elena.petrushanskaya@gmail.com
Кандидат искусствоведения, с 1986 г. Ведущий научный сотрудник, с 2012 г. Работает в институте с 1992 г. в Секторе (Отделе) художественных проблем СМК — средств массовой коммуникации (с 2013 г. — сектор медийных искусств)
Сфера научных интересов — интердисциплинарные исследования: связи музыки и современных технологий; союзы и синтезы различных музыкальных жанров, стилей с СМК (звукозаписью, телевидением, радио, кино, интернетом);
Также:
- Член жюри Международного музыкального конкурса им. Виотти, неоднократно (Италия, г. Верчелли)
- Член жюри Международного музыкального конкурса «Torneo Internazionale Musicale» (TIM),
Италия-Франция - Автор курса истории звукозаписи (Государственная Академия музыки им. Гнесиных; Высшая школа экономики)
- Автор курса «Музыка на телеэкране» (Университет г. Болонья Alma Mater Studiorum, факультет медийных искусств)
- Член Союза композиторов России
- Член профкома московских драматургов
Награды:
- Благодарность Министерства Культуры России
- Победитель конкурса Посольства России в Италии на перевод книги «Михаил Глинка и Италия»; 2010–2011, не осуществлено вследствие материальных проблем заказчика
Образование:
Музыкально-педагогическое училище им. Гнесиных, отделение истории и теории музыки, 1969- Факультет ИТК (история, теория, композиция) ГМПИ им. Гнесиных, 1974 (специальность: история, теория, критика, лекционная деятельность)
- Аспирантура Государственного института искусствознания, 1976–1979
- Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Концертные музыкальные жанры на телевидении: эстетические проблемы адаптации», 1986
Основные публикации
Монографии:
Музыка на телевидении. — М.: Знание, 1984 (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Искусство»; № 11. 4, 5 а.л.).
Рождение звукового образа: Художественные проблемы звукозаписи в экранных искусствах и на радио (составитель, автор статьи и интервью). — М.: Искусство, 1985.
Музыкальный мир Иосифа Бродского. СПб.: изд. «Звезда», 2004; второе издание 2007 (издание исправленное и дополненное).
Михаил Глинка и Италия: загадки жизни и творчества. М.:
Приключения русской оперы в Италии. М.: Аграф, 2018.
Подслушать у музыки. М.: АСТ, 2021.
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:
О концертных жанрах на телевидении //Музы ХХ века. М.: Искусство,1978. С.191–214.
Современная музыка и радиоэстетика. Проблемные заметки // Радиоискусство: теория и практика. Вып. 2. Сост. В. Зверев. М.: Искусство, 1983. С. 54–75. Версия: La musica contemporanea e
Музыка и СМК: из прошлых прозрений, прогнозов и проблем // В зеркале критики: Из истории изучения худож. возможностей МК. М. : Искусство, 1985. С. 214–231.
Мир композитора в мире киномузыки: Альфред Шнитке // Искусство кино — 1987. N. 9. С. 18–47. версия на нем. языке: Изображение и музыка — возможности диалога. Die Moglichkeiten des Dialoges zwischen Bild und Musik im Film // Kunst und Literatur. Janrgang 36. H. 2. Berlin, 1988.
О проблемах оперы на телевидении // Музыкальный театр: события, проблемы / Ред.-сост. М. Сабинина. — М. : Музыка, 1990. С. 121–140.
Музыка России первой трети ХХ века: между техникой и государством // СМК в художественной культуре ХХ века. Том 1: История. Сб. ст. М.: ГИИ, 2001. С. 194–254.
«Слово из звука и слово из духа». Приближение к музыкальному словарю Иосифа Бродского // «Звезда», СПб., 1997. № 1. С. 217–229.
О «мистической» природе советских массовых песен // Russian Literature, Elsevier:
«Услышу и отзовусь: о „музыкальных“ цитатах у Бродского // Russian Literature. Elsevier:
Опыт сопряжения: Бродский и музыка // Мир искусства: Альманах, выпуск 4. Сост. Б. Зильберман. М. : ГИИ, „Наука“, 2000. — СПб, 2001. С. 438–462.
