Преображенский
Александр Сергеевич

Сектор древнерусского искусства

Кандидат искусствоведения, с 2004 г.

Старший научный сотрудник Сектора древнерусского искусства. Заместитель директора по научной работе, с 2022 г.

Сфера научных интересов — древнерусская живопись XI–XV веков, русское искусство эпохи позднего Средневековья, прикладное искусство и лицевое шитье средневековой Руси, русское церковное искусство Нового времени

Также:

  • Доцент (с 2013 г.) кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (работает на кафедре с 2003 г. в должности младшего, затем — старшего научного сотрудника)
  • Старший научный сотрудник (по контракту) отдела древнерусского искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств
  • Куратор выставки «Русские иконы в собрании Михаила-Де Буара (Елизаветина)». Государственный музей-заповедник «Царицыно», июнь 2008 — июль 2009 г. (совместно с Н. И. Комашко и Э. С. Смирновой)

Награды:

  • Благодарность Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) за содействие в возвращении государству похищенной иконы «Святой Николай Чудотворец с житием» 1553 г. (собрание Ярославского музея-заповедника). 9 сентября 2010 г.
  • Золотая медаль Российской академии художеств за монографию «Ктиторские портреты средневековой Руси». 2 апреля 2013 г.
  • Лауреат первой премии памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в номинации «История Православной Церкви» (за монографию «Ктиторские портреты средневековой Руси»). 12 ноября 2013 г.

В прошлом:

Эксперт отдела древнерусской живописи ООО Аукционный дом «Гелос» (Москва)

Образование, квалификация, стажировки:

  • Отделение истории искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 2001 (специальность: искусствоведение)
  • Аспирантура Отделение истории искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 2001–2004
  • Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Ктиторские портреты средневековой Руси и их воздействие на русскую иконографию (XI—XV вв.)», 2004

Основные публикации

Монографии:

Ктиторские портреты средневековой Руси. XI — начало XVI века. М., 2010 (монография издана по гранту РГНФ).

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Новооткрытая икона XV в. со сценами на сюжет Акафиста Богоматери // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1998. М., 1999. С. 233–248.

Архиерейский проскинесис: «Спас митрополита Киприана» и ктиторская иконография XIV в. // Russia Medievalis. T. X/1. Mьnchen, 2001. С. 76–106.

Иконография «пелены Елены Волошанки» и проблема портретной традиции в московском искусстве рубежа XV–XVI веков // Искусствознание. Вып. 2/03. М., 2003. С. 201–228.

La collezione di icone russe dei Lorena nella Galleria dell’Accademia di Firenze: gli esemplari piщ significativi // Oriente e Occidente a San Marco da Cosimo il Vecchio a Giorgio La Pira. Alla riscoperta della collezione di icone russe dei Lorena. Firenze, 2004. P. 49–107 (в соавторстве с Е. В. Гладышевой и Л. В. Нерсесяном).

Иконография надгробной композиции на южном фасаде собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 190–204.

Тема коллективной молитвы в росписях собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К 500-летию росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. М., 2005. С. 229–245.

Урок язычникам: икона «Чудо в Хонех» из села Комарицы и христианизация зырян // Иконы Русского Севера. Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. Статьи и материалы / Ред.-сост. Э. С. Смирнова. М., 2005. С. 93–121.

Инок и юродивый: сопоставление двух типов святости в русской иконографии Позднего Средневековья // Иконы Русского Севера. Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. Статьи и материалы / Ред.-сост. Э. С. Смирнова. М., 2005. С. 170–204.

La Sapienza si и construita una casa. Rappresentazioni architettoniche nell’iconographia russa // Il tempio, il palazzo, la cittа nell’icona russa. Vicenza, 2006. P. 9–47.

«Сказание о Щиловом монастыре» и восприятие надгробных портретов в позднесредневековом Новгороде // Искусствознание. Вып. 2/06. М., 2006. С. 20–46.

«Подножие ног Его». О вотивных надписях на русских иконах Спаса на престоле XIV века // Искусствознание. Вып. 1–2/07. М., 2007. С. 25–53.

Ростовская иконопись второй половины XV века: предварительные размышления // От Царьграда до Белого моря. Сборник статей по средневековому искусству в честь Э. С. Смирновой. М., 2007. С. 441–472.

Традиции ктиторской иконографии в убранстве Благовещенского собора // ФГУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник „Московский Кремль“». Материалы и исследования. XIX. Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. М., 2008. С. 43–66.

Образ Богоматери «Моление о народе» в русском искусстве позднего Средневековья // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века. Сборник статей памяти Виктора Михайловича Сорокатого / Труды ЦМиАР. Т. III. М., 2008. С. 51–88.

Заметки о программе росписей церкви Рождества Христова в Довмонтовом городе Пскова // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. М., 2008. С. 121–138.

Надгробные покровы русских святых: к вопросу об иконографии, происхождении и функциях // Церковное шитьё в Древней Руси. Сборник статей / Ред.-сост. Э. С. Смирнова. М., 2010. С. 101–143.

«Полица властелинская». О неизвестной лицевой палице третьей четверти XV века и иконографии русских епигонатиев // Церковное шитьё в Древней Руси. Сборник статей / Ред.-сост. Э. С. Смирнова. М., 2010. С. 183–234.

Иконы святителя Николая Чудотворца в собрании Михаила-Де Буара (Елизаветина) // Добрый кормчий. Почитание святителя Николая в христианском мире / Сост. и ред. А. В. Бугаевского. М., 2011. С. 484–521.

