Никольская
Ирина Ильинична

Сектор искусства стран Центральной Европы
Никольская Ирина Ильинична

Доктор искусствоведения, с 1992 г. Ведущий научный сотрудник, с 1992 г. Работает с 1974 года в Секторе искусства социалистических стран; 8 лет (с 1988 года) проработала в Секторе музыки; с 1996 — в Отделе (секторе) искусства Центральной Европы

Сфера научных интересов — современная музыка ХХ века — отечественная и зарубежная. Более всего трудов по польской музыке ХХ века

Также:

  • Многолетнее сотрудничество с Польским культурным центром и Отделом культуры Польского посольства в Москве. Организация и ведение концертов, лекций, проведение пресс-конференций и т. д.
  • Работа в Приемной комиссии Московского союза композиторов (1990-е годы)
  • Работа в бюро Музыковедческой секции Московского союза композиторов
  • Работа в Музыкальном фонде Союза композиторов (1985–1995)
  • Член диссертационного Ученого совета ГИИ
  • Член Ученого совета по прохождению рукописей ГИИ

Награды:

  • Знак L’ORDRE DU «Merite Culturel» (Заслуженный для польской культуры), 1981
  • Медаль в год столетия Кароля Шимановского за сборник «Кароль Шимановский. Воспоминания. Статьи. Публикации». М., 1984
  • Знак «Amicus Poloniae», 1985
  • Медаль Союза польских композиторов, 1989
  • Krzyż Kawalerski Orderu Zasługi (Крест Кавалерский), 2000, подписано удостоверение президентом Польши Александером Квасневским
  • Номинация на Награду имени Анджея Дравича, 2000
  • Диплом Министра Иностранных Дел Польши (За выдающиеся заслуги…), 2000
  • Диплом Фонда «Толеранция», 2001
  • Медаль Союза польских композиторов, 2005
  • Специальная премия Министра культуры Польши, 2005
  • Диплом и медаль Общества имени Витольда Лютославского, 2005
  • Бронзовая медаль министра культуры и национального наследия Польши: Заслуги для культуры «GLORIA ARTIS», 2005
  • Медаль в честь столетия со дня рождения Витольда Лютославского, 2013
  • Почетный диплом конкурса книг по музыковедения имени Б.Асафьева (Союз московских композиторов) за книгу: «От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого», 1991
  • Золотая медаль Союза московских композиторов, 2013

В прошлом:

  • Научный сотрудник Музея музыкальной культуры им. Глинки (1973)
  • Работа в Музыкальном фонде СССР (1985–1991)
  • Редактор отдела «Музыка и кино» в журнале «Салон Аудио/Видео» (1995–2010)

Образование:

  • Факультет историко-теоретико-композиторский Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (1973), ныне Музыкальная академия им. Гнесиных; 4 года училась на историческом факультете Варшавского университета в институте Музыкологии (1968–1972); Аспирантура Государственного института искусствознания (1973–1976)
  • Защита диссертации на соискание степени канд. Искусствоведения «Антивоенная тема в польской музыке», 1987
  • Защита диссертации на соискание степени доктора искусствоведения «От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого. Очерки развития симфонической музыки в Польше ХХ века», 1992
  • Месячная стажировка в Вене, в Институте «Науки на службе человека» (1987)
  • Трехмесячная стажировка в Фонде музыкальных рукописей Пауля Захера в Базеле (Швейцария), 1998

Основные публикации

Моногафии:

От Шимановского до Лютославского и Пендерецкого. Очерки развития симфонической музыки в Польше ХХ века. М., 1990.

Conversation with Witold Lutosławski (1987–1992). Stockholm, 1994.

Рецензии на эту книгу появились: Tempo (England), The Musical Times (England), Ruch Muzyczny (Poland). Musikmagazinet (Sverige), Melos (Sverige), Musicology (Australia), Muzyka (Poland), MusikTexte (Germany).

Беседы Ирины Никольской с Витольдом Лютославским. Статьи. Воспоминания. М., 1995.

Muzyka to nie tylko dżwięki. Rozmowy z Witoldem Lutosławskim przeprowadziła Irina Nikolska. Kraków, 2003.

Кшиштоф Пендерецкий. Инструментальная музыка. Симфонии. Оперы. Очерки. М., 2012.

Избранные статьи в научных сборниках, журналах:

Современность и традиции в симфоническом творчестве Тадеуша Бэрда // Искусство социалистических стран Европы. Киев, 1985.

Heinrich Schütz in der sowjetischen Musikwissenschaft// Heinrich Schütz im Spannungsfeld seines und unseres Jahrhunderts. Teil 2 / Internationale Schütz-Konferenz Dresden, 1985. Leipzig, 1988.

Dramaturgia I forma u Chopina a polska muzyka XX wieku. Wybrane aspekty// Rocznik Chopinowski Tom XIX, Warszawa, 1989.

«Warsaw Autumn» 90 — A Mirror of Creative Problems// Polish Music — Polnische Musik, 1991, № 1.

Wiederbelebung der Melodie: Über einige Grundzüge thematischer Formung in Witold Lutosławskis Musik der achtziger Jahre// Musik Texte. Zeitschrift für neue Musik. Heft 42. 1991.

