Орецкая
Ирина Анатольевна

Сектор византийского искусства
Орецкая Ирина Анатольевна

Кандидат искусствоведения, с 2003 г. Старший научный сотрудник и ученый секретарь сектора византийского искусства, с 2002 г. Работает в институте с 2002 г.

Сфера научных интересов — византийское искусство, прежде всего, книжная миниатюра и византийская/византинизирующая живопись в Италии, средневековое искусство Рима

Также:

  • Автор, рецензент и научный редактор статей по религиозному искусству в Православной энциклопедии (с 2009 г.)

  • Приглашенный лектор в Высшей школе художественных практик и музейных технологий и на отделении дополнительного образования при факультете истории искусства РГГУ (курсы лекций по византийскому искусству, византийской книжной миниатюре, христианской иконографии)

Награды:

  • Премия Министерства культуры РФ для молодых ученых за научные исследования в области культуры и искусства (приказ № 1679 от 16 декабря 2003 года)

  • Премия Европейской академии для молодых ученых (2004 г.)

В прошлом:

Старший научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина (1999—2002 гг.)

Зав. отделом научных исследований и каталогизации Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева (2017-2018 гг.)

Образование:

  • Отделение истории искусств исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, 1998 г. (специальность: искусствоведение)

  • Аспирантура Государственного МГУ имени М. В. Ломоносова, 1998—2002 гг.

  • Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Греческие иллюстрированные рукописи IX-ого века: Книга Иова (Vatican gr.749), Гомилии Григория Назианзина (Biblioteca Ambrosiana cod. E49-50 inf) и Sacra Parallela (Paris, Bibl. Nat. gr. 923)», 2002 г.

  • Изучение новогреческого языка (программа «Ясон» Школы современных языков при Фессалоникском университете, 1998 г.)

  • Стажировка в Германии по стипендии Немецкой службы академических обменов — DAAD (сентябрь — октябрь 2001 г.)

  • Участие в программе «United people — divided nations, journey through the history of art» летнего университета в Охриде (июнь 2002 г.)

  • Стажировка в Риме по стипендии Французской школы в Риме (ноябрь 2002 г.)

  • Стажировка в Варбургском институте в Лондоне (стипендия Ф.Заксла, 1 мая — 15 июня 2007 г.)

Основные публикации

Монографии:

Попова О.С., Захарова А.В., Орецкая И. А. Византийские миниатюры второй половины X–XI века». М., 2012.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Орецкая И. А. Еще несколько замечаний по поводу византийских псалтирей IX века // Византийский временник 61 (2002). С. 151–171.

Орецкая И. А. Гомилии Григория Назианзина (Biblioteca Ambrosiana cod. E49-50inf) — греческая иллюстрированная рукопись IX века: взаимоотношение образов и текста // Искусство христианского мира. Сборник статей. М., 2002. C. 16–21.

Орецкая И. А. О миниатюрах греческой рукописи IX века Sacra Parallela (Paris, Bibliothèque Nationale de France, gr. 923). Византийский временник 62 (2003). С. 133–140.

Oretskaia I. Stylistic Tendency in IX-century Art of Byzantine World. An Example of Miniatures of Three Greek Illuminated Manuscripts: Book of Job (Biblioteca Apostolica Vaticana, gr. 749), Homilies of Gregory of Nazianzus (Biblioteca Ambrosiana, cod. E49-50inf) and Sacra Parallela (Bibliothèque Nationale de France, gr. 923) // Zograf 29 (2002–2003). P. 5–19.

Орецкая И. А. Стиль миниатюр ватиканской Книги Иова (Vatican, gr. 749): К проблеме художественных традиций // Византийский мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. М., 2005. С. 109–122.

Орецкая И. А. О миниатюрах Четвероевангелия (РНБ, гр. 801) // Образ Византии. Сборник статей в честь О. С. Поповой. Отв. ред. А. В. Захарова. М., 2008. С. 335–356.

Орецкая И. А. Стиль и датировка миниатюр рукописи (Plut. 74.7) из библиотеки Лауренциана во Флоренции // Лазаревские чтения 2008. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции. М., 2008. С. 40–55.

Oretskaia I. Style and date of the miniatures of the Hippokrates Collection manuscript // La collezione di testi chirurgici di Niceta. Firenze, Biblioteca Medicea Laurenziana, Plut. 74.7. Tradizione medica classica a Bisanzio. A cura di M. Bernabò. Roma, 2010.

Oretskaia I. Reminding of the Early Christian past in the Roman late 8th and early 9th-century mosaics // Ниш и Византиjа. Зборник радова IX. Ниш, 2011. С. 237–256.

Орецкая И. А. К вопросу о византийских рукописных центрах конца XI в. на примере иллюстрированных рукописей литургических Гомилий Григория Назианзина // Античная древность и Средние века. Вып. 40. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. С.234–250.

Орецкая И. А. Миниатюры рукописи Гомилий Григория Назианзина из собрания Государственного исторического музея (Син. гр. 61) // Византийский временник. 2011. 70 (95). С. 236–247.

Орецкая И. А. Фрески церкви Панагии Антифонитрии в деревне Мириокефала на острове Крит // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы 5(XXXVI). Материалы научной конференции. М., 2016. С. 72-88.

Орецкая И.А. Орнаментальный декор рукописи гомилий Григория Назианзина (ГИМ, Син. гр. 61) // Путем орнамента: Исследования по искусству византийского мира: сборник статей / Сост. и отв. ред. А.Л. Саминский. М., 2013. С. 73-78.

