02.02.2024

В ГИИ отметили День Института

31 января по традиции в Государственном институте искусствознания прошел День Института. 

Открыла праздник Наталия Владимировна Сиповская, директор ГИИ, обзором основных достижений Института в 2023 году.

Итогом работы научных сотрудников стал выход в свет 42 книг и 12 выпусков пяти научных журналов, издаваемых ГИИ. Особенно были отмечены тома титульных проектов Института: первой книги 3 тома комплексной Истории русского искусства, а также 13 тома того же проекта, изданного в виду его фундаментальности в двух полутомах. Его тираж был доставлен накануне праздника, став замечательным подарком к ежегодным институтским торжествам. Сектор Свода памятников архитектуры и монументального искусства России порадовал выходом солидной 5 книги «Свода памятников» по Тверской области. Знаменательно, что в прошлом году в институте отметили 25-летний юбилей выхода первого тома этого масштабного проекта. Поэтому презентация тома получилась особенно торжественной и проходила не только в стенах ГИИ, но и в городе Кашине, памятники которого стали одной из главных тем этого издания. Яркими презентациями сопровождался выход и других изданий, особенно музыковедческих, представления которых сопровождалось 8 концертами на разных площадках Москвы. 

И в целом 2023 год был богат на события: всего в стенах ГИИ их прошло 64, включая 10 международных, 10 всероссийских научных конференций, а также 10 концертов и 12 выставок. Не говоря уже о работе 8 продолжающихся научных семинаров, в рамках которых состоялось 66 заседаний. В качестве самых масштабных научных событий Наталия Владимировна выделила международные конференции «100 лет джазового искусства», «Искусство Византийского мира. К 85-летию О.С. Поповой», «Роль советских музыкальных деятелей в формировании исполнительских школ стран СНГ», научный симпозиум «Рахманинов и его эпоха», Сорочкинские чтения и др. Особо были отмечены инициативы молодых исследователей: ежегодный форум «Научная весна» и конференция «Творчество и исполнительство: взгляд молодых», которая в 2023 году прошла второй раз. Эти конференции становятся все более обширными по количеству участников, все интереснее и разнообразнее по содержанию, а сборники, издаваемые по их итогам, радуют профессиональным качеством текстов. 

Всего сотрудниками ГИИ в 2023 году было опубликовано 103 доклада по материалам уже прошедших конференций и прочитано 512 докладов на конференциях в 21 городе России, 40 докладов в 12 зарубежных странах. Вышли в свет 126 плановых статей в периодических научных изданиях, входящих в перечень РИНЦ и ВАК (191), и в зарубежных изданиях, индексируемых WOS, SCOPUS, Crossref (35), и еще столько же внеплановых.

Была отмечена работа отдела аспирантуры и дополнительного образования. Так, в минувшем году стартовала государственная программа профессиональной переподготовки, запущенная совместно с Владимиро-Суздальским музеем заповедником. 

Также Наталия Владимировна отметила высокую востребованность и активность сотрудников института в средствах массовой информации и в социальных сетях. Наталия Владимировна подчеркнула, что Институт становится все больше интегрированным в жизнь культурного и научного сообщества, активно взаимодействуя с культурными, научными и образовательными институциями. «Сфера сотрудничества, наша партнерская сеть продолжает развиваться», — отметила она. Зримым свидетельством тому стали 19 правительственных, ведомственных, общественных и профессиональных наград, которыми были удостоены сотрудники института в 2023 году. 

Тему наград продолжила церемония вручения премий ежегодного Конкурса научных работ. По результатам 2023 года лауреатами стали: 

в номинации «Монографии» — Екатерина Викторовна Сальникова (монографии «Путешествие через невозможное: авантюрность и фантастика Великого Немого» и «Авантюрное пространство Великого Немого: настроения и подтексты»);

в номинации «Коллективные работы» — Межинститутская научная группа «Европейский символизм и модерн» под руководством Игоря Евгеньевича Светлова (сборники статей «Английский символизм: своеобразие и европейский радиус» и «Париж около 900-х. “Роза+Крест” Жозефена Пеладана»);

в номинации — «Публикации материалов» Наталья Юрьевна Плотникова (публикация книги П.Г. Чеснокова «Хор и управление им (первоначальная редакция)»);

в номинации — «Статьи научных сотрудников» Анна Сергеевна Корндорф (статья «”Прославленный венецианец Пьетро Гонзага”. Итальянские мотивы на русской сцене»);

в номинации «Статьи молодых ученых» — Наталья Вадимовна Щербакова (статья «”Посольство Химеры” из собрания Эдмона Ротшильда (Лувр). К вопросу об атрибуции»);

в номинации «Статьи аспирантов и соискателей» — Анастасия Станиславовна Соколова (статья «Курская коллекция Барятинских: из усадьбы в музей»);

Специальных премий жюри были удостоены Лев Исаакович Лифшиц, ответственный редактор книги «История русского искусства. Том 3/1. Искусство конца XII – первой трети XIII в.», и Георгий Константинович Смирнов, ответственный редактор книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Часть 5».

Завершил вечер грандиозный капустник «25 лет в строю, Или распиная интеллект».

20240131_160828 (1).jpg

20240131_165958.jpg

20240131_180822.jpg

20240131_182413.jpg20240131_183545.jpg

20240131_184406.jpg