Кандидат искусствоведения, с 1997 г. Старший научный сотрудник Сектора истории музыки, с 2003 г.
Сфера научных интересов — русская музыкальная культура,
-
С 2005 по 2010 гг. — постоянный рецензент Международного фестиваля искусств «Арт-ноябрь»
-
С 2011 г. по 2014 г. — постоянный ведущий концертов-лекций этого фестиваля
-
С 2016 г. по 2020 г. — лекции «Лаборатории современного зрителя» при коллективе musicAeterna п/у Т. Курентзиса (см.: https://www.youtube.com/watch?v=v13HkVQIi6o&t=114s https://www.youtube.com/watch?v=ypMwki6YZ3A&t=111s)
-
С 2016 г. по наст. вр. — лектор и консультант отдела «Музей С. С. Прокофьева» Российского национального музея музыки. (Циклы лекций см.: https://www.youtube.com/watch?v=eI7bnNeRuI4 https://www.youtube.com/watch?v=WSM_E-yu3e4 https://www.youtube.com/playlist?list=PL3R_TaaJiZqf7GwqYoD3c5M-Hfp6Yr459 и т.д.)
Научное руководство:
- В 2008–2009 гг. — руководство диссертацией Е. М. Сабадышиной «Русское хоро-вое общество в истории отечественной музыкальной культуры», написанной на соиска-ние уч. степени канд. искусствоведения. (Защищена 13 марта 2009 г.)
- В 2015–2018 гг. — руководство диссертацией О. Р. Глушковой «Образовательная деятельность Московской консерватории: становление и развитие (1866–1916)», напи-санной на соискание уч. степени канд. искусствоведения. (Защищена 16 октября 2020 г.)
Награды:
- В 1993 г. удостоена стипендии Президента РФ за вклад в отечественную науку
- В 2006 г. — Грант Президента РФ на проведение «Музыкальных ассамблей в Российской провинции»
- В 2007 г. — Грант от фонда «Русское исполнительское искусство» на организацию серии
масте-классов в рамках фестиваля«Арт-ноябрь»
Образование:
- С 1887 по 1992 гг. — теоретическое отделение
теоретико-композиторского факультета Московской Государственной консерватории - с 1992 по 1995 гг. — аспирантура Московской Государственной консерватории
- 1997 г. — защита диссертации на соискание учёной степени канд. искусствоведения «Первая авторская редакция балета Прокофьева „Ромео и Джульетта“. Источниковедческие проблемы изучения» (Науч. рук. — докт. искусствоведения, проф.
Е. М. Левашев )
Основные публикации
Монографии:
Библиография жизни и творчества
Балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта». Исследование. М.: Изд. дом ЯСК, 2018. — 344 с.
В переводе:
Petukhova S. A. Sergey Prokofiev’s Romeo and Juliet. A Study / Transl. from the Russian by L. H. Hakobian. Moscow: Publishing House “Languages of Slavic Cultures”, 2021. — 352 p.
«Орестея» С. И. Танеева: исследование и материалы. М.: ГИИ, 2022. — 27 а.л. (в печати)
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:
Грань [о молодом композиторе Дмитрии Савари] // Музыкальная академия. 1993. № 3. С. 58–59.
Первая авторская редакция балета
Антон Григорьевич Рубинштейн // Вестник истории, литературы, искусства / Отделение
Подслушать у музыки. Юбилейное [к
Čajkovskij und Schumann — ein neuer Versuch / Deutsch von L. Braun //
К истории создания «Лабиринтов» Николая Сидельникова: орбита мастера // Искус-ство музыки: теория и история. 2013. № 7. С. 46–55. Эл. ресурс: http://sias.ru/upload/iblock/3dc/petyhova.pdf
Эдвард Григ. На совершенных высотах // Третьяковская галерея (журнал). «Эдвард Мунк. Норвегия — Россия: на перекрёстках культур». Специальный выпуск. М., 2013. С. 142–154.
Ростропович, Мясковский, Прокофьев, Шостакович: виолончельное // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2013. № 8. С. 71–113. Эл. ресурс: http://sias.ru/upload/iblock/b4f/petyhova.pdf
Методы музыковедения: на распутьях меж-, интер- и полидисциплинарности // Ис-кусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодей-ствия. Сборник материалов Международной научной конференции 14–19 апр. 2014 г. / Ред.-сост. Я. И. Сушкова-Ирина, Г. Р. Консон. М.: Нобель-Пресс; Edinbourgh: Lennex Corporation, 2014. С. 414–424.
