Чегодаев
Михаил Андреевич

Сектор искусства стран Азии и Африки
Чегодаев Михаил Андреевич

Кандидат искусствоведения с 2002 г. Ведущий научный сотрудник Отдела региональных культур, сектор искусства стран Азии и Африки. Работает в институте с 2000 г. в Секторе (Отделе) искусства стран Азии и Африки

Сфера научных интересов — культура Древнего Египта

Также:

  • Учредитель и руководитель египтологического центра им. Б. А. Тураева при Русском Фонде Содействия Образованию и Науке, главный редактор альманаха «Aegyptiaca Rossica», с 2012 г.
  • С 2001 г. веду курс «Религия Древнего Египта» в Центре сравнительного религиоведения РГГУ
  • С 2010 г. веду курс египтологии в Университете Дмитрия Пожарского (РФСОН)

В прошлом:

  • Старший преподаватель кафедры Истории и филологии Древнего Востока РГГУ, 2000–2010
  • Старший научный сотрудник Отдела Древнего Востока Института Востоковедения РАН, 1989–2000

Образование:

  • Отделение истории искусств исторического факультета Московского Государственного Университета, 1989 (специальность: искусствоведение)
  • Защита диссертации на соискание степени канд. искусствознания «Папирусная графика Древнего Египта», 2002

Основные публикации

Монографии:

Папирусная графика Древнего Египта (монография). М., 2004.

Статьи в научных сборниках, альманахах, журналах:

Земли страны Прекрасного Запада // Троя, 1992, № 1. С. 12–19.

Древнеегипетская Книга Мертвых. Фрагменты перевода и комментарии // Вопросы истории, 1994, № 8. С. 145–163; № 9. С. 141–151.

По поводу так называемого «обратного» направления письма в древнеегипетской Книге Мертвых. — в сб. Невербальное поле культуры, М., РГГУ 1995. С. 74–78.

Some remarks Regarding the So-called «Retrograde» Direction of Writing in the Ancient Egyptian «Book of the Dead» // Discussions in Egyptology, № 35, Oxford, 1996. P. 19–24.

The Great God Ilu and the field of Ialu // Discussions in Egyptology, № 36, Oxford, 1996. P. 15–20.

Переворачивание в древнеегипетской мифологии. — в сб. Древность: историческое знание и специфика источника. М., ИВ РАН, 1996. С. 122–124.

Lest One Be Turned Upside Down // Discussions in Egyptology, № 40, Oxford, 1998. P. 67–80.

Финальные «глайды» в египетском письме: метатеза и огласовка. — в сб. «Древ­ний Египет: язык — культура — сознание». М., 1999. С. 27–41.

«Чтобы не быть перевернутым» (комментарий к 51 главе древнеегипетской Книги Мертвых). // Вестник РГГУ, № 4, кн. 1, М., 2000. С. 57–71.

Древний Египет: язык и культура. — в сб. Древний Восток: общность и своеобразие культурных традиций, М., 2001. С. 33–51.

Хор-Без-Глаз-На-Его-Челе (опыт интерпретации имени). — в сб. Древний Восток: общность и своеобразие культурных традиций. М., 2001. С. 24–32.

Изречения «Книги Мертвых»; Книга Небесной коровы (миф об истреблении людей. (Переводы и комментарии). // История Древнего Востока. Тексты и документы. Под редакцией В. И. Кузищина. М., 2002. С. 95–116.

Саркофаг Сепи из Египетского музея в Каире и два языка древнеегипетской культуры. // Петербургские египтологические чтения 2005. С.-Пб., 2006. С. 193–204.

Линейная иероглифика и ее место в древнеегипетской культуре. // Петербургские египтологические чтения 2006. ТГЭ XXXV. С.-Пб., 2007. С. 147–158.

Письменность и искусство: человек на границе миров.- в сб. «Искусство Востока» вып. 3. Сравнительное изучение традиций. М., URSS, 2008. С. 295–316.

К древнеегипетской категории (Ax). // Петербургские египтологические чтения 2007–2008. ТГЭ XLV. С.-Пб., 2009. С. 318–330.

Иеротопия древнеегипетского саркофага. // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. М., 2009. С. 18–31.

Древнеегипетская папирусная графика Позднего времени: особенности взаимоотношения текста и изображения. // «Арестей», вып. 2. М., 2010. С. 148–155.

Храм: сохранность сакрального в Древнем Египте. // «Искусство Востока» вып. 4. Сохранность и сакральность. М., ГИИ, 2012. С. 33–58.

О переводимости языка древнеегипетской культуры // «Aegyptiaca Rossica», вып. 1. М., 2013. C. 9–19.

Утка входит в храм // «Aegyptiaca Rossica», вып. 1. М., 2013. C. 177–194.

Материалы конференций:

«Иллюстрации древнеегипетской „Книги Мертвых“ // II чтения памяти Ю. Я. Перепелкина, ГЭ-СПБ отд. ИВ РАН 2004.

„Саркофаг Сепии из Египетского музея в Каире и „два языка изобразительности“ в египетской культуре“» // III чтения памяти Ю. Я. Перепелкина, ГЭ-СПБ отд. ИВ РАН 2005.

«Линейная иероглифика: специфика и назначение» // IV Египтологические чтения памяти Ю. Я. Перепелкина, ГЭ-СПБ отд. ИВ РАН

«Что это, Джеди? Несколько замечаний к папирусу Весткар» // Сергеевские чтения, МГУ 2007.

«Об одной древнеегипетской категории» // V Египтологические чтения памяти Ю. Я. Перепелкина, ГЭ-СПБ отд. ИВ РАН 2007.

«Образ и слово в культуре Древнего мира» // Цветаевские чтения (Октябрь—ноябрь; ГМИИ, РГГУ) 2008.

«Староегипетские заметки» // «Петербургские египтологические чтения», Эрмитаж и СПбГУ 2010.

«Утка входит в храм. О морфо-морфоидной основе египетской иероглифики» // конференция «Сергеевские чтения» (МГУ им Ломоносова) 2011.

«Староегипетские заметки 2» // «Петербургские египтологические чтения» (СПб Гос. Университет) 2012.

«О понимании древнеегипетской культуры» // конференция «Язык(и) древнеегипетской культуры: проблемы переводимости» (РФСОН-Университет Дмитрия Пожарского) 2012.

«На каком языке говорил Бог?» // «Сергеевские чтения». (МГУ, Исторический ф-т) 2013.

«Привидение гиены» // «Петербургские египтологические чтения (СПбГУ) 2013.

«Папирус Хата из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина» // Чтения памяти С. И. Ходжаш (ГМИИ — РФСОН) 2013.