Раку
Марина Григорьевна

Сектор истории музыки
Раку Марина Григорьевна

raku@rambler.ru

Доктор искусствоведения.
Ведущий научный сотрудник сектора истории музыки.

Член Ученого совета ГИИ и Диссертационного совета по музыкознанию

Заместитель главного редактора журнала «Искусство музыки. Теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание» (http://imti.sias.ru/)

Член редколлегии энциклопедии «Петр Ильич Чайковский» (http://tchaikovsky.sias.ru/)

Ответственный научный редактор т. 22 «Истории русского искусства: в 22 томах» (М.: ГИИ);

Также:

  • Ответственный научный редактор «Нового собрания сочинений Дмитрия Шостаковича в 150 томах» (M.: DSCH).
  • Член редколлегии журнала «Музыкальная академия» (М.: Композитор)

  • Член Комиссии по музыкознанию и музыкальной критике Союза композиторов Москвы, член СК РФ
  • Эксперт Отделения историко-филологических наук Российской академии наук

  •  Эксперт Общенационального интерактивного энциклопедического портала «Знания»

  • Музыкальный руководитель Московского театра «Мастерская П.Н. Фоменко»

Научная деятельность

Основные исследовательские интересы: история зарубежной и русской музыки эпохи романтизма; советская музыкальная культура; отечественный и европейский музыкальный театр XIX-XX веков; история и теория оперного жанра; музыка и литература; музыка и идеология; музыкальная социология; музыкальная текстология.

• Участница около 100 научных конференций в России и за рубежом (в том числе в Германии, Бельгии, Великобритании, Швейцарии, Франции); организатор нескольких конференций в России (ГИИ).

• Автор 5 книг и более 150 научных статей в российских и зарубежных журналах, альманахах, сборниках научных трудов, а также в коллективных монографиях, энциклопедиях и собраниях сочинений, в том числе: «The Revised New Grove Dictionary of Music&Musicians» (London), «История русского искусства: в 22 томах» (тт. 17, 21, 22) и энциклопедия «Петр Ильич Чайковский» (обе — М.: ГИИ), «Музыкальный Петербург. Энциклопедическое исследование» (СПб.: РИИИ), а также «Новое собрание сочинений Д.Д. Шостаковича в 150 томах» (М.: DSCH).

• Лауреат премии «Книга года» ежегодного конкурса газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «События и персоны 2014 года» за научную монографию «Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи» (М.: НЛО, 2014).

Образование           

1977-1982 — Ленинградская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова (теоретико-композиторский факультет, дипломная работа «Проблемы истории и теории григорианского хорала в зарубежном и отечественном музыкознании XVII-ХХ веков»); 

1993 — защита кандидатской диссертации «Авторское слово в оперной драматургии» (ВНИИ искусствознания, Москва);

2015 — защита докторской диссертации «Идеологическая рецепция музыкальной классики в раннесоветской и сталинской культуре» (ГИИ, Москва).

Исследовательские гранты и стажировки

Soros Foundation Open Society Institute (Berlin, 2000); Kulturkontakt Austria (Wien, 2001); Deutsche Akademische Austauschdienst (Ruhr-Bochum Univ., 2002); Научная командировка ГИИ (США, Columbia Univ., N.Y., Serge Prokofiev Archive, 2017); Исследовательская резиденция Дома творчества писателей (Переделкино, 2022).

Преподавательская деятельность

• С 1983 по 1994 гг. — преподаватель музыкально-исторических и теоретических дисциплин в музыкальных училищах Екатеринбурга и Казани, в Екатеринбургском театральном институте, Казанской государственной консерватории и Специальной музыкальной школе-десятилетке при КГК; С 2000 по 2016 гг. — доцент кафедры истории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных.

• Научный руководитель 20 дипломных и 10 кандидатских работ.

• Мастер-классы в высших и средних музыкальных учебных заведениях страны, а также за рубежом (Ruhr-Bochum Univ., ФРГ; Princeton Univ., США).

•  В настоящее время — приглашенный лектор МВШСЭН (программа «Кураторство музыкальных проектов»), в течение ряда последних лет — председатель ГЭК ВШЭ (программа «Культурология»).

• Неоднократно — член и председатель жюри музыкальных конкурсов, эксперт по присуждению Государственных премий РФ в области музыкального искусства.

Просветительская деятельность

• Выступала как ведущая теле- и радиопередач на Свердловском ГТРК, «Радио России», гость-эксперт радио «Культура», «Спутник/Sputnik», «Говорит Москва», «Радио РБК», «Радио Свободы», «Deutsche Welle», а также телеканалов РБК и «ТК-Культура». В 1995-1998 гг. — комментатор и заведующая зарубежным отделом радиостанции «Радио классической музыки ‘‘Орфей’’».

