Доктор искусствоведения, с 2004 г.
Ведущий научный сотрудник с 2005 г. Работает в институте с 1971 г. в Секторе (Отделе) древнерусского искусства
Сфера научных интересов — древнерусская живопись
Организатор международных конференций в ГИИ 2000, 2002, 2004, 2008, 2012, 2013 гг. Ученый секретарь Сектора древнерусского искусства с 1976 г. Член диссертационного Совета ГИИ.
Награды:
Знак «За достижения в культуре», 2002 г.
Образование, квалификация, стажировки:
Исторический факультет Московского Государственного Университета, 1970 (специальность: история) Тема диплома: Росписи Ферапонтова монастыря и их историческая обусловленность.
Защита диссертации на соискание степени канд. искусствоведения «Наружные росписи средневековых памятников архитектуры. Византия. Балканы. Древняя Русь». 1984.
Защита диссертации на соискание степени доктора искусствоведения «Орнамент в монументальной живописи древней Руси конца XIII — начала XVI вв.», 2004.
Основные публикации
Монографии:
Наружные росписи средневековых памятников архитектуры. Византия. Балканы. Древняя Русь. М., 1990; переиздание М., 1999.
Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII — начало XVI века. Серия «Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 2004. Т.1. Текст, Т.2. Ил.
Отдельные статьи в научных сборниках:
О приемах украшения цокольных частей интерьеров древнерусских храмов и их происхождении // Средневековая Русь. М., 1976;
Фрески Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля //Древнерусское искусство: Монументальная живопись
«Рождество» из собрания
О фрагментах орнамента и некоторых декоративных приемах в росписях храмов Владимирского княжества // Дмитриевский собор во Владимире: К
О группе произведений древнерусского серебряного дела конца XIV — начала XV вв. (К проблеме генезиса стиля орнамента) // Древнерусское искусство: Исследования и атрибуции. СПб., 1997;
О формировании иконографии рожденственской стихиры «Что Ти принесем, Христе." // Древнерусское искусство: Балканы. Русь. М., 1995;
Об орнаменте в ранних росписях Благовещенского собора Московского Кремля // Благовещенский собор: К юбилею памятника. М., 1999;
О фресковом орнаменте Спасского собора Андроникова монастыря // Сборник МиАР. М., 2002;
О времени создания живописной декорации алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля // Русское искусство позднего средневековья. XVI в. СПб., 2002;
О некоторых типах орнамента в рукописях и в монументальной живописи Древней Руси XIV -XV вв. //Древнерусское искусство: Искусство рукописной книги. Византия. Древняя Русь.
О происхождении традиции подвесных пелен в росписях древнерусских храмов //Древнерусскоеи поствизантийское искусство. Вторая половина XV- начало XVI в. К
О некоторых приемах убранства Молитвенника Гертруды // От Царьграда до Белого моря. Сборник статей по средневековому искусству в честь
Вступительная статья к изданию «История русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям» (альбом
К вопросу о происхождении Федоровского Евангелия // Хризограф. Средневековые книжные центры: местные традиции межрегиональные связи. М., 2009;
О некоторых декоративных приемах в стенописи собора Рождества Богоматери Антониева монастыря в Новгороде (1125) // Проблеми на изкуството. София, 2010. Вып.1;
Коллективные труды:
Орнамент в живописи конца X — середины XI века //История русского искусства. Т.1. М., 2007.
Происхождение и особенности орнамента рукописных и печатных книг из собрания Ярославского
Орнамент в живописи второй половины XI — первой четверти XII века //История русского искусства. Т.1. М., 2007.
Орнамент и другие элементы декоративного убранства в живописи середины