РУССКИЙ    |    ENGLISH
Звенигородская Наталия Эдуардовна
Звенигородская Наталия Эдуардовна

Старший научный сотрудник Сектора театра Отдела исполнительских искусств. Работает в институте с 1988 г.

Сфера научных интересов — русский драматический театр ХХ века, а также история отечественного балета и актуальные проблемы современного танцевального искусства.

Также:

Переводчик с французского языка.

Награды:

Грамоты Правительства Москвы и Департамента культуры Правительства Москвы за активное участие в подготовке и проведении 13-ти организованных Региональным благотворительным фондом имени И. М. Смоктуновского театрально-телевизионных фестивалей, в т. ч.: 2008 — «В добрый час! Молодые силы искусства (Москва-Поволжье)»; 2009 — «Гоголь сегодня»; 2010 — «Этот День Победы…»; 2011 — «Молодые таланты начала 21 века»; 2012 — «Ожившая сказка» и др.

В прошлом:

Как автор, составитель, комментатор, редактор участвовала в подготовке изданий:

Мейерхольдовский сборник. Выпуск первый. В 2 т. М., 1992.

В. Э. Мейерхольд. Наследие. I. Автобиографические материалы. Документы 1896–1903. М., 1998.

Русский драматический театр: Энциклопедия. М., 2001.

В. Э. Мейерхольд. Наследие. 2. Товарищество новой драмы. Создание Студии на Поварской. Лето 1903 — весна 1905. М., 2006.

Гудкова В. Рождение советских сюжетов: типология отечественной драмы 1920-х — начала 1930-х годов. М.: НЛО, 2008.

Забытые пьесы. (Сост. В. В. Гудкова). М.: НЛО, 2014.

Мастер. Леонид Жданов. (Сост. И. П. Дешкова). М., 2012.

Образование, квалификация:

Oсновные публикации

Монографии:

Провинциальные сезоны Всеволода Мейерхольда. 1902—1905 гг. М., 2004.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Вначале было… // Театр. 1990. № 1.

Игра колоколов: Загадка одного сезона // Мир искусств. Альманах. М., 1991. С. 476–492.

Мейерхольд: неразгаданная загадка. Телефильм, 2 серии. — М., ВГТРК, 1995 (автор сценария).

Чехов и условный театр Мейерхольда. // Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М., Наука, 1996. С. 208–213.

«… Мы свою линию поведем». // Мир искусств. Альманах. М., 1997. С. 359–372.

О чем танцуем // Вопросы театра. 2013. № 3–4. С. …

Коллективные труды:

Балет // История русского искусства в 22 томах. Т. 21: 1932–1953-е гг. М.: Северный паломник. — 2 а.л. (в печати).

Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1898–1901. Санкт-Петербург. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1998. (Научный комментарий).

Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1901–1903. Санкт-Петербург. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2002. (Научный комментарий).

Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1903–1906. Санкт-Петербург. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2006. (Научный комментарий).

Теляковский В. А. Дневники Директора Императорских театров. 1906–1909. Санкт-Петербург. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 2011. (Научный комментарий).

Материалы конференций:

Серой пахнет: Первые театральные эксперименты Всеволода Мейерхольда // Доклад на Международной конференции, посвященной 100-летию премьеры «Чайки» А. П. Чехова в Александринском театре. Санкт-Петербург, ноябрь 1996 (опубликован в еженедельнике «Экран и сцена» в…. 1997).

Чехов и Ибсен в провинциальных постановках Мейерхольда: к проблеме восприятия. // Ибсен, Стриндберг, Чехов: сб. статей. М.: РГГУ, 2007 (по материалам международной конференции, посвященной 100-летию со дня смерти А. П. Чехова, РГГУ, апрель 2004 г.).

Les empreintes de l’art nouveau dans les spectacles du jeune Veyerhold [Мотивы модерна в ранней режиссуре Вс. Мейерхольда] // Доклад на Международной конференции «Ар нуво в Европе: Нанси-Прага-Краков-Москва. Нанси, 24—29 ноября 2001 г. (материалы не опубликованы).

Univers transfiguré de Vsevolod Meyerhold [Преображенный мир Всеволода Мейерхольда] // Доклад на Международной конференции, посвященной искусству авангарда. Нанси, ноябрь 2002 г.

Современный танец и классика: два лица аутентизма // Международная конференция «Свободный танец: философия, история, пути развития», Москва, 7—8 июля 2005 г. (материал опубликован на сайте http://www.heptachor.ru).

Переводы с французского языка:

Книги:

Сануйе М. Дада в Париже. М.: Ладомир, 1999. 640 с.

Риккобони Ф. Искусство театра. // Старикова Л. М. Театральная жизнь в эпоху Елизаветы Петровны. Документальная хроника. 1741–1750. Вып. 2. Часть вторая. М., 2005. С. 232–261.

Статьи:

Пикон-Валлен Б. Мейерхольд и авторское право режиссера. // Театр. № 1. 1990.

Де Во П. Оннагата — цветок Кабуки. // Экран и сцена. 1998. № 34–35.

Пикон-Валлен Б. Мейерхольд ставит «Пизанеллу» Габриэле Д’Аннунцио // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. Вып. 3 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2004. С. 471–494.

Пикон-Валлен Б. «Лес», или «Ах, этот сон… Заметки о репетициях „Леса“ в Комеди Франсез (март—апрель 2003)» — PROSCENIUM. Вопросы театра. М., 2006. С. 197–204.

Пикон-Валлен Б. «Театр на Москве-реке». // Сцена. 2008, № 1(51).

Пикон-Валлен Б. Рождение режиссера. // Вопросы театра/Proscenium. 2010. № 1–2. С. 271–273.

Разгонникофф Ж. О зачатках режиссуры (mise en scène) в «Комеди Франсез» XVII—XIX вв. // Вопросы театра/Proscenium. 2010. № 1–2. С. 274–286.

Ногретт К. «Искусство режиссуры» Луи Бек де Фукьера. Первый трактат о режиссуре во Франции. // Вопросы театра/Proscenium. 2010. № 1–2. С. 292–296.

Пикон-Валлен Б. И дольше века длится театр. Русский театр во Франции: гастроли, встречи, спектакли, образовательные проекты. // Вопросы театра. 2013. № 3–4. С…