Деятельность К. А. Кузнецова в Moscow News (1934–1939) // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2015. № 12. С. 87–109. Эл. ресурс: http://sias.ru/upload/iblock/b0b/2015_12_petuhova.pdf
Кузнецов К. А. Избранные статьи // Републикация и примеч. С. А. Петуховой; При-ложение. Списки публикаций К. А. Кузнецова в еженедельнике Moscow News (1934–1939) и в ежедневнике Moscow Daily News (1935–1938) // Искусство музыки: тео-рия и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2015. № 12. С. 110–163. Эл. ресурс: http://sias.ru/upload/iblock/128/2015_12_kuznecov.pdf
Концертная фантазия Римского-Корсакова на русские темы ор. 33 в отечественной истории жанра и в творчестве композитора // Сб. статей по материалам конференции «Келдышевские чтения. М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков в мировой худо-жественной культуре» // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодиче-ское рецензируемое научное издание. 2015. № 13. С. 132–145. Эл. ресурс: http://sias.ru/upload/iblock/ec7/imti_2015_13_132_145_petukhova.pdf
Танеев в работе над оперой «Орестея»: по архивным материалам композитора // Па-мяти Сергея Ивановича Танеева. 1915–2015. Сборник статей к 100-летию со дня смерти / Сост. Г. У. Лукина (Аминова). М: изд-во «Научная библиотека», 2015. С. 239–265.
Перечень и описание источников, относящихся к истории создания оперы Танеева «Орестея» и находящихся в архиве Государственного мемориального музыкального му-зея-заповедника П. И. Чайковского в Клину // Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1915–2015. Сборник статей к 100-летию со дня смерти / Сост. Г. У. Лукина (Аминова). М: изд-во «Научная библиотека», 2015. С. 266–306.
Танеев в работе над оперой «Орестея»: несостоявшийся до минор // IV Междуна-родная Интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве». Раздел «Источниковедение и текстология». М.: РАМ, 2016 (размещено 19 октября). Эл. ресурс: http://gnesinstudy.ru/wp-content/uploads/2016/10/PetuchovaSA.pdf
«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева: жизнь до отечественных премьер (по ар-хивным документам) // С. С. Прокофьев: к 125-летию со дня рождения. Письма, доку-менты, статьи, воспоминания / Ред.-сост. Е. С. Власова. М.: Изд-во «Композитор», 2016. С. 340–363.
К вопросу употребления термина «большая опера» во французских изданиях XIX столетия // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 4. С. 120–135.
«Рахманиновский» аккорд: истоки возникновения // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2017. № 17. С. 143–170. Эл. ресурс: http://imti.sias.ru/upload/iblock/3e9/imti_2017_17_143_170_petuhova.pdf
К вопросу о применении термина «микротематизм» при анализе камерных сочине-ний Рахманинова и Брамса // Искусство музыки: теория и история. Электронное перио-дическое рецензируемое научное издание. 2018. № 18. С. 5–30. Эл. ресурс: http://imti.sias.ru/upload/iblock/5a7/imti_2018_18_5_30_svetlana_petukhova.pdf
Библиография как данность и источник. (На примере обращения к некоторым тео-ретическим аспектам изучения творчества Рахманинова) // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2018. № 19. С. 67–122. Эл. ресурс: http://imti.sias.ru/upload/iblock/1ca/imti_2018_19_65_122_petuhova.pdf
Российское музыковедение как процесс: в кругу тем, открытий и концепций // Му-зыкальная Академия. 2019. № 1. С. 103–114. Эл. ресурс: https://mus.academy/articles/rossiyskoe-muzykovedenie-kak-protsess-v-krugu-tem
Републикация: Музыка – Философия – Культура. Сб. статей участников цикла кон-ференций (2013–2017) / Ред.-сост. К. В. Зенкин, О. В. Марченко, Е. В. Ровенко. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2020. С. 363–377.