Вкладные надписи на новгородских иконах Спаса на престоле XIV века: аналогии и прототипы // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Вып. 4. Великий Новгород, 2011. С. 116–141.

Происхождение слова «полати» и вопрос о функциях хор ранних русских храмов // Храм i люди. Збiрка статей до 90-рiччя з дня народження Сергiя Олександровича Висоцького. Київ, 2013. С. 143–159.

Икона великомученика Феодора Стратилата из Покшеньги: вкладная надпись, иконографическая программа, стиль // Вестник реставрации музейных ценностей. 2013. № 1/16. Специальный выпуск. Реставрация и исследование иконы 1581 года «Великомученик Феодор Стратилат» из села Покшеньга. По материалам круглого стола 14 февраля 2012 года. М., 2013. С. 16–52.

Материалы конференций:

«Цари и князи и святители живы суще». Об иконографическом статусе сцены моления на древнейших иконах Богоматери Тихвинской с деяниями // Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: иконография — история — почитание. Тезисы докладов международной научной конференции. Санкт-Петербург — Тихвин, 24—27 октября 2001 г. СПб., 2001. С. 69–74.

Соборная молитва народа Божия. Об одной группе сюжетов в русском искусстве XV–XVII веков и возможностях иконографического метода // Идея и образ. Принципы и методы изучения средневекового искусства стран православного мира. Тезисы докладов международной научной конференции 1—2 ноября 2005 года. М., 2005.

Чудотворная икона «Богоматерь Гребневская» и ее списки XVI в. // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. V Международная конференция. 26—28 сентября 2006 г. Тезисы докладов. Сергиев Посад, 2006. С. 43–45.

О стиле и времени создания росписи собора Успенского монастыря в Свияжске // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции. 2009. М., 2009. С. 268–308.

Изображения святых в выходных миниатюрах русских рукописей XI–XIV веков // Годишник на Софийския университет «Св. Климент Охридски». Т. 96 (15). Международен научен симпозиум «Византия и славяните». По случай на 20-годишнината от създаването на Цънтра за славяно-византийски проучвания «Иван Дуйчев» към Софийския университет «Св. Климент Охридски» (София, 12–14 май 2006 г.). София, 2011. С. 371–377.

Indepictable Donors and Praying Crowds: Transformations of Donor Imagery in Late Medieval Russia // Proceedings of the 22nd International Congress of Byzantine Studies. Sofia, 22–27 August 2011. Vol. III. Abstracts of free communications. Sofia, 2011. P. 276–277.

Иконопись Галичины XV века и искусство «великорусских» художественных центров: о природе совпадений // Византийский мир: региональные традиции в художественной жизни и проблемы их изучения. К юбилею Э. С. Смирновой. Тезисы докладов международного научного симпозиума 8—9 октября 2012 года. М., 2012. С. 48–49.

О происхождении и смысле иконографического типа св. Николы «Зарайского» // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. 4 (XXXV). Материалы научной конференции. 2011. М., 2012. С. 215–264.

К ранней истории старообрядческого собирательства: иконы с художественно оформленными владельческими надписями конца XVIII — XIX века // История собирания, хранения и реставрации памятников древнерусского искусства. Сборник статей по материалам научной конференции (25–28 мая 2010 года). М., 2012. С. 25–120.

Каталоги выставок и собраний, музейные издания:

Иконы Мурома / Древнерусская живопись в музеях России. М., 2004 (составление каталожных описаний икон, в соавторстве).

Иконы Владимира и Суздаля / Древнерусская живопись в музеях России. М., 2006 (изд. 2 — М., 2008) (составление каталожных описаний икон, в соавторстве).

Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. Т. 1, 2. М., 2007 (участие в составлении каталога, в соавторстве).

Шесть веков русской иконы. Новые открытия. Выставка из частных собраний к 60-летию Музея имени Андрея Рублева. М., 2007 (каталожные описания икон, в соавторстве).

Иконы Вологды XIV–XVI веков / Древнерусская живопись в музеях России. М., 2007 (вступительная статья и каталожные описания икон, в соавторстве).

Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI века / Древнерусская живопись в музеях России. М., 2008 (каталожные описания).

Шедевры русской иконописи XIV–XVI веков из частных собраний. Каталог / Сост. Н. В. Задорожный, И. А. Шалина, Л. М. Евсеева. Научный редактор И. А. Шалина. М., 2009 (каталожные описания икон).

Русские иконы в собрании Михаила-Де Буара (Елизаветина). Каталог выставки. Государственный музей-заповедник «Царицыно» (июнь 2008 — июль 2009). М., 2009 (в соавторстве с Н. И. Комашко и Э. С. Смирновой).

Коллективные труды:

L’autumno del medioevo russo. Le icone del XVII secolo // Zar e mercanti. Icone del XVI–XVII secolo / Storia dell’icona in Russia. Fasc. 4. Milano, 2001. P. 47–64, 122–125.

Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл XVI–XVII веков / Ред.-сост. И. А. Стерлигова. М., 2008 (редактирование, каталожные описания).

О фресках собора Свияжского Успенского монастыря // Фрески и иконы Свияжского Успенского собора. СПб., 2009. С. 21–35.
Более двадцати статей по иконографии в «Православной энциклопедии»


Педагогическая деятельность:

Повышение квалификации: «Актуальные проблемы и тенденции развития науки об искусстве» (16 ч.) 2022  г.

Научно-педагогический стаж: 20 лет

Научное руководство аспирантами по программе подготовки 5.10.3. Виды искусства (Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура)