Доктор искусствоведения, с 1996 г. Ведущий научный сотрудник. Работает в институте с 1979 г. с 1991 г. в Отделе Изобразительного искусства и архитектуры (с 2013 г. Сектор русского искусства Нового и Новейшего времени)

Сфкра научных интересов — русское декоративно-прикладное искусство и костюм XVIII–XX веков в живописи и литературе.

Преподавательская деятельность:

  • Театральный институт им. Б.Щукина, профессор кафедры искусствоведения; факультет журналистики МГУ им. М.Ломоносова, кафедра литературно-художественной критики
  • Член жюри конкурса молодых дизайнеров «Русский силуэт»
  • Член редколлегии журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»
  • Член Национальной Академии индустрии моды

Награды:

  • Награждена значком «Отличник шефства над селом» МК СССР и ЦК профсоюза работников культуры. Постановление № 88 от 1 ноября 1974 г. удостоверение № 446.
  • Национальная Премия в индустрии моды «За честь и достоинство в профессии», Сочи, 2006 г. Национальной Академией индустрии моды

В прошлом:

Старший научный сотрудник Государственного музея искусства Востока, 1969–1979.

Образование:

  • Отделение истории и теории искусства исторического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова, 1969 г. (специальность искусствовед, историк искусства)
  • Защита кандидатской диссертации на соискание степени кандидата искусствознания «Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм вещь и образ в русской литературе XIX века», 1991
  • Защита докторской диссертации «Костюм в русской художественной культуре XVIII — первой половины XX века», 1996 г.

Основные публикации

Начала публиковаться с 1970 года. Была ведущей рубрики в историческом журнале «Родина» с 1996 по 2005 с ежемесячной публикацией; с 2000 по 2005 в журнале «l’Officiel» Россия; журнал «М-коллекция» с публикациями об истории западно-европейской моды с 1996 по 2001; журнал «Театр» цикл статей «Что носит герой сцены» — 1987 г.

Монографии:

Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм-вещь и образ в русской литературе XIX века. М., 1989 (второе издание 2006).

Костюм в русской художественной культуре XVIII — первой половины XX века. М., 1995.

Сценический костюм и театральная публика в России XIX века. М., 1999, 2000, 2001.

Русский костюм и быт XVIII–XIX веков. М., 2002.

Костюм в Москве. М. 2001.

Ленты, кружева, ботинки. М., 2006 — переведена на английский и корейский языки.

Павел Андреевич Федотов. Комментарий к живописному тексту. М., 2006.

Статьи:

Metamorfoses de l’habite «couleur des fumees de Navarin en flammes», Paris, Sorbonne. Romantisme № 92 (1996–2).

Berg Encyclopedia of world Dress and Fashion. Volume 9. East Europe, Russia and the Caucasus.

French Trevelers Writing on Russian dress; Russia: Urban dress up to the end of the Nineteenth Century. 2010. Pp.336–343.

Костюм в искусстве // Картина, стиль, мода: [Альбом-кат.выст.] Спб. 2009. С. 17–23.

Пуаре в России //Пуаре король моды: [Альбом-кат.выст.] М., 2011. С. 65–78.
5.Императрицы и мода XIX в. России.// [Альбом-кат.выст.] М., 2013. С.27–44.

Театральный и городской костюм. // История русского искусства. Т.14. С.752–764.

Русские императрицы и мода в России. Ж-л Русское искусство. № 3. 2013. С. 146–153.

Эстетика национального костюма.//Декоративное искусство СССР. 1973. № 1. С.46–49 о костюме зарубежного Востока.

Костюм театра Кабуки и его роль в создании сценического образа//Театральное искусство Востока: особенности развития: сб.науч.тр. М., 1984.

Русский народный костюм: этапы развития (к вопросу о взаимодействии сельского и городского типов культуры) //Духовная культура села: традиции и современность. М., 1988. ВНИИ искусствознания/М. 1988. С.70–82.

Образ «красивого человека» в русской литературе 1918–1930-х годов//Знакомый незнакомец: социалистический реализм как историко-культурная проблема: сб.ст. РАН. Ин-т славяноведения и балканистики. М.,1995. С.236–249.

«Именно дырявые башмаки…» // Согласие. М., 1992. № 1. С.71–84. О предметном мире чеховских пьес.

Костюм петровского времени//Культура и история: славянский мир: сб.статей/ М., 1997. С. 213–220.

«Античная» мода в Серебряном» веке.// Русская галерея. 1998. № 1. С.60–64.

«Первая, самая первая…»// Родина. 1998. № 2. С.88–92 о первой истории русского костюма в трудах А. Н. Оленина.

«Роскошный оттоман в кабинете денди»//Родина. 1998.№ 5–6. С.58–60. О кабинетах молодых людей первой трети XIX и их образе жизни.

Человек в зеркале века//Русская галерея 1998. № 2. С. 44–49. О пластике изображенных на портретах XVIII—XIX вв.

Видимое или увиденное? // Неприкосновенный запас (НЛО). 1999 № 3. С.64–66. О картине Ф.Малявина «Вихрь» через изображенный на ней танец.

Из истории костюма русских императриц// Россия / Russia: Сб.ст. М., 1999. № 3(11). Культурные практики в идеологической перспективе. С.71–81.
20. Цикл статей о русской мебели, оптических игрушках и др. //Родина — 1999–2000.

Комментарий к жанровым картинам П. А. Федотова//Искусствознание. 2002. № 2. С.302–333.

Возможности комментария: (к вопросу о культурном опыте автора литературного произведения) // Эдиционная практика и проблемы текстологии (в связи с выходом в свет первого полного варианта романа «Двенадцать стульев» М., 2002 С.28–31.

Аромат родного дома и запах счастья // Ароматы и запахи в культуре. Сб. статей. Книга 2. С.270–279. М., 2003. Переиздание М. 2010.

История костюма в России как научная дисциплина. //Теория моды: одежда, тело, культура.

Костюм как средство самоидентификации// Культура сквозь призму идентичности: сб. ст. РАН. М., 2006. С.72–82.

Неизвестное об известном (Костюм как средство атрибуции) // Русское искусство. 2006. № 3. С.92–94.

Виже Лебрен в России: о пудренных париках и французской моде//Русское искусство. 2009. № 4. С. 146–150.

Реальный комментарий к академическому изданию Н. В. Гоголя и статьи в сб. Материалы и исследования к собранию сочинений. Ин-т мировой литературы РАН.