Доктор искусствоведения, с 2009 г. С 1995 по настоящее время — старший (с 2009 — ведущий) научный сотрудник отдела русского изобразительного искусства и архитектуры (работа по совместительству); ответственный редактор и автор 16 тома (1860–1870-е гг.) комплексной Истории русского искусства.

Сфера основных научных интересов — русское изобразительное искусство XIX — начала XX века. Автор более 80 печатных работ.

Также:

  • Заместитель генерального директора государственной Третьяковской галереи по научной работе, с 2013
  • Член редакционной коллегии журнала «Русское искусство»
  • Член атрибуционного совета ГТГ. Член закупочной комиссии ГТГ
  • Член ученого совета ГИИ
  • Член диссертационных советов ГИИ и МГУ

Образование:

  • Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, отделение истории искусства (1978–1983, дневное отделение)
  • С 1989 по 1992 — аспирантка Государственного института искусствознания (заочное отделение)
  • В 1993 защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Портрет в мире русской духовной культуры 1860–1870-х годов» (научный руководитель — доктор искусствоведения Г. Ю. Стернин); в 2009 защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения «Творчество Г. И. Семирадского и искусство позднего академизма» в Государственном институте искусствознания

В прошлом:

  • С 1983 по 2013 — сотрудник Отдела живописи второй половины ХIХ — начала ХХ вв. Государственной Третьяковской галереи
  • автор и член редколлегии томов академического каталога Государственной Третьяковской галереи серии «Живопись второй половины ХIХ века». Т.4, книги I–II. М., 2001, 2006
  • участник создания новой экспозиции Третьяковской галереи (1995)
  • Куратор выставочной деятельности Всемирного банка реконструкции и развития (Московское отделение) в 1996–2002, организовала около 30 выставок современных российских художников (работа по совместительству)
  • Разработка концепции и кураторство постоянной рубрики с отделяющейся вкладкой репродукций, посвященной собранию Третьяковской галереи, отдельным русским художникам и художественным объединениям, жанрам в русской живописи для журнала «Крестьянка», написание серии статей для этой рубрики (1995–2000)

Педагогическая деятельность:

Чтение лекций в лектории ГТГ: «Общие проблемы искусства второй половины ХIХ века», «И. Н. Крамской», «Н. Н. Ге» (1988–2012).
Чтение цикла лекций по русскому искусству ХIХ века в Институте повышения квалификации работников культуры (1995–1997).
Чтение цикла лекций по проблемам экспертизы и атрибуции живописи второй половины ХIХ века для студентов Российского государственного гуманитарного университета. Руководство дипломными работами (2008 г.).
Руководство диссертационной работой М. А. Гамовой. Тема: «Монументальные работы Г. И. Семирадского по церковным и светским заказам». Заочная аспирантура ГИИ. (2012–2013)
Руководство диссертационной работой С. В. Соловьевой. Тема диссертации: «Рама в русском искусстве 2 пол.19 — начала 20 века». Стилистические и семантические особенности». Соискатель.

Награды:

  • В 2000 году была номинирована на премию ГИИ «Лучшая книга года» с монографией «Смысл лица. Русский портрет второй половины ХIХ — начала ХХ века. Опыт самопознания личности»
  • В 2002 году была номинирована на премию ГИИ «Лучший сборник научной конференции» со сборником «ХIХ век. Целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств»
  • Участие в «Интермузее 2009» в номинации «Наука в музее» с выставочными проектами и публикациями по теме «Искусство академизма в России». Финалист «Интермузея 2009» в этой номинации. Награждена дипломом

Основные публикации

Монографии:

Карпова Т. Л. Смысл лица. Русский портрет второй половины ХIХ — начала ХХ века. Опыт самопознания личности. СПб., 2000 (10 а.л., 115 ил.).

Карпова Т. Л. Иван Крамской. М., 2001 (2,5 а. л., 82 ил.).

Карпова Т. Л. Николай Ге. М., 2001 (2,5 а. л., 77 ил.).

Карпова Т. Л. Генрих Семирадский. СПб., 2008 (10 а.л., 320 ил.).

