Кандидат искусствоведения (с 2013 года). Старший научный сотрудник (с 2024 года).
Сфера научных интересов: византийские и древнерусские литургические и певческие рукописные книги, история невменных музыкальных нотаций, поствизантийское певческое искусство, византийско-русские певческие связи, осмогласие, мелизматические распевы.
Также
- Постдокторант университета имени Аристотеля, Фессалоники, Греция. Тема — «Византийско-русские певческие связи» (руководитель — профессор М. Александру) (с 2023 года).
- Доцент кафедры древнерусского певческого искусства музыковедческого факультета Санкт-Петербургской государственной консерватории (с 2025 года)
В прошлом:
-
научный редактор, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» (2002–2009).
-
научный сотрудник Научно-творческого центра церковной музыки, Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (2010–2025).
-
солист ансамбля «Асматикон», Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского (2014–2022).
Образование:
- Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, историко-теоретический факультет, специалитет (2002).
- Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, историко-теоретический факультет, аспирантура (2005).
- Московская школа византийского пения (руководитель — К. Фотопулос (Афины, Греция)) (2007).
- Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения диссертация «Псалмодия всенощного бдения в древнерусском певческом искусстве», Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, 2013 (научный руководитель — кандидат искусствоведения, профессор И. Е. Лозовая).
- Центр изучения греческого языка Министерства образования Греции, сертификат о знании греческого языка, уровень Β2 (Υπουργείο εθνικής παιδείας και θρισκευμάτων, Κέντρο Ελληνικής γλώσσας, εξετάσεις επιπέδου Β2) (31 июля 2023 года).
Основные публикации
Статьи в научных сборниках, журналах и энциклопедиях:
Представления о церковном пении в старообрядчестве // Старообрядчество: история, культура, современность: Материалы VI научно-практической конференции, проходившей 19–20 ноября 2002 г. в Москве / Ред.-сост. В. И. Осипов, Е. И. Соколова. М.: БКМ, 2002. С. 380–383.
Песнопения знаменного роспева (силлабического стиля): Особенности музыкального строения и вопросы интерпретации // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2003 / Отв. ред. Н. А. Кулькова, М.: Издательство ПСТБИ, 2003. С. 451–461.
Григорий Бунис Алиат // Православная энциклопедия. Т. 12. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 714–715 (в соавторстве с М. Александру).
Об особенностях интерпретации песнопений знаменного распева (на примере Успенской старообрядческой общины Нижнего Новгорода) // «Иду в неведомый мне путь...»: Памяти Елены Филипповой / Ред.-сост. И. Е. Лозовая. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2006. С. 69–74.
Достойно есть // Православная энциклопедия. Т. 16. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. С. 100–103.
Задостойник // Православная энциклопедия. Т. 19. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. Т. 19.
Певческие указания Всенощного бдения согласно уставам ХI—ХХ веков // Гимнология. Вып. 5: Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции, Восток — Русь — Запад / Сост. И. Е. Лозовая, Н. Г. Денисов. М.: Научно-издательский центр «Московская Консерватория», 2008. С. 274–279.
Библиографический указатель работ по истории русского церковного пения начала ХII — конца ХVII века // Вестник церковной истории. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. Вып. 1/2 (21/22). С. 311–336 [начало]; Вып. 3/4 (23/24). С. 311–326 [окончание] (в соавторстве с монахиней Еленой (Хиловской)).
Всенощное бдение в Соловецком монастыре и в Выголексинском общежительстве согласно их уставам // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства / Отв. ред. Н. А. Кулькова. 2011. Вып. 2 (5). С. 85–101.
Ипопсалмы // Православная энциклопедия. Т. 26. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. С. 175–176.
К вопросу о происхождении и певческих редакциях предначинательного псалма в древнерусской традиции ХV−ХVIII веков // Гимнология. Вып. 6: Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского) / Сост., отв. ред. И. Е. Лозовая. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. С. 301–317.
Первая кафизма в древнерусской церковно-певческой традиции // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства / Отв. ред. Н. А. Кулькова. 2011. Вып. 3 (6). С. 47–70.
Полиелей в древнерусской певческой традиции ХI ― середины ХVII века // Музыковедение. 2011. № 5. С. 26–34.
The Special Melodic Formulas in the Psalm Cycles of the Vigil in Russian Manuscripts of the XVI to XVIII Centuries // Muzikologija (Beograd). 2011. № 11. P. 103–108.
