Ведущий научный сотрудник Отдела истории музыки, доктор искусствоведения. Сфера научных интересов — история русской музыки рубежа
Составитель раздела «Музыка» 18 тома Истории русского искусства (проект Государственного института искусствознания). Текущая работа по плану отдела: Летопись жизни и творчества
Также:
- Профессор кафедры истории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных. Работает в РАМ им. Гнесиных с 2000 года
- Член Диссертационного совета при Казанской консерватории
- Член Диссертационного совета при Нижегородской консерватории
- Член Диссертационного совета при РАМ им. Гнесиных
- Руководитель проекта «Искусство ХХ века: уходящая эпоха?» в Нижнем Новгороде (Международная научная конференция, выставки, концерты), 1996
- Председатель организационного комитета международной научной конференции «Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках», Рам им. Гнесиных, 2007
- Член организационного комитета постоянно действующего (с 2010 года) проекта «Музыковедческий форум»: международные научные конференции, проходящие раз в два года
Награды:
Благодарность от Министерства культуры РФ, 2011.
В прошлом:
Профессор кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории им.
Образование:
Историко-теоретический факультет Горьковской (ныне Нижегородской) государственной консерватории им.М. И. Глинки , 1971 (специальность: музыковед историк и теоретик)- Аспирантура ГПМИ им. Гнесиных (ныне РАМ им. Гнесиных),
1973—1977 гг. - Защита диссертации на соискание ученой степени канд. искусствоведения «Новые виды тематизма в советской симфонической музыке
1960-70-х годов», 1981 - Защита диссетации на соискание ученой степени доктора искусствоведения «Музыкальный тематизм — мышление — культура», 1993
Основные публикации
Монографии:
Музыкальный тематизм — мышление — культура. Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 1992. — 9,6 п.л.
Музыкальные странствия в «Картинках с выставки» Мусоргского. Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория, 1997. — 2 п.л.
С.В.Рахманинов и русская музыкальная культура его времени. Сборник статей. [Текст]: сборник статей / В.Б. Валькова; отв. ред. И.Н. Вановская; Музей-усадьба С.В. Рахманинова «Ивановка», Гос. ин-т искусствознания. — Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2016. — 200 с. ISBN 978-5-91253-698-4
С.В.Рахманинов: Летопись жизни и творчества. Часть 1: 1873-1899. Тамбов: Музей-усадьба С.В.Рахманинова «Ивановка», 2017. – 276 с. 2-е издание: Тамбов: Музей-заповедник С.В.Рахманинова «Ивановка», 2020. - 278 с. ISBN 978-5-6042483-3-1
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:
Тема музыкальная // Музыкальная энциклопедия. Т. 5. М.: Советская энциклопедия: 1981. — 0,5 п.л.
Соната // Большая советская энциклопедия. Т. 24. М.: Советская энциклопедия, 1976. — 0,5 п.л.
Тематизм и драматургия Второго концерта для скрипки с оркестром А.Шнитке // Проблемы музыкальной драматургии ХХ века: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 69. М., 1983. — 1 п.л.
К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М.: Музыка, 1978. — 1,5 п.л.
Тематические функции стилевых цитат в произведениях советских композиторов // Советская музыка 70–80 годов: стиль и стилевые диалоги: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 82. М., 1985. — 1,5 п.л.
Музыкальный тематизм и мифологическое мышление // Музыка и миф: Труды Российской академии музыки им. Гнесиных. Вып. 118. М., 1992. — 1,5 п.л.
Рахманинов и Шостакович: 1930-е годы // Сергей Рахманинов: от века минувшего к веку нынешнему. Ростов-на-Дону, 1994. — 1 п.л.
Трагический балаган: к вопросу о концепции Четвёртой симфонии Шостаковича // Музыкальная академия. 1997, № 4. — 1 п.л.
Сюжет Голгофы в творчестве Шостаковича // Шостакович: между мгновением и вечностью. СПб., 2000. — 2 п.л.
Метафизика детского в творчестве Д.Шостаковича // Русская музыкальная культура. Современные исследования. Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 164. М. 2004. — 1 п.л.
Русские музыканты среди художественных группировок Серебряного века // Музыка и время. — 2012. — № 2. — С. 18–21. — 0,5 п.л.
Музыкально-поэтические диалоги в поэме С. В. Рахманинова «Колокола» // Музыкальная академия. 2013, № 2. С. 11–20.
Понятие «музыкальная идиома» в отечественной научной традиции: опыт применения и осмысления // Журнал ОТМ. 2017. № 1. ISSN 2308-1333. Код доступа: http://journal-otmroo.ru/node/6
Микротематизм: метаморфозы и научные ресурсы музыковедческого понятия // Музыкальная академия. 2019. № 3. С. 198-217.
Письма в Лондон: новое о первом зарубежном выступлении С.В.Рахманинова // Проблемы музыкальной науки. 2020. Вып. 3. С. 204-218. Scopus. ISSN 1997-0854 (Print), 2587-6341 (Online) DOI: 10.33779/2587-6341.2020.3/204-218 ORCID: 0000-0002-5858-0613, veraval@yandex.ru.
