Суриц
Елизавета Яковлевна

Сектор театра
Суриц  Елизавета Яковлевна

elizabeth-souritz@yandex.ru

Кандидат искусствоведения, с 1970 г. Ведущий научный сотрудник сектора (отдела) театра.

Сфера научных интересов — история балета и сценического танца. Русский балет (преимущественно московский) и студийное движение 1920-х годов. Балет Западной Европы и США. Балет русского зарубежья.

Также:

  • Член редколлегии журналов «Балет» (Москва) и «Dance Chronicle» (Нью-Йорк)
  • Консультант энциклопедии «Большой театр России»
  • Член Европейской ассоциации историков танца (Association Europйenne des Historiens de la Danse)
  • Член Общества историков танца (Society of Dance History Scholars) (США)

Награды:

  • Премия The de la Torre Bueno Prize (presented by Dance Perspeсtives Foundation) (1991) (CША)
  • Благодарность и почетное членство от Общества Историков Танца (Honorary Fellowship and lifetime membership in the Society of Dance History Scholars). (1997) (США)
  • Заслуженный деятель искусств (2000)

В прошлом:

  • Старший редактор Центральной Театральной Библиотеки (в наст. время Библиотека искусств) (Москва), 1959–1964.
  • Консультант американской энциклопедии «International Dance Encyclopedia» (в 6 томах) на протяжении 1980–1990-х гг. Энциклопедия вышла в 1998 г.
  • Член редколлегии энциклопедии «Русский балет», вышедшей в 1997 г.

Образование:

  • Театроведческий факультет ГИТИС (в наст. время РАТИ), Москва. Окончила в 1949 г.
  • Научный сотрудник Сектора (Отдела) театра Государственного института искусствознания. С 1964 г. по настоящее время
  • Защита диссертации на соискание степени кандидата искусствоведения «Балет московского Большого театра в 1920-х годах». 1970

Основные публикации

Книги:

Хореографическое искусство двадцатых годов. М.: Искусство, 1979. (В переводе на английский язык: Soviet Choreographers in the 1920s. Duke University Press. 1990).

Балетмейстер А. А. Горский. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

Артист балет Михаил Михайлович Мордкин. М.: УРСС. 2003. Второе издание в 2006 г.

Балет и танец в Америке. Екатеринбург: Уральский университет, 2004.

Балет московского Большого театра во второй половине ХIХ века. М.: Музиздат, 2012.

Артист и балетмейстер Леонид Мясин. Пермь: Книжный мир, 2012.

Статьи в научных сборниках, журналах и других изданиях:

Moscow’s Island of Dance (1934–1941) // Dance Chronicle. 1994. Vol. 17. № 1. P. 1–92.

Isadora Duncan and Prewar Russian Dancemakers // The Ballets Russes and its World. (Edited by Lynn Garafola and Nancy Van Norman Baer). New Haven and London. Yale University Press. 1999. P. 97–116.

Живописный театр Леонида Мясина // Русский авангард 1910-х -1920-х годов и театр / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С. 261–271.

Die Moskauer Jahre von Iwan Chljustin// Prima la danza! Festschrift fur Sibylle Dahms. Wurzburg: Verlag Konningshausen und Neumann. 2004. S. 353–362.

Балеты-симфонии Л. Ф. Мясина // Музыкальный театр ХХ века. / Ред.-сост. А. А. Баева, Е. Н. Куриленко. М.: УРСС, 2004. С. 295–309.

Леонид Мясин и Пикассо // Пикассо и окрестности / Отв. ред. М. А. Бусев. М.: Прогресс-Традиция. 2006. С.257–277.

La Esmeralda. Destin d’un ballet français en Russie // Le Théâtre français à l’étranger au XIX siècle. P.: Nouveau Monde éditions. 2008. P. 476–490.

О записи танца в Государственной Академии Художественных Наук // Страницы истории балета. СПб.: Балтийские сезоны, 2009. С. 219–235.

Русские балетные труппы за рубежом // История «Русского балета», реальная и фантастическая в рисунках, мемуарах, фотографиях из архива Михаила Ларионова. М.: Интеррос, 2009. С. 42–48. Была также научным редактором этого издания.

Московские студии пластического танца // Авангард и театр 1910 -1920-х годов. М.: Наука, 2008. C. 384–429.

«Есть час и день, когда все принимает свою действительную окраску…»: Письма Л. Ф. Мясина А. П. Большакову (1914–1916) / Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 6. С. 211–242.

