14.02.2024

В ГИИ прошли заседания научного семинара «Музыка в Культуре»

6-8-февраля в Государственном институте искусствознания прошли 65—67 заседания Междисциплинарного научного семинара «Музыка в Культуре» (руоводитель доктор искусствоведения Гюльтекин Байджановна Шамилли). В семинаре приняли участие более 40 ученых из Азербайджана, Беларуси, Германии, Израиля, Казахстана, России, США, Турции и Узбекистана. Отрадно, что на этот раз присутствовали и молодые музыканты из средних учебных заведений Москвы, Саратова, Казани и Волгограда.

Семинар.jpg

Семинарский цикл лекций открыл доклад доктора искусствоведения Инессы Федоровны Двужильной, посвященный теме «Памяти о Холокосте в академической музыке России, Беларуси и Украины» (6 февраля).  Примечательно, что он был выполнен на основе исследования, признанного со стороны ВАКа Республики Беларусь лучшей докторской диссертацией 2023 года. 

с2.jpg

Автор доклада познакомила слушателей с систематизацией тематики почти 30 вокально-инструментальных сочинений. На основе проведенного ею исследования был сделан вывод о том, что тема Холокоста представляет феномен, призванный способствовать формированию культурно-исторической памяти общества в противостоянии дегуманизации, насилию и дискриминации личности.


Анализ музыкально-тематического, художественного и философского уровней данного феномена, а также его исторический и личностный срезы позволили вывести ряд общих параметров, относящихся как к уровню музыкального языка, так и жанровых признаков произведений, несмотря на их стилевое различие и разбросанность на большом временном промежутке. 

В процессе доклада прозвучала музыка из оперы Михаила Броннера «Король Матиуш Первый» (https://www.youtube.com/watch?v=Hi5ylL7GH94 ), актуальность постановки которой на сцене ведущих российских музыкальных театров остается первоочередной задачей в контексте рассматриваемого явления. Также прозвучали фрагменты оперы-оратории «Бабий яр» Давида Кривицкого (https://www.youtube.com/watch?v=tOzkBuYh7kc), музыкальной драмы «Кадиш» Михаила Глуза (https://www.youtube.com/watch?v=nbM7hoH3gOE&t=1s ), кантаты «Дневник любви» Моисея Вайнберга (https://www.youtube.com/watch?v=AKEKPAcau7M&t=327s).

Тема новых изданий в области исследований традиционной музыки и культуры евреев Восточной Европы прозвучала на заседании 7 февраля. Кандидат искусствоведения Евгения Владимировна Хаздан познакомила слушателей с уникальным исследованием по свадебному обряду евреев (ред.-сост. В.А. Дымшиц), а также с биобиблиографическим указателем работ М. Береговского (ред.-сост. Е.В. Хаздан), изданным параллельно на русском и английском языках в сотрудничестве с известным израильским музыковедом Михаэлем Лукиным. 

F:\SEMINARS\sias\2024\фото\2024-02-07_20-11-47.png

Основное внимание было уделено тому, что остается за текстом исследования — истории появления книг, которая редко фиксируется самими авторами, как правило, сохраняясь в устной традиции. Удивительным образом появлению книг способствовало все то, что хорошо знакомо многим из нас — это не только счастливый случай, но и работа вопреки обстоятельствам истории. Порою даже и нарушение формальных законов, которое восполняется честностью ученого, его безупречным выполнением правил источниковедения и текстологии.

F:\SEMINARS\sias\2024\фото\2024-02-07_20-12-46.png

Доклад сопровождался показом музыкальных образцов традиционной еврейской музыки, а также рукописных первоисточников, которые в конечном итоге воплотись в яркое академическое издание.

F:\SEMINARS\sias\2024\фото\2024-02-07_20-20-19.png

Работа над исследованием диссертации этнографа Исая Менделевича Пульнера (1900–1942), переданной в свое время Владимиру Дымшицу в виде сфотографированных копий, шла почти двадцать лет. Описание этой работы, начиная от восстановления почерка и заканчивая устранением смысловых лакун, вызывает восхищение у тех, кому не понаслышке знакома текстология.

https://sun9-37.userapi.com/impg/E3bC-iVIjcDmbDnDUy8dzJ2H8djz1MsSQHNzRA/yRlsezrmGvY.jpg?size=981x1481&quality=95&sign=d957e2ed586bfcca8c4782578f21d05c&type=album

Сказанное выше характеризует и работу над биобиблиографическим словарем М. Береговского, осуществление которой было давней мечтой музыковеда Евгении Хаздан. «В Указателе объединены как опубликованные труды Береговского, так и те, что остаются в рукописях, сведения об архивных материалах, а также известные на данное время статьи об учёном, публикации, в которых рассматриваются материалы его коллекции. Хронологические рамки списка: 1919–2022. Издание публикуется в двуязычном формате на русском и английском языках, снабжено комментариями и именным и тематическим указателями. Оно обращено к исследователям, занимающимся еврейской историей и музыкальной культурой, а также изучением музыкального фольклора разных народов» — отмечает издательство «Музыка» в пресс-релизе от 24 июля 2023 года.

