Тетермазова
Залина Валерьевна

Сектор искусства Нового и Новейшего времени

Кандидат искусствоведения (с 2021 года). Старший научный сотрудник (с 2025 года).

Сфера научных интересов: русское искусство XVIII века, русско-британские художественные связи XVIII – начала XIX века, история русской и западноевропейской гравюры.

Также:

  • Член ICOM. 


В прошлом:

  • Лектор-искусствовед, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (2012–2018).

  • Хранитель коллекции гравированного и литографированного портрета, Государственный исторический музей (2018–2025).


Образование: 

  • Отделение истории искусства исторического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 2011 (специальность: искусствоведение).

  • Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Портретная гравюра в России второй половины XVIII века в ее взаимоотношении с живописным изображением», МГУ, 2020 (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор А.А. Карев). 


Гранты: 

  • Andrew Wyld Research Support Grant (administered by the Paul Mellon Centre for Studies in British Art), 2018.

  • Visiting Scholar Award (Yale Center for British Art, New Haven), 2018.

  • Paul Mellon Research Support Grant (Paul Mellon Centre for Studies in British Art), 2019.

Основные публикации

Монографии:

Подражание и отражение. Портретная гравюра в России второй половины XVIII века. М.: Новое литературное обозрение, 2024.


Статьи в научных сборниках и журналах:

Живописный и гравированный портрет в России второй половины XVIII века. Проблема соотношения изображения и слова // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Сборник научных статей. Вып. 3. СПб.: НП-Принт, 2013. С. 274–279.

Обратное «отражение». К вопросу о живописных портретах второй половины XVIII в., исполненных с гравированных оригиналов // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Сборник научных статей. Вып. 4. СПб.: НП-Принт, 2014. С. 422–428.

Функции обрамления в композиции русских гравированных портретов второй половины XVIII века // Рама как объект искусства. Материалы научной конференции. / Ред. Т.Л. Карпова, Е.Д. Евсеева. М.: ГТГ, 2015. С. 121–129.

Гравюры XVIII – XIX вв. по оригиналам Ф.С. Рокотова. Каталог произведений // Ф.С. Рокотов. Собрание Исторического музея. Исследования и реставрация. М.: ГИМ, 2020. С. 78–125.

К вопросу о бытовании портрета Екатерины II на шелке из собрания Государственного исторического музея // Забелинские научные чтения — год 2020: Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры Труды ГИМ. Т. 219. М.: ГИМ, 2022. С. 310–320.

«Ярким светом сиял». К вопросу о бытовании гравированного портрета великого князя Павла Петровича работы И.Э. Нильсона // Проблемы изучения русского портрета XVIII–XIX веков. Материалы научно-практической конференции 14–15 мая 2019 г. М.: ГИМ, 2022. С. 117–138.

Gavriil Skorodumov and James Walker: Printmaking and British-Russian Relations in the Late Eighteenth Century // Courtly Gifts and Cultural Diplomacy. Art, Material Culture, and British-Russian Relations / Ed. Louise Hardiman. Paderborn: Brill – Schöningh, 2023. P. 221–251.

Between Painting and Graphic Arts: Colour Printmaking in Russia, 1750s–1800s // Printing Colour 1700–1830: Histories, Techniques, Functions, and Receptions (Proceedings of the British Academy. Vol. 263). Oxford: Oxford University Press, 2024.