Дистанционная научная полемика в отечественном музыковедении: опыт постанов-ки проблемы // Музыка в системе культуры. Научный вестник Уральской консерватории. Вып. 16. Актуальные проблемы языка и культуры. Труды Второй Межвуз. науч.-практ. конф. со всерос. участием (Екатеринбург, 31 октября 2018 г.) / Ред. Д. С. Бирюков, Д. И. Макаров, Л. А. Серебрякова. Екатеринбург: УГК им. М. П. Мусоргского, 2019. С. 145–160.
Соната Д. Д. Шостаковича для виолончели и фортепиано. История создания и ис-полнений. Пояснительные замечания; Соната Д. Д. Шостаковича для скрипки и форте-пиано. История создания, откликов и исполнений. Пояснительные замечания; Соната Д. Д. Шостаковича для альта и фортепиано. История создания, откликов и исполнений. (Совм. с М. Г. Раку:) Пояснительные замечания // Шостакович. Новое собрание сочине-ний = New collected works в 150 т. / Главн. ред. В. А. Екимовский; отв. науч. ред. М. Г. Раку. Серия XI. Инструментальные сонаты. Т. 106–108. М.: DSCH, 2019. С. 55–65, 99–101; 191–197, 221–223; 291–297, 323–325.
Автобиографии, дневники, мемуары музыкантов: попытка классификации и про-блемы использования в научных текстах // Музыкальная Академия. 2019. № 4. С. 156–169. Эл. ресурс: https://mus.academy/articles/popytka-klassifikatsii-i-problemy-ispolzovaniya-v-nauchnykh-tekstakh
Petoukhova S. A. Les notes manuscrites apportées par Marius Petipa à la mise en scène de l’opéra Fenella // À la recherche de Marius Petipa. Un itinéraire franco-russe. Gros plan sur La Bayadère / La Maison des Sciences de l’Homme d’Aquitaine. Ed. Pascale Melani. Bordeaux: MSHA PUBLIS, 2019. P. 83–88.
Семантика повторений и возвращений в творчестве С. Прокофьева // Музыка в си-стеме культуры. Научный вестник Уральской консерватории. Вып. 22 / Главн. ред. Е. Е. Полоцкая. Екатеринбург: УГК, 2020. С. 6–17.
Балет С. С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке»: замысел, создание, премьера // Современные проблемы музыкознания. Электронное научное издание / Главн. ред. И. П. Сусидко. М.: РАМ, 2020. № 3. С. 141–222. Эл. ресурс: http://gnesinsjournal.ru/archives/2437
«Война и мир»: этапы биографии // Современные проблемы музыкознания. Элек-тронное научное издание / Главн. ред. И. П. Сусидко. М.: РАМ, 2021. № 2. С. 145–219. Эл. ресурс: http://gnesinsjournal.ru/archives/3059
Борис Доброхотов – исследователь и редактор. Ч. 1 [Исследование] // Искусство му-зыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2021. № 24. С. 102–151. Эл. ресурс: http://imti.sias.ru/upload/iblock/6ea/imti_2021_24_102_151_petukhova.pdf
Борис Доброхотов – исследователь и редактор. Ч. 2. Приложения 1 и 2: Хронологи-ческий список публикаций Б. В. Доброхотова; Нотные примеры, не вошедшие в текст статьи // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируе-мое научное издание. 2021. № 25. С. 186–211. Эл. ресурс: http://imti.sias.ru/upload/iblock/ded/imti_2021_25_186_211_petukhova2.pdf
Модест Дмитриевич Резвой – теоретик и практик музыкального искусства // Ста-ринная музыка. 2021. № 3. С. 25–35. Эл. ресурс: http://stmus.ru/Archive%20files/starmus-2021-3.pdf
Тамара Ливанова (1909–1986) как рецензент словесных текстов // Художественная культура. Art & culture studies. Электронное периодическое рецензируемое научное из-дание. 2021. № 3. С. 334–365. Эл. ресурс: http://artculturestudies.sias.ru/upload/iblock/748/hk_2021_3_334_365_petuhova.pdf
Пресса о творчестве С. С. Прокофьева: проблематика изучения и осмысления мате-риала // Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship (Уфа). 2021. № 4 (45). С. 20–29. Эл. ресурс: https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1303/1290