Основные выставочные проекты:

Принимала участие в работе над выставками, организованными Третьяковской галереей в России и за ее пределами: В. Г. Перов (М.,1984–1985); И. Н. Крамской (М., 1987–1988); В. И. Суриков. Портреты и пейзажи (М., 1998); Русская живопись и графика ХIХ века (Япония, 1990), Русская живопись в период правления Александра II (Италия, 1991); «Русское искусство второй половины ХIХ века. В поисках идентичности» (Франция, 2005); «Шедевры музея Орсе в Третьяковской галерее» (М., 2006), И. Е. Репин (2012–2013, Япония) и др. Куратор масштабного выставочного проекта «Пленники красоты. Русское академическое и салонное и искусство 1830–1910-х годов». ГТГ. М., 2004–2005. Выставка впервые открыла широкой публике русское академическое и салонное искусство ХIХ — начала ХХ века. В сокращенном варианте (только на материале живописного фонда Третьяковской галереи) выставка прошла в Нижнем Новгороде, Самаре, в Минске, Петрозаводске, Хельсинки. К выставке был издан фундаментальный каталог-альбом; автором концепции, составителем, редактором, автором вступительной статьи и ряда аннотаций была Т. Л. Карпова. (Пленники красоты. Русское академическое и салонное искусство 1830–1910-х годов. Каталог-альбом выставки. М.: Сканрус. 2004. 340 стр., 257 цвет. ил., 107 ч/б ил.).
Куратор монографической выставки «Что есть истина? Николай Ге. К 180-летию со дня рождения». ГТГ. М., 2011–2012. К выставке был издан каталог: Николай Николаевич Ге. К 180-летию со дня рождения. 1831–1894. М.: Пинакотека, 2011. 452 с.,461 ил., приближающийся по своему объему к каталогу-резоне. Издание участвовало в конкурсе «Лучшая книга года» в 2012 г.

Куратор трех выставок, организованных совместно ГТГ и Городским художественным музеев г. Хельсинки: «Магия пейзажа» (2008), «Пленники красоты» (2009), «Жар-птица и Снегурочка» (2013).
В настоящий момент работает над несколькими перспективными выставочными проектами: «Картина и рама. Диалоги» (ГТГ, 2014); «Русский пейзаж второй половины 19 — начала 20 века. Параллельные миры» (название рабочее) (Кантональный музей Лозанны, 2013); «Генрих Семирадский» (ГТГ, Национальный музей в Кракове, Национальный музей в Варщаве, 2015); «Англия в лицах. Лондонская национальная портретная галерея» (название рабочее) (ГТГ, 2016) и «Русский портрет 19-начала 20 века. Писатели, композиторы, актеры, меценаты…» (Лондонская национальная портретная галерея, 2016).

Конференции:

Организовала ряд конференций по вопросам искусства ХIХ века, подготовила к печати сборники материалов этих конференций: «В. И. Суриков и художественная культура его времени. К 150-летию со дня рождения художника» ГТГ. М., 1998; «ХIХ век. Целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств». ГИИ-ГТГ. М., 2002; «Искусство золотой середины. Русская версия». ГИИ-ГТГ М., 2005; «Николай Ге. Вектор судьбы и творчества». ГТГ. М., 2012.
В декабре 2014 года к завершению работы выставки «Картина и рама. Диалоги» в ГТГ запланировано проведение конференции «Искусство обрамлять искусство» (название рабочее).

Деятельность по подготовке и осуществлению программ и циклов передач в СМИ:

  • Участие в серии передач на радиостанции «Эхо Москвы» — «Собрание Третьяковки» (2008–2009); в передаче «Музейные палаты» о выставке Н. Н. Ге (2011)
  • Участие в программе Черниговского TV. Тема: перспективы создания музея на хуторе Ге (2012)
  • Выступление на Шахматном турнире на звание чемпиона мира по шахматам, проходившем в Третьяковской галерее в мае 2012, с сообщением по теме «Портретная галерея „лиц дорогих нации“ Павла Третьякова». (Трансляция на интернет портале шахматного турнира)
  • Интервью для СМИ Финляндии в связи с выставками ГТГ в Городском художественном музее Хельсинки: «Магия пейзажа» (2008), «Пленники красоты» (2009); «Жар-птица и Снегурочка» (2013)