• Ведущая концертов, а также циклов концертных программ и филармонических абонементов, в том числе в Большом театре, Большом зале Московской консерватории, Белом доме РФ, Московской филармонии, концертном зале «Зарядье». Автор циклов просветительских лекций (в том числе на онлайн-платформах «Muzium» и «Arzamas»), статей и рецензий в периодике, а также в буклетах грампластинок и CD, филармонических концертов и оперных постановок (в том числе Мариинского, Большого, Самарского и Пермского театров).

Практическая деятельность:

• Музыкальное руководство постановками П.Фоменко, Е.Каменьковича, И.Поповски, Ю.Буторина, В.Камышниковой, К.Вытоптова, О. Глушкова, Д. Крымова — в том числе, спектаклями-лауреатами и номинантами Российской театральной национальной премии «Золотая маска», премий «Гвоздь сезона», «Звезда театрала», «Хрустальная Турандот».

•  Автор, руководитель и ведущая музыкально-театрального проекта «Фойе For You» («Мастерская П.Н. Фоменко»).

Основные публикации

Монографии:

Вагнер. Путеводитель. — М.: Классика-XXI, 2007. — 319 c.

Музыкальная классика в мифотворчестве советской эпохи / Серия: Научная библиотека. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 720 с.

Оперные штудии / Серия «Отечественные музыковеды. Избранное». СПб.: Издательство им. Н.И. Новикова, 2019. 516 с.

Время Сергея Прокофьева. Драматический театр: музыка, люди, замыслы. М.: Слово/Slovo, 2022. 432 с.

Научная редакция перевода:

Дальхаус К. Избранные работы по истории и теории музыки / Cост., пер., коммент., послесл. С. Б. Наумовича; вступит. ст. М. Хайнемана; науч. консультант А. И. Климовицкий; науч. ред. М. Г. Раку. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2019.      

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

После Берга... [О немецком послевоенном музыкальном театре] // Музыкальная академия. — 1993. — № 4. — С. 79-84.

Не верьте в искренность пастушки // Музыкальная академия. — 1993.— № 4. — С. 203-206.

«Geist der Musik» oder "kulinarische Kunst«?( nochmals zum Problem «Brecht und die Oper») // Communications from the International Brecht Society. — Madison (USA). — Vol. 23. — № 2. — Nov. — 1994. — P. 67-76 (deutsch).

С того берега... [Об опере Э. Денисова «Пена дней»] // Музыкальная академия. — 1994. — № 3. — С. 77-83.

Von der Dualität des künstlerischen Systems «Der fliegende Holländer» // Jahresbericht der Mitgliedsverbande des Richard Wagner Verbandes International / J. Lienhart. — Freiburg : R. Wagner Verband Iternational e V., 1994. — P. 111-118 (deutsch).

«Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертекстуального анализа // Музыкальная академия. — 1999. — № 2. — С. 9-22.

Михаил Зощенко: музыка перевода // Новое литературное обозрение. — № 44 (4’2000). — С. 111-126.

О «присвоении дискурса» и рождении социальной утопии из духа музыки" (Б. Шоу как «совершенный вагнерианец») // Новое литературное обозрение. — № 46 (6’2000). — С. 32-46.

Миф о Чайковском и власть // Музыкальная академия. — 2001. — № 1. — С. 76-81; № 2. — С. 75-85.

Становление советской музыкальной эстетики как мифотворческий процесс // Искусство ХХ века: элита и массы / Сост. и ред. Б. Гецелев, Т. Сиднева. — Н. Новгород: НГК им. М.И. Глинки, 2004. — С. 245-258.

Глинка в генеалогии советской музыки // О Глинке. К 200-летию со дня рождения / Ред.-сост. М.П. Рахманова. — М.: ГЦММК, 2005. — С. 22-38.

Сотворение мифа: «Летучий голландец» // Процессы художественного творчества: сб. тр. Вып. 9 (№ 169) / ред. Е. В. Вязкова. М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. С. 126–153.

Сергей Эйзенштейн в «вагнеровском проекте» советской культуры // Германия. ХХ век. Модернизм. Авангард. Постмодернизм. Литература / серия Humanitas; ред.-сост. В.Ф. Колязин. — М. : РОССПЭН, 2008. — С. 126-147.

«Музыка революции» в поисках языка // Антропология революции / Сост. и ред. И. Прохорова, А. Дмитриев, И. Кукулин, М. Майофис. Научное приложение. Вып. LXXVI / Серия: Научная библиотека. — М.: Новое литературное обозрение, 2009. — С. 400-435.