«Демон» и демоническое: опера Антона Рубинштейна и её интерпретаторы // Вест-ник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2021. № 5 (76). С. 120–137. Эл. ресурс: https://vaganov.elpub.ru/jour/article/view/1766/1080
Материалы Электронной энциклопедии ГИИ «Чайковский от А до Я»:
Чайковский П. И. [Военный марш] Marche militaire // Увертюры, фантазии и другие сочинения для оркестра. Размещение 28 декабря 2020 (ред. Д. Р. Петров). Эл. ресурс: http://tchaikovsky.sias.ru/articles/musical-compositions/symphonic-compositions/overtures-fantasies-and-other-compositions-for-orchestra/voennyy-marsh-marche-militaire/
Чайковский П. И. «Итальянское каприччио» (на темы народных песен) // Там же. Размещение 29 декабря 2020 (ред. Д. Р. Петров). Эл. ресурс: http://tchaikovsky.sias.ru/articles/musical-compositions/symphonic-compositions/overtures-fantasies-and-other-compositions-for-orchestra/italyanskoe-kaprichchio-na-temy-narodnykh-pesen//
Материалы конференций:
Библиографический указатель жизни и творчества
«Золушка» С. Прокофьева — Р. Захарова: авторский текст в контексте театральных постановок» // Прокофьев — Шостакович: антитезы и параллели. ГЦММК им. Глинки, 6 апреля 2006 г. (материал не опубликован).
Шуман и Чайковский: гармонические и тематические музыкальные параллели // Материалы международной
Архетипы поведения известной личности российского музыканта в наших представлениях о ней // Келдышевские
К вопросу о значении популярности для жанра публичных похорон в России рубежа
Энциклопедия жанров русской музыки: проблематика отбора материала, его ограничения и систематизации // Множественность научных концепций в музыкознании. Келдышевские
Соната Сергея Прокофьева для виолончели и фортепиано // С. С. Прокофьев в со-временном мире. К 120-летию со дня рождения. ГЦММК им. Глинки, 30 апреля 2011 г. (материал опубликован в значительно расширенном виде, см. выше: Ростропович, Мяс-ковский, Прокофьев, Шостакович: виолончельное).
Рахманинов и Дебюсси: общее гармоническое пространство и проблемы анализа выразительных средств // Келдышевские
Деятельность
Музыкальная реклама и музыкальная культура в России // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия / Общ. науч. ред., сост.
Научное мировоззрение и исследовательский метод Татьяны Чередниченко: размышления о профессии // Круглый стол памяти
Извержение Везувия как сюжет: «Последний день Помпеи» – «Немая из Портичи» – «Фенелла» // Опера в музыкальном театре: история и современность. Сб. статей по мате-риалам Второй Международной конференции 12–14 октября 2015 г. / Ред.-сост. И. П. Сусидко. М.: РАМ, ГИИ, 2016. С. 306–319.
«Своё» как «чужое», «чужое» как «своё»: автоцитаты, цитаты и компиляции у Про-кофьева // Современные проблемы музыкознания. Электронное научное издание / Главн. ред. И. П. Сусидко. М.: РАМ, 2017. № 1. [Спец. выпуск по материалам конференции «Техника музыкальной композиции» 20–21 апреля 2017 г.]. С. 117–135. Эл. ресурс: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_39132896_54888436.pdf
«Библиографический указатель жизни и творчества П.И. Чайковского» как источ-ник и текст // Чайковский и XXI век: диалоги во времени и пространстве. Материалы Международной научной конференции. Москва – Клин, 12–14 ноября 2014 г. / Ред.-сост. А. В. Комаров. СПб.: Композитор, 2017. С. 352–368.
Николай Мясковский и его дневники (1906–1950) // Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем: сб. ст. по материалам Международной науч. конф. к 150-летию МГК / Ред.-сост. К. В. Зенкин, Н. О. Власова, Г. А. Моисеев. М.: НИЦ «Моск. консерватория», 2018. С. 601–614.
