Лащенко
Светлана Константиновна

Сектор истории музыки
Заведующий сектором
Лащенко Светлана Константиновна

vreikh@mail.ru

Доктор искусствоведения с 2006 г. Работает в институте с 1999 г., заведует Сектором истории музыки c 2008.

Сфера научных интересов — история отечественного и европейского музыкального театра, история взаимодействия музыкального искусства и литературы

Также:

  • Ответственный редактор 17 тома Федерального проекта «История русского искусства» в 22 тт. (с 2008 г.)
  • Зам. Гл. редактора сетевого журнала ГИИ «Искусство музыки: теория и история», член диссертационного совета по музыкальному искусству, член диссертационного совета по культурологии; член Большого Ученого Совета ГИИ
  • Председатель жюри конкурса на лучшие публикации Института (2011, 2012).

В прошлом:

  • Редактор Отдела «Наука. Издания» газеты «Музыкальное обозрение»
  • Редактор Отдела «Наука» журнала «Музыкальная Академия»
  • Эксперт Министерства культуры СССР

Награды:

  • Имеет две благодарности Министра культуры РФ за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу

Образование, квалификация, стажировки:

  • Историко-теоретический факультет Института искусств (г. Харьков, Украина), специальность: музыковед, преподаватель
  • Аспирантура Государственного института искусствознания
  • Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения, 1989
  • Защита диссертации на соискание степени доктора искусствоведения, 2008.

Основные публикации

Монографии:

  1. Музыкальная жизнь Москвы второй половины 19 века. Токио, 2022. 165 с. (на японском языке). 

  2. Заклятие смехом. Опыт истолкования языческих ритуалов восточных славян.  М.: Ладомир, 2006. – 316 с.

  3. Смеховой мир дохристианськой культуры украинского народа. Харків 1999. – 20 п.л. (на укр. языке).

  4. Музыкальная жизнь Москвы второй половины XIX столетия. М.: Издательство Российской Академии Наук, 2002. - 5 п.л.

Коллективные труды:

  1. Бишоп Анна // Музыкальный Петербург. 1801- 1861. Энциклопедический словарь. СПб.: Композитор, 2019. С. 425–429. 

  2. Боргондио Жантиль // Музыкальный Петербург. 1801–1861. Энциклопедический словарь. СПб.: Композитор, 2019. С. 470–483.

  3. Анджелика Каталани в Петербурге // Музыкальный Петербург. 2017. XIX век. 1801–1861. Энциклопедический словарь-исследование. Материалы к энциклопедии. Т. 14. СПб., 2017. С. 208–224 

  4. «Катерина Измайлова»: опыт первых сценических воплощений (в соавторстве с М. Раку) // Дмитрий Шостакович. Новое собрание сочинений. Серия IV Сочинения для музыкального театра. Том 59. Катерина Измайлова. Опера в четырех действиях, девяти картинах Либретто А. Прейса и Д. Шостаковича по повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Соч. 29/114. Редакция 1963 года. Клавир / Общая редакция Виктора Екимовского. М.: DSCH, 2016. С. 367–372.  

  5. Музыкальная жизнь // Очерки русской культуры. Конец XIX – начало ХХ века. Т. 3. Художественная жизнь / ред.кол. Л.Д. Дрегачева, Л.В. Кошман, М.Г. Литаврина. М.: Роспэн, 2016. С. 295–368. 

  6. Государственный институт искусствознания в работе над музыкальным и литературным наследием М.П. Мусоргского (в соавторстве) // М.П. Мусоргский. Истоки. Истина. Искусство. СПб.-Великие Луки. 2015. С. 5–20.

  7. Оперный театр // История русского искусства: В 22 тт. Т. 17. М., 2014. С. 422–450.

  8. Исполнительство и концертная жизнь // История русского искусства: В 22 тт. Т. 17. М., 2014. С. 536–554.

  9. Введение // История русского искусства: В 22 тт. Т. 17. М., 2014. С. 8–22.

Статьи:

  1. Глинка и Штерич // Вестник РХГА. 2021. № 4 (т. 22). С. 310–324.