«С островами у меня много хлопот»: Л. Ф. Мясин. Письма брату (1925–1937) / Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц // Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 6. С. 243–296.

«Чернота делает росчерк в душе моей» Нижинская Б. Ф. Дневник (1919–1921); Трактат «Школа и театр Движений» / Публ. Л. Гарафолы и Е. Я. Суриц, вступ. статья Л. Гарафолы, коммент. Е. Я. Суриц, текстол. С. Б. Потемкиной // Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 6. С. 297–450.

«…Всегда была преданным другом Вашим и Вашего дела» Письма Б. Ф. Нижинской С. П. Дягилеву и дягилевцам (1921- 1925). Приложение. Письмо В. Ф. Нувеля С. П. Дягилеву / Публ., вступ. статья и коммент. Е. Я. Суриц, текстол. С. Б. Потемкиной // Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2014. Вып. 6. С. 451–480.

Материалы конференций:

Der «plastische» und «rhythmoplastische» Tanz im Rusland der zehner und zwanziger Jahre // Ausdruckstanz… Wilhelmshaven. Florian Noetzel Verlag.1992. S. 405–420. Материал симпозиума в 1986 г. по «свободному танцу» в Институте музыкального театра при университете Байрейта в Шлосс-Турнау (Германия).

Russian Dance Studies // Documentation Beyond Performance. Dance Scholarship. Berlin, 1989. P. 244–254. Доклад на Международной конференции в Эссене в 1988 по вопросам балетоведения в России.

Балеты С. С. Прокофьева в труппе «Русский балет С. П. Дягилева» (1921–1929) // Проблемы искусства Франции. ХХ век: Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1989». Вып. XXII / Под ред. И. Даниловой. М., 1990. С. 225–243.

Soviet choreographers in the 1920-ies. Papers from the A.E.H. D. Symposium Материал симпозиума Европейской ассоциации историков танца в 1991 г. в Музее танца в Стокгольме (Швеция): «Who are the renovators of dance? The genesis of dance languages».

Мясин начинался так… // Сергей Дягилев и русское искусство XIX—XX вв. Культурные и стилевые традиции на рубеже веков. В 2 т. / Сост. Н. В. Казаринова, О. Г. Клименская, В. В. Абашев. Пермь, 2005.

Quelques notes portаnt sur les tentatives de notation de danse en Russie // La memòria de la dansa. Barcelona, 1994. P. 149–164. Доклад на коллоквиуме, организованном Европейской ассоциацией историков танца в 1994 г. в Барселоне (Испания).

Folk dance in Soviet ballet in the 1940–1960-s [Using as an example the Tadjik ballet «Two Roses» («Du Gul2)] // Continentes em movimento. Actas da Conferencia International — O Encontro de Culturas na Historia da Dança. Lisboa, 1998. P.119–128. Конференция организованная Европейской ассоциацией историков танца в 1998 г. в Лиссабоне (Португалия).

Балет Леонида Мясина «Алеко» со сценографией Марка Шагала // Пушкин в мире искусств. Материалы научной конференции. М.: ГИИ, 2000. С. 147–161.

Русские артисты балета в Англии (1910–1930) // Культурное и научное наследие российской эмиграции в Великобритании (1917–1940-е гг.). Международная научная конференция 29 июня — 2 июля 2000 г. М.: Русский путь, 2002. С. 400–408.

Russian dancers in Yugoslavia in the 1920s and 1930s // Modernism and Central and East-European Art and Culture. P. 121–143. Доклад на конференции в 2005 в университете г. Осака (Япония).

Каталоги выставок и собраний, музейные издания:

Il sistema di Vera Majja. La dansa sintetica di Inna Černeckaja //In Principio era il Corpo. Milano, 1999. P. 64–73. Книга основана на двух выставках, посвященных русским танцевальным студиям — в Москве в музее им. А. А. Бахрушина и в Риме в 1990-х годах.

Мастер, новатор, поэт танца// Художники театра Касьяна Голейзовского (1918–1932). М.: Галерея «Элизиум», 1212. С. 9–16.

Коллективные труды:

Балет// История русского искусства: В 22 т. Т.14. Первая четверть Х1Х века. М.: Северный паломник, 2012. С. 634–655.

Балет// История русского искусства: В 22 т. Т. 17. 1880–1890-е гг. М.: Северный паломник. 2 а.л. (в печати).