
Кандидат искусствоведения (с 1979 года). Доцент (с 2009 года). Почетный член Российской академии художеств (с 2018 года). Почетный член ВТОО «Союз художников России». Член AICA.
Старший научный сотрудник. Работает в институте с 2023 года в секторе классического искусства Запада.
Сфера научных интересов – история западноевропейского средневекового искусства, западноевропейского искусства XIX–XX веков, теоретико-методологические проблемы интерпретации произведения искусства и применения интерпретационных стратегий, проблемы «новой истории искусства» и обновления методологического арсенала истории искусства.
Также:
-
ВНИИ реставрации (сейчас ГосНИИР), старший научный сотрудник (1979–1985).
-
НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, старший научный сотрудник (1985–1991).
-
Российский государственный гуманитарный университет, факультет музеологии, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусств, заместитель декана по учебной работе (1991–1996).
-
Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусства, заведующая кафедрой всеобщей истории искусств, заместитель декана по учебной работе (1996–2014).
-
Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусства, доцент кафедры истории искусства античности и Средних веков (2014–2016).
-
НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, заместитель директора по научной работе (2016–2023).
-
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультет), доцент (2015–2019, по совместительству).
Образование:
-
Отделение истории искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 1969–1974 (специальность: искусствоведение).
-
Аспирантура там же, 1975–1978.
-
Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Проблемы аллегорического мышления в западноевропейской художественной культуре второй половине XVIII — начала XIX веков», 1979.
Лекционные курсы:
-
Искусство Западной Европы в Средние века
-
Зарубежное искусство XIX–XX веков
-
Методология истории искусства
-
История зарубежного искусства
Основные публикации
Книги и монографии:
Мировая живопись в шедеврах. М.: Эксмо, 2009. 320 с. (в соавторстве с А.В. Пожидаевой).
Постимпрессионизм. М.: ОлмаМедиаГрупп, 2013. 304 с. (в соавторстве с Н.В. Геташвили).
Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:
Драматургия и изобразительность в живописи Хогарта // Эстетика Хогарта и современность. М., 1993. С. 145–156.
Архетип в романском изобразительном искусстве Каталонии // Архетипические образы в мировой культуре. Всероссийская научная конференция: Тезисы докладов. СПб.: изд-во Государственного Эрмитажа, 1998. С. 10–12.
Копирование как метод трансформации культурного кода в искусстве XX века // Проблема копирования в европейском искусстве, М.: НИИ РАХ, 1998. С. 281–293.
Трансформация роли художника и типологии европейского искусства в XX столетии // Двадцатый век и пути европейской культуры. М.: ГИИ, 2000. С. 229–236.
Феномен религиозного искусства и его воплощение в западноевропейской романике // Восток – Россия – Запад: мировые религии и искусство. СПб.: изд-во Государственного Эрмитажа, 2001. С. 103–107.
Коммуникативные функции образа в романском изобразительном искусстве // Язык, культура и общество. Сборник научных статей и учебно-методических материалов. М.: РГГУ, 2001. С. 45–54.
Когнитивная роль циклических идей в становлении методологии истории искусства // Циклы в истории, культуре, искусстве. Материалы международной научной конференции. М.: ГИИ, 2002. С. 160–175.
Европейская художественная интеграция и проблема европейской идентичности // Модерн и европейская художественная интеграция. Материалы международной конференции. М.: ГИИ, 2003 (на титуле – 2004). С. 441–450.
Пространство смысла и природа символа в искусстве символизма // Национальные и международные аспекты искусства польской сецессии. Материалы международной конференции, Польский культурный центр в Москве, Государственный институт искусствознания, Варшавский университет. М., 2003.
История искусства как сфера гуманитарного знания: контекстуальные особенности ее становления // Циклические ритмы в истории, культуре. М.: Наука, 2004. С. 349–367.
Методологические проблемы изучения кубизма // Пикассо и окрестности. М.: Прогресс-Традиция, 2006. С. 42–56.
Оппозиция театральность/антитеатральность и ее методологические функции в трудах Майкла Фрида // Изобразительное искусство и театр. СПб.: изд-во Государственного Эрмитажа, 2006. С. 11–18.
Теоретические и методологические стратегии «новой истории искусства» // Теория художественной культуры. Вып. 10. М.: ГИИ, 2006. С. 33–70.
Цвет безмолвия. Искусство Одилона Редона в контексте теории и практики символизма // Европейский символизм. СПб.: Алетейя, 2006. C. 51–78.
Религиозная тема в живописи художников-нонконформистов // Нонконформисты на Красной площади. Живопись и графика 1950 – 2000-х годов из частных собраний. Каталог выставки. М., 2007.
Живопись и литература: проблема интерпретации визуального текста в творчестве Гюстава Моро // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2007. № 10. С. 212–229.
Интертекстуальность и культурная память в искусстве немецкого символизма // Искусство как сфера культурно-исторической памяти. М.: РГГУ, 2008. С. 63–83.
Новый подход к интерпретации образов центрального портала западного фасада базилики Сен-Дени // Труды ученых МГПУ. Вып. V. М., 2008. С. 230–247 (в соавторстве с Е.А. Хрипковой).