  2. Смеховое пророчество. О чем смеются и молчат герои оперы Прокофьева. // Любовь к трем апельсинам. Опера Сергея Прокофьева. Буклет к постановке оперы в Пермском оперном театре. Премьеры 05, 06, 07 февраля. Пермь, 2021. С. 30–35.

  3. Вчера она пела, Клара Новелло…(из истории гастролей английских примадонн в России) // Российско-британский культурный диалог: русская музыка в Великобритании — британская музыка в России. Международная научно-практическая конференция 5-6 октября 2019 (Москва), 6-7 ноября 2019 (Престон, Великобритания).  М.: ГИИ. 2020. С. 172–181.

  4. Turgenev’s Europeanness: The Final. The Song of Triumphant Love // Ivan Turgenev und die europaische Musikkultur. Heidelberg, University, 2020. P. 119–133. 

  5. М. И. Глинка и Е. Ф. Розен // Искусство музыки: теория и история. 2020. № 22-23. С. 156–213. URL: http://imti.sias.ru

  6.  «Молитва у Креста (Stabat Mater)» А. Ф. Львова и ее историческая судьба // Искусство музыки: теория и история. 2019. № 21. С. 1–68. URL: http://imti.sias.ru/upload/iblock/529/imti_2019_21_1_68_latshenko.pdf

  7. М.И. Глинка и его русские ученики в Европе: опыт контекстуального анализа одной забытой истории // Современные проблемы музыкознания. 2020. № 4. С. 3–66.

  8. Путешествующий дилетант и прекрасные княгини // Вестник РХГА. 2020. № 21. Вып. 1. С. 345–351 (ВАК, РИНЦ). 

  9. Путешествующий дилетант и «русский Лаблаш» // РХГА. 2020. № 21. Вып. 2. С. 266–274 (РИНЦ, ВАК). 

  10.  «…Бывают странные сближенья…». Опера Глинки «Жизнь за царя» и знаки ее времени // Опера в музыкальном театре: история и современность. Сборник статей по материалам Международной научной конференции 11-15 ноября 2019 год. М., 2019. С. 279–287.

  11. Филологическое «нашествие» на музыкальный жанр: война или сотрудничество? (Рец. на кн. Пащенко М.В. Сюжет для мистерии: Парсифаль-Китеж- Золотой петушок (историческая поэтика оперы в канун модерна). М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018) // Новое литературное обозрение. 2019. № 6. 

  12. Russian Horn-Players in London Notes on the History of a Daring Enterprise Proceedings of the 3rd International Conference on Art Studies: Science, Experience, Education (ICASSEE 2019) // Atlantis Press, 2019. P. 763–768.

  13.  «… Отношения без всяких видов…» (М.И. Глинка и Гедеоновы) Статья 2 // Вестник Русской Христианской гуманитарной Академии. СПБ., 2019. Т. 20. Вып. 3. С. 314–326.

  14. «… Отношения без всяких видов…» (М.И. Глинка и Гедеоновы) Ст. 1. // Вестник Русской Христианской гуманитарной Академии. СПб., 2019. Т. 20. Вып. 2. С. 308–321.

  15. Полилог эмоциональных и поведенческих кодов русской культуры (на примере русских гастролей европейских примадонн в 1820-е — начале 1840-х годов) // Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика. Эпохи – стили – жанры. Материалы II Международной научной конференции. 4 – 5 марта 2019. СПб., 2019. С. 82–84.  

  16.  О чем «забыл» вспомнить Глинка (к проблеме автоцензуры в реалиях русской жизни) // Междисциплинарный синтез гуманитарных наук в эпоху социокультурных и исторических трансформаций: опыт «Русского пути». Сб. материалов Всероссийской конференции с международным участием «Междисциплинарный синтез гуманитарных наук в эпоху социокультурных и исторических трансформаций: опыт «Русского пути». СПб., РХГА, 2019. С. 191–198. 

  17. Цензура и опера в дореволюционной России // Опера в музыкальном театре. История и современность. Материалы Международной научной конференции 23 – 25 октября 2017. М., 2019. С. 183–191.

  18. О «Жизни за царя» и не только (Ф.В. Булгарин и М.И. Глинка) // Ф.В. Булгарин — писатель, журналист, театральный критик. Сб. статей / ред.-сост. А.И. Рейтблат.  М., НЛО, 2019. С. 105–127.

