01.04.2024

ГИИ представит выставку «NOT-ная грамота» на международной книжной ярмарке

На центральной аллее международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fictioN-весна в Гостином дворе Государственный институт искусствознания представит выставку «NOT-ная грамота», которая  представит издания института по истории музыки. По этой теме 5 и 6 апреля сотрудники института проведут три круглых стола, посвященных научным и правовым аспектам подготовки и публикации нотных изданий.

5 апреля, 18.15-19.00 

От Петра до Павла: реконструкция звука

Как реконструировать звучание музыкальных произведений, созданных до становления нотно-издательского дела? Рукописные источники, теория гармонии и композиции и широкие культурологические исследования исторического контекста, композиторской и исполнительской практики тех лет лежат в основе нотных изданий, воскрешающих для нас музыку петровских викторий или церемониальных хоров времени Екатерины Великой и императора Павла.

Спикеры: Наталья Юрьевна Плотникова, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора Теории музыки Государственного института искусствознания, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского; Антонина Викторовна Лебедева-Емелина, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора Истории музыки Государственного института искусствознания, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

6 апреля, 13.00-13.45

Правовая проза музыкальной жизни

Что такое «право на ноты»? Чем нотные издания отличаются от всех прочих? Почему в отношении них принята практика, превосходящая границы авторского права? Почему юридически они существуют практически как патент. Роялти и плата за «прокат голосов». Реалии мировой и отечественной практики.

Спикер: Екатерина Эдуардовна Чуковская, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Отдела государственной культурной политики и экономики искусства Государственного института искусствознания, доцент Школы-студии МХАТ, директор Digital IP, вице-президент Федерации интеллектуальной собственности

6 апреля, 19.15-21.00

Чайковский и Мусорский: реконструкция текста. Полные собрания сочинений – исследовательский и правовой аспект.

Как случилось, что даже самые популярные сочинения главных русских классиков до сих пор звучат в сильно искаженном виде? Сколько правок скрывают текст Первой симфонии Чайковского? Как так могло получиться, что за исполнение Первого концерта для фортепиано Чайковского симфоническим оркестром его имени в зале имени Чайковского в Москве роялти отчислялись в Германию? Почему до сих пор нет Полного собрания сочинений Мусоргского? Как бы звучали его произведения, если бы их не отредактировал Римский-Корсаков? И почему Мусоргский писал музыку так, как начнут лишь полвека спустя? Что бывает с авторскими текстами, когда композитора слишком любят или еще не в силах понять? Как реконструировать аутентичный текст: методика, стратегия, цели.

Спикеры: Ада Григорьевна Айнбиндер, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора Истории музыки Государственного института искусствознания, заведующая отделом рукописных и печатных источников Государственного музея-заповедника П. И. Чайковского в Клину, руководитель проекта «Академическое полное собрание сочинений П. И. Чайковского».; Надежда Ивановна Тетерина, кандидат искусствоведения, заведующая сектором академических музыкальных изданий Государственного института искусствознания, руководитель проекта «Полное академическое собрание сочинений М.П. Мусоргского». 


Как всегда, на стенде ГИИ будет возможно приобрести наши сборники, монографии и тома Истории русского искусства, включая недавно вышедший 13 том об искусстве русской провинции второй половины XVIII века. 

Ярмарка пройдет в Гостином Дворе (Москва, Ильинка, 4) с 4 по 7 апреля. 

Подробнее об изданиях на выставке