Лукичева
Красимира Любеновна

Сектор классического искусства Запада
Лукичева Красимира Любеновна

Кандидат искусствоведения (с 1979 года). Доцент (с 2009 года). Почетный член Российской академии художеств (с 2018 года). Почетный член ВТОО «Союз художников России». Член AICA.

Старший научный сотрудник. Работает в институте с 2023 года в секторе классического искусства Запада.

Сфера научных интересов – история западноевропейского средневекового искусства, западноевропейского искусства XIX–XX веков, теоретико-методологические проблемы интерпретации произведения искусства и применения интерпретационных стратегий, проблемы «новой истории искусства» и обновления методологического арсенала истории искусства.


Также:

  • ВНИИ реставрации (сейчас ГосНИИР), старший научный сотрудник (1979–1985).

  • НИИ теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР, старший научный сотрудник (1985–1991).

  • Российский государственный гуманитарный университет, факультет музеологии, старший преподаватель кафедры всеобщей истории искусств, заместитель декана по учебной работе (1991–1996).

  • Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусства, заведующая кафедрой всеобщей истории искусств, заместитель декана по учебной работе (1996–2014).

  • Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории искусства, доцент кафедры истории искусства античности и Средних веков (2014–2016).

  • НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, заместитель директора по научной работе (2016–2023).

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Высшая школа культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультет), доцент (2015–2019, по совместительству).


Образование:


  • Отделение истории искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, 1969–1974 (специальность: искусствоведение).

  • Аспирантура там же, 1975–1978.

  • Защита диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения «Проблемы аллегорического мышления в западноевропейской художественной культуре второй половине XVIII — начала XIX веков», 1979.


Лекционные курсы:

  • Искусство Западной Европы в Средние века

  • Зарубежное искусство XIX–XX веков

  • Методология истории искусства

  • История зарубежного искусства



Основные публикации

Книги и монографии:


Мировая живопись в шедеврах. М.: Эксмо, 2009. 320 с. (в соавторстве с А.В. Пожидаевой).

Постимпрессионизм. М.: ОлмаМедиаГрупп, 2013. 304 с. (в соавторстве с Н.В. Геташвили).


Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:


Драматургия и изобразительность в живописи Хогарта // Эстетика Хогарта и современность. М., 1993. С. 145–156. 

Архетип в романском изобразительном искусстве Каталонии // Архетипические образы в мировой культуре. Всероссийская научная конференция: Тезисы докладов. СПб.: изд-во Государственного Эрмитажа, 1998. С. 10–12.

Копирование как метод трансформации культурного кода в искусстве XX века // Проблема копирования в европейском искусстве, М.: НИИ РАХ, 1998. С. 281–293.

Трансформация роли художника и типологии европейского искусства в XX столетии // Двадцатый век и пути европейской культуры. М.: ГИИ, 2000. С. 229–236.

Феномен религиозного искусства и его воплощение в западноевропейской романике // Восток – Россия – Запад: мировые религии и искусство. СПб.: изд-во Государственного Эрмитажа, 2001. С. 103–107.

Коммуникативные функции образа в романском изобразительном искусстве // Язык, культура и общество. Сборник научных статей и учебно-методических материалов. М.: РГГУ, 2001. С. 45–54.

Когнитивная роль циклических идей в становлении методологии истории искусства // Циклы в истории, культуре, искусстве. Материалы международной научной конференции. М.: ГИИ, 2002. С. 160–175.

Европейская художественная интеграция и проблема европейской идентичности // Модерн и европейская художественная интеграция. Материалы международной конференции. М.: ГИИ, 2003 (на титуле – 2004). С. 441–450.

Пространство смысла и природа символа в искусстве символизма // Национальные и международные аспекты искусства польской сецессии. Материалы международной конференции, Польский культурный центр в Москве, Государственный институт искусствознания, Варшавский университет. М., 2003.

История искусства как сфера гуманитарного знания: контекстуальные особенности ее становления // Циклические ритмы в истории, культуре. М.: Наука, 2004. С. 349–367.

Методологические проблемы изучения кубизма // Пикассо и окрестности. М.: Прогресс-Традиция, 2006. С. 42–56.

Оппозиция театральность/антитеатральность и ее методологические функции в трудах Майкла Фрида // Изобразительное искусство и театр. СПб.: изд-во Государственного Эрмитажа, 2006. С. 11–18.

Теоретические и методологические стратегии «новой истории искусства» // Теория художественной культуры. Вып. 10. М.: ГИИ, 2006. С. 33–70.

Цвет безмолвия. Искусство Одилона Редона в контексте теории и практики символизма // Европейский символизм. СПб.: Алетейя, 2006. C. 51–78.

Религиозная тема в живописи художников-нонконформистов // Нонконформисты на Красной площади. Живопись и графика 1950 – 2000-х годов из частных собраний. Каталог выставки. М., 2007.

Живопись и литература: проблема интерпретации визуального текста в творчестве Гюстава Моро // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2007. № 10. С. 212–229.

Интертекстуальность и культурная память в искусстве немецкого символизма // Искусство как сфера культурно-исторической памяти. М.: РГГУ, 2008. С. 63–83.

Новый подход к интерпретации образов центрального портала западного фасада базилики Сен-Дени // Труды ученых МГПУ. Вып. V. М., 2008. С. 230–247 (в соавторстве с Е.А. Хрипковой).