  19. О цензурных требованиях чиновников и «цензурных безрассудствах» оперных композиторов в дореволюционной России // Современные проблемы музыкознания. 2018. № 4. http://gnesinsjournal.ru

  20. Европейский триумф русского композитора Stabat Mater Дж. Перголези – А. Ф. Львова // Искусство музыки: теория и история. 2018. Вып. 19. www.sias.ru

  21. Россия предреволюционная в музыкальных пространствах и звуковых кодах (по роману А.В. Амфитеатрова «Сумерки божков») // Челябинск (Челябинский государственный институт культуры и искусств). Вестник культуры и искусств. 2018. № 4 (56). С 117–123. 

  22. Директор императорских театров А.М. Гедеонов: московские истоки Санкт-Петербургской театрально-административной карьеры (продолжение) Неизвестный «роговой проект» и его судьба // Искусство музыки: теория и история. 2016. Вып. 15. www.sias.ru

  23. Культура антикультуры: о «шиканьи» и «буканьи» в оперном театре // Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Международной научной конференции 12-14 октября 2015 г./ Ред.-сост. И.П. Сусидко. М., 2016. С. 148–157. 

  24. М.П. Мусоргский, Э.Ф. Направник и другие // Мусоргский и Римский-Корсаков: две грани великого содружества. СПб., 2016. С. 28–42.  

  25. Опера великая и ужасная (Рец. на кн.: Fishzon A. Fandom, Authenticity and Opera (Mad Acts and Letter Scenes in fin-de-ciècle Russia) Basingstoke, 2013) // НЛО. 2016. № 2 (138). С. 348–357.  

  26. Премьера второй редакции «Леди Макбет Мценского уезда»: действующие лица и исполнители // Искусство музыки: теория и история. 2014. Вып. 10/11. www.sias.ru

  27. Европейские примадонны в России: 1840-1843 // Искусство музыки: теория и история. 2014. Вып. 9. www.sias.ru

  28. «Фенелла» на сценах императорских театров // Искусство музыки: теория и история. 2013. Вып. 8. www.sias.ru

  29. І знову про Олександра Пушкіна, Петра Чайковського та сучасний режисерський театр (И вновь об Александре Пушкине, Петре Чайковском и современном режиссерском театре) // Часопис Національної музичної академії імені П.І. Чайковського. Науковий журнал. 2014. № 2. К., 2014. С. 111–118. 

  30. «Оперная репутация»: к вопросу о смысловом потенциале понятия // Наследие XVIII–XIX века. Сборник статей, материалов и документов. Выпуск II. Научно-издательский центр «Московская консерватория». М., 2013. С. 235–245.  

  31. Директор Императорских театров А.М. Гедеонов: московские истоки санкт-петербургской театральной карьеры // Искусство музыки: теория и история. 2012. Вып. 3. www.sias.ru

  32. Социальное обеспечение артистов русской Императорской оперы // Искусство музыки: теория и история. 2012. Вып. 3. www.sias.ru

  33. Проблема непроблемной науки (Рец. на кн.: Букина Т.В. Музыкальная науки в России 1920—2000-х годов. СПб., 2010 // Новое литературное обозрение. № 114 (2012). С. 328–342. 

  34. Проблема национальных приоритетов в репертуарной стратегии Императорских театров в начале ХХ века //Музика у співдружності мистецтв та філософсько-естетична думка. Аспекти історичного музикознавства-V. Зб. наукових статей. Харків, 2012. С. 41–53. 

  35. Опера Мусоргского «Борис Годунов» на пути к сцене Мариинского театра (1874): факты, герои, версии // Искусство музыки: теория и история. 2011. Вып. 1-2 / www.sias.ru

  36. «Борис Годунов» Мусоргского. Дягилевская версия // Науковий вісник Національної музичної Академії України ім. П.І. Чайковського. Вип. 98. Світ музикознавства: стратегії, дискурси, сюжети. Олені Сергіївні Зінькевич присвячується. Збірник статей. К., 2011. С. 226–240. 

  37. О «якупчиках» и «жужжалках», министре внутренних дел, концентрационных лагерях, советской власти и высоком оперном искусстве // Развлечение и искусство: Вып. 2 / ред-сост. Е.В. Дуков. СПб., 2011. С.191–202.

  38. Русская музыка и ее литературные координаты (Рец. на кн.: Гаспаров Б.М. Пять опер и симфония: слово и музыка в русской культуре. М., 2009) // Новое литературное обозрение. № 106 (2010, № 6). С. 345–359 

  39. Наблюдения и заметки к истории исполнительского искусства и концертной жизни России 1880-х — 1890-х годов // Аспекти історичного музикознавства IV. Правда фантастики і фантастика правди. Магічне «дев’ять» в історії художньої культури. Зб. наукових праць. Харків, 2010. С. 183–198.

  40. Взаимопомощь и благотворительность как формы выражения корпоративного единства профессионалов (на примере некоторых особенностей музыкальной жизни России последней четверти XIX века) // Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти. Брати Рубінштейн. Історичні уроки та плоди просвіти Зб. наукових праць. Вип. 30. Харків, 2010. С. 258–269.

  41. Алгебра музыкознания и гармония литературного текста (рецензия на кн.: Брагина Н.Н. Н.В. Гоголь: симфония прозы [опыт аналитического исследования]. Иваново, 2007; Она же. Мироздание А. Платонова: опыт реконструкции. Музыкально-мифологический анализ поэтики. Иваново, 2008) // Новое литературное обозрение. 2010. № 1. 

  42. О «негодяях в желтых перчатках», «диком энтузиазме», безумных поклонниках и театральных скандалах // Науковий вісник Національної музичної Академії України ім. Чайковського. Вип. 89. Сучасний оперний театр і проблеми оперознавства. М.Р. Черкашиній-Губаренко присвячується. К.,  2010. С. 58–77. 

  43. «Летопись моей музыкальной жизни»: побуждения и смыслы // Наследие Н.А. Римского-Корсакова в русской культуре. Сб. статей к 100-летию со дня смерти композитора. М., 2009. С. 97–105.

  44. Зритель как актер // Музыкальная академия. 2009. № 1. С. 64–67.

  45. По ту сторону развлечения («черный» юмор как «голая» правда в музыкальном театре Д.Д. Шостаковича) // Развлечение и искусство. СПб., 2008. С. 450–458.

  46. Ритуальный смех погребального обряда: опыт смысловой реконструкции (на примере украинской культурной традиции) // Человек смеющийся. М., 2008. С. 123–145.

  47. Театральное барышничество как факт русской музыкально-театральной культуры // Аспекти історичного музикознавства-II. Х., 2008. С. 32–39.

  48. Развенчание как развлечение: о некоторых особенностях восприятия оперы в России конца XIX – начала ХХ века // Город развлечений. Наблюдения, анализы, сюжеты. СПб., 2007. С. 204–218.

  49. Академическая музыка в восприятии современного российского обывателя (на примере детективных серий А. Марининой и Д. Донцовой) // Келдышевские чтения – 2006. К 95-летию со дня рождения И.В. Нестьева. Доклады, сообщения, статьи. М., 2008. С. 218–248.

  50. Сошедшиеся в точке «Носа» (О смысловых лабиринтах смеха в опере Шостаковича) // Музыкальная академия, 2006. № 4. С. 57–70.

  51. Несвоевременная роскошь: о некоторых проблемах консерваторского образования в постсоветском обществе // Проблеми взаємодії мистецтва, педагогіки та теорії і практики освіти. Збірник наукових праць. Випуск 16. — Харків, Харківський державний університет мистецтв ім. Котляревського, 2005.  С.182–191.  

  52. Музыка и слово о музыке // Музыка России. М., 2004.

  53. Романтические кумиры русской провинции // Музыка России. М., 2004. 

  54.  «Руслан и Людмила»: поэма А.С. Пушкина — опера М.И. Глинки // Музика у просторі культури. Зб. статей. Науковий вісник Національної музичної академіЇ України. Вип. 33. Київ, 2004. С. 127–149.

