18.03.2023

ГИИ прошел научно-исследовательский семинар «Визуальный и словесный текст в киноархиве»

13–14 марта в стенах ГИИ прошел научно-исследовательский семинар «Визуальный и словесный текст в киноархиве», организованный совместно с Госфильмофондом РФ. Это первый и весьма плодотворный опыт сотрудничества нашего института с одной из важнейших культурных институций страны. Несмотря на заявленный в названии акцент на архивном деле, тематический спектр докладов оказался значительно шире — двухдневный семинар можно без преувеличения назвать полноценной конференцией. В ходе оживленных дискуссий участники затронули вопросы специфики киносценария и экранизации (с примерами из разных стран и эпох), сложности реконструкции раннего кино, возможности музыковедческого анализа при обращении к фильмам, производственные аспекты истории кинематографа, сложнейшую проблему перемонтажа и многое другое. Среди докладчиков были специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Все четыре секции доступны для просмотра на официальном канале ГИИ в YT (https://www.youtube.com/@user-ed1ms3yj3s/streams).

Почетным гостем семинара стал доктор филологических наук С.Н. Зенкин: он представил свою новую книгу «Imago in fabula. Интрадиегетический образ в литературе и кино». Рассуждая в этом труде о визуальных образах как действующих лицах повествования, автор органично соединяет примеры из киноискусства и литературы — такой подход видится особенно важным в контексте семинара. Он получился по-настоящему междисциплинарным, в обсуждениях участвовали не только киноведы и архивисты, но также философы, филологи, культурологи, музыковеды.

В качестве специального события организаторы устроили показ архивной редкости из коллекции ГФФ — фильма знаменитого документалиста Альберто Кавальканти «Кино и действительность» (1942). Эта лента исследует взаимодействие искусства и реальности от зарождения кино до конца 1930-х годов, о чем зрителям подробно рассказала Н.В. Мокрушина, научный сотрудник Госфильмофонда. В завершение семинара состоялась открытая дискуссия, полемически названная «Как попасть в архив?». Участники обсудили насущные проблемы, связанные с доступностью различных материалов, формами работы с ними, и единодушно пришли к выводу, что любому исследователю невозможно обойтись без архивных разысканий.