Кандидат искусствоведения, с 2004 г.
Старший научный сотрудник Сектора древнерусского искусства. Заместитель директора по научной работе, с 2022 г.
Сфера научных интересов — древнерусская живопись
Также:
- Доцент (с 2013 г.) кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета им.
М. В. Ломоносова (работает на кафедре с 2003 г. в должности младшего, затем — старшего научного сотрудника) - Старший научный сотрудник (по контракту) отдела древнерусского искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств
- Куратор выставки «Русские иконы в собрании
Михаила-Де Буара (Елизаветина)». Государственныймузей-заповедник «Царицыно», июнь 2008 — июль 2009 г. (совместно сН. И. Комашко иЭ. С. Смирновой )
Награды:
- Благодарность Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) за содействие в возвращении государству похищенной иконы «Святой Николай Чудотворец с житием» 1553 г. (собрание Ярославского
музея-заповедника ). 9 сентября 2010 г. - Золотая медаль Российской академии художеств за монографию «Ктиторские портреты средневековой Руси». 2 апреля 2013 г.
- Лауреат первой премии памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в номинации «История Православной Церкви» (за монографию «Ктиторские портреты средневековой Руси»). 12 ноября 2013 г.
В прошлом:
Эксперт отдела древнерусской живописи ООО Аукционный дом «Гелос» (Москва)
Образование, квалификация, стажировки:
- Отделение истории искусства исторического факультета Московского государственного университета им.
М. В. Ломоносова , 2001 (специальность: искусствоведение) - Аспирантура Отделение истории искусства исторического факультета Московского государственного университета им.
М. В. Ломоносова , 2001–2004 - Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Ктиторские портреты средневековой Руси и их воздействие на русскую иконографию (
XI—XV вв. )», 2004
Основные публикации
Монографии:
Ктиторские портреты средневековой Руси. XI — начало XVI века. М., 2010 (монография издана по гранту РГНФ).
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:
Новооткрытая икона XV в. со сценами на сюжет Акафиста Богоматери // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1998. М., 1999. С. 233–248.
Архиерейский проскинесис: «Спас митрополита Киприана» и ктиторская иконография XIV в. // Russia Medievalis. T. X/1. Mьnchen, 2001. С. 76–106.
Иконография «пелены Елены Волошанки» и проблема портретной традиции в московском искусстве рубежа
La collezione di icone russe dei Lorena nella Galleria dell’Accademia di Firenze: gli esemplari piщ significativi // Oriente e Occidente a San Marco da Cosimo il Vecchio a Giorgio La Pira. Alla riscoperta della collezione di icone russe dei Lorena. Firenze, 2004. P. 49–107 (в соавторстве с
Иконография надгробной композиции на южном фасаде собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К
Тема коллективной молитвы в росписях собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало XVI века. К
Урок язычникам: икона «Чудо в Хонех» из села Комарицы и христианизация зырян // Иконы Русского Севера. Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. Статьи и материалы / Ред.-сост.
Инок и юродивый: сопоставление двух типов святости в русской иконографии Позднего Средневековья // Иконы Русского Севера. Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. Статьи и материалы / Ред.-сост.
La Sapienza si и construita una casa. Rappresentazioni architettoniche nell’iconographia russa // Il tempio, il palazzo, la cittа nell’icona russa. Vicenza, 2006. P. 9–47.
«Сказание о Щиловом монастыре» и восприятие надгробных портретов в позднесредневековом Новгороде // Искусствознание. Вып. 2/06. М., 2006. С. 20–46.
«Подножие ног Его». О вотивных надписях на русских иконах Спаса на престоле XIV века // Искусствознание. Вып. 1–2/07. М., 2007. С. 25–53.
Ростовская иконопись второй половины XV века: предварительные размышления // От Царьграда до Белого моря. Сборник статей по средневековому искусству в честь
Традиции ктиторской иконографии в убранстве Благовещенского собора // ФГУК «Государственный
Образ Богоматери «Моление о народе» в русском искусстве позднего Средневековья // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI века. Сборник статей памяти Виктора Михайловича Сорокатого / Труды ЦМиА
Заметки о программе росписей церкви Рождества Христова в Довмонтовом городе Пскова // Древнерусское искусство. Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. М., 2008. С. 121–138.