  55. Венедикт Ерофеев. Поэма «Москва — Петушки»: опыт музыковедческого исследования // Мир искусств. Альманах. Выпуск 5. СПб., 2004. С. 258–285.

  56. «Казус Руслана» // Музыкальная Академия. 2004. № 4. 

  57.  Мейнингенская труппа и ее влияние на постановочные новации в русском оперном театре конца XIX столетия // Київське музикознавство. Культурологія та мистецтвознавство. Збірка статей. Вип. 15. К., 2004. С. 117–134.

  58. Идея «страшной красоты»: диалог поколений и национальных традиций (опера-балет В. Губаренко «Вий» и опера Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок») // Музыкальный театр ХХ века. События, проблемы, итоги, перспективы. М., УРСС, 2004. С. 162–175.

  59. Эпоха Глинки: опыт реконструкции // Музыкальная Академия. 2003. № 3. С. 188–191.

  60. Идея “страшной красоты”: опера-балет В. Губаренко “Вий” и опера Н. Римского-Корсакова “Золотой петушок” // Віталій Губаренко: сторінки творчості. Статті, дослідження, спогади. Науковий вісник Національної музичної Академії України імені П.І. Чайковського. Вип. 32. Кн. 4. К., 2003. С. 106–120.

  61. Berlioz as perceived in Russia in 1880–1910 // Interpreting Berlioz: Music 1803–2003. Abstracts. London. 2002. P. 17.

  62. A Centralised Tour-Control System: Analysing the Russian Experience // 17-th   International Congress. Programme. Abstracts. Belgium. Leuven - Peer 2002. P. 311–312.

  63. Русское музыкально-театральное сознание как целостность // XIX век. Целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств. М.: Пинакотека, 2002. 

  64. Архаические смыслы толкования феноменов праздничного пространства и праздничного времени // Українське музикознавство: Науково-методичний збірник / Упорядкування І.А. Котляревського. Вип. 30. К., 2001. (на укр. языке). 

  65. Архаические смыслы прокофьевского смеха (на примере оперы "Любовь к трем апельсинам" и балета "Сказка про Шута, семерых шутов перешутившего") // Искусство ХХ века. Парадоксы смеховой культуры. Нижний Новгород. 2001. 

  66. "Любовь к трем апельсинам" - смеховой мир оперы Прокофьева //Научный вестник Национальной Музыкальной Академии Украины им. П.И. Чайковского. Вып. 13. Четыре столетия оперы. Оперные школы XIX–XX ст. Киев.2000. (на укр. языке).

  67. Ритуальное принуждение к смеху в дохристианской культуре украинцев // Научные записки Тернопольского государственного педагогического университета. 2000. № 1. (на укр. языке).

  68. Музыкальная публика русской провинции (по материалам “Русской музыкальной газеты 1890-х — 1910-х годов”) // Келдышевский сборник: Музыкально-исторические чтения памяти Ю.В. Келдыша. М., 1999. 

  69. Феномен несмеяния и официальная православная культура X - XVII cт. Музыка. Живопись. Слово. Жест. // Музика і Біблія. Збірник наукових праць за матеріалами міжнародної наукової конференції. Науковий вісник Національної Музичної Академії України ім. П.І. Чайковскього. Вип.4. Київ, 1999. 

  70. Пушкин и итальянская опера: к проблеме формирования смехового мира поэта // Вісник Харківського університету №449. Серія Філологiя. Пушкін наприкінці ХХ століття. Харьков, 1999. 

  71. Магия смеха и магический запрет на смех в дохристианськой культуре украинского народа. Научный вестник Харьковского художественно-промышленного иститута. Харьков. 1999. (на укр. языке).

  72. Феномен "музыки-молчания" и "Остров мертвых" С.В. Рахманинова// Рахманинов на переломе столетий. Сборник докладов конференции. Харьков. 1999. 

  73. "Музыка-молчание" в смеховой культуре украинцев // Аспекты исторического музыкознания. Харьков: Прапор. 1998. (на укр. языке).

  74. Русская фантазия на итальянские темы // Музыкальная академия. М., 1994. № 3. 

  75. Пушкин. Россини. Итальянская опера. // Джоаккино Россини: современные аспекты исследования творческого наследия. Киев. 1993.