06.03.2024

Первое заседание научного семинара «Фольклорное поле» прошло в ГИИ

29 февраля в ГИИ состоялось первое заседание научного семинара сектора фольклора и народного искусства «Фольклорное поле». Встреча была посвящена результатам работы экспедиции старшего научного сотрудника Института, кандидата искусствоведения Надежды Ильиничны Жулановой и исполнителя, педагога, руководителя образовательного этномузыкального проекта «Репей» Марины Михайловны Крюковой в село Чёрныш Прилузского района Республики Коми, организованной в конце октября – начале ноября 2023 года.

На семинаре присутствовали фольклористы, этномузыкологи и участники фольклорного движения. В зале библиотеки ГИИ собрались московские гости, а онлайн подключились слушатели из Республики Коми – как из Сыктывкара, так и собственно из села Чёрныш (руководитель коллектива «Чёрнышские чипсанистки» Екатерина Александровна Сердитова).

В начале заседания заведующая сектором кандидат филологических наук Л.В. Фадеева коротко рассказала об идее нового семинара и представила его задачи на ближайшую перспективу. Затем были заслушаны два основных доклада: «Этномузыковедческая экспедиция ГИИ в село Чёрныш Прилузского района Республики Коми» Н.И. Жулановой и «Техника игры чернышских чипсанисток (по материалам экспедиции 2023 г.)» М.М. Крюковой.

Идея поездки в село Чёрныш изначально была связана с исследованием локальной специфики местной флейтовой традиции коми и записью ансамбля многоствольных флейт куима чипсан, который представляет собою редкий пример преемственности инструментального музицирования (ныне вследствие изменений в образе жизни местного населения возможного только на сцене). В центре внимания докладчиков были не только новые записи, но и собственно методика работы. Акцент был сделан на освоении техники игры на многоствольных флейтах в качестве обязательного этапа полевого исследования, то есть на совмещении традиционного для фольклористов метода интервьюирования и фиксации образцов исполнения с практическим освоением традиции. По многолетнему опыту Н.И. Жулановой, такой подход к записи помогает заметить многие важные приемы, связанные с техникой игры, которые при обычной фиксации могут остаться скрытыми для исследователя исполнительской традиции.

Семинар 1.jpg

Семинар 3.jpg

Семинар 4.jpg