Доктор искусствоведения с 1999 г. Ведущий научный сотрудник, сектор искусства Центральной Европы (с 2009 года), по совместительству
Сфера научных интересов — изобразительное искусство (балканский ареал, русский авангард), семиотика, структура текста, проблемы интермедиальности
Также:
- Заведующая Отделом истории культуры славянских народов Института славяноведения (основное место работы)
- Главный научный сотрудник Отдела русской культуры Института мировой культуры Московского Государственного Университета им.
М. В. Ломоносова , по совместительству - Преподавание: авторские спецкурсы и семинары для аспирантов Московской Государственной консерватории, с 2010 года
- Член Союза художников СССР с 1990 года, отделение критики
- Член Ассоциации искусствоведов с 1999 года
Награды:
Грамота РАН за отличный труд (2005).
Образование:
- Отделение истории искусств исторического факультета Московского Государственного Университета, 1974 (специальность: искусствоведение)
- Аспирантура Государственного института искусствознания, 1974–1979
- Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствознания «Проблема мемориала в творчестве Б.Богдановича (СФРЮ)», 1980
- Защита диссертации на соискание степени доктора искусствознания «Балканский менталитет и изобразительное искусство», 1998
- Координатор и переводчик фонда Дж. Сороса «Открытое общество», 1991–1993
Стажировки и преподавание:
- Годичная научная стажировка в университет г. Белграда (СФРЮ), 1976–1977
- Преподавание в университете Washington & Lee, штат Вирджиния, США, 1995–1996
- Научная стажировка в университете Торонто (Канада), 1996
- Курс лекций по русскому искусству в университете Таллина (Эстония), 2002
- Лекции и доклады в университетах Венгрии, Германии, Канады, Нидерландов, Польши, Сербии, США, Финляндии, Хорватии, Швейцарии, Эстонии
- Неоднократно получала гранты научных фондов (как руководитель и участник проектов, в том числе международных — с Нидерландами, Финляндией, Германией, Белоруссией): «Культурные инициативы», РГНФ, РФФИ
Основные публикации
Автор четырех монографий и более 200 статей
Монографии:
Художественная традиция в пространстве балканской культуры. М., Институт славяноведения и балканистики АН СССР, 1991. 180 стр.
Мотивика Андрея Платонова. М., Институт славяноведения РАН, 2006. 224 стр.
Изображение и слово в риторике русской культуры ХХ века. М., Индрик, 2008. 304 стр.
Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. М., Индрик, 2013. 360 стр.
Статьи в научных сборниках и журналах (избранное):
«Поцелуй — это мой путь в Дамаск» (эротическая тема в творчестве К.Бранкузи). // Искусствознание, 1999 № 2, 574–582.
Шагал и Гоголь. // Европейское искусство
Белый цвет в русской культуре ХХ века. // Признаковое пространство культуры. М., Индрик, 2002, 424–431.
Фигуры речи и изобразительное искусство. // Искусствознание 2001 № 1, 130–143.
Югославянский примитив: стереотипы поведения // Славянское и балканское языкознание. М., 2003, 454–464.
Иван Мештрович и
Мотив Волны в искусстве модерна // Европейский символизм. СПб., Алетейя, 2006. 424–436.
К проблеме балканской телесности // Wiener Slawistischer Almanach 57 (2006). Festschrift fur Hans Gunther, 253–260.
Изобразительный контекст прозы А.Платонова // Wiener Slawistischer Almanach. Band 63, 2009. 357–369.
Часы и солярная символика в живописном нарративе // Russian Literature, vol.71, Issue 3–4, 2012 (1 April — 15 May 2012), 507–523.
«Художник» Малевича: стихотворение versus картина // Художник и его текст. М., 2011.
Проблема названия произведений абстрактной живописи // Беспредметность и абстракция. М., 2011. С. 39–54.
Куда бежит крестьянин: к проблеме мифопоэтики позднего Малевича // Искусство супрематизма. Белград, 2012, 115–128.
Визуальный нарратив: между литературой и живописью // Магия литературного сюжета. Проблемы интерпретации в изобразительном искусстве. М., Памятники исторической мысли, 2012, 513–523. ISBN 978-5-
Часы и солярная символика в живописном нарративе // Russian Literature, vol.71, Issue 3–4, 2012 (1 April — 15 May 2012), 507–523.
Материалы конференций (избранное):
Вячеслав Иванов и Павел Филонов: к проблеме дионисийства в позднем авангарде // Павел Филонов. К
К семантике парных изображений на балканских надгробиях // Доклады российских ученых. Х Конгресс по изучению стран
Мотивы света и огня в искусстве
К проблеме модальности изображения: фотография Бориса Михайлова // Языковые параметры современной цивилизации. Сборник трудов первой научной конференции памяти академика РАН
Научное редактирование (избранное):
Телесный код в славянских культурах. Отв. ред. М., Институт славяноведения РАН, 2005. 21 а.л.
А.Флакер. Живописная литература и литературная живопись. М., Три квадрата, 2008. Научное редактирование, предисловие, перевод ряда статей.
Художник и его текст. Сборник научных статей (член редколлегии совместно с
Концепты повседневности в славянских культурах: еда и одежда. Отв. ред. СПб., Алетейя, 2011 (40 а.л.). Отв. Редактор
Дух символизма. М.,
Концепт вещи в славянских культурах. М., 2012. Отв. ред. (20 а.л.)
Председатель оргкомитета:
Телесный код в славянских культурах. Москва, Институт славяноведения РАН, 2004.
Концепт еды в славянских культурах. Москва, Институт славяноведения РАН, 2008
Коды повседневности в славянских культурах: одежда. Москва, Институт славяноведения РАН, 2009.
Концепт вещи в славянских культурах. Москва, Институт славяноведения РАН, 2010
Проблема гибридных форм в славянских культурах. Москва, Институт славяноведения РАН, 2012
Член программного комитета, модератор секции:
Международный конгресс «100 лет русскому формализму». Москва, РАН, МГУ, РГГУ, ВШЭ, 2013.