07.02.2024

Впервые прозвучал концерт для фортепиано с оркестром № 1 П.И. Чайковского в первой авторской редакции 1875 года

3 и 4 февраля в Нижнем Новгороде пошли концерты, на которых прозвучал концерт для фортепиано с оркестром № 1 П.И. Чайковского в первой авторской редакции 1875 года. Это первое исполнение концерта в данной редакции в современной истории - в последний раз она прозвучала в 1878 году. В Нижнем концерт исполнялся по тексту, подготовленному в рамках Академического полного собрания сочинений П. И. Чайковского (совместный проект Государственного музея-заповедника Чайковского и Государственного института искусствознания), нотные материалы предоставлены издательством “Авто Граф”.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского (1840-1893) — один из самых известных музыкальных шедевров композитора. Тем не менее история его создания овеяна мифами, а само сочинение звучит совершенно не в том виде, в котором его создал автор.

Что именно послужило поводом к созданию этого произведения, неизвестно. Но выбор композитора пал столь редкую тональность си-бемоль минор, тональность трагической Второй фортепианной сонаты Шопена с похоронным маршем, дает основание думать о связи с личными переживаниями, драматическими ситуациями этого периода жизни композитора.

В общей сложности Концерт сочинялся Чайковским в Москве с октября 1874 по февраль 1875 года. Работал композитор с невероятной быстротой и внутренней страстью. В декабре 1874 года, когда были готовы эскизы, шла работа над переложением для двух фортепиано, Чайковский показал свое новое сочинение Николаю Рубинштейну, который высказал 34-летнему коллеге замечания, которые очевидно задели его. Все обстоятельства этого показа в резко эмоциональном тоне изложены композитором четыре года спустя, когда Петр Ильич переживал тяжелейший душевный кризис и, как следствие, находился в подавленном состоянии. Были в тот конкретный момент и другие причины, которые способствовали крайне негативному тону его высказываний о Рубинштейне. Что действительно тогда произошло, что именно высказал Николай Григорьевич в отношение нового детища своего друга и коллеги остается загадкой. Но впоследствии — Рубинштейн неоднократно с огромным успехом исполнял Первый концерт, став одним из главных пропагандистов этого произведения.

С Первым концертом связана еще одна легенда, что на рукописи автографа партитуры было выставлено посвящение Николаю Рубинштейну, которое композитор зачеркнул и написал — Гансу фон Бюлову. Возможно, изначально у Чайковского было намерение посвятить сочиняемый фортепианный Концерт Рубинштейну, но на рукописи Чайковского действительно есть зачеркнутое посвящение, но оно адресовано Сергею Танееву, в этот момент восемнадцатилетниму ученику Московской консерватории, но уже начиналось его дружеское и творческое общение с Петром Ильичем. Ганс фон Бюлов, которому в конечном итоге Чайковский посвятил свой Первый концерт — всемирно известный пианист, ученик Ференца Листа. Бюлов был одним из страстных и преданных почитателей творчества Чайковского и пропагандистом сочинений композитора в Европе.

Первое исполнение Концерта, состоялось 1/13 октября 1875 года в Бостоне. Партию фортепиано исполнил Бюлов, дирижировал Бенджамин Джонсон Ланг — американский органист, пианист, композитор и дирижер.

Несмотря на большой успех концерта, спустя четыре года Чайковский внес изменения в фортепианную партию, сделав вторую редакцию, в которой это сочинение просуществовало до смерти автора – Чайковский неоднократно дирижировал Первым концертом в России и во время зарубежных гастролей. Это произведение вошло в программу и последнего дирижерского выступления Чайковского 16 октября 1893 года в один вечер с премьерой Шестой «Патетической» симфонии за девять дней до скоропостижной смерти композитора.

После широкую известность получила так называемая «третья редакция» концерта, к которой Чайковский уже никакого отношения не  имел.  В ней серьезно была изменена фортепианная партия, стала более яркой и блестящей, была сделана серьезная купюра в финале, и многое другое. В нынешнем концерте впервые в современной истории Концерт №1 для фортепиано с оркестром прозвучит в первой редакции 1875 года каким его исполнил в Бостоне Ганс фон Бюлов в Бостоне, в том виде, в котором это произведение и его автор завоевали любовь публики и мировую славу.

image-02-02-24-22-49.jpeg