Проблема визуализации смысла сакральных текстов в романском искусстве (на примере рельефов храма Сен-Трофим в Арле) // Вестник РГГУ. Серия: Культурология. Искусствоведение, Музеология. 2008. № 10. С. 188–205.
История искусства после «новой истории искусства» // Новое литературное обозрение. 2011. № 112. С. 364—374.
O феноменологическом подходе к изучению произведений искусства // Вестник РГГУ. Серия: Культурология. Искусствоведение. Музеология. 2011. № 17 (79). 2011. С. 189–195.
Религиозные темы в живописи символизма; новые функции и смыслы // Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX – начала XX веков. М.: Прогресс-Традиция, 2012. С. 178–191.
Новая история искусства: американский вариант // Сборник материалов Международной научной конференции «Культурно-политологические аспекты американистики». М.: РГГУ, 2013. С. 24–32.
Проблема живописной композиции в теории искусства Дени Дидро // Дидро. Pro et contra. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2013 (серия «Русский путь»). С. 511–526.
Эстетика искусства без границ // Новое литературное обозрение. 2013. № 123. С. 345–351.
Трансформация идей символизма в творчестве Жана Дюбюффе // Символизм: новые ракурсы. М.: Канон-Плюс, 2017. С. 591–604.
Эгон Шиле и стихия разрушения // Густав Климт и Эгон Шиле в Москве и Вене. М.: Азбуковник, 2018. C. 186–193.
Au-delà de la beauté (Réflexions sur l’artiste-sculpteur – notre contemporain, dans le contexte du flux rapide du processus artistique actuel) // TEXTS, 2, 2018. P. 65–74.
Иконография Страшного Суда в Испании: «композитный» характер репрезентации темы и проблема «двух Судов» в XII–XIII веках // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2019. № 1. С. 83–95.
Интерпретация классического наследия в теории и практике искусства второй половины XX — начала XXI веков // Классика и современность. Отражения. Материалы международной научной конференции «Випперовские чтения 2018». Вып. XLIX. М.: ГМИИ, 2019. С. 54–62.
Актуальность и интертекстуальность в живописи Эдуарда Мане // Academia. 2020. № 1. С. 11–28.
Книга Бринкмана «Пластика и пространство как основные формы художественного выражения» и ее место в современных исследованиях монументально-декоративных искусств, архитектуры и проблем их синтеза [вступительная статья и комментарии] // Бринкман А.Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения. М.: БуксМАрт, 2020. С. 4–19.
Новые стратегии символизма в обращении к Античности и Средневековью (к вопросу о творчестве Ханса фон Маре и Эдварда Коли Бёрн Джонса) // Связь времен: история искусств в контексте символизма. Коллективная монография в 3-х книгах. Кн. 1: Ч. I. Вневременные контексты символизма. М.: БуксМАрт, 2020. С. 252–290.
Технико-технологические аспекты как стилеобразующий фактор европейской живописи Нового времени // Особенности развития техник и технологий в искусстве. История и современность. М.: Союз Дизайн, 2020.
Визуализация культурного поворота/слома в научном пространстве – от интерпретации к пониманию // Российское дальневосточное искусство и мир. Международная научная конференция. Сборник материалов. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2022. С. 22–26.
Пересечение параллелей: средневековая компонента в интенциях символистов // Актуальные проблемы искусства символизма. Ч. I. Историко-теоретические исследования. М.: Река времен, 2022. С. 44–57.
Семантизация живописных категорий в экзистенциально-антропологическом повороте экспрессионизма // Человек в искусстве экспрессионизма. СПб.: Алетейя, 2022. С. 432–448.
Венецианское возрождение Салона «Роза и крест» // Париж около 900-х. «Роза+крест» Жозефена Пеладана. СПб.: Алетейя, 2023. С. 20–39.
Генезис смысла света в живописи Тернера и проблема его влияния на живопись эпохи символизма // Английский символизм: своеобразие и европейский радиус. СПб.: Алетейя, 2023. С. 55–80.
Восток и Запад в современном искусствоведении: сравнительный обзор исследовательских практик // Дальневосточные пропилеи: материалы международной научной конференции, ДВФУ, 16–18 апреля 2024 г. / Отв. ред. Г.В. Алексеева (отв. ред.). – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2024. С. 24–35.
Образ и маска в живописи Франсиско Гойи — онтологические и аксиологические аспекты // Художественная культура. 2024. № 3. С. 12–43.
Париж (и другие) vs Рим: национальные школы и проблема образца в XIX веке // Academia. 2024. № 3. С. 470–491.
Проблема визуального восприятия в пространстве теории Ричарда Воллхайма // Искусство в искусстве / Ред.-сост. Г.У. Лукина (Аминова), А.Н. Хахалкина. М.: ГИИ, 2024 (научно-исследовательская серия «Искусствознание: наука, опыт, просвещение»). С. 168–178.
Формирование новых методологических стратегий в сфере изучения западноевропейского искусства XIX века // Методологические и терминологические вопросы искусствознания / Ред.-сост. Г.А. Лукина (Аминова). М.: ГИИ, 2024 (научно-исследовательская серия «Искусствознание: наука, опыт, просвещение»). С. 18–31.
Image and Mask in the Painting by Francisco Goya: The Ontological and Axiological Aspects // Художественная культура [Art & Culture Studies], 2024, no. 3, pp. 45–65.