13.06.2023

Научная конференция «100 лет джазового искусства в России» прошла в ГИИ

29–31 мая 2023 года в Государственном институте искусствознания прошла Всероссийская научная конференция с международным участием «100 лет джазового искусства в России». Мероприятие приурочено к столетнему юбилею первого джазового концерта в России. Оргкомитет конференции: Евгений Викторович Дуков, доктор философских наук (Государственный институт искусствознания), Фёдор Михайлович Шак, доктор искусствоведения (Российская академия музыки Гнесиных), Кирилл Владимирович Мошков (АНО «Центр исследования джаза», главный редактор журнала «Джаз.Ру», преподаватель ГБПОУ г. Москвы «Академия джаза»), Азамат Данилович Хасаншин, кандидат искусствоведения (Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова), Елена Александровная Савицкая (секретарь конференции, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник ГИИ).

На конференции были представлены доклады по различным направлениям науки о джазе – джазологии: «Джаз в пространстве художественной культуры», «Исследования джаза», «Джаз в России: история и современность», «Джазовое образование и исполнительство», «Джаз в сфере экранных искусств», «Лингвистические поиски в джазе» и др.. Среди участников – авторитетные исследователи джаза, учёные (4 доктора наук, 9 кандидатов наук), преподаватели высших учебных заведений, аспиранты, магистры, бакалавры, а также джазовые журналисты, музыканты-практики, джазовые продюсеры. География участников была широкой: представлены столицы – Москва и Санкт-Петербург; юг – Ростов-на-Дону, Краснодар, Белгород; север – Петрозаводск, Архангельск; Поволжье – Нижний Новгород; Урал – Екатеринбург, Уфа, Челябинск; Дальний Восток – Владивосток. Большинство участников выступило очно. Международная часть была представлена Китаем, Колумбией и Молдовой. 

В рамках конференции, кроме интересных докладов, прошел круглый стол на тему «Импровизация в джазе», был показан документальный фильм «Джаз 100» (режиссёр – Александр Брынцев) и состоялась встреча с автором сценария фильма – Кириллом Мошковым, который представил также свою новую книгу, посвященную столетию российской джазовой сцены. Прозвучали «Золотые стандарты Эры свинга» в исполнении трио Елены Лубяной (Ростовская консерватория им. Рахманинова, фортепиано), Богдана Ефимова (саксофон), Михаила Алдунина (контрабас) из Российской академии музыки им. Гнесиных. На заключительном круглом столе прошел обмен мнениями по поводу будущих отечественных исследований в области джазологии. По материалам конференции планируется сборник статей под грифом Государственного института искусствознания. 

Комментарии представителей оргкомитета:

Е. В. Дуков, председатель оргкомитета, доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания:

31 мая 2023 года закончилась первая в истории ГИИ трехдневная конференция, посвященная  джазу. Она была связана со 100-летием этого жанра в России и почти 100-летием выхода первой в мире книги о джазе «Джаз-банд и современная музыка». Этот теоретический сборник в 1926 году собрал, отредактировал, снабдил предисловием и написал статью об инструментах джаза С. Я. Гинзбург, в то время научный сотрудник Института истории искусств. В сборник вошли статьи профессиональных музыкантов – Л. Грюнберга о джазе в будущем музыки, П. Грэнжера о народных истоках жанра, Д. Мийо о роли джаза в североамериканской музыке и др. На новом витке истории этого жанра наш оргкомитет старался подготовить конференцию как продолжение идей, которые были заложены нашими предшественниками. 

На конференции много докладов было посвящено теоретическим и историческим моделям  джаза. Уже первый доклад  Ф. М. Софронова из  Научно-творческого центра современной музыки Московской консерватории им. П. И. Чайковского «Джаз и художественная культура ХХ века» вывел планку на серьезный культурологический уровень. А. Д. Хасаншин из Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова в докладе «Джаз как (де)конструкция и (ре)конструкция: от произведения к тексту и обратно» добавил философско-культурологическую ноту в конференцию. А. С. Максимова из Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой рассмотрела российский джаз в медиапространстве. Целый блок докладов был отведен теме «Джаз в экранных искусствах»; он завершился показом документального фильма «ДЖАЗ 100» (режиссёр Александр Брынцев, автор сценария, член оргкомитета конференции Кирилл Мошков). Доклады и круглый стол были посвящены важной составляющей джаза –импровизации. 

Часть выступлений была связана с исторической тематикой. Т. В. Цареградская, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник ГИИ и профессор Академии музыки имени Гнесиных обратила внимание на роль в развитии джаза русских композиторов-эмигрантов первой волны в Америке. Важным вкладом в отечественную джазологию были доклады кандидата искусствоведения З. Б. Карташевой из Московского государственного института культуры о замечательном музыковеде В. Д. Конен, которая на всех доступных уровнях отстаивала джаз, и доктора искусствоведения, члена оргкомитета конференции Ф. М. Шака из Российской академий музыки имени Гнесиных об Евгения Овчинникове, педагоге, исследователе и джазовом музыканте.

На конференции прозвучали доклады о жанровых диалогах с джазом, рассматривались интересные персоналии. Очень ярко выступили молодые исследователи. По-моему, конференция удалась. Посмотрим, как тема джаза в стенах Государственного института искусствознания развернется в будущем!

К. В. Мошков, директор по исследовательской работе АНО «Центр исследования джаза», главный редактор журнала «Джаз.Ру», преподаватель ГБПОУ г. Москвы «Академия джаза»:

В анонсе конференции на сайте Государственного института искусствознания и в специализированных СМИ к участию в этом форуме приглашались «исследователи, джазовые обозреватели, а также музыканты-практики, студенты, аспиранты из разных городов России и зарубежья». Всё так и получилось. Часть докладов была представлена онлайн – и география была весьма обширна (от Петрозаводска до Краснодара, от Молдавии до Колумбии), но большая часть – очно, причём докладчики приехали из Челябинска, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Петрозаводска и других городов. 

Но дело даже не в географии и не в статистике. Просто это была сильная конференция! Автору этих строк есть с чем сравнивать: я на протяжении 15 лет регулярно участвовал в джазоведческих конференциях не столько даже в России (в нашей стране их вообще проводится крайне мало), сколько в других странах весьма обширного географического разброса – в КНР, Ирландии, Италии, Нидерландах, США... Состоявшаяся в ГИИ конференция, несмотря на скромность международного участия, добилась весьма высокого уровня коллективного осмысления заявленных предметов и тематики – пожалуй, максимально высокого из всех российских научных мероприятий подобного формата, вполне конкурентоспособного на общемировом уровне. 

Никто не ждёт от одной отдельно взятой конференции по джазу, что она охватит всю историю, теорию и современную практику джазового искусства. Но можно попытаться. И сделанная в ГИИ попытка оказалась очень удачной!

Существенным было участие исследователей и практиков джазового сегмента российской музыкальной индустрии, прежде всего Романа Христюка, старшего преподавателя продюсерской кафедры РАМ им. Гнесиных. Он представлял также Фонд Игоря Бутмана – одну из важнейших организаций, которая администрирует общенациональную программу празднования 100-летия российского джазаго года. Важен обзор истории отечественной «новой импровизационной музыки», представленный Михаилом Митропольским – не только преподавателем МКИМ (наследника легендарной Студии «Москворечье»), но и известным джазовым обозревателем, лектором, радиоведущим. Рад участию Светланы Кукиной из Нижнего Новгорода – ветерана советской джазовой журналистики, представившей образцовое «полевое» исследование по истории легендарного Горьковского джазового фестиваля. 

Финальная открытая дискуссия в конце третьего дня конференции заявила целый ряд возможных направлений дальнейших исследований. Мы очень надеемся не просто на повторение конференции через год, а на превращение её в традиционный форум, призванный стать важной точкой роста самосознания российского джазового искусства.

А. Д. Хасаншин, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, канд. иск., доцент, член Союза композиторов России и Башкортостана:

Я, как человек, проведший впервые в Башкирии (да и на всём Южном Урале) несколько специализированных Всероссийских джазовых конференций (2009, 2011, 2014, 2018 гг., с выпуском сборников по их итогам), прекрасно понимаю, каких сил стоит провести Международную джазологическую конференцию в наше время. К сожалению, все подобные мероприятия пока, увы, это нечто из области фантастики (в среднем их количество не превышает одной за два-три года на всём российском и постсоветском пространстве…). Но именно сейчас, после глобальных изменений в мировой повестке культурной жизни требуется осмысление, искусствоведческая рефлексия над процессами, происходящими в наше время в мире. Понятно, что без соответствующего профессионального научно-теоретического осмысления данных процессов, весь комплекс проблематики, рождаемый новыми явлениями джаза, тонет в хаосе (якобы) случайных событий – атомизированных и разобщённых, не связанных между собой (на первый взгляд). Безусловно, считаю необходимым регулярное (как минимум, ежегодное) проведение подобных конференций. Выражаю огромную благодарность администрации ГИИ и всем причастным за отличную работу.

Ф. М. Шак, доктор искусствоведения, Российская академия музыки имени Гнесиных, доцент кафедры инструментального джазового исполнительства:

29-31 мая в Государственном институте искусствознания успешно состоялась конференция «100 лет джазового искусства в России». В краткие сроки нам с коллегами удалось собрать впечатляющий состав участников. Среди них искусствоведы, культурологи, историки столичного и регионального джаза. Программа мероприятия оказалась насыщенной. Она заняла три полных дня. Благодарю замечательных коллег из оргкомитета Евгения Дукова, Кирилла Мошкова, Азамата Хасаншина. Отдельная признательность секретарю конференции Елене Савицкой. Мероприятие выступило плацдармом и для выступлений молодых джазовых кадров. Еще раз поздравляю моих магистров, бакалавров и аспирантов из РАМ им. Гнесиных с хорошими докладами!

Полный архив фотографий с конференции (автор – Наталья Кравченко): https://disk.yandex.ru/d/Xda9u6d3fe-bew

Видеозапись концерта «Золотые стандарты эры свинга» (Елена Лубяная – фортепиано, Богдан Ефимов – саксофон, Михаил Алдунин – контрабас): https://www.youtube.com/playlist?list=PL6NaiDji05TSMy0WrHy4XDq5t13Lcv2Nb

jazz_conference_P5290440.jpg

jazz_conference_P5290938.jpg

jazz_conference_P5300980.jpg