пресс-конференций и т. д. - Работа в Приемной комиссии Московского союза композиторов (
1990-е годы) - Работа в бюро Музыковедческой секции Московского союза композиторов
- Работа в Музыкальном фонде Союза композиторов (1985–1995)
- Член диссертационного Ученого совета ГИИ
- Член Ученого совета по прохождению рукописей ГИИ
Награды:
- Знак L’ORDRE DU «Merite Culturel» (Заслуженный для польской культуры), 1981
- Медаль в год столетия Кароля Шимановского за сборник «Кароль Шимановский. Воспоминания. Статьи. Публикации». М., 1984
- Знак «Amicus Poloniae», 1985
- Медаль Союза польских композиторов, 1989
- Krzyż Kawalerski Orderu Zasługi (Крест Кавалерский), 2000, подписано удостоверение президентом Польши Александером Квасневским
- Номинация на Награду имени Анджея Дравича, 2000
- Диплом Министра Иностранных Дел Польши (За выдающиеся заслуги…), 2000
- Диплом Фонда «Толеранция», 2001
- Медаль Союза польских композиторов, 2005
- Специальная премия Министра культуры Польши, 2005
- Диплом и медаль Общества имени Витольда Лютославского, 2005
- Бронзовая медаль министра культуры и национального наследия Польши: Заслуги для культуры «GLORIA ARTIS», 2005
- Медаль в честь столетия со дня рождения Витольда Лютославского, 2013
- Почетный диплом конкурса книг по музыковедения имени Б.Асафьева (Союз московских композиторов) за книгу: «От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого», 1991
- Золотая медаль Союза московских композиторов, 2013
В прошлом:
- Научный сотрудник Музея музыкальной культуры им. Глинки (1973)
- Работа в Музыкальном фонде СССР (1985–1991)
- Редактор отдела «Музыка и кино» в журнале «Салон Аудио/Видео» (1995–2010)
Образование:
- Факультет
историко-теоретико-композиторский Государственногомузыкально-педагогического института им. Гнесиных (1973), ныне Музыкальная академия им. Гнесиных; 4 года училась на историческом факультете Варшавского университета в институте Музыкологии (1968–1972); Аспирантура Государственного института искусствознания (1973–1976) - Защита диссертации на соискание степени канд. Искусствоведения «Антивоенная тема в польской музыке», 1987
- Защита диссертации на соискание степени доктора искусствоведения «От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого. Очерки развития симфонической музыки в Польше ХХ века», 1992
- Месячная стажировка в Вене, в Институте «Науки на службе человека» (1987)
- Трехмесячная стажировка в Фонде музыкальных рукописей Пауля Захера в Базеле (Швейцария), 1998
Основные публикации
Моногафии:
От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого. Очерки развития симфонической музыки в Польше ХХ века. М., 1990.
Conversation with Witold Lutosławski (1987–1992). Stockholm, 1994.
Рецензии на эту книгу появились: Tempo (England), The Musical Times (England), Ruch Muzyczny (Poland). Musikmagazinet (Sverige), Melos (Sverige), Musicology (Australia), Muzyka (Poland), MusikTexte (Germany).
Беседы Ирины Никольской с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания. М., 1995.
Muzyka to nie tylko dżwięki. Rozmowy z Witoldem Lutosławskim przeprowadziła Irina Nikolska. Kraków, 2003.
Кшиштоф Пендерецкий. Инструментальная музыка. Симфонии. Оперы. Очерки. М., 2012.
Избранные статьи в научных сборниках, журналах:
Современность и традиции в симфоническом творчестве Тадеуша Бэрда // Искусство социалистических стран Европы. Киев, 1985.
Heinrich Schütz in der sowjetischen Musikwissenschaft// Heinrich Schütz im Spannungsfeld seines und unseres Jahrhunderts. Teil 2 / Internationale Schü
Dramaturgia I forma u Chopina a polska muzyka XX wieku. Wybrane aspekty// Rocznik Chopinowski Tom XIX, Warszawa, 1989.
«Warsaw Autumn» 90 — A Mirror of Creative Problems// Polish Music — Polnische Musik, 1991, № 1.