„Удержать ноту у тишины“ (Из музыкального словаря Иосифа Бродского) // Музыка и незвучащее / Редк. Вяч. В. Иванов, Е. Пермяков, Т. Цивьян. — М.: Наука, 2000. С. 240–256.
Бродский и мир итальянской музыкальной культуры („Watermark“ u"Water Music») // Un crocevia fra culture. Italia e oltre nella poesia e nella prosa di Josef Brodskij.
Эхо радиопросвещения в
L’immagine della donna nella poesia e nella musica del Romanticismo russo (assieme con Haisa Pessina Longo) / Poesia romantica in musica. A cura di Alberto Caprioli. Bologna University Press, 2005. P. 177–187.
Михаил Глинка в кругу итальянских dilettanti di musica // «О Глинке». Сб. статей. Ред.-сост.
Несбывшаяся Италия Михаила Глинки // Вестник истории, литературы и искусства. Российская Академии наук. Отделение
Иосиф Бродский: разговор с немецкой культурой / Россия и Германия в ХХ веке. В
Su topos dei angeli caduti nella musica: Caso Prokofiev // Quaderni / Rivista degli Studi
О фольклорных источниках звуковых прозрений советских композиторов
Избранные материалы конференций:
Трансформации «любовной темы» русской литературы в музыке ХХ века / Amore e Eros nella litteratura russa del novecento. III conferenza sulla letteratura russa del novecento. Bologna 25–26 febbraio 2002. a cura di Haisa Pessina Longo, Gabriella Imposti, Donatella Possamai. Università di Bologna, 2004. P. 205–220.
Международные и общероссийские ежегодные конференции в Смоленске + публикации статей в «Новоспасский сборник». С вып. 3 по вып. 10 / Эпоха
«Разрешающая способность» телевизионного изображения // Наука телевидения. Научный альманах. Сб. материалов международной конференции. Науч. ред. А. Яковлева. Гл. ред.
Иосиф Бродский: воспоминание о Чайковском // Материалы международной конференции «Миры И. Бродского». С. ст. М. : изд. РГГУ, 2005.
Glinka — Rossini, via Zamboni //
Протоглобализация и жанрообразование в музыке // Социология музыки: новые стратегии в гуманитарных науках. Материалы Международной научной конференции в РАМ им. Гнесиных 2008. Сб.ст. / Ред.-сост. В. Валькова, Е. Ключникова. М., 2011. С. 18.
«Хоры штурмующих». О присылаемых Шостаковичу литературных материалах и стратегиях отказа (1948–1974) // Материалы международной конференции «Север в традиционной культуре и профессиональных композиторских школах». The Horth in the traditional cultures and professional composing schools. Study Groop of Intennational Musicological Society «Shostakovich and his Epoch». Сб. ст. / под ред.
A Forgotten Scandal: The Background and the origin of the first Italian Stage of Lady Macbeth by Shostakovich // ABSTRACTS' BOOK of the International Conference Sociocultural Crossing and Borders: Musical Microhistories and Competition Interdisciplinary Studies in Music. New Approashes, Methods ans Conceptions. Compilers Ruta Stanaviciute, Rima Povillioniené. — Vilnius: Lithuanian Academy of Music and Theatre, 2013. P. 30–31.
Каталоги выставок и собраний:
Аннотации к
Аннотации и комментарии к томам Собрания сочинений
Избранные коллективные труды (многотомные):
(см.№ 6) СМК в художественной культуре ХХ века. Т.1, 3. М., ГИИ искусств., 1999–2004.
О формировании музыкальных жанров в свете протоглобализационных процессов // Средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. В 3 томах. Т. 1: Процессы глобализации и система
Глава учебника: Фонография в контексте других форм механического воспроизведения музыки // История русской музыки. Собрание в 10 томах / Т. 10Б. 1890–1917 годы. «Серебряный век». Общ. ред.
Перепады оперы XIX века // Высокое и низкое в художественной культуре. Том 1. СПб,
Статьи в ежегодники «Наука телевидения» (ред.-сост.
