Доктор искусствоведения, с 2006 г. Заведующий Cектором древнерусского искусства, с 2000 г. Работает в институте в Секторе (Отделе) древнерусского искусства с мая 1987 г.
Сфера научных интересов — древнерусское и византийское искусство: монументальная живопись, иконопись, пластика
Также:
- Член президиума
научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры РФ - Член редколлегии сборников «Искусствознание»
- Член редколлегии журнала «Собрание»
- Член жюри ежегодного фестиваля «Интермузей» (на протяжении последних 10 лет, кроме 2013)
- Член ученого совета Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
- Член комиссии Министерства культуры по особо ценным объектам культурного наследия России
- Член Закупочной комиссии Министерства культуры
- Член Комиссии Министерства культуры РФ по аттестации реставраторов
- Член реставрационного совета Межобластного
научно-художественного реставрационного управления (МНХРУ), Москва - Создатель концепции и куратор выставки «София Премудрость Божия» Рим 1999; Москва 2000
- Член комиссии по взаимодействию Министерства культуры и РПЦ в области культуры
- Постоянный член Организационной комиссии Международной конференции «
Троице-Сергиева лавра в истории и культуре России», устраиваемой раз в два годаСергиево-Посадским музеем заповедником, Московской духовной академией иТроице-Сергиевым монастырем - Член реставрационного совета
Музея-заповедника «Московский Кремль»
Награды:
- Медаль преподобного Сергия Радонежского за оказание помощи в деле возвращения произведений иконописи в Росси
из-за рубежа - Медаль
300-летие С-Петербурга за участие в работе Комиссии по воссозданию Янтарной комнаты Екатерининского дворца в Царском селе - Медаль
1000-летие Казани за содействие возвращению в Россию чтимой иконы Богоматери Казанской - Почетная грамота Гос.
музея-заповедника «Александровская слобода» за многолетнее сотрудничество и оказание методической помощи музею - Заслуженный деятель искусств РФ
В прошлом:
- С 1961 по 1964 г. лаборант в фондах живописи Гос. Третьяковской галереи; с 1964 по 1987 г. — научный сотрудник, старший научный сотрудник (Там же)
- Преподаватель на Курсах по подготовке к поступлению на Отделение истории искусств Исторического факультета МГУ.
1970-е гг. - Лектор Всесоюзного общества «Знание».
1960–1980 -е гг. - С начала
1990-х гг. по 2010 г. читал лекции и вел семинары по истории древнерусского искусства на кафедре Всеобщей истории искусств РГГУ в должности доцента, затем профессора. - Ответственный редактор 2 т. ч. 1 Истории русского искусства: Искусство
20-60-х годов XII века. М., 2012 - Член
Германо-Российского наблюдательного и реставрационного советов по реставрации церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде - Руководитель рабочей группы ФНМС министерства культуры РФ по наблюдению за ходом и направленностью реставрационных работ на росписи Дионисия в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря
Образование, квалификация, стажировки:
- Окончил Отделение истории искусств исторического факультета Московского Государственного Университета в 1967 г. (специальность: искусствоведение)
- Аспирантура МГУ, 1969–1973
- Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Росписи 1313 г. собора Рождества Богоматери в Пскове». 1979 г.
- Защита диссертации на соискание степени доктора искусствознания «Очерки истории живописи древнего Пскова. XIII — начало XV в.», 2005 г.
Основные публикации
Монографии:
Монументальная живопись Новгорода
Очерки истории живописи Пскова. Середина XIII — начало XV века. Становление местной художественной традиции. М., изд. «Северный паломник», 2004.
Русское искусство
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:
Программа росписи собора Снетогорского монастыря // Гос. Третьяковская галерея. Вопросы русского и советского искусства: Материалы научных конференций
О мастерах снетогорской росписи // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. М., изд «Наука», 1977. С. 106–125.
О стиле росписи Снетогорского монастыря // Древнерусское искусство: Монументальная живопись
Об одной ктиторской композиции Нередицы // Древний Новгород. История, искусство, археология. Новые исследования. М., изд. «Изобразительное искусство», 1983. С. 188–197.
«Ангельский чин с Эммануилом» и некоторые черты художественной культуры
Рогатина великого князя Тверского Бориса Александровича // Древнерусское искусство: Проблемы, атрибуции. М., изд. Российского
An Object of Art: Value and Price (An Art Historian’s Viewpoint) // Phystech Journal. М., изд.
Собрание древнерусской иконописи Государственной Третьяковской галереи. Сложение коллекции, история изучения // Гос. Третьяковская галерея. Каталог собрания: Древнерусское искусство X — начала XV века. М., изд. «Красная площадь», 1995. Т. 1. С. 7–24.
К вопросу о происхождении и времени создания «Тверских врат» Александровской слободы // Александровская слобода. Материалы
К вопросу о реконструкции программ храмовых росписей
Псковская икона «Илья Пророк со сценами жития» // Древнерусское искусство: Художественная культура XIII века. СПб., изд. «Дм. Буланин», 1997. С. 326–343.
Тема «Вход в дом Премудрости» в росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря // ГИКМЗ «Московский Кремль». Материалы и исследования: Русская художественная культура
Иконография Явления Богоматери преподобному Сергию Радонежскому и мотивы теофании в искусстве конца XIV — начала XV в. // ДРИ: Художественная культура Москвы эпохи Сергия Радонежского. СПб., изд. «Дм. Буланин», 1998. С. 79–94.
Die Ikone «
Заметки о соотношении техники и стиля в живописи середины XI — начала XII вв. // ДРИ: Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., изд. «Дм. Буланин», 2002. С. 322–343.
Идеи заволжских старцев и роспись Дионисия в соборе Ферапонтова монастыря. Иконографическая заметка // Ферапонтовский сборник. М.,.изд. «Индрик», 2002. Вып. VI. С. 175–180.
Кто такие «галатские еретики»? // Древнерусское искусство: Русское искусство позднего Средневековья: XVI век. СПб., изд. «Дм. Буланин», 2002. С. 166–177.
Фрески Феофана Грека в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине улице (Об иконографической программе росписи) // Древнерусское искусство: Византия, Русь, Западная Европа. Искусство и культура. Посвящается
Икона «Св. Никола» из села Виделебье и проблемы развития местного иконописания Пскова первой половины — середины XIV века // От древней Руси к России нового времени. М., изд. «Наука», 2003. С. 396–406.
О стиле миниатюр «Изборника Святослава» 1073 года // Хризограф. М., изд. «СканРус», 2003. С. 14–32.
Новый памятник византийской книжной миниатюры XII в. // Древнерусское искусство: Искусство рукописной книги. Византия, Древняя Русь. СПб., изд. «Дм. Буланин», 2004. С. 164–172.
Два направления в живописи Древней Руси конца XI — первой четверти XII века // Византийский мир: искусство Константинополя и национальные традиции. К
Малоизвестный памятник русской живописи первой четверти XV в. из собрания Государственного исторического музея // Хризограф. М., изд. «СканРус», 2005. Вып. 2. С. 94–108.
О границе понятий «дионисиевский стиль» и «стиль Дионисия» // Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV — начало ХVI века. К
Об одной группе произведений новгородской живописи середины XIV века // Новгород и новгородская земля: Искусство и реставрация. Великий Новгород, Изд. Новгородского Гос.
Росписи апсиды «Крещальни» Софийского собора в Киеве // . Сборник статей по искусству Византии и Древней Руси в честь
К вопросу о дате создания византийской камеи панагии патриарха Иова // Образ Византия. Сборник статей в честь
К вопросу о датировке росписей церкви Св. Георгия в Старой Ладоге // Византия в контексте мировой культуры. К
Икона «Дмитрий Солунский» из собрания ГРМ. К вопросу о времени и обстоятельствах создания // Древнерусское искусство: Художественная жизнь Пскова и искусство поздневизантийской эпохи. К
Вновь о «Варваринских иконах» // Археология Пскова и Псковской земли. Материалы 45 заседания (
Иконографический извод: шаблон или партитура // Древнерусское искусство: Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. Материалы Международной научной конференции
Пелена с «Распятием» и изображениями Христа, Богоматери Воплощение и апостолов на полях // Церковное шитье в Древней Руси. Сборник статей. М., 2010. С. 39–47.
«Св. Никола» из Порхова и проблемы развития псковской живописи в начале XV в. // Древности Пскова: Археология, история, архитектура. Лабутиной. Псков, 2011. Вып. 2. С. 15–24.
Изображение царственного отрока в тимпанах фасадов Дмитриевского собора во Владимире // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси. Западной Европы. Материалы научной конференции 2011. М., 2012. С. 184–201.
О месте росписи церкви Благовещения на Мячине в Новгороде в кругу памятников византийской и древнерусской живописи конца XII в. // Международный симпозиум «Византийский мир. Региональные традиции в художественной жизни и проблемы их изучения». Москва
Состояние изучения росписей 1408 года Успенского собора во Владимире // Древнерусское искусство: Искусство средневековой Руси и Византии эпохи Андрея Рублева. М. 2012. С. 9–28.
Живопись
Коллективные труды:
Лифшиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская
Лифшиц Л.И., Попов
Введение // История русского искусства. Т. 1: Искусство Киевской Руси. IX — первая четверть XII века. М., изд. «Северный паломник», 2007. С. 13–36.
История законодательства в области охраны и реставрации памятников культуры // Реставрация памятников истории и искусства в России в
Введение // История русского искусства. Т. 2/1: Искусство
Предисловие // История русского искусства. Т. 2/1: Искусство 20-
Автор концепции выставок:
«Византия, Балканы, Русь. Иконы конца XIII — середины XV века». в Гос. Третьяковской галерее. 1991 г.
Научный консультант выставки «Русская икона в конце ХХ века». Музей истории города Москвы. М., 1997. (К
«София Премудрость Божия» в русской иконописи XIII — начала XIХ веков в Ватикане (1999 г.) и Гос. Третьяковской галерее (2000 г.)
Педагогическая деятельность:
Научно-педагогический стаж: 63 года
Лекции по курсу образовательной программы «Теория, история и методология исследования изобразительного и декоративно-прикладного искусства и архитектуры». Модуль: «Древнерусское искусство».