Советское и постсоветское «житие» Вольфганга Амадея Моцарта" // Моцарт в движении времени / Ред.-сост. М. Катунян. — М. : Композитор, 2009. — С. 243-255.

Поиски советской идентичности в музыкальной культуре 1930 — 1940-х годов: лиризация дискурса // Новое литературное обозрение. — № 100 (6’2009). — С. 184-204.

La «selezione naturale» nella cultura musicale sovietica e la recezione del melodramma italiano // Il Saggiatore musicale. Rivista semestrale di Musicologia. — Universita di Bologna, Dipartimento delle Arti. — Anno XVI. — 2009. — №. 1. — P. 35-73 (italiano).

Поиск жанрового канона в отечественном оперном театре 1920-х — 1940-х годов и процессы обретения «советской идентичности» // Оперный театр : вчера, сегодня, завтра / Ред.-сост. А.М. Цукер. — Ростов-на-Дону : Ростовская гос. консерватория им. С.В. Рахманинова, 2010. — С. 310-322.

«Новый потребитель» в советской музыкальной культуре 1920-х годов: к постановке проблемы «имплицитного зрителя» // Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках: сб. ст. по материалам межд. конф. / ред.-сост. В. Валькова, Е. Ключникова. М.: Композитор, 2011. C. 250–262.

Музыка советского города: утопии и реальность // Развлечение и искусство – 2: сб. науч. ст. / ред.-сост. Е. В. Дуков. СПб.: Нестор-История, 2011. С. 220–230.

Проблема «содержания» в советской музыкально-критической полемике 1920-х — первой половины 1930-х годов // История отечественной теории музыки: сб. статей / сост. и отв. ред. Е. С. Дерунец. М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. C. 165–194.

О вагнеровских контекстах «Доктора Живаго» // Вопросы литературы. 2011. № 2. С. 59-108; то же: The Wagnerian Contexts of Doktor Zhivago // Russian Studies in Literature. Spring 2012. Vol. 48. № 2. Pasternak’s Doktor Zhivago. N.Y.: M.E. Sharpe, 2012. Р. 44-81 (еnglish).

Кармен на советской оперной сцене // Искусство музыки: теория и история. М.: ГИИ. 2012. № 4. URL: http://sias.ru/upload/iblock/220/raky.pdf.

Гектор Берлиоз на пути к романтическому метажанру: фантазии о сне и смерти // Романтизм: истоки и горизонты / Ред.-сост. Т.М. Русанова, Е.В. Клочкова. — М. : РАМ им. Гнесиных, 2012. — С. 149-160.

Бернхард Поллини как зарубежный импресарио Чайковского // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2012. — № 3. — Режим доступа : http://sias.ru/upload/iblock/6b8/raku.pdf.

РАПМ и АСМ: к проблеме «авангарда» // Сто лет русского авангарда / Ред.-сост. М.И. Катунян. — М. : НИЦ «Московская консерватория», 2013. — С. 64-76.

Александр Скрябин в конкурсе «композиторов-революционеров»: триумф и поражение // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — 2013. — № 1(4). — С. 48-58.

Клиндворт и П.И. Чайковский : история одной дружбы [Текст] / М.Г. Раку // Наследие: XVIII–XIX века. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2013. — Вып. II / Сост. и ред. П.Е. Вайдман, Е.С. Власова. — С. 121-132.

Место и роль музыки в культурном проекте раннесоветской эпохи // Вестник истории литературы и искусства / [гл. редактор И.Х. Урилов]; Отд-ние ист.-филол. наук РАН. — М. : Собрание, 2015. — С. 261-272.

Генезис и смыслы режиссерского мейнстрима современного оперного театра // Музыкальная наука в XXI веке: пути и поиски / Отв. ред. Т.И. Науменко. — М. : Пробел-2000, 2015. — С. 292-307.

Музыка «революционной Франции» в раннесоветской культуре: опыты исторической реконструкции // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. — 2016. — № 14. — Режим доступа: http://imti.sias.ru/upload/iblock/4d8/imti_2016_14_85_112_raku.pdf.

Социальное конструирование «советского музыковедения»: рождение метода // Новое литературное обозрение. — № 137 (1’2016). — С. 39-57.

Die Beethoven-Jubiläen im Sowjetrussland der 1920er Jahre // Beethoven-Rezeption in Mittel- und Osteuropa« / Hrsg. v. H. Loos. — Leipzig: Institut für Musikwissenschaft der Universität, 2016. — S. 286-298 (deutsch).

Явная опала и тайные триумфы жанра «гранд опера» на советской сцене // Опера в музыкальном театре: история и современность: сб. статей / Ред.-сост. И.П. Сусидко. — М.: РАМ им. Гнесиных, ГИИ, 2016. — С. 136-147.

Музыка к кинофильму «Овод» // Шостакович Д. Новое собрание сочинений: в 150 т. / общ. ред. В. А. Екимовский; науч. ред. пояснит. статей М. Г. Раку (отв. ред.), Л. О. Акопян, С. И. Савенко. Серия XIV. Киномузыка. Т. 138. Овод. Музыка к кинофильму. Соч. 97. Партитура. Пояснит. ст. М. Раку. М.: DSCH, 2016. С. 173–183; то же: Music to the Film The Gadfly // Там же. С. 191–200 (еnglish).

Пришествие «Роберта-Дьявола»: опера Джакомо Мейербера на страницах русской литературы // Новое литературное обозрение. 2017. № 6 (148). С. 144–157.

Songs as Trophies: From the First World War to the First Five-Year Plan Period (english) // «На крайнем пределе веков»: Первая мировая война и культура / ред.-сост. Е. А. Бобринская, Е. С. Вязова. М.: ГИИ, 2017. P. 319–327; то же: Песня как трофей: от Первой мировой до первых пятилеток // Там же. С. 332–339.

The Phenomenon of «Translation» in Russian Musical Culture of the 1920s and Early 1930s: The Quest for a Soviet Musical Identity // Russian Music since 1917 / ed. P. Zuk and M. Frolova-Walker. Oxford: The British Academy by Oxford Univ. Press, 2017. P. 127–147 (еnglish); русский вариант: Культура как палимпсест: роль механизмов «перевода» в раннесоветской музыкальной культуре // Музыкальная академия. 2019. № 2. С. 104-124.

Reger und Russland // Max Reger — ein nationaler oder ein universaler Komponist? / hrsg. von H. Loos. Leipzig: Institut für Musikwissenschaft der Universität Leipzig, Max-Reger-Institut Karlsruhe, 2018. S. 1–17. (deutsch); русский вариант: Музыка Регера в России: к вопросу о парадоксах исторической рецепции // Музыкальная академия. 2019. № 4. С. 190-204.

«Музыкальная пауза» середины пятидесятых: Шостакович и другие // Второй Всесоюзный съезд советских писателей (1954). Идеология исторического перехода и трансформация советской литературы / ред.-сост. В. Ю. Вьюгин. СПб.: ИРЛИ РАН (Пушкинский дом), 2018. С. 428–464.

Путь к «культурности» в советском обществе: от гармошки к гармонии // Opera musicologica. 2018. № 4 (38). С. 36–55.

Большой театр как Большой кинотеатр: эволюция образа «музыкальной классики» на советском экране 1930-х—1940-х годов // Музыка и музыковедение: диалоги со временем: сб. науч. статей / Ред.-сост. Е. Э. Лобзакова. — Ростов-на-Дону: РГК им. С.В. Рахманинова, 2019. С. 458-481.

Prokofiev and the Russian Tradition // Rethinking Prokofiev / Ed. by R. McAllister and Ch. Guillaumier. Oxford Univ. Press, 2020. P. 3-18.

Оперетта Д. Шостаковича «Москва, Черёмушки». После премьеры // Шостакович Д.Д. Новое собрание сочинений: в 150 томах. Серия IV. Сочинения для музыкального театра. Т. 67. «Москва, Черёмушки». Музыкальная комедия. Соч. 105. Переложение для пения с фортепиано автора. Пояснительная статья М. Раку. М.: DSCH, 2020. С. 293-304; то же: Dmitri Shostakovich’s Operetta Moscow, Cheryomushki. After the Premiere (еnglish) // Там же. 2020. P. 359-370.

Своя дорога Аполлона Григорьева // Музыкальная академия. 2021. № 1. С. 2-15.

Die ‚Arbeit an den Klassikern‘ in der sowjetischen Musikkultur // Deutsch-russische Musikbegegnungen. 1917-1933.   Hannover: Hannover Univ. Verlag, 2021. S. 15-38 (deutsch).

Čajkovskij im Dialog mit Meyerbeer // Čajkovskij-Analysen: Neue Strategien, Methoden und Perspektiven/ Hrg. v. L. Braun, Ch. Flamm, S. Keym und Ph. R. Bullock. Mainz u.a.: Schott, 2022. (Čajkovskij-Studien 18.)  S. 103-135 (deutsch).

“The Case of Rachmaninoff ”: The Music of a White Emigré in the USSR // Rachmaninoff and His World / Ed. Ph. R. Bullock. Chicago and London. The Univ. of Chicago Press, 2022 (The Bard Music Festival / Series Editors Leon Botstein and Christopher H. Gibbs). Р. 270-300 (еnglish).