26.04.2019
Фантастические существа в народном искусстве Азии
Выставка произведений народного искусства Бирмы, Вьетнама, Индии, Непала и Таиланда из коллекции музея «Традарт».
Народное искусство Азии наполнено гибридными созданиями, сопровождающими человека в разных сферах его жизни. В отличие от западного бестиария, где фантастическими предстают в основном демонические существа и персонажи низшей мифологии (полубожественные создания и духи), в азиатской традиции гибридными сущесвами являют себя в мир и воплощения божеств. Так, зооантропоморфным становится Вишну в момент его нисхождений на землю (концепция аватар), во время которых он спасает землю от разных напастей (согласно литературным источникам аватары зооморфны и териоантропоморфны, однако, часто в изобразительном искусстве это гибридные создания). На выставке можно увидеть Нарасимху (Человеко-льва), терзающего демона Хираньякашипу, а также Хаягриву — лошадиноголовое божество, включенное в расширенный список аватар Вишну.
С миграцией религии фантастические существа устремлялись вслед за ней в другие страны, приобретая новые качества, сливаясь с представлениями о других сверхъестественных персонажах и зачастую усиливается их полиморфизм, нежели чем у себя на родине. Такова история Гаруды. Ездовое животное (вахана) Вишну, в индийской традиции характеризуется как орел-змееборец, в Непал он приходит через Тибет, где сближается с мифической птицей религии бон Кхадинг — золотым «рогатым орлом». Так в его образе оказываются слиты представления о нескольких мифических созданиях, а изображения обретают все более фантазийный характер. Приобрел гибридные черты и лев, перевезенный с буддизмом в Китай, Вьетнам, Непал и др. страны.
Дракон, встречающийся в мифологии народов разных стран, гигантский крылатый змей с лапами или без и с крыльями или без оных, в европейской традиции имеет огненное или ядовитое дыхание и является враждебным человеку. В китайской же традиции, дракон лун — олицетворение светлой энергии и мужского начала ян, символ императорской власти и силы. Описание из трактата Юань Кэ, передающее гибридную природу луна: «Голова, как у верблюда, рога, как у оленя, глаза, как у зайца, уши, как у коровы, шея, как у змеи, живот, как у морского зверя, чешуя, как у карпа, когти, как у ястреба, лапы, как у тигра».