Вокруг и около «Русских сезонов»: Римский-Корсаков, Делинь, Лифарь // Совре-менные проблемы музыкознания. Электронное научное издание / Главн. ред. И. П. Сусидко. 2018. № 3. [Спец. выпуск по материалам III Международной научной конфе-ренции «Опера в музыкальном театре: история и современность» 23–25 октября 2017 г.]. С. 36–70. Эл. ресурс: http://gnesinsjournal.ru/wp-content/uploads/2018/10/3.-Petuhova-18-3.pdf
Taneyev as Librettist [abstract] // Техника музыкальной композиции. Музыкальная композиция: от интенции к опусу. Материалы III Международной научной конферен-ции, 9–11 апреля 2019 г. / Под ред. И. П. Сусидко, Т. В. Цареградской, П. В. Луцкера, Н. В. Пилипенко, Ю. И. Агишевой. М.: РАМ, 2019. С. 35–36.
Рукописные заметки Мариуса Петипа к постановке оперы Д.-Ф.-Э. Обера «Фенел-ла» в 1887 году // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международных конференций. Вып. 8 / Сост. И. В. Брежне-ва. М.: НИЦ «Моск. консерватория», 2019. С. 59–73.
Немые персонажи в музыкальном театре первой половины XIX столетия // Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Четвёртой Междунар. науч-ной конференции, 11–15 ноября 2019 г. К 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных / Министерство культуры РФ, РАМ, ГИИ. Ред-сост. И. П. Сусидко. В 3 т. М.: РАМ, 2019. Т. 1. С. 395–404.
Из Лондона в российские столицы и обратно: путешествия артистов классического балета // Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании – британская музыка в России: сборник по материалам Международной научно-практической конференции. 10–11 октября (Москва, ГИИ), 6–7 ноября (Великобритания, Uclan) 2019 г. / Ред.-сост. Е. А. Артамонова, Г. У. Лукина, О. М. Табачникова. М.: ГИИ, 2020. С. 248–259, 420–423.
«Общительность интонации» как фамильная черта // Альманах «П.И. Чайковский. Забытое и новое». Исследования, материалы к биографии, воспоминания современни-ков. Вып. 4 / Сост. А. Г. Айнбиндер, Г. И. Белонович, науч. ред. А. Г. Айнбиндер, А. С. Виноградова; рук. проекта Г. И. Белонович. ГМЗЧ, ГИИ. М.: Театралис, 2020. С. 16–24.
Из истории сценического бытования опер Антона Рубинштейна в России: парадок-сы восприятия / From the history of the stage existence of Anton Rubinstein’s operas in Russia: the paradoxes of perception // Опера в музыкальном театре: история и современ-ность. Тезисы Междунар. науч. конференции, 22–26 ноября 2021 / Ред.-сост. Н. В. Пи-липенко, под ред. И. П. Сусидко, Н. В. Пилипенко, М. В. Скуратовской. М.: Изд-во «РАМ», 2021. C. 155–156.
Оперный замысел Прокофьева и образ Александра Македонского = Prokofiev’s operatic idea and the image of Alexander the Great // Прокофьев: версии 2016–2019 = Prokofiev: versions 2016–2019. Материалы Международных симпозиумов / РНММ; ред.-сост. С. А. Петухова. М.: ИД ЯСК, 2022 (готовится к печати).
Тамара Ливанова и её диссертация (1934–1938) // Русская музыкальная историогра-фия: прошлое, современность, перспективы / Сб. ст. по материалам Международной научно-практич. конф. к 80-летию кафедры истории русской музыки. Редкол: И. А. Скворцова (главн. ред.), Н. В. Гурьева, И. В. Дынникова, Е. Е. Потяркина. (Науч. труды МГК. Сб. 89). М: НИЦ «Моск. консерватория», 2022. С. 71–79.
Надежда Васильевна Туманина и два периода её исследовательской деятельности. Приложение: Список трудов Н. В. Туманиной (1939–1968) // Искусство музыки: теория и история. Электронное периодическое рецензируемое научное издание. 2021. № 25 (ян-варь 2022). С. 160–185. Эл. ресурс: http://imti.sias.ru/upload/iblock/e68/imti_2021_25_160_185_petukhova1.pdf
Прокофьевские впечатления и замыслы 1920-х: испытание человечности, находки и открытия // Образ и судьба человека в искусстве экспрессионизма / Сб. по материалам Всероссийской конференции (ГИИ, 2019). Главн. ред. И. И. Никольская, ред. муз. отдела С. А. Петухова. М.: ГИИ, 2022 (готовится к печати).