Третья симфония С.В.Рахманинова: повороты судьбы и капризы моды // Проблемы музыкальной науки. 2021. Вып. 1. С. 28-37. ISSN 1997-0854 (Print), 2587-6341 (Online) DOI: 10.17674/1997-0854.2021.1.028-037 ORCID: 0000-0002-5858-0613, veraval@yandex.ru
Стравинский и Прокофьев: этапы пути к новой музыке // Проблемы музыкальной науки. 2022/1 (46). ISSN 2782-3601 (Print) ISSN 2782-361X (Online). DOI: 10.17674/2782-3601.2022.1. Web of Science Core Collection (ESCI); EBSCO – Music IndexTM; ULRICH’S PERIODICALS DIRECTORY; Международном каталоге музыкальной литературы RILM (Répertoire International de Littérature Musicale); системе ERIH PLUS (European Reference Index for the Humanities). С. 28 – 37.
Материалы конференций:
От «отвлечённой романтики» к социальному заказу (Асафев-критик на переломе эпох: 1914–1924 годы) // Международная научно-практическая конференция «Эпоха Сергея Рахманинова»: Тезисы. Тамбов — Ивановка, 1997. — 0,07 п.л.
Рецепция Шостаковича: советская музыка в постсоветской России // Abstracts. YI ICCEES Wordl Congress. Tampere. Finland. 29 July — 3 August 2000.
Музыкознание в поисках «вечного»: о понятии «музыкальные архетипы» // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сб. трудов по материалам конференции 24—26 сентября 2002 / РАМ им. Гнесиных. М., 2002.
«Неизвестная» эпоха: 1880-90-е годы в истории русской музыки // «Музыковедение к началу XXI века — 2». Материалы конференции. РАМ им. Гнесиных, 2007.
Наследие Шостаковича в диалоге со временем // Моцарт, Танеев, Шостакович: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 17—18 октября 2006 г. Красноярск. 2007.
The conflicts of the national identification of modern Russian musicians // ICCEES. Regional European Congress. Berlin, August 2–4. 2007. Programme/Abstracts.
Творчество Гуго Вольфа как дидактическая модель в курсе истории музыки // Вузовское и довузовское музыкальное образование: модели взаимодействия. Казань, 2009.
«Большая русская симфония» как феномен русской культуры рубежа XIX–XX веков // Музыкальное образование в контексте культуры: Вопросы теории, истории, методологии. Материалы Международной научной конференции 1—3 ноября 2010 года. М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. С. 106–115.
Романтизм как основа рецепции творчества С. В. Рахманинова // Романтизм: истоки и горизонты. Материалы Международной научной конференции памяти Алемдара Караманова 24—26 февраля 2011 г. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. С. 202–211.
Inter-Textual Dialogues in Sergey Rakhmaninov’s Poem The Bells // Abstract’s Book of the International Conference Sociocultural Crossings and Borders. Musical Microhystories. Vilnius, 4–7 September 2013. P.83–84.
Intertextual Dialogs in Rachmaninov’s The Bell // Sociocultural Crossings and Borders: Musical Microhistories. / Editing and Compiling Rūta Stanevičiūtė, Rima Povilionienė. Vinius: Lithuanian Academy of Music and Theatre, 2015. P. 470-480.
Документ и факт в научной биографии музыканта: из опыта работы над «Летописью жизни и творчества С.В.Рахманинова» // Музыкальная наука в контексте культуры: к 75-летию Российской академии музыки имени Гнесиных. Сборник по материалам Международной научной конференции 30 октября — 2 ноября 2018 г. / Отв. ред. Е.С.Дерунец, Т.И.Науменко, Ю.Н.Пантелеева, И.А.Преснякова. М.: Пробел 2000, 2018. С. 98-109. ISBN 978-5-98604-703-4
Учительство как свойство личности: Виктор Петрович Бобровский // Гнесинские педагогические школы: история и современность. Сборник статей по материалам Второй Международной научно-практической конференции 27-28 февраля 2019 г. М.: РАМ им. Гнесиных, 2020. С. 176-183. ISBN 978-5-98604-752-2
Микропроцессы в музыкальной форме: пути научного осмысления // Музыка в диалоге культур и цивилизаций: сборник статей и материалов по итогам Международной конференции «Музыка в диалоге культур и цивилизаций» в рамках проекта «Открытые двери музыки» / сост. Т. Б. Сиднева. Н. Новгород : Изд-во Нижегородской консерватории, 2021. С. 42-48.
Коллективные труды:
Позднее творчество
Музыка и миф: Труды Российской академии музыки им. Гнесиных. Вып. 118. М., 1992.
Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 1997. (Совместно с
Советская музыка 70–80 годов: стиль и стилевые диалоги: Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 82. М., 1985.
Русская музыкальная культура. Современные исследования. Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 164. М. 2004.
Социология музыки. Новые стратегии в гуманитарных науках». М.: Композитор, 2011. (Совместно с
Музыковедческий форум 2012. Материалы международной научной конференции /