Предтечи и основы: о некоторых музыкально-звуковых принципах, существенных для формирования и структуры сериалов // Большой формат. Экранная культура в эпоху трансмедийности. В 3-х частях. Часть 1. С. 102-119.
О «звуковых скрепах»: наблюдения над организацией саундтреков сериалов. Авторский хоррор «Твин Пикс», музыка Анджело Бадаламенти Драмеди «Моцарт в джунглях», композитор Роберт Нийл, и другие звуковые поля // Большой формат. Экранная культура в эпоху трансмедийности. Часть 3. С. 185-206.
О пласте отечественного кино переходного периода // Смена вех. Отечественное кино второй половины 1980-х-1990х годов». Канон-прогресс, 2022. С. 128-166.
Темнота и свет тайны в звуковой атмосфере «Черного монаха» И. Дыховичного // Смена вех. Отечестенное кино второй половины 1980-х-1990-х годов. Канон-прогрессс, 2022. С. 488-511.
2021-2022. Некоторые статьи вне плана и вне работы в ГИИ:
La specificità delle ‘traduzioni musicali’ nelle opere dei compositori italiani basate su testi della letteratura russa: Gli zingari di Leoncavallo e Risurrezione di Alfano // Arti dello Spettacolo / Performing Arts Anno VII | Numero 7 | 2021 pp.157-165.
2021-2022 год. Некоторые статьи в коллективные труды сектора ГИИ
А) Предтечи и основы: о некоторых музыкально-звуковых принципах, существенных для формирования и структуры сериалов // Большой формат. Экранная культура в эпоху трансмедийности. Часть 1. С. 102-119 (1,5 а. л.).
Б) там же: Часть 3: О «звуковых скрепах»: наблюдения над организацией саундтреков сериалов. Авторский хоррор «Твин Пикс», музыка Анджело Бадаламенти. С. 185-198. Драмеди «Моцарт в джунглях», композитор Роберт Нийл, и другие звуковые поля. С. 199-206 (2 а.л.
В) О звуковом пласте отечественного кино переходного периода // Смена вех. Отечественное кино второй половины 1980-х-1990х годов». Канон-прогресс, 2022. С. 128-166 (3 а.л.)
Г) Темнота и свет тайны в звуковой атмосфере «Черного монаха» И. Дыховичного \\ Там же. С. 488-511 (1, 5 а.л.)
Участие в конференциях ВНЕ сектора и ГИИ в 2020-2022 гг.:
2020 - Випитено, Международный Институт исследований русской музыки. Конференция, июль, ЗУМ-доклад об особенностях, чертах перевода, драматургии, интонационных парадоксах двух опер итальянских композиторов на сюжеты русской литературы).
2021 – Музыковедческий коллоквиум журнала «Музыкальный мыслитель». Зум-доклад о стратегии телеканала «Классика» в период пандемии.
2022 - Випитено, Международный Институт исследований русской музыки. Конференция, 12-16 июля 2022 г. ЗУМ-доклад (40 минут, с иллюстрациями) «О судьбах оперы М. И. Глинки Жизнь за царя в Италии (1874-1974: неизвестный ранее материал о постановке в Турине)».
Рецензии 2019-2022 гг. на книгу “Приключения русской оперы в Италии”:
Никольская И. И. Почти детектив или: книга Елены Петрушанской «Приключения русской оперы в Италии» (Москва, «Аграф», 2018) // Артикульт. 2019. № 1 (33). С. 138–141. Почти детектив или: книга Елены Петрушанской «Приключения русской оперы в Италии» (Москва, «Аграф», 2018) // Артикульт. 2019. № 1 (33). С. 138–141.
Воротынцев П. И. Высокая оперная дипломатия: О книге Е.М. Петрушанской «Приключения русской оперы в Италии»
КиберЛенинка. 2022. С. 11-135 https://cyberleninka.ru/article/n/vysokaya-opernaya-diplomatiya-o-knige-e-m-petrushanskoy-priklyucheniya-russkoy-opery-v-italii/viewer