Проблема визуализации смысла сакральных текстов в романском искусстве (на примере рельефов храма Сен-Трофим в Арле) // Вестник РГГУ. Серия: Культурология. Искусствоведение, Музеология. 2008. № 10. С. 188–205.

История искусства после «новой истории искусства» // Новое литературное обозрение. 2011. № 112. С. 364—374.

O феноменологическом подходе к изучению произведений искусства // Вестник РГГУ. Серия: Культурология. Искусствоведение. Музеология. 2011. № 17 (79). 2011. С. 189–195.

Религиозные темы в живописи символизма; новые функции и смыслы // Дух символизма. Русское и западноевропейское искусство в контексте эпохи конца XIX – начала XX веков. М.: Прогресс-Традиция, 2012. С. 178–191.

Новая история искусства: американский вариант // Сборник материалов Международной научной конференции «Культурно-политологические аспекты американистики». М.: РГГУ, 2013. С. 24–32.

Проблема живописной композиции в теории искусства Дени Дидро // Дидро. Pro et contra. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2013 (серия «Русский путь»). С. 511–526.

Эстетика искусства без границ // Новое литературное обозрение. 2013. № 123. С. 345–351.

Трансформация идей символизма в творчестве Жана Дюбюффе // Символизм: новые ракурсы. М.: Канон-Плюс, 2017. С. 591–604.

Эгон Шиле и стихия разрушения // Густав Климт и Эгон Шиле в Москве и Вене. М.: Азбуковник, 2018. C. 186–193.

Au-delà de la beauté (Réflexions sur l’artiste-sculpteur – notre contemporain, dans le contexte du flux rapide du processus artistique actuel) // TEXTS, 2, 2018. P. 65–74.

Иконография Страшного Суда в Испании: «композитный» характер репрезентации темы и проблема «двух Судов» в XII–XIII веках // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2019. № 1. С. 83–95.

Интерпретация классического наследия в теории и практике искусства второй половины XX — начала XXI веков // Классика и современность. Отражения. Материалы международной научной конференции «Випперовские чтения 2018». Вып. XLIX. М.: ГМИИ, 2019. С. 54–62.

Актуальность и интертекстуальность в живописи Эдуарда Мане // Academia. 2020. № 1. С. 11–28.

Книга Бринкмана «Пластика и пространство как основные формы художественного выражения» и ее место в современных исследованиях монументально-декоративных искусств, архитектуры и проблем их синтеза [вступительная статья и комментарии] // Бринкман А.Э. Пластика и пространство как основные формы художественного выражения. М.: БуксМАрт, 2020. С. 4–19.

Новые стратегии символизма в обращении к Античности и Средневековью (к вопросу о творчестве Ханса фон Маре и Эдварда Коли Бёрн Джонса) // Связь времен: история искусств в контексте символизма. Коллективная монография в 3-х книгах. Кн. 1: Ч. I. Вневременные контексты символизма. М.: БуксМАрт, 2020. С. 252–290.

Технико-технологические аспекты как стилеобразующий фактор европейской живописи Нового времени // Особенности развития техник и технологий в искусстве. История и современность. М.: Союз Дизайн, 2020.

Визуализация культурного поворота/слома в научном пространстве – от интерпретации к пониманию // Российское дальневосточное искусство и мир. Международная научная конференция. Сборник материалов. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2022. С. 22–26.

Пересечение параллелей: средневековая компонента в интенциях символистов // Актуальные проблемы искусства символизма. Ч. I. Историко-теоретические исследования. М.: Река времен, 2022. С. 44–57.

Семантизация живописных категорий в экзистенциально-антропологическом повороте экспрессионизма // Человек в искусстве экспрессионизма. СПб.: Алетейя, 2022. С. 432–448.

Венецианское возрождение Салона «Роза и крест» // Париж около 900-х. «Роза+крест» Жозефена Пеладана. СПб.: Алетейя, 2023. С. 20–39.

Генезис смысла света в живописи Тернера и проблема его влияния на живопись эпохи символизма // Английский символизм: своеобразие и европейский радиус. СПб.: Алетейя, 2023. С. 55–80.

Восток и Запад в современном искусствоведении: сравнительный обзор исследовательских практик // Дальневосточные пропилеи: материалы международной научной конференции, ДВФУ, 16–18 апреля 2024 г. / Отв. ред. Г.В. Алексеева (отв. ред.). – Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2024. С. 24–35.

Образ и маска в живописи Франсиско Гойи — онтологические и аксиологические аспекты // Художественная культура. 2024. № 3. С. 12–43.

Париж (и другие) vs Рим: национальные школы и проблема образца в XIX веке // Academia. 2024. № 3. С. 470–491.

Проблема визуального восприятия в пространстве теории Ричарда Воллхайма // Искусство в искусстве / Ред.-сост. Г.У. Лукина (Аминова), А.Н. Хахалкина. М.: ГИИ, 2024 (научно-исследовательская серия «Искусствознание: наука, опыт, просвещение»). С. 168–178.

Формирование новых методологических стратегий в сфере изучения западноевропейского искусства XIX века // Методологические и терминологические вопросы искусствознания / Ред.-сост. Г.А. Лукина (Аминова). М.: ГИИ, 2024 (научно-исследовательская серия «Искусствознание: наука, опыт, просвещение»). С. 18–31.

Image and Mask in the Painting by Francisco Goya: The Ontological and Axiological Aspects // Художественная культура [Art & Culture Studies], 2024, no. 3, pp. 45–65.