Wiederbelebung der Melodie: Über einige Grundzüge thematischer Formung in Witold Lutosławskis Musik der achtziger Jahre// Musik Texte. Zeitschrift für neue Musik. Heft 42. 1991.
Русский симфонизм
Самый лучезарный из творцов (публикация материалов о
Symfonie Galiny Ustwolskiej// Ruch muzyczny, 1993, № 1.
Sofia Gubajdulina: symfonika lat osiemdziesiątych// Ruch muzyczny, 1993, № 3.
Edison Denisov: Exklusivt för «Melos» av Irina Nikolska//Melos (Stockholm), 1993, № 3.
Пан Витольд Лютославский: прощальный поклон// Музыкальная академия, 1994, № 4.
On Some Symphonic Works within the 80s // The Music of Krzysztof Penderecki. Poetics and Reception. Kraków, 1995.
Cимфоническая музыка второй половины
Польская музыка в России. ХХ век. Москва — Варшава, Warszawa — Moskwa / 1900–2000.
On the Types of Chain Connections in the Late Music of Lutosławski: Some Remarks an «Chain 1» for Chamber Ensemble and «Chain 3» for Orchestra// Lutosławski Studies. Oxford University Press, 2001.
Wagner w Rosji. Idee — dzieło — recepcja// Studia Instytutu Muzykologii Uniwersytetu Warszawskiego. Warszawa, 2004.
Shostakovich Remembered: Interviews with His Soviet Colleagues// A Shostakovich Casebook, edited by Malcolm Hamrick Brown. Indiana University Press, 2004.
Музыка Польши//История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Искусство ХIХ века. Книга 3.
Парный портрет (Мечислав Карлович и Кароль Шимановский) в интерьере европейского символизма// Польское искусство и литература: От символизма к авангарду.
Fryderyk Chopin:
Материалы конференций:
По материалам конференций см. позиции в списке статей: № 7 в Дрездене посвящена Генриху Шютцу (1985); № 8 — шопеновская конференция в Варшаве (1987); № 17 — конференция в Кракове, приуроченная к
По материалам конференции Сектора искусства стран Центральной Европы написана статья: Романтизм — антиромантизм: эстетическая дискуссия в польской музыке
По материалам краковской конференции «50 лет польской музыки: 1945–1995». Статья: Postmodernizm w interpretacji Pawła Szymańskiego// Muzyka Polska 1945–1995. Materiały Sesji Naukowej 6–10 Grudnia 1995. Kraków, 1996.
Kонференция, посвященная перцепции творчества французского композитора Оливье Мессиана во Вроцлаве в 1999 году. Статья: O recepcji twórczości Oliviera Messiaena w Rosji//Recepcja twórczości Oliviera Messiaena. Akademia Muzyczna im. Karola Lipińskiego we Wrocławiu, Zeszyt Naukowy, № 78. Wrocław, 2001.
Конференция в Московском Союзе композиторов, посвященная творческому процессу (2000). Статья: Некоторые аспекты творческого процесса у Витольда Лютославского: о типах «цепной» связи в форме на основе исследования черновиков «Chain 1» для 14 инструменталистов (1983) и «Chain3"для оркестра (1986)// Процессы музыкального творчества. М., 2002.
Статья по материалам Второго всемирного шопеновского конгресса в Варшаве в 1998 г. Статья (английская и польская версия): Anton Rubinstein Interpreting Frédéric Chopin// Chopin and his Work in the Context of Culture. Kraków, 2003.
Келдышевские чтения в ГИИ в 2006 году. Статья: Минимализм в польской музыке
Конференция Отдела искусства Центральной Европы в ГИИ, посвященная Габсбургской империи. Статья: Кароль Шимановский и венский издательский дом «Universal Edition»// Художественные центры
Конференция в Союзе композиторов, посвященная памяти
Коллективные труды:
Составление и редактирование:
Кароль Шимановский. Воспоминания. Статьи. Публикации. М., 1984.
Современное польское искусство и литература. М., 1998.
Польское искусство и литература: от символизма к авангарду.