Кольцова
Татьяна Михайловна

Сектор древнерусского искусства

Доктор искусствоведения с 2009 г.

Ведущий научный сотрудник Отдела древнерусского искусства, с 2005 г.

Сфера научных интересов — древнерусское искусство и церковное искусство Нового времени; древнерусская живопись и скульптура; церковная культура Русского Севера; старообрядческие центры Древней Руси; иконография северных святых.

Также:

  • Зав. отделом древнерусского искусства Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера с 1986 г.
  • С 2004 г. — доцент, профессор по кафедре Гуманитарного факультета Северного Арктического федерального университета (САФУ)

  • С 1988 г. – по наст. время — чтение четырех курсов лекций студентам САФУ: «Древнерусское искусство», «Христианская культура Русского Севера», «Русское искусство ХVIII века», «Экспозиционная и выставочная деятельность музеев».

  • Полученные гранты:

  • грант РГНФ № 97-04-06071
  • грант РГНФ № 04-04-16272, «Иконы Северного Поонежья»
  • грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства за 2004 г., «Крестьянская живопись Поважья»
  • грант РГНФ 06-04-48480 г/C, конференция «Наследие Соловецкого монастыря»
  • грант РГНФ 13-04-00236, Подписные и датированные иконы ХVI-ХХ в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».
  • участие в реализации гранта ОАО «Северсталь» «Музеи Русского Севера» на издание каталога икон Национальной галереи республики Коми: научное консультирование и редактирование материалов (каталог вышел в 2009 г.). 2010—2011 гг.
  • участие в реализации гранта Кенозерского национального парка на подготовку и издание монографии «Небеса и окрестности Кенозерья» (Потанинский фонд, «Первая публикация»). Конкретная роль: научное консультирование проекта, подготовка статей монографии, 2011 г.
  • С 2005 – по наст. время — подготовка иконографических статей для «Православной энциклопедии» (опубликовано 28 статей)

  • грант РГНФ 13-04-00236, «Подписные и датированные иконы ХVI - ХХ в собрании Государственного музейного объединения "Художественная культура Русского Севера

  • грант РФФИ 20-112-00044 на издание монографии «Церковная живопись Архангельской губернии во второй половине ХVIII – начале ХХ века. История, памятники, мастера»

  • участник гранта РФФИ 20-012-00507 Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук «Антониево-Сийский монастырь – северный анклав московской культуры XVI–первой половины XVIII вв. Памятники книжности, церковно-певческого искусства и художественного наследия» (2020-2022 гг.)

Награды:

2000 г. — Заслуженный работник культуры Российской Федерации;

2009 г. — Лауреат Премии имени Д. С. Лихачева «За выдающийся вклад за сохранение историко-культурного наследия России»;

2011 г. — книга «Наследие Холмогорской земли ХVI — начала ХХ века в музеях Архангельской области» объявлена лучшей книгой о Русском Севере (в номинации «автор») на Х Архангельском областном конкурсе «Книга года».

2012 г. — Благодарность МК РФ за участие в Европейской выставке по реставрации, сохранению памятников и санации исторических строений «DENKMAL» (г. Лейпциг).

2017 г. — медаль Архангела Михаила Архангельской епархии РПЦ 

2020 г. — Почетный член Российской академии художеств

В прошлом:

Старший научный сотрудник Соловецкого Государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника (1976–1986).

Образование, квалификация:

Факультет теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии Художеств СССР, 1976 г. (специальность: искусствоведение). Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Монументальная живопись в деревянных храмах Русского Севера», 1990 г. Защита диссертации на соискание степени доктора искусствознания «Становление и развитие художественных центров в конце ХVI - ХVIII веках: иконопись Архангельского края», 2009 г.

Автор ряда выставок, связанных с изучением и показом христианских памятников Русского Севера. Наиболее значительные из них являются межмузейными проектами и сопровождаются научными каталогами: «Северные подвижники благочестия» (Архангельск, 1994); «Иконы Северной России» (Норвегия, Исландия, 1995); «Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера» (Москва, ГТГ, 1996); «Северные письма» (Москва, ГИМ, 2001); «Окно в рай. Иконы из Архангельска (Финляндия, 2003); «Крестьянская живопись Поважья»  (Архангельск, 2004); «Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области» (Архангельск, 2006); «Наследие Холмогорской земли в музеях Архангельской области (Архангельск, 2011); «Иконы Каргополья. Возрождение» (Москва, Архангельск, 2018–2019).




Основные публикации

Автор 180 публикаций

Монографии:

Небо и его росписи в деревянных храмах Русского Севера. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство»:, 1993. — 112 с.

Северные иконописцы. Опыт биобиблиографического словаря. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство», 1998. — 192 с. 

Иконы Северного Поонежья. М. : «Северный паломник», 2005. — 352 с.

Искусство Холмогор ХVI — ХVIII веков. М.: «Северный паломник», 2009. — 645 с. 

Иконы Каргополя. М., ИП Сергей Верхов, 2014. 134 с.

Каргопольская икона. ИПП «С.И. Верхов». М., 2019. 224 с.

Церковная живопись Архангельской губернии второй половины ХVIII – начала ХХ века: История, памятники, мастера. СПб: Дмитрий Буланин, 2020. 432 с.

Каталоги выставок из собраний музеев:

Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера: каталог выставки (автор-составитель Т. М. Кольцова). М., 1995. — 206 с.

Ikonen fra Nord-Russland // Ikonen fra Nord-Russland: Kataloge. Tromsǿ, 1995. — 107 с.

Northern Painting. Icons from Arkhangelsk // A Window on Paradise. Kayaanin tidemuseo, 2003. Р. 22–123.

Северные письма: каталог / сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство»,1999. — 128 с.

Крестьянская живопись Поважья: каталог выставки / сост. Т. М. Кольцова. М.: «Северный паломник», 2003. — 366 с.

Наследие Соловецкого монастыря в музеях Архангельской области: каталог выставки / автор-сост. Т. М. Кольцова. М.: «СканРус», 2006. — 320 с.

Наследие Холмогорской земли в музеях Архангельской области: каталог выставки / автор-сост. Т. М. Кольцова. М.: «СканРус», 2011. —128 с.

Иконы ХIV – начала ХХ века: Каталог-путеводитель по экспозиции и фондам музея. Архангельск, «ИПП Правда Севера», 2013. 295 с.

Служение образу. Реставратор Александр Мурашов: Каталог выставки // Авторы-составители Т.М. Кольцова и О.Н. Вешнякова. Архангельск, 2015. 96 с.

Ошевенское. История одного храма: Каталог выставки / Вступ. ст.: Е.С. Кутукова, Е.Б. Заручевская, Т.М. Кольцова; сост. каталога. Т.М. Кольцова. М., «Три квадрата», 2019. 85 с.

Каргополь. Иконостас собора Рождества Христова / авторы текста Т.М. Кольцова, О.Б. Пригодина. М., ИП Верхов С.И., 2019.  60 с.

Подписные и датированные иконы ХVI – начала ХХ века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера»: Каталог / Сост. О. Н. Вешнякова, Т. М. Кольцова. М.: Три квадрата, 2020. 224 с.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых изданиях ВАК:

Дети-праведники на северных иконах // Традиционная культура: научный альманах. 2003. № 2. С. 22–26.

Иконы Соловецкого монастыря // Третьяковская галерея. 2006, № 3. С. 36–41.

Святые Холмогорской и Важской епархии. Создание иконографии, забытые имена // Личность, культура. 2007. Т. 9. Вып. 3 (37). С. 326–335.

Икона с надписями: Святые праведные и Иоанн и Логгин Яренгские 1695 г. // Русское искусство. 2007. № 4. С. 46–49.

Особенности формирования иконописи Архангельского края в конце ХVI — ХVIII веках // Известия Российского государственного педагогического университета имени И. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. № 10 (59). СПб, 2008. С. 290–296.

Особенности становления и развития иконописи поморских монастырей в XVI–XVIII веках // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». Вып. 10. Архангельск, 2008. С. 156–160.

Иконопись Архангельского края. Особенности становления и развития художественных центров в конце ХVI-ХVIII веке // Знание. Понимание. Умение. Вып. 4. М., 2008.

Крестный Онежский монастырь: святыня на Кий-острове в Белом море // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Специальный выпуск. М., 2009. № 2. С. 97–112.

Послание из ХVII века // Наука и жизнь. 2012. № 3. С. 138–141.

Архангельское епархиальное древлехранилище //Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». М., 2012. № 7–8. С. 22–25.

Небеса часовен Кенозерья // Декоративное искусство. М., 2014. № 7(418).

Художественная литография в Архангельской губернии // Вестник Альянс-Архео. Вып. 21. М.; СПб; Альянс-Архео, 2017. С. 37–52.

История Ветхого Завета в росписях «небес» Каргополья // Изучение и сохранение историко-культурного наследия Русского Севера: Сб. научных статей материалов Международной конференции, посвященной 80-летию профессора А.А. Куратова. Архангельск, Издательство «Лира», 2017. С. 430–441. Илл. 1–12 (вкладка).

Церковная живопись Архангельской губернии синодального периода: связи с Санкт-Петербургом // Вестник Альянс-Архео. Вып. 25. М., СПб, 2018. С. 79–106.

Иконописная мастерская Соловецкого монастыря. XVII – начало ХХ века // Secreta Artis. № 3 (11) 2020. С. 50–75.

Икона «Собор святого архистратига Михаила» из Михаило-Архангельского монастыря г. Архангельска // Труды Архангельского центра Русского географического общества. Вып. 8. Архангельск, 2020. С. 120–127.

Икона «Собор святого архистратига Михаила» из Михаило-Архангельского монастыря г. Архангельска // Труды Архангельского центра Русского географического общества. Вып. 8. Архангельск, 2020. С. 120–127.

«Святая Ветхозаветная Троица» Антониево- Сийского монастыря. 1536 (1538?) года. История памятника // Вестник сектора древнерусского искусства. М.: Государственный институт искусствознания, 2021. С. 94–109.

Материалы, опубликованные в сборниках международных, всероссийских и региональных конференций:

Иконы «Плоды Страданий Христовых» 1689 года из собрания Архангельского областного музея изобразительных искусств // Чтения по исследованию и реставрации памятников художественной культуры Северной Руси, посвященные памяти художника-реставратора Николая Васильевича Перцева: Сб. ст. Архангельск, 1992. С. 103–115.

Павел Александрович Шишов — создатель иконостасов Вознесенской церкви села Кушерека // Музей под открытым небом в современных условиях: Сб. докладов международной научно-практической конференции. Архангельск, 1995. С. 56–63.

Крестьянские иконописные артели на Онеге // IV Грабаревские чтения. Древнерусское искусство. Доклады, сообщения, тезисы. 22—23 апреля 1999 г. М., 1999. С. 99–115.

Икона «Иоанн и Логгин Яренгские, с житием» 1695 года из собрания Северодвинского городского краеведческого музея // Святые и святыни северорусских земель (по материалам научной региональной конференции). Каргополь, 2002. С. 245–251.

Архимандрит Антониево-Сийского монастыря Никодим и его рекомендации по реставрации икон // Грабаревские чтения. Сборник статей международной научной конференции. М., 2003. С. 104–114.

Иконография святого Прокопия Устьянского // Глагол времени: Исследования и материалы. Статьи и сообщения межрегиональной научной конференции «Прокопьевские чтения». Вологда, 2005. С. 275–290.

Иконография преподобного Елеазара Анзерского // Наследие Соловецкого монастыря: Сб. докладов всероссийской конференции (Сост. Т. М. Кольцова). Архангельск, 2007. С. 168–179.

Кольцова Т.М., Ханенко Н.Б. Коллекция церковных тканей Свято-Троицкого Антониево-Сийского монастыря [Электронный ресурс] // К 150-летию со дня рождения Игоря Эммануиловича Грабаря (1871-1960): Материалы всерос. науч. конф. (25-26 марта 2021 г.). – Электронные цифровые данные.- Архангельск: КИРА, 2021. С. 66–90.

Статьи в журналах, научных сборниках и других изданиях:

Первые литографии // Патриот Севера: Историко-краеведческий сборник. Архангельск, 1985. С. 204–212.

Расписные «небеса» в культовых памятниках Кенозера // Культура Русского Севера: Сб. ст. Л., 1988. С. 148–155.

Деревянные резные врата 1633 г. мастера Льва Иванова // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. М., 1993. С. 299–307. (В соавторстве с Т. В. Левиной).

Иконостасные мастера Архангельского Севера в ХVIII-ХIХ вв.// Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера: Сб. ст. (составитель — Т. М. Кольцова). Архангельск, 1995. С. 200–207.

Поморские иконописцы Чалковы // Народная культура Русского Севера: Сб. ст. (Сост. Т. М. Кольцова). Архангельск, 1997. С. 183–192.

«Крестовый образ» Кийского Крестного монастыря // Научно-исследовательская работа в художественном музее: Сб. ст. Вып. 1. Архангельск, 1998. С. 14–32.

Интерьер Благовещенской церкви Соловецкого монастыря // Известия Вологодского общества изучения Северного края. Вып. VII. Вологда, 1999. С. 61–67.

La maniera del Nord // Le capitali del Nord. Novgorod e Pskov. La Casa di Matriona, Milano, 2000. P. 47–64.

Песнопение в красках. Иконы Северной Руси. Альбом-календарь. Милан, 2001. С. 1–32 (на русском, французском, итальянском и немецком языках).

Иконописание в Соловецком монастыре в ХIХ — начале ХХ века // Сохраненные святыни Соловецкого монастыря. М., 2003. С. 67–72.

Die Holzskulptur des Archangel’sker Nordens // Verbotene Bilder. Heiligenfiguren in Russland. München, 2006. P. 129–153.

Никольская церковь села Малошуйка. Опыт реконструкции иконостаса // Иконы Русского Севера. Двинская земля, Онега, Каргополье, Поморье. М., 2005. С. 56–69.

Судьбы архангельских икон // История Отечества. Святые и святыни Русского Севера. Архангельск, 2006. С. 104–111.

Иконописная артель Холмогорского архиерейского дома // Поморский летописец: Альманах. Вып. 2. Архангельск, 2009. С. 74–82.

Небеса и икона Кенозерья, Кенозерский мастер Фёдор Захаров Иок, статьи о небесах и иконах Кенозерья (свод памятников): в кн.: Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М., 2009. С. 74–81, 86–527.

Иконография преподобного Зосимы, Соловецкого чудотворца // Соловецкий сборник. Выпуск 6. Архангельск, 2010. С. 4–21.

Каргополь: Кладовая Севера // Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей: Каталог-путеводитель. М.: Три квадрата, 2011. С. 3–8.

Дешевые иконы для паломников в северные монастыри. Вторая половина ХIХ — начало ХХ века // Антиквариат. 2011. № 9 (89). С. 40–54.

Наследие Архангельского епархиального древлехранилища // История собирания, хранения и реставрации памятников древнерусского искусства: Сборник статей по материалам научной конференции (25–28 мая 2010 года). М.: ООО «Издательство ИНИКО», 2012. С. 291–308.

Иконография преподобного Варлаама Важского // Важский край: Источниковедение, история, культура. Исследования и материалы. Вып. 5. Вельск, 2012. С. 111–119.

Икона «великомученик Феодор Стратилат» 1581 года. К вопросу об истории памятника // Вестник реставрации музейных ценностей. Специальный выпуск. М., 2013. № 1/16. C. 10–15.

Росписи Богоявленской церкви с. Туровец // В созвездии Льва: Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица. М., 2014. С. 210–232.

Росписи Покровской церкви с. Морозово Верховажского района Вологодской области // Важский край: источниковедение, история, культура: исследования и материалы. Вып. 7. Вельск, 2016. С. 125–141.

Створные киоты Русского Севера ХVI – начала ХVII веков //Красота резного образа. Материалы конференции. Кириллов, 2019. С. 14–23.

Образ Богоматери Грузинской и его северные списки./ ∆ωρεά : К 90-летию Энгелины Сергеевны Смирновой : сб. ст. / отв. ред. М. А. Орлова. — Государственный институт искусствознания, 2022. С. 164—177.

Учебные пособия:

Христианская культура Русского Севера ХIV – ХIХ веков: Программа курса. Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2007.

Русское искусство ХVIII века: Методические рекомендации. Архангельск, 2007.