Лащенко
Светлана Константиновна

Сектор истории музыки
Заведующий сектором

vreikh@mail.ru

Доктор искусствоведения, с 2006 г. Заведующая Сектором истории музыки с 2008 г. Работает в институте с 1999 г. в Отделе музыки (с 2013 г. — Сектор истории музыки).

Сфера научных интересов — русская музыкально-театральная культура 19-го/20-го столетий; взаимодействие русской и европейской музыкальной культуры; музыкально-литературные связи и взаимодействия.

Ответственный секретарь 17 тома федерального проекта «История русского искусства» в 22 тт., с 2008 г.

Также:

  • Председатель жюри конкурса на лучшие публикации Института (2011, 2012 гг.)
  • Имеет благодарность Министра культуры Российской Федерации за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу (2009)

В прошлом:

  • Редактор Отдела «Наука. Издания» газеты «Музыкальное обозрение»
  • Редактор Отдела «Наука» журнала «Музыкальная Академия»
  • Эксперт Министерства культуры СССР

Образование, квалификация, стажировки:

  • Историко-теоретический факультет Института искусств (г. Харьков, Украина), специальность: музыковед, преподаватель
  • Аспирантура Государственного института искусствознания
  • Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения, 1989
  • Защита диссертации на соискание степени доктора искусствоведения, 2008.

Основные публикации

Монографии:

Заклятие смехом. Опыт истолкования языческих ритуалов восточных славян. — М.: Ладомир, 2006. — 316 с.

Музыкальная жизнь Москвы второй половины XIX столетия. М.: Издательство Российской Академии Наук, 2002. — 5 п.л.

Научные статьи, главы коллективных монографий:

Директор Императорских театров А. М. Гедеонов: московские истоки санкт-петербургской театральной карьеры // // Искусство музыки: теория и история. 2012. Вып. 3.

Социальное обеспечение артистов русской Императорской оперы // Искусство музыки: теория и история. 2012. Вып. 3.

Проблема непроблемной науки (Рец. на кн.: Букина Т. В. Музыкальная науки в России 1920–2000-х годов. СПб., 2010 // Новое литературное обозрение. № 114 (2012). С. 328–342.

Опера Мусоргского «Борис Годунов» на пути к сцене Мариинского театра (1874): факты, герои, версии // Искусство музыки: теория и история. 2011. Вып. 1–2.

«Борис Годунов» Мусоргского. Дягилевская версия // Науковий вісник Національної музичної Академії України ім. П.І. Чайковського. Вип. 98. Світ музикознавства: стратегії, дискурси, сюжети. Олені Сергіївні Зінькевич присвячується. Збірник статей. К., 2011. С. 226–240.

О «якупчиках» и «жужжалках», министре внутренних дел, концентрационных лагерях, советской власти и высоком оперном искусстве // Развлечение и искусство: Вып. 2 / ред-сост. Е. В. Дуков. СПб., 2011. С.191–202.

Русская музыка и ее литературные координаты (Рец. на кн.: Гаспаров Б. М. Пять опер и симфония: слово и музыка в русской культуре. М., 2009) // Новое литературное обозрение. № 106 (2010, № 6). С. 345–359.

Алгебра музыкознания и гармония литературного текста (рецензия на кн.: Брагина Н.Н. Н. В. Гоголь: симфония прозы [опыт аналитического исследования]. Иваново, 2007; Она же. Мироздание А. Платонова: опыт реконструкции. Музыкально-мифологический анализ поэтики. Иваново, 2008) // Новое литературное обозрение. 2010. № 1.

О «негодяях в желтых перчатках», «диком энтузиазме», безумных поклонниках и театральных скандалах // Науковий вісник Національної музичної Академії України ім. Чайковського. Вип. 89. Сучасний оперний театр і проблеми оперознавства. М. Р. Черкашиній-Губаренко присвячується. К., 2010. С.58–77.

«Летопись моей музыкальной жизни»: побуждения и смыслы // Наследие Н. А. Римского-Корсакова в русской культуре. Сб. статей к 100-летию со дня смерти композитора. М., 2009. С. 97–105.

Зритель как актер // Музыкальная академия 2009, № 1. С. 64–67.

По ту сторону развлечения («черный» юмор как «голая» правда в музыкальном театре Д. Д. Шостаковича) // Развлечение и искусство. СПб., 2008. С. 450–458.

Театральное барышничество как факт русской музыкально-театральной культуры // Аспекти історичного музикознавства-II. Х., 2008. С. 32–39.

Развенчание как развлечение: о некоторых особенностях восприятия оперы в России конца XIX — начала ХХ века // Город развлечений. Наблюдения, анализы, сюжеты. СПб., 2007. С. 204–218.

Академическая музыка в восприятии современного российского обывателя (на примере детективных серий А. Марининой и Д. Донцовой) // Келдышевские чтения — 2006. К 95-летию со дня рождения И. В. Нестьева. Доклады, сообщения, статьи. М., 2008. С.218–248.

Сошедшиеся в точке «Носа» (О смысловых лабиринтах смеха в опере Шостаковича) // Музыкальная академия, 2006. № 4. С. 57–70.

Музыкальная журналистика и музыкальная критика // История русской музыки в 10-ти томах. Т.10Б. М., 2004. С. 556–630.

Концертная жизнь в провинции // История русской музыки в 10-ти томах. Т. 10Б. М., 2004. С.334–391.

«Руслан и Людмила»: поэма А. С. Пушкина — опера М. И. Глинки // Музика у просторі культури. Зб. статей. Науковий вісник Національної музичної академіЇ України. Вип. 33. Київ, 2004. С. 127–149.

Венедикт Ерофеев. Поэма «Москва — Петушки»: опыт музыковедческого исследования // Мир искусств. Альманах. Выпуск 5. СПб., 2004. С.258–285.

«Казус Руслана» // Музыкальная Академия. 2004, № 4. 2 а.л.

Идея «страшной красоты»: опера-балет В. Губаренко «Вий» и опера Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок» // Віталій Губаренко: сторінки творчості. Статті, дослідження, спогади. Науковий вісник Національної музичної Академії України імені П.І. Чайковського. Вип.32, кн.4. К., 2003. С.106–120.