Енукидзе
Натэла Исидоровна

Сектор истории музыки

Кандидат искусствоведения с 1999 г. Старший научный сотрудник, Сектор (Отдел) музыки, с 2013 г. — сектор истории музыки) с 2008 г.

Сферы научных интересов — западноевропейский и отечественный музыкальный театр, история оперной пародии, неакадемические направления музыкальной культуры.

Также:

  • Декан Историко-теоретико-композиторского факультета с 2011 г. Академии музыки им. Гнесиных, доцент кафедры истории музыки с 2006 г. 
  • С 1997 по 2010 — заведующая литературной редакцией Издательского дома «Классика-XXI»

Награды:

Почетный работник сферы образования РФ 

Образование:

  • Российская академия музыки имени Гнесиных, Историко-теоретико-композиторский факультет, 1994 г. (специальность: музыковед, преподаватель, редактор).
  • Аспирантура Российской академии музыки имени Гнесиных (1994–1998).
  • Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Альтернативный музыкальный театр в России в первой трети ХХ столетия и его влияние на новую оперную эстетику», 1999. Научный руководитель диссертационной работы доктор искусствоведения, профессор Л. Л. Гервер.

Основные публикации

Статьи

  1. К прочтению «Победы над солнцем» А. Крученых // Материалы IV Хлебниковских чтений. Астрахань, 1992. С. 25–28.

  2.  «Победа над солнцем» наяву // Сб. ст. по материалам международной конференции «Искусство авангарда: язык мирового общения». Уфа, 1992. С. 81–89.

  3. Литературная опера «Победа над солнцем»: к проблеме жанра. Новое литературное обозрение. № 9. 1994.

  4. Несколько замечаний к теме «Хлебников и опера» // Вестник общества Велимира Хлебникова. М.: Гилея, 1996.

  5. Оперная пародия начала XX века и русский музыкальный театр 1920–30-х годов // Шостаковичу посвящается. Сб. ст. к 90-летию композитора. М., 1997.

  6. Футуристическая опера «Победа над солнцем»: о литературности музыки и музыкальности слова // Музыка и незвучащее. Сб. ст. М., 2000. С. 274–288.

  7. «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева на фоне кабаре // Русская музыкальная культура. Современные исследования. Сб. тр. РАМ им. Гнесиных. Вып. 164. М., 2004. С. 127–148.

  8. Адриан Пети Коклико и его трактат о музыке. Музыка и время. 2008. № 1.

  9. Русские вампуки до и после «Вампуки»: некоторые наблюдения над историей оперной пародии // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2012. № 1. С. 37–58. 

  10.  «Победа над солнцем»: несколько взглядов на первую футуристическую оперу / Сто лет русского авангарда. Сб. ст. Ред.-сост. М.И. Катунян. М., 2013. С. 42–51.

  11.  «Кривая из Портичи»: о мотиве гиньоля в русской оперной пародии // Опера в музыкальном театре: история и современность. М., 2016. С. 110–125.

  12. Итальянские мотивы в русской оперной пародии // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2016. № 4. С. 64–74.

  13.  «Разочарованный лес» и его предшественники: некоторые наблюдения над историей балетной пародии в России второй половины XIX – начала ХХ веков // Современные проблемы музыкознания. 2017. № 4. С. 2–24. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://gnesinsjournal.ru/archives/458 Дата доступа: 17.03.2020.

  14. Оперная пародия в России в первой трети ХХ века и кабаре: точка схода // Современные проблемы музыкознания. 2018. № 1. С. 33–71. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://gnesinsjournal.ru/wp-content/uploads/2018/04/2.-Enukidze-article.pdf Дата доступа: 17.03.2020.

  15. Романтическая опера в кривом зеркале пародии: из истории комической вагнерианы // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2018. № 4. С. 75–85.

  16. Рецепция театральной переделки в репертуаре «Кривого зеркала» 1920-х годов // Музыкальная наука в контексте культуры: к 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных. М., 2018. С. 280–292.

  17. С.Ф. Сарматов-Опенховский — куплетист и оперный пародист // Опера в музыкальном театре: история и современность. М., 2019. С. 117–127.

  18. Процедура гражданского судопроизводства в комической опере конца XIX — начала ХХ века: некоторые наблюдения // Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Четвертой Международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. / ред.-сост. И.П. Сусидко / Рос. акад. музыки. — Том 1. — М.: РАМ имени Гнесиных, 2019. С. 461–468.

  19. Мои встречи с Рудольфом Дугановым: как, где и почему они состоялись // Гнесинские педагогические школы: история и современность. Сб. ст. по материалам Второй Международной научно-практической конференции. 27–28 февраля 2019 года. М., 2020. С. 225–232.

  20. «Мавра» И.Ф. Стравинского: на грани стилизации и пародии // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2020. № 1. С. 21–31.

  21. Музыка в «Летучей мыши»: по материалам архива из лондонского Музея Виктории и Альберта / Сб. ст. по материалам Международной научной конференции «Русская музыка в Великобритании, английская музыка в России». М., ГИИ, 2020. С. 218–225.

  22. Мультфильм Гарри Бардина «Пиф-паф, ой-ой-ой»: в поисках исторических аналогов // Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи. Материалы Международной научной конференции 27–30 октября 2020 года / Ред.-сост. Т.И. Науменко. М.: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2020. С. 478–386.

  23. Владимир Георгиевич Эренберг. Судьба пересмешника / Научные школы в музыковедении XXI века: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных. Материалы Международной научной онлайн-конференции 24–27 ноября 2020 года / Ред.-сост. Т.И. Науменко / Рос. акад. музыки. М.: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2020. 814 с.: ил. С. 181–190. [URL ] https://gnesin-academy.ru/wp-content/documents/nauka/Nauchnie_shkoli_v_musikovedenii_Sbornik_statey_...

  24. «Автор в кругу своих произведений» как сценический сюжет в русских театрах малых форм («Смерть Бетховена», «Товарищ Пушкин») // Ученые записки РАМ имени Гнесиных. 2021. № 1(36). С. 19–32.

  25. «Архангельский и Балиев, Балиев и Архангельский»: заметки о музыке в театре-кабаре «Летучая мышь». Проблемы музыкальной науки. 2021. № 3. С. 28–43.

Учебные пособия и сборники

  1. Секреты фортепианного мастерства. Афоризмы и мысли выдающихся музыкантов (сост. совм. с В.В. Есаковым). М.: Классика-XXI, 1998.

  2. Русская музыка конца XIX — начала XX века: П. Чайковский, А. Скрябин, С. Рахманинов. Книга для чтения + CD. (Серия «Стили. Композиторы. Эпохи»). Росмэн, 2002, 2005.

  3. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла. Книга для чтения + CD (Серия «Стили. Композиторы. Эпохи»). М.: Росмэн, 2004. 125 с.

  4. Моцарт. — «Классика в квадрате». М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. [Енукидзе Н.Н., ред.-сост.]

  5. Рахманинов. — «Классика в квадрате». М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. [Енукидзе Н.Н., ред.-сост.]

  6. Гнесинская научная школа. Традиции и современность. Из истории отечественного музыкознания. М.: ИД «Композитор», 2008 [Енукидзе Н.И., ред.-сост.].

  7. Из истории джаза и мюзикла: Книга для чтения по музыкальной литературе (с аудиоприложением). Минск: Пара Ла Оро, 2009. 130 с.