Надгробные покровы русских святых: к вопросу об иконографии, происхождении и функциях // Церковное шитьё в Древней Руси. Сборник статей / Ред.-сост.
«Полица властелинская». О неизвестной лицевой палице третьей четверти XV века и иконографии русских епигонатиев // Церковное шитьё в Древней Руси. Сборник статей / Ред.-сост.
Иконы святителя Николая Чудотворца в собрании
Вкладные надписи на новгородских иконах Спаса на престоле XIV века: аналогии и прототипы // Новгород и Новгородская земля. Искусство и реставрация. Вып. 4. Великий Новгород, 2011. С. 116–141.
Происхождение слова «полати» и вопрос о функциях хор ранних русских храмов // Храм i люди. Збiрка статей до
Икона великомученика Феодора Стратилата из Покшеньги: вкладная надпись, иконографическая программа, стиль // Вестник реставрации музейных ценностей. 2013. № 1/16. Специальный выпуск. Реставрация и исследование иконы 1581 года «Великомученик Феодор Стратилат» из села Покшеньга. По материалам круглого стола 14 февраля 2012 года. М., 2013. С. 16–52.
Материалы конференций:
«Цари и князи и святители живы суще». Об иконографическом статусе сцены моления на древнейших иконах Богоматери Тихвинской с деяниями // Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: иконография — история — почитание. Тезисы докладов международной научной конференции.
Соборная молитва народа Божия. Об одной группе сюжетов в русском искусстве
Чудотворная икона «Богоматерь Гребневская» и ее списки XVI в. //
О стиле и времени создания росписи собора Успенского монастыря в Свияжске // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. Материалы научной конференции. 2009. М., 2009. С. 268–308.
Изображения святых в выходных миниатюрах русских рукописей
Indepictable Donors and Praying Crowds: Transformations of Donor Imagery in Late Medieval Russia // Proceedings of the 22nd International Congress of Byzantine Studies. Sofia, 22–27 August 2011. Vol. III. Abstracts of free communications. Sofia, 2011. P. 276–277.
Иконопись Галичины XV века и искусство «великорусских» художественных центров: о природе совпадений // Византийский мир: региональные традиции в художественной жизни и проблемы их изучения. К юбилею
О происхождении и смысле иконографического типа св. Николы «Зарайского» // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. 4 (XXXV). Материалы научной конференции. 2011. М., 2012. С. 215–264.
К ранней истории старообрядческого собирательства: иконы с художественно оформленными владельческими надписями конца XVIII — XIX века // История собирания, хранения и реставрации памятников древнерусского искусства. Сборник статей по материалам научной конференции (25–28 мая 2010 года). М., 2012. С. 25–120.
Каталоги выставок и собраний, музейные издания:
Иконы Мурома / Древнерусская живопись в музеях России. М., 2004 (составление каталожных описаний икон, в соавторстве).
Иконы Владимира и Суздаля / Древнерусская живопись в музеях России. М., 2006 (изд. 2 — М., 2008) (составление каталожных описаний икон, в соавторстве).
Иконы Русского Севера. Шедевры древнерусской живописи Архангельского музея изобразительных искусств. Т. 1, 2. М., 2007 (участие в составлении каталога, в соавторстве).
Шесть веков русской иконы. Новые открытия. Выставка из частных собраний к
Иконы Вологды
Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI века / Древнерусская живопись в музеях России. М., 2008 (каталожные описания).
Шедевры русской иконописи
Русские иконы в собрании
Коллективные труды:
L’autumno del medioevo russo. Le icone del XVII secolo // Zar e mercanti. Icone del
О фресках собора Свияжского Успенского монастыря // Фрески и иконы Свияжского Успенского собора. СПб., 2009. С. 21–35.
Более двадцати статей по иконографии в «Православной энциклопедии»
Педагогическая деятельность:
Повышение квалификации: «Актуальные проблемы и тенденции развития науки об искусстве» (16 ч.) 2022 г.
Научно-педагогический стаж: 20 лет
Научное руководство аспирантами по программе подготовки 5.10.3. Виды искусства (Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура)