Сиповская
Наталия Владимировна
Директор ФГНИУ Государственного института искусствознания МК РФ, с 2013 г, доктор искусствоведения. Работает в институте с 1992 г. в Секторе (Отделе) Изобразительного искусства и архитектуры (с 2013 г. — сектор Русского искусства Нового и Новейшего времени)
Сфера научных интересов русское
Ответственный секретарь федерального проекта «История русского искусства» в 22 томах, с 2001 г.
Также:
- Учредитель и Генеральный директор издательства «Пинакотека», главный редактор одноименного альманаха, с 1996 г.
- Куратор выставок современных художников в редакции издательства «Пинакотека» в рамках проекта «Картинки» (более 30 проектов)
- Член фондовой комиссии и научного совета
Музея-усадьбы Останкино, с 1998 г.
Награды:
- Золотая медаль Российской Академии художеств
- Почетные грамоты Министерства культуры Российской Федерации
- Почетный лист победителя конкурса
пост-докторских исследовательских работ по грантам Фонда Поля Гетти (1996) - Благодарность папы римского
Иоанна-Павла II за укрепление культурных связей и популяризацию художественных собраний Ватикана и пр.
В прошлом:
- Научный сотрудник Государственного музея керамики и «Усадьба XVIII века Кусково», 1984–1988
- Эксперт Министерства культуры СССР, работа в комиссии ГОСФОНДА, Государственном антикварном салоне № 2 («Октябрьская»), 1889–1994
- Создатель и ведущий рубрики «Антиквариат» газеты «Коммерсант», 1991–1995
- Заместитель гл. редактора альманаха «Предмет искусства», 1994–1995
- Заместитель главного редактора журнала «Медведь», 1994–1996
- Куратор выставки «Ода к радости. Русский и советский фарфор из собрания Ю. Трайсмана, ГМИИ, 2009
Образование:
- Отделение истории искусств исторического факультета Московского Государственного Университета, 1984 (специальность: искусствоведение)
- Аспирантура Государственного института искусствознания, 1988–1992
- Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Искусство и быт в культуре фарфора в России второй половины XVIII века», 1992
- Четырехмесячная
пост-докторальная стажировка в музеях Австрии, Германии, Франции, Великобритании. Грант Фонда Поля Гетти, Санта Моника, 1996 - Защита диссертации на соискание степени доктора искусствознания «Фарфор в русской художественной культуре XVIII века», 2010
Основные публикации
Монографии:
Фарфор в России XVIII века. М., 2008 (монография издана по гранту РГНФ).
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:
Национальные особенности русского фарфора XVIII века // Традиции и современность. Сб. М.: ГИИ, 1989. С. 58–67.
Новая Аркадия, или Третий Рим: Особенности придворного быта в России XVIII века // Декоративное искусство. М., 1991, № 8. С. 26–29.
Русский фарфор екатерининского времени: реминисценции рококо в искусстве классицизма // Русский классицизм Сб. ГИИ. М.: Изобразительное искусство, 1994. С. 64–73.
Фарфор в России екатерининской поры // Вопросы искусствознания. М., 1994. № 2–3. С. 196–207.
Фарфор в русской усадьбе // Культура русской усадьбы. Сб. Общества изучения русской усадьбы. Вып. 1 (17). М., 1994. С. 165–167.
Праздник в русской культуре XVIII века // Развлекательная культура России. Сб. М.: ГИИ, 1996. С. 29–45.
Царственная молочница: Миф пасторали в культуре XVIII века // Пинакотека. № 2. 1997. С. 65–69.
Обеды «к случаю»: Настольные украшения XVIII века // Развлекательная культура в России. Вып. 2. М.: ГИИ, 1998.
Орденские сервизы // Пинакотека. № 5. 1998. C. 16–21.
«Веще знаменито по гостеприимству». Праздники в русских усадьбах XVIII века //
Настольные декорации в России XVIII века // Искусствознание. М., 2009, № 3–4. С. 335–357.
Мода и политика фарфоровых собраний. Фарфор Петра Великого в Китайском зале Царскосельского дворца императрицы Елизаветы // Декоративное искусство и
Фарфор в системе сентиментальной образности // Дом Бурганова. Пространство культуры. М., 2010, № 2.
Фарфор русском интерьере XVIII века // Декоративное искусство и
Фарфор в русской культуре Павловского времени // Искусствознание. М., 2013, №1/2;.
Материалы конференций:
Фарфоровый кабинет как тип декораций барокко // Барокко в России: Материалы научной конференции в Государственном институте искусствознания. Москва, 1993. М., 1994. С. 34–43.
Фарфор при Павловском дворе //
Фарфор как объект коллекционирования в России XVIII века // Коллекционирование в России: Материалы научной конференции «Випперовские
Искусство «к случаю» // XVIII век: Ассамблея искусств: Материалы научной конференции в Государственном институте искусствознания / Под. ред.
Рай на столе: Тема сада в европейских настольных декорациях
Цитата в русской культуре XIX века. // XIX век: Целостность и процесс: Вопросы взаимодействия искусств. М., 2003. С. 99–107.
Фарфор Мейсенской мануфактуры из коллекции Петра III // Россия — Германия: Пространство общения: Материалы X Царскосельской международной научной конференции. СПб., 2004. С. 416–435 (в соавторстве с
Funzione politica di una collezione: Le porcellane orientali di Pietro I nell’arredo del palazzo di Carskoe Selo // Il collezionismo in Russia da Pietro I all’Unione Sovietica: Converno Internazionale Università degli Studi di Napoli «L’Orientale», 2006. Napoli S.Peterburg, 2009, p. 16–28.
The Tradition of Table Decorations and Porcelain in the 18th Century Russia // Russian Porcelain: the State and Research. International conference Atheneum Art Museum, Helsinki, 2008. Helsinki, 2010, p. 26–41.
Издания по русскому фарфору последних лет: новый взгляд // Проблемы изучения русского фарфора. Новый взгляд. Материалы Всероссийской научной конференции в Государственном
Каталоги выставок и собраний, музейные издания:
Русский фарфор в собрании Государственного музея керамики и усадьбы Кусково XVIII века. М. 1987. 1 а.л. (в соавторстве с
Фарфор в России XVIII века // Русский фарфор: 250 лет истории: В 2 т.: Каталог юбилейной выставки. ГТГ / Сост.
Вкус // Четыре чувства: Праздник в Петербурге XVIII века: Каталог выст. ГИМ. М., 2003. С. 59–78.
Шедевры русского фарфора XVIII века из собрания галереи Popoff&C°. Париж. М., 2009 (в соавторстве с
Коллективные труды:
Интерьеры и предметы // История русского искусства в 22 томах. Т. 14: Первая четверть XIX века. М.: Северный паломник. М., 2012. С. 308–386.
Интерьеров и предметы // История русского искусства в 22 томах. Т. 17:
Интерьеры и предметы // История русского искусства в 22 томах. Т. 10: Первая четверть XVIII века. М.: Северный паломник. 4 а.л. (в печати).