Орецкая И.А. Мозаики собора Сан Джусто в Триесте: художественные особенности // Искусство христианского мира. М., 2015. Вып. 13. С. 162-174.

Орецкая И.А. Византийские мозаичисты в Северной Италии во второй половине XI – начале XII века // Византийский временник. 2016. Т. 100. С. 158-166.

Орецкая И.А. Византийские черты в росписях церкви Сант Анджело ин Формис // Известия УрФУ. Серия 2. Гуманитарные науки. Екатеринбург, 2017. Вып. 2. С. 56-67.

Орецкая И.А. О фресках церкви Санта Мария делла Лама в Салерно. Предварительные замечания // Неизвестные произведения. Новые открытия. Сборник научных статей к юбилею Музея имени Андрея Рублева. М., 2017. С. 210-223.

Орецкая И.А. Фрески церкви Сан Пьетро а Корте в Салерно // Византийский временник. 2017. Т. 101. С. 254-262.

Oretskaia I. On the style of the Bachkovo Ossuary frescoes // Zograf. 2018. Vol. 42. P. 37-54.

Орецкая И.А. Второй слой фресок в церкви Сан Пьетро в Отранто. Заметки на полях // Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве. Сборник статей в честь О.С. Поповой / Ред. А.В. Захарова, О.В. Овчарова, И.А. Орецкая. М., 2020. С. 296-317.

Oretskaia I. Byzantine Monumental Painting c. 1100. Style and Imagery // Fenestella. 2020. Vol. 1 (accepted for publication).

Орецкая И. А. Рукопись Четвероевангелия (РГБ, ф. 201, №19) и ее миниатюры // Монфокон 6 (принята к публикации).

Oretskaia I. The medical manuscripts and their miniatures in the context of the book production of the 10th century // Filosofia e medicina bizantina tra Oriente e Venezia. Collection of papers of the historical colloquim (Venezia, Scuola Grande di San Marco, 28.02.2019) (accepted for publication)

Материалы конференций:

Стиль миниатюр ватиканской Книги Иова (Vatican, gr. 749): К проблеме художественных традиций // К 2000-летию христианства. Византийский мир: Искусство Константинополя и национальные традиции. Тезисы докладов Международной конференции (Москва, 17—19 октября 2000 г.). СПб., 2000. С. 51–53.

Европейское культурное пространство в первой половине IX века: Рим, Византия, каролинги // Восток-Россия-Запад: Мировые религии и искусство. Международная научная конференция. Тезисы докладов. СПб., 2001. С. 134–137.

Кто был заказчиком рукописи Христианской топографии Косьмы Индикоплова (Biblioteca Apostolica Vaticana, gr. 699)? Предварительные замечания // Тезисы докладов XVI Всероссийской научной сессии византинистов (Институт Всеобщей истории РАН, 29–30 мая 2003 года). М., 2003. С. 81–82.

Персонификации в миниатюрах ватиканской рукописи Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699) // Русь и Византия. Место стран византийского круга во взаимоотношениях Востока и Запада. Тезисы докладов XVIII Всероссийской научной сессии византинистов. ИВИ РАН, 20—21 октября 2008 года. М., 2008. С. 97–101.

К вопросу о византийских рукописных центрах конца XI в. на примере иллюстрированных рукописей литургических гомилий Григория Назианзина // Российское византиноведение. Традиции и перспективы/ / Тезисы докладов XIX Всероссийской научной сессии византинистов. Москва, 27—29 января 2011 года. М., 2011. С. 173–174.

The miniatures of the Tetraevangelion (Parma, Palat. cod. 5): their style and an attempt to give them more precise dating // Proceedings of the 22nd International Congress of Byzantine Studies. Sofia, 22–27 August 2011. Vol. III: Abstracts of free communications. Sofia, 2011. P. 349.

Художественные особенности миниатюр рукописи Деяний и Посланий апостолов (ГИМ. Муз. 3648) // Палеография, кодикология, дипломатика: Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов. Материалы международной конференции в честь 75-летия доктора исторических наук, члена-корреспондента Афинской Академии Б. Л. Фонкича. Москва, 27—28 февраля 2013 г. М., 2013. С. 244–245.

Иконография мозаик собора Сан Джусто в Триесте //Византия и византийское наследие в России и в мире. Тезисы докладов XX Всероссийской сессии византинистов. Москва, 3—6 июня 2013 г. М., 2013. С. 198–200.

Орецкая И.А. Рукопись Четвероевангелия (РГБ, ф. 201, №19) и ее миниатюры // Палеография. Кодикология. Дипломатика. Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов. Материалы Международной научной конференции в честь 80-летия доктора исторических наук, члена-корреспондента Афинской Академии Б.Л. Фонкича. Москва, 27-28 февраля 2018 г. М., 2018. С. 176-181.

Орецкая И.А. Второй слой фресок в церкви Сан Пьетро в Отранто. Заметки на полях // Тезисы докладов Международной научной конференции «Искусство византийского мира. Индивидуальность в художественном творчестве». М., 2018. С. 126-129.

Каталоги выставок и собраний, музейные издания:

Греческие иллюстрированные рукописи из монастырей Афона // Древности монастырей Афона в России из музеев, библиотек, архивов Москвы и Подмосковья. Каталог выставки: 17 мая — 4 июля 2004 года. М., 2004. С. 116–119.

Коллективные труды:

Захарова А.В., Орецкая И. А. Византийская книжная миниатюра // Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 267–277.

Орецкая И.А., Риккарди Л., и др. Изобразительное искусство Италии // Православная энциклопедия. Т. 28. М., 2012. С. 225–312.