Русский симфонизм 80-х годов: некоторые итоги// Музыкальная академия, 1992, № 4.

Самый лучезарный из творцов (публикация материалов о А. Н. Скрябине из домашнего архива Е. О. Гунста// Музыкальная академия, 1993, № 4.

Symfonie Galiny Ustwolskiej// Ruch muzyczny, 1993, № 1.

Sofia Gubajdulina: symfonika lat osiemdziesiątych// Ruch muzyczny, 1993, № 3.

Edison Denisov: Exklusivt för «Melos» av Irina Nikolska//Melos (Stockholm), 1993, № 3.

Пан Витольд Лютославский: прощальный поклон// Музыкальная академия, 1994, № 4.

On Some Symphonic Works within the 80s // The Music of Krzysztof Penderecki. Poetics and Reception. Kraków, 1995.

Cимфоническая музыка второй половины 70-х — 80-х годов// История музыки народов СССР (в трех выпусках), выпуск 1, М. 1997.

Польская музыка в России. ХХ век. Москва — Варшава, Warszawa — Moskwa / 1900–2000.

On the Types of Chain Connections in the Late Music of Lutosławski: Some Remarks an «Chain 1» for Chamber Ensemble and «Chain 3» for Orchestra// Lutosławski Studies. Oxford University Press, 2001.

Wagner w Rosji. Idee — dzieło — recepcja// Studia Instytutu Muzykologii Uniwersytetu Warszawskiego. Warszawa, 2004.

Shostakovich Remembered: Interviews with His Soviet Colleagues// A Shostakovich Casebook, edited by Malcolm Hamrick Brown. Indiana University Press, 2004.

Музыка Польши//История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХ века. Искусство ХIХ века. Книга 3. С-т Петербург, 2004.

Парный портрет (Мечислав Карлович и Кароль Шимановский) в интерьере европейского символизма// Польское искусство и литература: От символизма к авангарду. С-т Петербург, 2008.

Fryderyk Chopin: nineteenth-and early twentieth-century Russian perspectives. Anthology// Chopin and his Critics. An Anthology. Warszawa, 2011.

В. В. Стасов о Шопене// Отзвуки Шопена в русской культуре. М., 2012.

Материалы конференций:

По материалам конференций см. позиции в списке статей: № 7 в Дрездене посвящена Генриху Шютцу (1985); № 8 — шопеновская конференция в Варшаве (1987); № 17 — конференция в Кракове, приуроченная к 60-летию Кшиштофа Пендерецкого (1993); № 26 — конференция в год Шопена в Институте славяноведения Академии наук в Москве.

По материалам конференции Сектора искусства стран Центральной Европы написана статья: Романтизм — антиромантизм: эстетическая дискуссия в польской музыке 20-30-х годов//Художественные процессы и направления в искусстве стран Восточной Европы. По материалам конференции. М, 1995.

По материалам краковской конференции «50 лет польской музыки: 1945–1995». Статья: Postmodernizm w interpretacji Pawła Szymańskiego// Muzyka Polska 1945–1995. Materiały Sesji Naukowej 6–10 Grudnia 1995. Kraków, 1996.

Kонференция, посвященная перцепции творчества французского композитора Оливье Мессиана во Вроцлаве в 1999 году. Статья: O recepcji twórczości Oliviera Messiaena w Rosji//Recepcja twórczości Oliviera Messiaena. Akademia Muzyczna im. Karola Lipińskiego we Wrocławiu, Zeszyt Naukowy, № 78. Wrocław, 2001.

Конференция в Московском Союзе композиторов, посвященная творческому процессу (2000). Статья: Некоторые аспекты творческого процесса у Витольда Лютославского: о типах «цепной» связи в форме на основе исследования черновиков «Chain 1» для 14 инструменталистов (1983) и «Chain3"для оркестра (1986)// Процессы музыкального творчества. М., 2002.

Статья по материалам Второго всемирного шопеновского конгресса в Варшаве в 1998 г. Статья (английская и польская версия): Anton Rubinstein Interpreting Frédéric Chopin// Chopin and his Work in the Context of Culture. Kraków, 2003.

Келдышевские чтения в ГИИ в 2006 году. Статья: Минимализм в польской музыке 1960–1980-х годов//Келдышевские чтения — 2006. К 95-летию со дня рождения И. В. Нестьева. М., 2007.

Конференция Отдела искусства Центральной Европы в ГИИ, посвященная Габсбургской империи. Статья: Кароль Шимановский и венский издательский дом «Universal Edition»// Художественные центры Австро-Венгрии 1867–1919. С-т Петербург, 2009.

Конференция в Союзе композиторов, посвященная памяти М. Е. Тараканова. Статья: Симфонизм Витольда Лютославского//Звуковая среда современности. Сборник статей памяти М. Е. Тараканова (1928–1996). М, ГИИ, 2012.

Коллективные труды:

Составление и редактирование:

Кароль Шимановский. Воспоминания. Статьи. Публикации. М., 1984.

Русско-немецкие музыкальные связи. М., 1996.

Современное польское искусство и литература. М., 1998.

Польское искусство и литература: от символизма к авангарду. С-т Петербург, 2008.