Особые формулы псалмовых циклов всенощного бдения в древнерусской певческой традиции // Музыковедение. 2012. № 11. С. 26–35.
17-я кафизма всенощного бдения в древнерусской певческой традиции: вопросы литургической формы и мелодико-графическое содержание // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства / Отв. ред. Н. А. Кулькова. 2013. Вып. 2 (10). С. 7–55.
К вопросу об авторе Певчей Псалтири в древнерусской традиции // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства / Отв. ред. О. Н. Соколова. 2014. Вып. 4 (16). С. 55–62.
Косьма Македонец // Православная энциклопедия. Т. 38. М.: Церковно- научный центр «Православная энциклопедия», 2015. С. 252–253.
Ксен Коронис // Православная энциклопедия. Т. 39. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. С. 181–182.
Лампадарий // Православная энциклопедия. Т. 39. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. С. 746–747.
Лицо // Православная энциклопедия. Т. 41. М.: Церковно-научный центр
«Православная энциклопедия», 2016. С. 326–328.
Мануил Газис // Православная энциклопедия. Т. 43. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. С. 405–407.
Марк Коринфский // Православная энциклопедия. Т. 43. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. С. 661–663.
Мартирии // Православная энциклопедия. Т. 44. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2016. С. 196–198.
Тайнозамкненные начертания в записи псалмового мелоса в древнерусской певческой традиции ΧVI века // Музыкальная письменность христианского мира: Книги. Нотация. Проблемы интерпретации (Гимнология. Вып. 7). Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. С. 376–385.
Особенности греческих певческих рукописей в составе собрания П. И. Щукина Государственного исторического музея // Палеография, кодикология, дипломатика: Современный опыт исследования греческих, латинских и славянских рукописей и документов. Материалы Международной научной конференции в честь 80-летия доктора ист. наук, чл.-кор. Афинской академии Б. Л. Фонкича (Москва, 27–28 фев. 2018 г.). М.: ИВИ РАН, 2018. С. 216–220.
Развитие мелизматики в византийской и древнерусской певческих традициях: опыт компаративного исследования // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства / Отв. ред. О. Н. Соколова. 2019. Вып. 34. М., 2019. С. 25–36.
Ладовое своеобразие 4-го гласа в византийской традиции на протяжении столетий (ΧΙΙ—ΧΙΧ вв.) // Вестник Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства / Отв. ред. О. Н. Соколова. Вып. 47. М., 2022. С. 74–109 (в соавторстве с О. В. Тюриной).
Особые гласовые мартирии в древнерусских Стихирарях ΧΙΙ века // Материалы конференции «Бражниковские чтения 2021». СПб., 2022. С. 145–161
Византийское влияние на древнерусское певческое искусство: стабильность и развитие // Слово и дело: Альманах. М., 2023. С. 95–107.
Тематизмос // Православная энциклопедия. Т. 68. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2023. С. 18–19.
Die Renaissance alter traditioneller Gesangsarten im heutigen Gottesdienst der Russischen Orthodoxen Kirche // Una Sancta 78 (2023). S. 93–98.
Кипрская традиция византийского распева в исполнении митрополита Афанасия (Киккотиса) (на примере 2-й евангельской стихиры) / Кафедра византийской и новогреческой филологии: научно-теоретический журнал. Вып. 19 (2). М., 2024. С. 42–59.
История изучения византийско-русских певческих связей в музыкальной медиевистике // Вестник церковной истории. Вып. 3–4. М., 2024. C. 168–198.
Фтора // Православная энциклопедия. Т. 73. М., 2024. С. 350–351.
«Редакторские» невмы в византийских и древнерусских нотированных книгах: сходства и различия // Древнерусское песнопение. Пути во времени. Вып. 12: Эпохи и стили: русское музыкальное творчество XI–XVII вв. СПб., 2025. С. 5–19.
Византийское происхождение древнерусского знака «Э»: за и против // Сборник памяти И. Е. Лозовой: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Основные направления современной музыкальной медиевистики: памяти профессора И. Е. Лозовой» 17–19 октября 2018 года. М., 2025. С. 64–69.
Значение научного наследия И. Е. Лозовой для развития музыкальной медиевистики // Сборник памяти И. Е. Лозовой: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Основные направления современной музыкальной медиевистики: памяти профессора И. Е. Лозовой» 17–19 октября 2018 года. М., 2025. С. 10–24.