Письма М. Н. Климентовой-Муромцевой С. И. Танееву из Парижа (1901–1903): хлопоты об «Орестее» // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музы-кальные архивы в России: материалы XX Международной научной конференции. Вып. 9 / Сост. И. В. Брежнева. М.: НИЦ «Моск. консерватория», 2022 (готовится к печати).
Деловая переписка С. С. Прокофьева в фонде РГАЛИ как часть эпистолярного наследия композитора // Там же, 2022 (готовится к печати).
Прокофьев и Скрябин: опыт приближения // Музыка в системе культуры. Научный вестник Уральской консерватории. Вып. 29 / Главн. ред. Е. Е. Полоцкая. Екатеринбург: УГК, 2022 (готовится к печати).
Надежда Забела-Врубель и «Демон» А. Г. Рубинштейна // Третьяковская галерея = The Tretyakov Gallery Magazine. 2022 (готовится к печати).
Национализм и национальное в исполнительской истории Скрипичного концерта Чайковского // Научная конференция ГМЗЧ «П.И. Чайковский и его наследие в XIX–XX веках: забытое и новое». Клин, 9 декабря 2020 г. (материал не опубликован)
Александр Алябьев Бориса Доброхотова: редактирование, соавторство, сочинение // Международная научная конференция «Музыкальная композиция: исторические мета-морфозы». РАМ, 13–15 апреля 2021 г. (не опубликован)
Редактирование, восстановление, завершение «чужих» сочинений как тенденция развития российской музыкальной культуры // 4-й семинар серии «Различия в подхо-дах», подготовленной Центром по изучению музыки России, Восточной и Центральной Европы и постсоветских стран (CRECEPS; Гейдельберг – Москва), 18 июня 2021 г. (не опубликован, запись см.: https://heibox.uni-heidelberg.de/f/b1bd5b4de47e4be28d69/)
Российское представительство на международных симпозиумах 1950-х (по страни-цам «Воспоминаний» Т.Н. Ливановой) // XXII Международная научная конференция «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России». МГК, 23 марта 2022 г. (не опубликован).
Документальное наследие Прокофьева в российских собраниях = Prokofiev’s docu-mentary heritage in Russian collections // International Symposium “Prokofiev, words and mu-sic”. Université de Lorraine-Metz (online), 28–29 апреля 2022 г. (материал не опубликован).
Парижский дебют (1914): скрябинский «Прометей» как хореографическая поэма // Institute for Russian Music Studies, 2022 Annual Conference (online). Випитено (Италия), 11–16 июля 2022 г. (материал не опубликован).
Буклеты фестиваля
[Тексты об
[Тексты об инструментальной музыке
Времён ушедших небылицы // «Вариации на тему Моцарта». Международный фе-стиваль искусств «Арт-ноябрь». Сезон 01.XI. 2013 – 29.II. 2014. Буклет. М., 2013. С. 2.
Коллективные труды:
События
Основные даты жизни деятелей музыкального искусства // История русской музыки в десяти томах. Т.
Дополнительная литература о
Исполнительское искусство 1860–1870 гг. // История русского искусства в 22-х то-мах. Т. 16: Искусство 1860–1870-х годов. Музыка / Отв. ред. тома Т. Л. Карпова, отдела – М. П. Рахманова. — 2 а.л. (не опубликован)
Камерно-инструментальные жанры 1900–1909 // История русского искусства в 22-х томах. Т. 18: Искусство начала XX века (1900-е гг.) Музыкальное и театральное искус-ство / Отв. ред. Е. С. Вязова. — 1 а.л. (не опубликован).
Камерно-инструментальные жанры 1910–1917 // История русского искусства в 22-х томах. Т. 19: Искусство 1910-х гг. Музыкальное и театральное искусство / Отв. ред. В. А. Щербаков. — 1 а.л. (не опубликован).
Концертная жизнь и исполнительское искусство 1900–1909 // История русского ис-кусства в 22-х томах. Т. 18: Искусство начала XX века (1900-е гг.) Музыкальное и теат-ральное искусство / Отв. ред. Е. С. Вязова. — 3, 2 а.л. (не опубликован).
Концертная жизнь и исполнительское искусство 1910–1917 // История русского ис-кусства в 22-х томах. Т. 19: Искусство 1910-х гг. Музыкальное и театральное искусство / Отв. ред. В. А. Щербаков. — 2, 5 а.л. (не опубликован).