Заседание 8 февраля было проведено в со-организации с Азербайджанской Национальной консерваторией (куратор док. иск., проректор по научной части Л.Ш. Гусейнова). Обсуждалась концепция новой музыкальной дисциплины, сформулированной в книге «Антропология музыкального сосуществования» выдающегося советского российского ученого, доктора искусствоведения Изалия Иосифовича Земцовского. 

F:\SEMINARS\sias\2024\фото\2024-02-08_21-08-54.png

Встреча с Изалием Земцовским на платформе семинара стала уникальной возможностью для ученых всего мира, среди которых были его ученики, последователи и читатели, задать вопросы, поделиться своими мыслями, в чем-то подискутировать и прийти к заключению о необходимости продолжить разговор, сосредоточившись на конкретных проблемах, разработанных в исследовании ученого.

В докладе Изалия Земцовского рассматривалась идея новой научной дисциплины, которая изучает универсалию музыкального существования (не музыки!) и предлагает взамен эволюционного подхода апологию человека музицирующего. В ее основании лежит простая мысль о том, что музыка зародилась не как искусство, а модус существования человека, а потому она объединяет всех и каждого, существующего в музыке. Приведу пространную цитату из выступления ученого: 

«Читатели музыковедческих трудов, знающие и мои предыдущие книги, и в самом деле могут быть растеряны: это какое-то другое музыкознание и какой-то другой Земцовский – даже без привычного обзора литературы, без библиографии (несмотря на всю мою страсть к библиографической скрупулезности) и даже без указателя имен. И в самом деле, в книге не изучается музыкальный текст, в том числе опускается издавна актуальная для меня проблема отражения культуры в тексте. Равно отсутствуют истории – как музыки, так и музыкознания. Даже не упоминаются и этногенез, и введенная мною в этномузыкознание историческая морфология народной песни. Ни слова нет и про сравнительные исследования, в том числе про мой любимый типологический метод. И так дальше. Как читать книгу? Как она строится?

Формально в ней две части – 300 плюс 220 страниц. Две части, каждая из двух блоков. По сути же в ней три книги трёх разных жанров и стилей: 1) Книга об универсалии (Чуть ли не вся суть ее – в цветной диаграмме, мысленно вращающейся до головокружения); 2) Фрагменты дневника, специфика которого, прежде всего, в дневниковой хронологии и отчасти в выходе на философское осмысление проблемы (отсюда появление двух главных для меня имён – Спинозы и Голосовкера), и 3) Книга статей (в ней 9 методологически значимых текстов). Все три книги глубоко разные, но и не менее глубоко взаимосвязанные. Их можно читать подряд – так сказать, слева направо, и наоборот, справа налево. Главное – так или иначе сосредоточиться на первом блоке первой части: именно здесь помещено два «впервые» -- обозначена особая научная дисциплина, АМС, и единственная универсалия музыкального бытия, вочеловеченная в HMB. Здесь я особенно призываю не спешить – следуя завету моего незабвенного учителя Вл. Як. Проппа, советую проверить текст (и, добавлю, себя!!) на медленное чтение» (И.И. Земцовский. Доклад. 08.02.2024). 

Основной поворот научной мысли И.И. Земцовского, думается, состоит в принципиально новом процессуальном взгляде на существо «музыкальной науки» как дисциплины. Он заключается в том, что предметом науки становится не музыка, не звук, не звучание, не голос или инструмент и прочее, а человек музицирующий — то есть процесс, связывающий действователя—действующее-и-претерпевающее. Это неразрывное единство человека—музицирующего-и-музыцируемого (звучания), в котором центр внимания смещается на человека, определяет глубокое гуманистическое наполнение этой дисциплины. 

Ученые из Центральной Азии поднимали вопросы культурного разрыва, в результате которого молодое поколение теряет интерес к европейской (в широком смысле) музыкальной традиции, что, как выяснилось из разъяснения И.И. Земцовского, связано и с отсутствием аутентичного контекста «на местах», прежде всего — должного качества исполнения музыки, не откликающейся в душах юных слушателей. Отсюда проистекает необходимость налаживания прочных культурных связей между различными современными национальными традициями, налаживание допуска молодого поколения к элитным музыкальным театрам и постановкам, способным настроить слух на тонкую вибрацию истинно высокого в своем выражении искусства.

Г.Б. Шамилли, 11 февраля, 2024 года.